Рабочая программа 2 класс

Рабочая программа по родному русскому языку, 2 класс
Рабочая программа по русскому языку на родном языке для учащихся
2 классов соответствует:
 федеральному

государственному

образовательному

стандарту

основного общего образования;
 примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
 программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 авторской программе по русскому языку на родном языке В.П.
Канакина, В. Г. Горецкий;
 основной

образовательной

программе

основного

начального

образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 федеральному перечню учебников;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
родной язык» во 2 классе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса
по родному русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок»
программы воспитания основного начального образования.

Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют
обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» во 2-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский
родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в
начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,
игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и
текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
2 класс
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности
познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке
народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с
поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне,
соответствующем возрасту);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель
языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов
России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения
мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств
для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры
русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа
находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке,
внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к
значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению
различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,
доказывать и т. д.).
Предметные

Обучающиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения
(звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные
ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на
письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для
упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой
структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы
по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства
языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2
класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому
словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания
(несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с
другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений,
замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и
письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку
тексты в 35–40 слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные,
слова с прямым и переносным значением, слова с близким и
противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с
однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении
орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными
правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями
учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения
своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу,
если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять
орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по
памяти.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план
действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для
выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать
выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам:
выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность
выполнения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения
конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых
текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей
(составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые
словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию
форзацев, оглавления, справочного бюро;

• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам
(заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне
слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей
(составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм
(словом с историческим корнем). Коммуникативные Обучающиеся
научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими
возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по
заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной
работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под
руководством учителя).
Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык»
2 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1)
слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач,
коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов
и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные
способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова. Создание
текста-инструкции с опорой на предложенный текст.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Тематический план
№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

16

2

Язык в действии

10

3

Секреты речи и текста

8

ИТОГО

34

Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».