Рабочая программа 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для учащихся 9 классов соответствует:
 федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования;
 примерной образовательной программе основного общего образования;
 программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 авторской программе по физике Белага В.В. и др.;
 основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3»
Рабочая программа разработана Цыреновым В.А. для параллели 9-х
классов.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Основные цели и задачи изучения


физики в основной школе:

усвоение учащимися смысла основных понятий и законов
физики, взаимосвязи между ними;



формирование

системы

научных

знаний

о

природе,

ее

фундаментальных законах для построения представления о
физической картине мира;
1

 систематизация знаний о многообразии объектов и явлений
природы, о закономерностях процессов и о законах физики для
осознания возможности разумного использования достижений
науки в дальнейшем развитии цивилизации;
 формирование убежденности в познаваемости

окружающего

мира и достоверности научных методов его изучения;
 организация

экологического

мышления

и

ценностного

отношения к природе;
 развитие познавательных интересов и творческих способностей
учащихся, а также интереса к расширению и углублению
физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
 знакомство учащихся с методом научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
 приобретение учащимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
 формирование у учащихся умений наблюдать природные явления
и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования

с

использованием

измерительных

приборов,

широко применяемых в практической жизни;
 овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как
природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной
проверки;
 понимание

учащимися

отличий

научных

данных

от

непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения
бытовых,

производственных

и

культурных

потребностей

человека.
2

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству,
к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка
и

языков

народов

сопричастности

России,

судьбе

осознание

российского

и

народа).

ощущение

личностной

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края,

основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества

(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.

Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность
и

способность

к

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным

поступкам

самосовершенствованию;

(способность

веротерпимость,

к

уважительное

нравственному
отношение

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их

основе к
3

сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории
России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни

человека,

семьи

и

общества).

Формирование

ответственного

отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4.

Формирование

современному

целостного

уровню

развития

мировоззрения,
науки

и

соответствующего

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного
субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по
диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога,

готовность

к

конструированию

процесса

диалога

как

конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
4

объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта
социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения

к окружающей

действительности,

ценностей

социального

творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

равноправного

группе

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

«другого»

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

самовыражению

и

к

эмоционально-ценностному

ориентации

в

художественном

освоению
и

мира,

нравственном

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).
9.

Формирование основ

современному

уровню

экологической
экологического

культуры,
мышления,

соответствующей
наличие

опыта
5

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты обучения физике в основной

школе

включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с
информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе
продолжается работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной
деятельности.

У

выпускников

будет

сформирована

потребность

в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».

При

изучении

физики

обучающиеся

усовершенствуют

приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
•

систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
6

сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности

как

особой

формы

воспитанию

самостоятельности,

учебной

работы,

инициативности,

способствующей
ответственности,

повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого
решения.
Регулятивные УУД
1.

Умение

самостоятельно

определять

цели

обучения,

ставить

и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
•

идентифицировать

собственные

проблемы

и

определять

главную

проблему;
•

выдвигать

версии

решения

проблемы,

формулировать

гипотезы,

предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
7

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
•

выбирать

из

предложенных

вариантов

и

самостоятельно

искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования); • определять потенциальные затруднения при решении
учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся сможет:
8

• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
•

анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий; •
оценивать продукт своей деятельности по заданным
9

и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность

и

деятельность

других

обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;
•

соотносить

реальные

и

планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
•

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения

(устранения

эмоциональной

напряженности),

эффекта

восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД
10

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой

задачи;

•

самостоятельно

указывать

на

информацию,

нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
11

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; • создавать
абстрактный или реальный образ предмета
и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического

или

формализованного

(символьного)

представления

в

текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта,

исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/ результата.
12

8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его

в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
• прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
13

• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его

речи

мнение

(точку

зрения),

доказательство

(аргументы),

факты(гипотезы, аксиомы, теории);
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; • выделять
общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
14

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
•

использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;
•

делать

оценочный

непосредственно

после

вывод

о

завершения

достижении

цели

коммуникативного

коммуникации
контакта

и

обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
15

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
•

выделять

информационный

аспект

задачи,

оперировать

данными,

использовать модель решения задачи;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм; •
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной

безопасности.

