Рабочая программа по родному русскому языку, 2 класс
Рабочая программа по русскому языку на родном языке для учащихся
2 классов соответствует:
федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного общего образования;
примерной
образовательной
программе
основного
общего
образования;
программе
воспитания
муниципального
общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
авторской программе по русскому языку на родном языке В.П.
Канакина, В. Г. Горецкий;
основной
образовательной
программе
основного
начального
образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
федеральному перечню учебников;
положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
родной язык» во 2 классе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса
по родному русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок»
программы воспитания основного начального образования.
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно
обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют
обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский
родной язык» во 2-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский
родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных
жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в
начальной школе обучающийся научится:
● при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее»:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного
русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,
игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения
лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с
изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях
речевого общения;
● при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения
нормативного написания слов;
● при реализации содержательной линии «Секреты речи и
текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста:
отделять главные факты от второстепенных;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных праздниках.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
2 класс
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности
познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке
народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с
поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне,
соответствующем возрасту);
Обучающиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель
языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов
России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения
мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств
для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры
русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа
находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке,
внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к
значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению
различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,
доказывать и т. д.).
Предметные
Обучающиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения
(звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные
ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на
письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для
упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой
структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы
по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства
языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2
класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому
словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания
(несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с
другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений,
замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и
письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку
тексты в 35–40 слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные,
слова с прямым и переносным значением, слова с близким и
противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с
однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении
орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными
правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями
учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения
своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу,
если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять
орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по
памяти.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план
действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для
выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать
выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам:
выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность
выполнения.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения
конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых
текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей
(составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые
словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию
форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам
(заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне
слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей
(составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм
(словом с историческим корнем). Коммуникативные Обучающиеся
научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими
возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по
заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной
работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения
коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под
руководством учителя).
Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык»
2 класс (17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки,
салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1)
слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач,
коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие
коврижки).
Проектное задание. Почему это так называется?
Раздел 2. Язык в действии (5 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов
и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами
и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в
разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные
способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить
товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные
выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами
связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова. Создание
текста-инструкции с опорой на предложенный текст.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев;
повествование об участии в народных праздниках.
Тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
1
Русский язык: прошлое и настоящее
16
2
Язык в действии
10
3
Секреты речи и текста
8
ИТОГО
34
Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.