Рабочая программа по русскому языку на родном языке, 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку на родном языке для учащихся 1 классов соответствует: федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; примерной образовательной программе основного общего образования; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; авторской программе по русскому языку на родном языке В.П. Канакина, В. Г. Горецкий; основной образовательной программе основного начального образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного начального образования. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» 1класс Программа обеспечивает достижения личностных, метапредметных и обучающимися предметных следующих результатов. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе. Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: ● чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; ● внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе; ● положительного отношения к урокам русского языка; ● уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; ● интереса к языковой и речевой деятельности; ● представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; ● представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); ● первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: ● принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; ● понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; ● высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; ● проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); ● оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: ● целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ● ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); ● осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; ● понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); ● работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; ● понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; ● преобразовыватьинформацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; ● понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ● составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); ● анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); ● осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); ● осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: ● слушать собеседника и понимать речь других; ● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ● принимать участие в диалоге; ● задавать вопросы, отвечать на вопросы других; ● принимать участие в работе парами и группами; ● договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; ● признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; ● оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» Обучающийся научится: • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. При реализации содержательной линии «Язык в действии» Обучающийся научится: • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится: • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; • • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс. На изучение Родного (русского) языка в 1 классе отводится 0,5 час в неделю (16 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч) Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. Раздел 2. Язык в действии (5 ч) Как нельзя произносить слова (пропедевтическая предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. работа по Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста (2 ч) Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс № Тема Кол- п/п вочасов 1 Секреты речи и текста 8ч 2 Язык в действии 10ч 3 Русский язык: прошлое и настоящее 12ч 4 Секреты речи. 3ч Итого 33 ч Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык № Корр уро екци Тема урока Количест во часов Дата проведения план коррекц ия ка я Раздел 1. Секреты речи и текста – 8 часа 1 Предмет и слово. 2 2 Связь слов и высказываний 2 3 4 Гласные и согласные звуки. Ударение. Проект «Дерево слов». 2 2 Раздел 2. Язык в действии – 10 часов 5 Роль логического ударения. 2 6 Как можно играть звуками 2 7 Где поставить ударение 2 8 Смыслоразличительная роль ударения 2 Как сочетаются слова 9 2 Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов Как писали в старину 10 Особенности оформления 2 книг в Древней Руси. 11 12 Сведения об истории русской письменности. Практическая работа «Оформление буквиц и 2 2 заставок» 13 Дом в старину. 2 Слова, обозначающие 14 предметы традиционного 2 русского быта. Во что одевались в 15 старину. 2 Раздел 1. Секреты речи 3 час 16 Проект «Секреты речи». 3 Итого – 33 часа из них 11 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.