Предметными результатамиобучения физике в основной школе являются:


знания о природе важнейших физических явлений окружающего
мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих
связь изученных явлений;



умения пользоваться методами научного исследования явлений
природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;



умения применять теоретические знания по физике на практике,
16

решать физические задачи на применение полученных знаний;


умения и навыки применять полученные знания для объяснения
принципов действия важнейших технических устройств, решения
практических

задач

повседневной

жизни,

обеспечения

безопасности своей жизни, рационального природопользования и
охраны окружающей среды;


формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости
явлений природы, в объективности научного знания, в высокой
ценности науки в развитии материальной и духовной культуры
людей;



развитие теоретического мышления на основе формирования
умений устанавливать факты, различать причины и следствия,
строить

модели

и

выдвигать

гипотезы,

отыскивать

и

формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические
законы;


коммуникативные умения докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать
на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.

Обучающийся научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным
и лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать

проблемы,

которые

можно

решить

при

помощи

физических методов; анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

17

 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических
свойств тел без использования прямых измерений; при этом
формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать
установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации; 
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние,
масса тела, объем, сила, температура,

атмосферное

давление,

влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с
использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей
измерений.
 проводить

исследование

использованием
установку,

прямых

фиксировать

зависимостей
измерений:
результаты

физических

при

этом

величин

с

конструировать

полученной

зависимости

физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;


проводить

косвенные

измерения

физических

величин:

выполнении измерений собирать экспериментальную

при

установку,

следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и
анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера,
узнавать в них проявление изученных физических явлений или
закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических
устройств, условия их безопасного использования в повседневной
жизни;

18

 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную
литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы
Интернет.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной

программы,

создать

основу

для

самостоятельного

успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов
деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с
этим подходом именно активность обучающихся признается основой
достижения развивающих целей образования — знания не передаются в
готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности.
Одним

из

путей

повышения

мотивации

и

эффективности

учебной

деятельности в основной школе является включение учащихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие
особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их
личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая
деятельность

должна

быть

направлена

не

только

на

повышение

компетентности подростков в предметной области определенных учебных
дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть
организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои
потребности

в

общении

со

значимыми,

референтными

группами

одноклассников, учителей и т. д.
Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой,
творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами
19

взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида
общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной
работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников
обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые
способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному
виду деятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса
№

Наименование разделов

Всег

Формы организации учебной

п/п

и тем

о

деятельности

часо
в
Урок
и

Лабораторн Контрольные
о-

работы/зачет

практическ

ы

ие занятия,
творческие
работы,
уроки
развития
речи,
проектная
деятельност
ь
20

1.

Движение тел вблизи

11

9

1

1

8

5

2

1

поверхности Земли и
гравитация
Движение тела,
брошенного вертикально
вверх, горизонтально, под
углом к горизонту.
Равномерное движение по
окружности.
Центростремительное
ускорение. Период и
частота обращения.
Закон всемирного
тяготения. Движение
искусственных спутников
Земли. Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы мира.
2.

Механические
колебания и волны
Механические колебания.
Период, частота и
амплитуда колебаний.
Период колебаний
математического и
пружинного маятников.
Резонанс.
Механические волны.
Длина волны.
Использование колебаний

21

в технике.
3.

Звук

4

3

6

5

8

6

-

1

Звуковые волны,
источники звука.
Характеристики звука.
Отражение звука.
Резонанс. Ультразвук и
инфразвук.

4.

Электромагнитные

1

колебания
Индукция магнитного
поля. Однородное
магнитное поле.
Магнитный поток.
Электромагнитная
индукция. Переменный
электрический ток.
Электромагнитное поле.
Передача электрической
энергии. Трансформатор.
Электромагнитные
колебания.
Электромагнитные волны.
5.

Геометрическая оптика

1

1

Свет. Источники света.
Распространение света в
однородной среде.
Отражение света. Плоское
зеркало. Преломление
22

света. Линзы.
Изображение, даваемое
линзой. Глаз как
оптическая система.
Оптические приборы.

6.

Электромагнитная

6

5

1

9

8

1

природа света (9 ч)
Скорость света. Методы
измерения скорости света.
Разложение белого света
на цвета. Дисперсия цвета.
Интерференция волн.
Интерференция и
волновые свойства цвета.
Дифракция волн.
Дифракция света.
Поперечность световых
волн. Электромагнитная
природа света.

7.

Квантовые явления
Опыты, подтверждающие
сложное строение атома.
Излучение и спектры.
Квантовая гипотеза
Планка. Атом Бора.
Радиоактивность. Состав
атомного ядра. Ядерные
силы и ядерные реакции.

23

Деление и синтез ядер.
Атомная энергетика.

8.

Строение

и

эволюция

6

6

10

8

Вселенной (6 ч)
Структура Вселенной.
Физическая природа
Солнца и звёзд. Строение
Солнечной системы.
Спектр
электромагнитного
излучения. Рождение и
эволюция Вселенной.
Современные методы
исследования Вселенной.

9

Повторение

2

Из них 20 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».