Рабочая программа 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 3
класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

по

литературному

чтению

в

3

классе

соответствует:
 федеральному

образовательному

стандарту

начального

общего

образования;
 примерной

образовательной

программе

начального

общего

образования;
 авторской программе под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого;
 основной образовательной программе начального общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г.Улан-Удэ».
программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «
Лингвистическая гимназия №3 г. Улан – Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями « Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020г.
Планируемые результаты
Личностные

Учащиеся научатся:


понимать,

отношений

к

что

отношение

семье,

находить

к

Родине

начинается

подтверждение

этому

с
в

читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;


с гордостью и уважением относиться к творчеству

писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях

о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих
рассказах восхищение и уважение к ним;


самостоятельно находить произведения о своей Родине,

с интересом читать, создавать собственные высказывания и
произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:


понимать,

что

отношение

к

Родине

начинается

с

отношений к семье и к малой родине, находить примеры
самоотверженной любви к малой родине среди героев
прочитанных произведений;


собирать материал для проведения заочных экскурсий

по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в
произведениях

писателей

и

поэтов,

доносить

эту

информацию до слушателей, используя художественные
формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты,
уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);


составлять сборники стихов и рассказов о Родине,

включать в них и произведения собственного сочинения;
Метапредметные
Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:


формулировать учебную задачу урока в мини-группе

(паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,
периодически сверяя свои учебные действия с заданной
задачей;


читать

в

соответствии

с

целью

чтения

(бегло,

выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);


составлять план работы по решению учебной задачи

урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с
группой (парой) план изучения темы урока;



оценивать свои достижения и результаты сверстников в

группе (паре) по выработанным критериям и выбранным
формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и
пр.);


определять границы коллективного знания и незнания

по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?
Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;


анализировать причины успеха/неуспеха с помощью

оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);


фиксировать причины неудач в устной форме в группе

или паре;


предлагать варианты устранения причин неудач на

уроке;


осознавать смысл и назначение позитивных установок

на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на
уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:


формулировать учебную задачу урока коллективно, в

мини группе или паре;


формулировать свои задачи урока в соответствии с

темой урока и индивидуальными учебными потребностями и
интересами; читать в соответствии с целью чтения (в темпе
разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно
и пр.);


осмысливать коллективно составленный план работы на

уроке и план, выработанный группой сверстников (парой),
предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,
альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить
аргументы в пользу своего плана работы;



принимать

замечания,

конструктивно

обсуждать

недостатки предложенного плана;


выбирать наиболее эффективный вариант плана для

достижения результатов изучения темы урока. Если план
одобрен,

следовать

его

пунктам,

проверять

и

контролировать их выполнение;


оценивать

выработанными

свою

работу

в

критериями

соответствии

и

с

выбранными

заранее
формами

оценивания;


записывать

варианты

устранения

причин

неудач,

намечать краткий план действий по их устранению;


предлагать свои варианты позитивных установок или

способов

успешного

достижения

цели

из

собственного

опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД

Учащиеся научатся:


определять

художественных
произведения,

информацию
объектов,

на

основе

например,

иллюстрации,

различных

литературного

репродукции

картины,

музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;


анализировать литературный текст с опорой на систему

вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения;


сравнивать

литературного

мотивы

поступков

произведения,

героев

выявлять

из

одного

особенности

их

поведения в зависимости от мотива;


находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,

использовать их в своих творческих работах;


самостоятельно

определять

с

помощью

пословиц

(поговорок) смысл читаемого произведения; понимать смысл

русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов
великих

классиков

литературы

(Пушкина,

Лермонтова,

Чехова, Толстого, Крылова и др.);


проявлять индивидуальные творческие способности при

составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в
процессе

чтения

по

ролям,

при

инсценировании

и

выполнении проектных заданий;


предлагать вариант решения нравственной проблемы,

исходя из своих нравственных установок и ценностей;


создавать

высказывание

(или

доказательство

своей

точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;


сравнивать

сказку

бытовую

и

волшебную,

сказку

бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и
различия;


