Рабочая программа 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе:


Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом №373 Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009г.



Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и
программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова
«Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»),
М.: Просвещение 2011г.



Программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с
методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020
г.;



Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе на 2017-2018 учебный год;



Основной общеобразовательной программы МОАУ «Лингвистическая гимназия №3
г. Улан-Удэ»



Учебного плана МОАУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» ;



Положения о рабочей программе МОАУ «Лингвистическая гимназия №3 г. УланУдэ».
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных,

метапредметных и предметных результатов школьного курса по окружающему миру
и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
начального образования.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:



получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;



обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию
российской гражданской идентичности;



приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к
осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего
мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в
ближайшем окружении;



получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта
общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;



познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть
и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;



получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и
проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;



примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.



В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать
правила поведения в мире природы и людей, правила



здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:



узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;



описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;



сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;



проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям



и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;



использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний;



использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе
и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;



использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;



обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;



определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;



понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:



использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;



моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;



осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;



пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;



выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;



планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:



узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;



различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;



используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;



оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и сопереживания им;



использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:



осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;



ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого
и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;



наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной
организации, социума, этноса, страны;



проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;



определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих
Содержание учебного предмета
Земля и человечество (9 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и
спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный
спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и
ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его
влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых
объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и
реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов,
зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности
природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к

условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной
деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в
Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе
хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых
географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных
зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных
зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны (15 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в
нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека.
Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,
предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение
в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности
человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их
основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в
нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.
Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство,
плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о

биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и
производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).
Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в
природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и
животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласаопределителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их
распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных
ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных
экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласаопределителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства
прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская
мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники,
объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество,
телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о
скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание
человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин
Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней
Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская
Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства.
Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический
подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской
династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы
страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России –
Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй.
Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура,
быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и
нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война.
Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война
1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный
праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого
искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая
станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края
(города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная россия (9 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека
в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание,
правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Содержание учебного предмета, курса
№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России»

10

3

Родной край – часть большой страны

15

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории России

20

6

Современная Россия

9

ИТОГО

68

Итого: 68 часов из них 28 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».