Рабочая программа 4 класс

1

Рабочая программа по родному русскому языку, 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 4 классе соответствует:
 федеральному образовательному стандарту начального общего образования;
 примерной образовательной программе начального общего образования;
 программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая

гимназия

№3

г.Улан-Удэ»,

которая

разработана

в

соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020г;
 авторской программе под редакцией В.П. Канакиной, В. Г.Горецкого;
 основной образовательной программе начального общего образования МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
 положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3 г.Улан-Удэ».
В 4 классе на изучение предмета «Родной русский язык » отводится 1 ч в
неделю.
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к
предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы,

представленной в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме
34 часа в год.1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной
язык» во 4 классе
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по русскому языку и
реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего
образования.

2

Личностными результатами изучения предмета «Родной язык (русский язык)»
являются следующие умения и качества:


эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;



эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать;


чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию собственной речи;


любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;



интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в

чтении;


интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме

общения;


интерес к изучению языка;



осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать тему и цели урока;



составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;


в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

3

Познавательные УУД:
 вычитывать

все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;
 пользоваться

разными

видами

чтения:

изучающим,

просмотровым,

ознакомительным;
 извлекать

информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать

и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться

словарями, справочниками;

 осуществлять

анализ и синтез;

 устанавливать
 строить

причинно-следственные связи;

рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
 оформлять

свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой

ситуации;
 адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать
 слушать

и обосновывать свою точку зрения;

и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться
 задавать

и приходить к общему решению в совместной деятельности;

вопросы.

Предметными результатамиизучения курса «Родной язык (русский язык)» в 4-м
классе является сформированность следующих умений:
 произносить

звуки речи в соответствии с нормами языка;

 производить

фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор

доступных слов;

4
 правильно
 видеть

писать слова с изученными орфограммами;

в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,

правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать
орфограммы,

указывать

условия

выбора

орфограмм

(фонетические

и

морфологические);
 находить

и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

 пользоваться

толковым словарём; практически различать многозначные слова,

видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным
словам;
 различать

простое

предложение

с

однородными

членами

и

сложное

предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
 ставить

запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов,

с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами
и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс
прямая речь);
 производить

синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках

изученного;
 разбирать

доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова,

образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с
помощью приставок;
 писать

подробное изложение текста повествовательного характера (90–100

слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после
соответствующей подготовки;
 читать

тексты

учебника,

художественные

и

учебно-научные,

владеть

правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст
до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план,
пересказывать текст по плану;
 воспринимать

на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые

слова;
 создавать

связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (14 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный,
доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка,
братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например,
от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных
языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские

традиционные

эпитеты:

уточнение

значений,

наблюдение

за

использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в
словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках
других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за
синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений
(на пропедевтическом уровне).

6

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление

плана

текста,

не

разделенного

на

абзацы.

Информационная

переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,
грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи,
орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение
написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление
навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов,
работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по
устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Тематический план

7

№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

16

2

Язык в действии

10

3

Секреты речи и текста

8

ИТОГО

34

Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».