Рабочая программа по русскому языку на родном языке, 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку на родном языке для учащихся 1
классов соответствует:
федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования;
примерной образовательной программе основного общего образования;
программе
воспитания
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана
в
соответствии
с
методическими
рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
авторской программе по русскому языку на родном языке В.П.
Канакина, В. Г. Горецкий;
основной
образовательной
программе
основного
начального
образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
федеральному перечню учебников;
положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок»
программы воспитания основного начального образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной
(русский) язык» 1класс
Программа
обеспечивает
достижения
личностных,
метапредметных
и
обучающимися
предметных
следующих
результатов.
Система
планируемых результатов дает представление о том, какими именно
учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу
русского
родного
языка,
а
также
личностными,
познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют
обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» в 1-м классе.
Личностные результаты
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
личностных УУД:
●
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей
многонационального
российского
общества;
становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
●
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного
отношения к школе;
●
положительного отношения к урокам русского языка;
●
уважительного отношения к русскому языку как родному языку
русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
●
интереса к языковой и речевой деятельности;
●
представления
о
многообразии
окружающего
мира,
некоторых
духовных традициях русского народа;
●
представления
об
этических
чувствах
(доброжелательности,
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле
и др.);
●
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в
проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
регулятивных УУД:
●
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу
обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
●
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным
материалом;
●
высказывать своё предположение относительно способов решения
учебной задачи;
●
проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
●
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих познавательных УУД:
●
целенаправленно
слушать
учителя
(одноклассников),
решая
познавательную задачу;
●
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах
учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
●
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
учебнике и учебных пособиях;
●
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и
учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
●
работать с информацией, представленной в разных формах (текст,
рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
●
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить
в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
●
преобразовыватьинформацию, полученную из рисунка (таблицы,
модели), в словесную форму под руководством учителя;
●
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме;
●
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме
(рисунку);
●
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под
руководством учителя);
●
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных
фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
●
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
●
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения
(предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления
природы, школьные принадлежности и др.);
●
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным
опытом (под руководством учителя).
Обучающийся
получит
возможность
для
формирования
следующих
коммуникативных УУД:
●
слушать собеседника и понимать речь других;
●
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
●
принимать участие в диалоге;
●
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
●
принимать участие в работе парами и группами;
●
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
●
признавать существование различных точек зрения; высказывать
собственное мнение;
●
оценивать
собственное
поведение
и
поведение
окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных
ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в
начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее»
Обучающийся научится:
•
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского
быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
•
использовать словарные статьи учебника для определения лексического
значения слова;
•
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»
Обучающийся научится:
•
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
•
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»
научится:
•
различать
этикетные
формы
обращения
в
официальной
и
неофициальной речевой ситуации;
•
•
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
•
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
•
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс.
На изучение Родного (русского) языка в 1 классе отводится 0,5 час в
неделю (16 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной
строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в
старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как
нельзя
произносить
слова
(пропедевтическая
предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
работа
по
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в
диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс
№
Тема
Кол-
п/п
вочасов
1
Секреты речи и текста
8ч
2
Язык в действии
10ч
3
Русский язык: прошлое и настоящее
12ч
4
Секреты речи.
3ч
Итого
33 ч
Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский)
язык
№
Корр
уро екци
Тема урока
Количест
во часов
Дата проведения
план
коррекц
ия
ка
я
Раздел 1. Секреты речи и текста – 8 часа
1
Предмет и слово.
2
2
Связь слов и высказываний
2
3
4
Гласные и согласные
звуки. Ударение.
Проект «Дерево слов».
2
2
Раздел 2. Язык в действии – 10 часов
5
Роль логического
ударения.
2
6
Как можно играть звуками
2
7
Где поставить ударение
2
8
Смыслоразличительная
роль ударения
2
Как сочетаются слова
9
2
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов
Как писали в старину
10
Особенности оформления
2
книг в Древней Руси.
11
12
Сведения об истории
русской письменности.
Практическая работа
«Оформление буквиц и
2
2
заставок»
13
Дом в старину.
2
Слова, обозначающие
14
предметы традиционного
2
русского быта.
Во что одевались в
15
старину.
2
Раздел 1. Секреты речи 3 час
16
Проект «Секреты речи».
3
Итого – 33 часа из них 11 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.