Пояснительная записка Рабочая программа по информатика и ИКТ соответствует: Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе основного общего образования; авторской программе по предмету информатика и ИКТ Семакин И.Г.; основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; федеральному перечню учебников; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; положению о рабочей программе учителя МАОУ Лингвистической гимназии №3 Рабочая программа разработана Алагуевой Н.С. для учащихся 8–х классов. Планируемые предметные результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса. Личностные: у учащихся будут сформированы: виды: умение понимать сущность понятия «информация», еѐ основные умение распознавать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; знать особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; умение пользоваться единицами измерения количества и скорости передачи информации; умение владеть программным принципом работы компьютера: начальные навыки владения основными видами программного обеспечения компьютера и их назначение; пользовательские навыки используемых информационных и коммуникационных технологий; начальные навыки принципов работы компьютерных сетей; назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы; умение владеть областями применения моделирования объектов и процессов; Предметные результаты обучения: у учащихся будут сформированы: навыки использования возможностей локальной и глобальной сетей для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам; навыки представления чисел в различных системах счисления; исполнение и умение строить простые алгоритмы; использование готовых информационных модели, оценивание их соответствие реальному объекту и целям моделирования; умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации; начальные навыки создания информационных объектов, в том числе: структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки; умение проводить проверку правописания; умение использовать в тексте таблицы, изображения; навыки создания и использования различных форм представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; навыки создания рисунков, чертежей, графических представлений реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществления простейшей обработки цифровых изображений; навыки создания записей в базе данных; умения создавать презентации на основе шаблонов; навыки искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; и следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем); создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов. Метапредметные результаты изучения информатики в основной школе выражаются в следующем: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Содержание программы. 35 часов, 1 час в неделю. 1. Передача информации в компьютерных сетях – 9 час. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете. 2. Информационное моделирование – 7 час. Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей. 3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 час. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных. 4. Табличные вычисления на компьютере – 8 час. История систем счисления, Позиционная и непозиционная система счисления. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 класса № урока 35 часов (1 час в неделю) Наименование разделов и тем Домашнее задание 1.Передача информации в компьютерных сетях – 9 ч.,1 час в неделю 1 Информация. Информационные процессы. 2 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, тех. Сообщение §1, №5 устройства. 3 Скорость передачи данных. Информационные услуги комп. сетей: §2, сообщение, Проект: электронная почта, телеконференции, «Услуги Интернет» файловые архивы. 4 Интернет. Всемирная паутина. 5 Состав ПК. Внутренние и внешние устройства. §4,№7 сообщение 6 Аппаратное и программное обеспечение. §3, №3, 6 7 ПР №1 «Поиск информации в Интернет». §5 8 Передача информации по техническим каналам связи. 9 Доп к главе I Архивирование и разархивирование Итого I четверть Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 9 часов 2 часа 2.Информационное моделирование – 7ч., 1 час в неделю 10 Понятие модели: натурные и информационные. Назначение и свойства. §6, №6 11 Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, §7, №4 имитационные. 12 Табличная организация информации. Области применения компьютерного §8 информационного моделирования. 13 ПР №2 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей». 14 ПР№3 «Информационное моделирование» 15 Создание текстовых моделей 16 ПР№ 4«Текстовый процессор Word» 17 Понятие базы данных и информационных систем. Итого II четверть Проект «Моя комната» (средствами 3-d графики Проект доделать §10 8 часов Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 2 часа 3.Хранение и обработка информации в базах данных – 12ч., 2 часа в неделю 18 Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. 19 Системы управления БД. Назначение и принцип работы СУБД. 20 §10, №12 §11 Создание, заполнение, просмотр и §1 редактирование баз данных 21 22 ПР №5 «Создание базы данных». Знакомство с геоинформационными системами Проект «База данных класса» Сообщение 23 Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые §12, №4 и сложные логические выражения. 24 Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. 25 §13, №6 ПР №6 «Работа с готовой БД: открытие, просмотр, сортировка, формирование §14, №9 запросов» 26 Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам 27 Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. §15, №6 §17, №9 ИтогоIII четверть 10 часов Из них на реализацию рабочей программы 3 часа по воспитанию 4.Табличные вычисления на компьютере – 8ч., 1 час в неделю 28 Системы счисления. Перевод из одной СС в §18, 19, 20, прорешать другую. 29 примеры Электронные таблицы. Табличные расчеты. Структура эл.таб, тип данных: тексты, §20, №5 числа, формулы. 30 Методы работы с электронными таблицами. Простейшие вычисления в §21, №6 Excel 31 Математическое моделирование. Абсолютная и относительная адресация. 32 §22, №7 ПР №7 «Создание ЭТ для решения расчетной задачи; с использованием условной и логической функции; §23, №3 манипулирование фрагментами ЭТ». 33 Логические и встроенные функции. §24, №3 34 Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ. 35 ПР№ «Построение диаграмм и графиков с помощью ЭТ» §25, №3 §26, №4* Итого IV четверть 8 часов Из них на реализацию рабочей программы 2 часа по воспитанию