Рабочая программа 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 классов
соответствует:
 федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования;
 примерной образовательной программе основного общего образования;
 программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана

в

соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 авторской программе по литературному чтению В.Г. Горецкий, В.А.
Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина;
 основной

образовательной

программе

основного

начального

образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3»
Планируемые результаты изучения предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
литературному чтению и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного начального образования.
Учебники по данной программе входят в федеральный перечень на 20212022

учебный

год.

В

соответствии

с

учебным

планом

МАОУ

«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ» курс «Литературное чтение» в 1
классе изучают 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет

132 часов в год. Программа будет пройдена за счёт укрупнения
дидактических единиц (уплотнения программы).
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на
получение следующих личностных результатов:
-

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических и демократических ценностных ориентации;
-

целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов;
-

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
-

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

-установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное
чтение»

в

первом

классе

является

формирование

регулятивных,

познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-

способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале,
содержащем средства для ее решения;
-

сформированность на начальном этапе умений планировать учебные

действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
-

начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и

самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
-

умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

-

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной форме;
- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового
характера;
- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном
материале;
-

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым

признакам,

установления

аналогий

и

причинно-следственных

связей,

построения

рассуждений,

отнесения к известным понятиям;
-

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов

и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное
чтение»;
-

овладение

базовыми

предметными

и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-

активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач;
-

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-умение определять общую цель и пути её достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
-

первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
-

позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как

показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-

умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических

высказываний;
-

овладение

учебными

действиями

с

языковыми

единицами

и

формирование умения использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
-

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,

средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-

осознание значимости чтения для личного развития; формирование

представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе,
честности; формирование потребности в систематическом общении;
-

достижение необходимого для продолжения образования уровня

читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных,
научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
-

использование

разных

видов

чтения

(изучающее

(смысловое),

выборочное, поисковое); .умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении,
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-

умение

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
-

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов:

устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение (с
помощью учителя);
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности
произведений.

научно-познавательных,

учебных

и

художественных

К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»
обучающиеся научатся:
-

называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные

различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-

вычленять отдельные звуки в словах, определять их

последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
-

правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

-

выделять слоги, различать ударные и безударные;

-

определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;

-

устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»

обучающиеся получат возможность научиться:
- слышать интонацию конца предложения, определять количество
произнесённых
предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
-выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их
последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
-различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных;
различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
-правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
-соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» обучающиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на
основе различных источников;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать
поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических
норм;
-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план (с
помощью учителя);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде
пересказа (полного, выборочного, краткого);
- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
Навыки чтения:
1 полугодие - плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов
с изученными буквами.
2 полугодие - правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения
целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита.
Ориентировочный темп чтения незнакомого текста 25-30 слов в минуту.
Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом,
предложением и связной речью, начатой в букварный период.
К концу изучения блока «Литературное чтение» обучающиеся получат
возможность научиться:
-

понимать прочитанное по ходу чтения;

-

определять авторскую позицию и выражать свое отношение к

герою и его поступкам;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Содержание учебного предмета
Содержание программы является основой для овладения обучающимися
приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам

языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и
индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно,
способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается
потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке
осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
для

эффективного

решения

коммуникативной

задачи.

Практическое

овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение с
держащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных
как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).

Орфографическое

чтение

(проговаривание)

как

средство

самоконтроля при письме под диктовку и пи списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала
для анализа, наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение

их

порядка.

Интонация

в

предложении.

Моделирование

предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Круг детского чтения
Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д.
Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я.
Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и
писателей: С. Маршака, А. Барто, В. Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В.
Берестова.
Блок «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей
речи,

умение

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

прослушанного

произведения, определение последовательности событий, осознание цели
речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью
авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры
обучающихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и
навыков.

Постепенный

переход

от

слогового

к

плавному,

осмысленному,

правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения
(изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте
необходимую информацию, понимать её особенности.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста: художественном, учебном, научно-популярном

и их сравнение.

Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в
нравственном

содержании

художественных

произведений,

осознавать

сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Определение темы и главной мысли произведения по вопросам учителя и
деление текста на смысловые части с помощью учителя, их озаглавливание.
Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу

беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга
как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на
Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, иллюстрации.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка,
алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с
текстом художественного произведения знания детей должны пополниться
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об
авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях
малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Получение

первоначальных

представлений

об

изобразительных

и

выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании
словом»,

о

метафоре,

сравнении,

олицетворении,

ритмичности

и

музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных
средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте
слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью
учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по
аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на
основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование
системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося
на многонациональное единство российского общества, включая в себя
осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.

Итогом является освоение разных видов пересказа художественного
текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей),
вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности
ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание
заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием.
Определение

особенностей

учебного

/

научно-популярного

текстов

(передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей,
определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем.

Ключевые

или

опорные

слова.

Построение

алгоритма

деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать
с учебными заданиями,

обобщающими вопросами и справочным

материалом.
Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как
вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать

свою

точку

зрения

по

обсуждаемому

произведению

(художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять
доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого
этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального
этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме
ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее
эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной
мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и
художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на
основе художественного произведения или произведения изобразительного
искусства)

в

рассказе

(описание,

рассуждение,

повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и
использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с
учётом особенностей монологического высказывания.
Устное

сочинение

как

продолжение

прочитанного

произведения,

отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на
заданную тему.
Вводный урок
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием
учебника, словарём.
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным,
Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Сказки авторские и народные. Произведения устного народного творчества:
песенки, загадки, потешки, небылицы. Отрывки из сказок А. Пушкина.
Проиизведения К Ушинского и Л. Толстого.

Потешки, песенки из

зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова,
Е. Трутневой, В. Берестова, В. о русской природе.

И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, Я тайца, О. Григорьева, О Дриза, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой, Т.
Собакина.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым,
С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, М.
Пляцковским, И Пивоваровой, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях,
об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, Р.
Сефа, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Резерв
Тематическое – планирование по литературному чтению в 1 классе
№

Название раздела

Количество часов

1

Добукварный период

15

2

Букварный период

43

3

Послебукварный период

41

3.1 Жили-были буквы

8

3.2 Сказки, загадки, небылицы

7

3.3 Апрель, апрель. Звенит капель…

6

3.4 И в шутку и всерьёз

7

3.5 Я и мои друзья

7

3.6 О братьях наших меньших

6

Итого

99

Итого: 99 часов из них 33 часа на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».