Рабочая программа по ИЗО, 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 классов соответствует: федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; примерной образовательной программе основного общего образования; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; авторской программе по ИЗО Л.А. Неменской; основной образовательной программе основного начального образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» Предмет «Изобразительное искусство»», изучается 33 ч (1 раз в неделю). Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по изобразительному искусству и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного начального образования. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Создание условий для формирования следующих умений: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, окружающему природой, миру, потребностей потребностей в в творческом отношении самостоятельной к практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работыв команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; проговаривать последовательность действий на уроке; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: пользоваться языком изобразительного искусства; сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). слушать и понимать высказывания собеседников; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Предметные результаты Обучающиеся научатся: верно держать лист бумаги, карандаш; правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; применять элементы декоративного рисования; различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и прикладное искусство) участвовать художественно-творческой и в дизайн, декоративно- деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; использовать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; использовать способы и приёмы обработки различных материалов; передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; составлять композиции с учётом замысла; конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; конструировать из природных материалов; пользоваться простейшими приёмами лепки. Обучающийся получит возможность научиться: усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; развивать фантазию, воображение; приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; научиться анализировать произведения искусства; приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. Содержание учебного курса 1 класс Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч) Ты учишься изображать (8 ч) Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Ты украшаешь (9 ч) Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Ты строишь (11 ч) Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. Календарно-тематическое планирование Количе N Тема урока п/п ство часов Ты учишься изображать (8 ч) 1 Изображения всюду вокруг нас. 1 2 Мастер Изображения учит видеть. 1 3 Изображать можно пятном. 1 4 Изображать можно в объеме. 1 5 Изображать можно линией. 1 6 Разноцветные краски. 1 7 Изображать можно и то, что невидимо. 1 8 Художники и зрители. Обобщение темы. 1 Ты украшаешь (8 ч) 9 Мир полон украшений. Цветы. 1 10 Красоту надо уметь замечать. 1 11 Узоры на крыльях. Ритм пятен. 1 12 Красивые рыбы. Монотипия. 1 13 Украшения птиц. Объёмная аппликация. 1 Дата 14 Узоры, которые создали люди. 1 15 Как украшает себя человек. 1 Мастер Украшения помогает сделать праздник. 16 Обобщение. 1 Ты строишь (9 ч) 17 Постройки в нашей жизни. 1 18 Дома бывают разными. 1 19 Домики, которые построила природа. 1 20 Дом снаружи и внутри. 1 21 Строим город. 1 22 Все имеет свое строение. 1 23 Строим вещи. 1 24 Город, в котором мы живем. Экскурсия. 1 25 Город, в котором мы живем. Обобщение темы. 1 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) 26 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. 1 27 Праздник весны. 1 28 Сказочная страна. Создание панно. 1 29 Разноцветные жуки. 1 30 Времена года. Экскурсия 1 31 Времена года. Весенний пейзаж. 1 32 Создание композиции «Здравствуй, лето!» 1 33 Здравствуй, лето! Урок любования. Обобщение темы. 1 Итого: 33 часа из них 11 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.