самостоятельно

подбирать

к

тексту

произведения

репродукции картин художника или фрагменты музыкальных
произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:


находить

литературного

необходимую

информацию

произведения,

фиксировать

в

тексте

полученную

информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;


анализировать литературный текст с опорой на систему

вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;


сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и

былину,

житие

и

рассказ,

волшебную

сказку

и

фантастическое произведение; находить в них сходства и
различия;



сравнивать литературное произведение со сценарием

театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или
мультфильмом;


проявлять индивидуальные творческие способности при

сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе
чтения

по

ролям

и

инсценировании,

при

выполнении

проектных заданий;
Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:


высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на

прочитанное или прослушанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;


понимать цель своего высказывания; пользоваться

элементарными

приёмами

убеждения,

мимикой

и

жестикуляцией;


участвовать в диалоге в паре или группе, задавать

вопросы на осмысление нравственной проблемы;


создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя

основные положения устного высказывания;


проявлять терпимость к другому мнению, не допускать

агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы
примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;


отбирать аргументы и факты для доказательства своей

точки зрения;


опираться на собственный нравственный опыт в ходе

доказательства и оценивании событий;


определять в группе или паре критерии оценивания

выполнения того или иного задания (упражнения);


оценивать

достижения

участников

парной работы по выработанным критериям;

групповой

или



руководствоваться

оценке

поступков

выработанными
литературных

критериями

героев

и

при

своего

собственного поведения;


объяснять причины конфликта, возникшего в группе,

находить пути выхода из создавшейся ситуации;


готовить

обращаясь

небольшую

за

помощью

презентацию
к

взрослым

(6—7

слайдов),

только

в

случае

затруднений. Использовать в презентации не только текст,
но

и

изображения

(картины

художников,

иллюстрации,

графические схемы, модели и пр.);


озвучивать

презентацию

с

опорой

на

слайды,

выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:


высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на

прочитанное

произведение,

проявлять

активность

и

стремление высказываться, задавать вопросы;


формулировать

цель

своего

высказывания

вслух,

используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...»,
«Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить,
привести пример...» и пр.;


пользоваться элементарными приёмами убеждения,

приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;


участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать

вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по
прочитанному произведению;


создавать

5—10

слайдов

к

проекту,

письменно

фиксируя основные положения устного высказывания;


демонстрировать образец правильного ведения диалога

(полилога);



определять

цитаты

из

текста

литературного

произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые
абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к
описываемым событиям;


находить различные источники информации, отбирать

из

них

нужный

материал,

перерабатывать,

систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей
цели;
Предметные

Учащиеся научатся: читать вслух бегло, осознанно, без
искажений, выразительно, передавая своё отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова,
соблюдая паузы между предложениями и частями текста;


осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное,

выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели
чтения;


понимать смысл традиций и праздников русского и

бурятского народа, сохранять традиции семьи и школы,
осмысленно готовиться к национальным праздникам;


составлять

высказывания

о

самых

ярких

и

впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных
праздников,

делиться

впечатлениями

о

праздниках

с

друзьями и товарищами по классу;


употреблять пословицы и поговорки в диалогах и

высказываниях на заданную тему;


рассуждать

о

категориях

добро

и

зло,

красиво

и

некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые
оттенки в своих оценочных высказываниях;


пользоваться элементарными приёмами анализа текста;



составлять краткую аннотацию (автор, название, тема

книги,

рекомендации

к

чтению)

на

художественное

произведение по образцу;
самостоятельно



читать

произведение,

понимать

главную мысль;


находить

книги

для

самостоятельного

чтения

в

библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной
и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями
о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях
о них;

Учащиеся получат возможность научиться:


понимать значимость произведений великих русских

писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,
Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;


выбирать при выразительном чтении интонацию, темп,

логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка
сказывается, стихотворение читается с чувством, басня
читается с сатирическими нотками и пр.);


читать

вслух

интонационно
предложения

бегло,

объединять
в

тексте,

осознанно,
слова

выражая

в

без

искажений,

предложении

своё

отношение

и
к

содержанию и героям произведения;


