Рабочая программа по родному русскому языку, 2 класс Рабочая программа по русскому языку на родном языке для учащихся 2 классов соответствует: федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; примерной образовательной программе основного общего образования; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; авторской программе по русскому языку на родном языке В.П. Канакина, В. Г. Горецкий; основной образовательной программе основного начального образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» во 2 классе В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного начального образования. Изучение предмета «Русский родной язык» во 2-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце второго года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится: ● при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс Личностные У обучающихся будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); Обучающиеся получат возможность для формирования: • чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; • осознания русского языка как основного средства общения народов России; • осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; • восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке; • понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.). Предметные Обучающиеся научатся: • осознавать слово как главное средство языка; • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной); • различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.) • производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры; • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала); • различать родственные (однокоренные) слова; • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги); • осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность); • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса); • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; • осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом); • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов. Обучающиеся получат возможность научиться: • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением; • оценивать уместность использования слов в тексте; • использовать осознанно употребление частей речи в предложении; • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами; • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: • самостоятельно организовывать своё рабочее место; • понимать цель выполняемых действий; • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; • понимать важность планирования работы; • осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); • выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; • осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать правильность выполнения своих учебных действий; • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; • намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; • осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; • оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения. Познавательные Обучающиеся научатся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; • строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; • находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); • владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова. Обучающиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); • владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем). Коммуникативные Обучающиеся научатся: • выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Обучающиеся получат возможность научиться: • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); • озаглавливать текст; • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Основное содержание учебного предмета «Русский родной язык» 2 класс (17 ч) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Проектное задание. Почему это так называется? Раздел 2. Язык в действии (5 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч) Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текста: развернутое толкование значения слова. Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Тематический план № Наименование разделов и тем Всего часов 1 Русский язык: прошлое и настоящее 16 2 Язык в действии 10 3 Секреты речи и текста 8 ИТОГО 34 Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.