Рабочая программа 3 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» во 3 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту начального общего образования с
изменениями и дополнениями;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- авторской программе под редакцией Плешакова А.А.;
- основной образовательной программе начального общего образования (1-4 классы)
МАОУ "Лингвистическая гимназия №3";
- учебному плану МАОУ "Лингвистическая гимназия №3" на 2021-2022 уч.год;
- учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России»;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ "Лингвистическая гимназия №3".
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан – Удэ», которая разработана в соответствии
с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от
02.06.2020г.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.УланУдэ» на изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов из
расчета 2 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных,

метапредметных и предметных результатов школьного курса по окружающему миру
и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
начального образования.
Предметные планируемые результаты
Обучающиеся научатся:


находить

на карте

города

Золотого

кольца

России, приводить

примеры

достопримечательностей этих городов;


осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;



находить на карте страны – соседи России и их столицы;



определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;



осознавать

и

раскрывать

ценность

природы

для

людей,

необходимость

ответственного отношения к природе;


различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать
проявления внутреннего мира человека;



различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;



проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;



исследовать

с

помощью

опытов

свойства

воздуха,

воды,

состав

почвы,

моделировать круговорот воды в природе;


классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и
другим изученным группам;



пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;



обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их
с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;



приводить примеры растений и животных из Красной книги России;



использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для
поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о
природе;



устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем
органов человека;



использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья;



оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;



вырабатывать правильную осанку;



выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;



понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие
правила;



правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;



соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки
разных групп, следовать их указаниям;



понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую
опасность и избегать ее;



соблюдать правила безопасного поведения в природе;



понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической
безопасности в повседневной жизни;



раскрывать роль экономики в нашей жизни;



осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
необходимость бережного отношения к природным богатствам;



различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;



понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;



объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты
налогов гражданами страны;



понимать, как ведется хозяйство семьи;



обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы;



рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией
из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);



приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные,
добрососедские отношения между странами и народами;



использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска
информации о человеке и обществе.
Обучающиеся получат возможность научиться:



использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;



моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;



осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;



пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;



выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;



планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;



осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;



ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;



наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной
организации, социума, этноса, страны;



проявлять

уважение

и

готовность

выполнять

совместно

установленные

договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками

в

официальной

обстановке;

участвовать

в

коллективной

коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Как устроен мир? (7 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки познания человеком
окружающего мира».
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и
газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение

почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной
хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и
развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида.
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека.
Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана
животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на
мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте
жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение
свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание
плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к
распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с
помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (15 часов)
Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха,
обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма
вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги
здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в
оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания
питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках);
подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в
обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях:
балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,

проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности.
Правила поведения в опасных местах.
Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: клещи, змеи и др.
Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как
защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для
очистки воды.
Чему учит экономика? (10 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары
и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха
труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря
нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их
сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач
общества в ХХI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных
ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания
рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (11 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и
культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и
каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№

Тема

Количество

Количество

п/п

часов

контрольных
работ

1

Как устроен мир

7

1

2

Эта удивительная природа

18

1

3

Мы и наше здоровье

15

1

4

Наша безопасность

7

1

5

Чему учит экономика

10

1

6

Путешествие по городам и странам

11

1

68

6

Итого

Итого: 68 часов из них 28 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».