пользоваться элементарными приёмами анализа текста

с целью его изучения и осмысления;


осознавать через произведения великих мастеров слова

их нравственные и эстетические ценности (добра, мира,
терпения, справедливости, трудолюбия);


эстетически воспринимать произведения литературы,

замечать

образные

выражения

в

поэтическом

тексте,

понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий образ;



участвовать в дискуссиях на нравственные темы;
подбирать

примеры

из

прочитанных

произведений,

доказывая свою точку зрения;


формулировать один вопрос проблемного характера к

изучаемому тексту;
находить эпизоды из разных частей прочитанного



произведения,

доказывающие

собственное

мнение

о

проблеме;


делить текст на части, подбирать заголовки к ним,

составлять самостоятельно план пересказа, продумывать
связки для соединения частей;


находить в произведениях средства художественной

выразительности;


готовить проекты о книгах и библиотеке;



участвовать в книжных конференциях и выставках;



пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в

библиотеке;


пересказывать содержание произведения подробно,

выборочно

и

кратко,

опираясь

на

самостоятельно

пересказе

логическую

составленный план;
соблюдать

при

последовательность

и



точность

изложения

событий;

составлять план, озаглавливать текст; пересказывать.
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Книга как источник необходимых знаний. Элементы
книги:

содержание

или

оглавление,

титульный

лист,

аннотация, иллюстрации. Рукописные книги Древней Руси.

Начало

книгопечатания

(общее

представление).

Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (10 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни.
Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения
прикладного искусства. Русские народные сказки «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый
Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научнопопулярной статьи Я. Смоленского. Ф.И. Тютчев. «Весенняя
гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»,
«Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С. Никитин. «Полно,
степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». И.З.
Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».
Великие русские писатели (17 ч)
Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С.
Пушкина», А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж
небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,
«Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Сказка о царе Салтане…». Сообщение о Крылове на
основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки»,
«Зеркало

и

Обезьяна»,

Воскобойникова

о

М.Ю.

«Ворона

и

Лисица».

Лермонтове.

М.Ю.

Статья

В.

Лермонтов.

«Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень».
Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний
писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая
бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над
бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое
слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой
зелёный ельник у дороги…».
Литературные сказки (3 ч)
Д.Н.

Мамин-Сибиряк

«Сказка

про

храброго

Зайца-

Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин.
«Лягушка-путешественница».

В.Ф.

Одоевский

«Мороз

Иванович».
Были-небылицы (10 ч)
М.Горький

«Случай

с

Евсейкой».

К.Г.

Паустовский

«Растрёпанный воробей». А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей»,
«Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.
Есенин «Черёмуха».
Люби живое (12 ч)
М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов-Микитов
«Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё
про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про
обезьянку».

В.Л.

Дуров

«Наша

Жучка».

В.П.

Астафьев

«Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой
поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». Е.А. Благинина.
«Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 ч)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко

«Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов
«Федина задача», «Телефон».
По страницам детских журналов (8 ч)
Вступительная статья. Ю.И. Ермолаев «Проговорился»,
«Воспитатели».

Г.Б.

Остер

«Вредные

советы»,

«Как

получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».
Зарубежная литература (7 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен.
«Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике.
Учебно-тематический план

№

Наименование

Учебн

Провероч Прое

разде разделов и тем

ые

ная

ла и

часы

работа

кт

тем
Самое великое
1.

чудо на свете.
Устное народное

2.

8

1

17

1

5

1

тетрадь 2
Литературные

6.

сказки

7.

Были - небылицы
Поэтическая

8.

тетрадь 1

9.

Люби живое
Поэтическая

10.

1

писатели
Поэтическая

5.

1

тетрадь 1.
Великие русские

4.

10

творчество
Поэтическая

3.

4

3
10
4
12
8

1
1
1
1
1

1

тетрадь 2
Собирай по
ягодке –

1
10

наберёшь
11.

кузовок
По страницам
детских

12.

8

журналов
Зарубежная

13

1

7

1

литература
Итого:

102

12

2

Итого: 102 часа из них 34 часа на реализацию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».