1
Рабочая программа по родному русскому языку, 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 3 классе соответствует:
федеральному образовательному стандарту начального общего образования;
примерной образовательной программе начального общего образования;
программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая
гимназия
№3
г.Улан-Удэ»,
которая
разработана
в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020г;
авторской программе под редакцией В.П. Канакиной, В. Г.Горецкого;
основной образовательной программе начального общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3 г.Улан-Удэ».
В 3 классе на изучение предмета «Родной русский язык » отводится 1 ч в
неделю.
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к
предметным
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме
34 часа в год.1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной
язык» во 3 классе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по русскому языку и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего
образования.
2
Личностными результатами изучения предмета «Родной язык (русский язык)»
являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
3
Познавательные УУД:
вычитывать
все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться
разными
видами
чтения:
изучающим,
просмотровым,
ознакомительным;
извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать
и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться
словарями, справочниками;
осуществлять
анализ и синтез;
устанавливать
строить
причинно-следственные связи;
рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать
слушать
и обосновывать свою точку зрения;
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться
задавать
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
вопросы.
Предметными результатамиизучения курса «Родной язык (русский язык)» в 4-м
классе является сформированность следующих умений:
произносить
звуки речи в соответствии с нормами языка;
производить
фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор
доступных слов;
4
правильно
видеть
писать слова с изученными орфограммами;
в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,
правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать
орфограммы,
указывать
условия
выбора
орфограмм
(фонетические
и
морфологические);
находить
и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
пользоваться
толковым словарём; практически различать многозначные слова,
видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным
словам;
различать
простое
предложение
с
однородными
членами
и
сложное
предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
ставить
запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов,
с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами
и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс
прямая речь);
производить
синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках
изученного;
разбирать
доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова,
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с
помощью приставок;
писать
подробное изложение текста повествовательного характера (90–100
слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после
соответствующей подготовки;
читать
тексты
учебника,
художественные
и
учебно-научные,
владеть
правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст
до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план,
пересказывать текст по плану;
воспринимать
на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые
слова;
создавать
связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например,
от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных
языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские
традиционные
эпитеты:
уточнение
значений,
наблюдение
за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в
словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках
других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений
(на пропедевтическом уровне).
6
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление
плана
текста,
не
разделенного
на
абзацы.
Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,
грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи,
орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение
написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление
навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов,
работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по
устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Тематический план
7
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
1
Русский язык: прошлое и настоящее
16
2
Язык в действии
10
3
Секреты речи и текста
8
ИТОГО
34
Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.
.