Рабочая программа 2 класс

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» во 2 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту начального общего образования с
изменениями и дополнениями;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- авторской программе под редакцией Плешакова А.А.;
- основной образовательной программе начального общего образования ( 1-4 классы)
МАОУ "Лингвистическая гимназия №3";
- учебному плану МАОУ "Лингвистическая гимназия №3" на 2021-2022 уч.год;
- учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России»;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ "Лингвистическая гимназия №3".
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан – Удэ», которая разработана в
соответствиис

методическими

рекомендациями

«

Примерная

программа

воспитания» от 02.06.2020г.

Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных,

метапредметных и предметных результатов школьного курса по окружающему миру
и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
начального образования.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий
мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
Обучающиеся должны :
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать
достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых
других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву –
столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые
другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения

познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни.
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание учебного предмета
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название
нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг,
герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это
окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и
построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света
для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют
богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение
воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные
признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки

различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения – пища

и

укрытие

для

животных;

животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению
учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и
рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и
животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и
мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и
минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство
с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за
комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из
истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные

представления

об

отдельных

производственных

процессах,

например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до
шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой

бывает

транспорт:

наземный,

водный,

воздушный,

пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

подземный;

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем
лесу.
Экскурсии: Зимние

изменения

в

природе.

Знакомство

с

достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим
дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их
предупреждение

и

лечение;

поликлиника,

больница

и

другие

учреждения

здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.
(изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного

движения

(в

частности,

касающейся

пешеходов

и

пассажиров

транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности:
не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с
ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами
семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные

товарищи,

друзья,

Взаимоотношения мальчиков и девочек.

совместные

учеба,

игры,

отдых.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное
отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица
России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению
учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности
родного края. Водоемы родного края.
Национально – региональный компонент
В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия
записано, что НРК способствует:
а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей
ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию
собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе
убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
б) содействует формированию деятельностной структуры личности
(познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической,
физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий,
основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии,
осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;

в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных
федеральным компонентом.
В программе предусматривает реализацию национально-регионального
компонента на уроках окружающего мира посредством изучения, составленных на
культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Задания интересны в
познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить
школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным
народным творчеством.
Тематическое планирование

№

Раздел

Кол-во часов

Контр. раб

1

«Где мы живем?»

(4 ч)

1

2

«Природа»

(20 ч)

1

3

«Жизнь города и села»

(10 ч)

1

4

«Здоровье и безопасность»

(9 ч)

1

5

«Общение»

(8 ч)

1

6

«Путешествия»

(17 ч)

1

7

Итого

68 часов

6

Итого: 68 часов из них 28 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф
икат

6033324505102036708305594281468
17986133868575823

Владеле
ц

Шарханов Владимир Савельевич

Действи
телен

С 22.04.2021 по 22.04.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф
икат

6033324505102036708305594281468
17986133868575823

Владеле
ц

Шарханов Владимир Савельевич

Действи
телен

С 22.04.2021 по 22.04.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».