ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по математике для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования; Программой основного общего образования по математике 6 класс авторы: Учебник А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018 г; Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; Учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3» на 2021-2022 учебный год; программой учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Положением о рабочей программе. Рабочая программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю, 35 учебных недель. Уровень обучения – базовый. Рабочая программа разработана учителями математики Линхобоевой С.Б. и Цыбиковой А.Ю. для учащихся 6 класса. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностными результатами изучения предмета «Математика» в 6 классе являются следующие качества: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование у объективности, учащихся способности интеллектуальной честности к мыслительных преодолению и стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Математика» в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате обучения ученик научится: Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости)конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путѐм дихотомического деления (на основе отрицания); строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать математические модели; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации. уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приѐмы слушания. самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь пользоваться при дистанционном обучении интернет-ресурсами, онлайн-платформами (РЭШ, Якласс, Discord, Zoom и т.д) Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; критично относиться к своему достоинством признавать ошибочность своего мнению, с мнения (если оно таково) и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Предметные результаты: 1) осознание значения математики для повседневной жизни человека; 2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации; 3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования; 4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 5) практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения: • выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; • решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений; • изображать фигуры на плоскости; • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объѐмы фигур; • распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; • проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения; • использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; • строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек; • читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде; • решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. Планируемые результаты обучения математике в 6 классе Арифметика По окончании изучения курса учащийся научится: понимать особенности десятичной системы счисления; использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации; сравнивать и упорядочивать рациональные числа; выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приѐмы вычислений, применять калькулятор; использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчѐты; анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.). Учащийся получит возможность: познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10; углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости; научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Числовые и буквенные выражения. Уравнения По окончании изучения курса учащийся научится: выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом. Учащийся получит возможность: развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приѐмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин По окончании изучения курса учащийся научится: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развѐртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса; определять по линейным размерам развѐртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объѐм прямоугольного параллелепипеда и куба. Учащийся получит возможность: научиться вычислять объѐм пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов; углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах; научиться применять понятие развѐртки для выполнения практических расчѐтов. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи По окончании изучения курса учащийся научится: использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных; решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций. Учащийся получит возможность: приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы; научиться некоторым специальным приѐмам решения комбинаторных задач. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА Арифметика Натуральные числа Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Решение текстовых задач арифметическими способами. Дроби Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение текстовых задач арифметическими способами. Рациональные числа Положительные, отрицательные числа и число 0. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. Координатная прямая. Координатная плоскость. Числовые и буквенные выражения. Уравнения Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы. Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач. Геометрические фигуры. Окружность и круг. Длина окружности. Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развѐрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объѐма. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Осевая и центральная симметрии. Математика в историческом развитии Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Номер Номе парагра р фа урока Содержание учебного материала Количест во часов ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА 10 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 4 1-9 10 Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса 9 Входная контрольная работа 1 ГЛАВА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ 17 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 8 1 11-12 Делители и кратные 2 2 13-15 Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 3 3 16-18 Признаки делимости на 9 и на 3 3 Номер Номе парагра р фа урока 4 19 Содержание учебного материала Простые и составные числа Количест во часов 1 5 20-22 Наибольший общий делитель 3 6 23-25 Наименьшее общее кратное 3 26 Повторение и систематизация учебного 1 материала 27 Контрольная работа № 1 1 ГЛАВА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ 38 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 23 7 28-29 Основное свойство дроби 2 8 30-32 Сокращение дробей 3 9 33-35 Приведение дробей к общему знаменателю. 3 Сравнение дробей 10 36-40 Сложение и вычитание дробей 41 Контрольная работа № 2 5 1 11 42-46 Умножение дробей 5 12 47-49 Нахождение дроби от числа 3 50 13 51 Контрольная работа № 3 1 Взаимно обратные числа 1 14 52-56 Деление дробей 5 15 57-59 Нахождение числа по значению его дроби 3 Номер Номе парагра р фа урока 16 60 Содержание учебного материала Преобразование обыкновенных дробей в Количест во часов 1 десятичные 17 61 Бесконечные периодические десятичные 1 дроби 18 62-63 Десятичное приближение обыкновенной 2 дроби 64 Повторение и систематизация учебного 1 материала Контрольная работа № 4 1 ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ 28 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 15 65 19 66-67 Отношения 2 20 68-71 Пропорции 4 21 72-74 Процентное отношение двух чисел 3 Контрольная работа № 5 1 75 22 76-77 Прямая и обратная пропорциональные 2 зависимости 23 78-79 Деление числа в данном отношении 2 24 80-81 Окружность и круг 2 25 82-84 Длина окружности. Площадь круга 3 26 85 Цилиндр, конус, шар 1 Номер Номе парагра р фа урока 27 86-87 Диаграммы 2 28 88-90 Случайные события. Вероятность случайного 3 Содержание учебного материала Количест во часов события 91-92 Повторение и систематизация учебного 2 материала 93 Контрольная работа № 6 ГЛАВА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД 1 70 НИМИ Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 39 29 94-95 Положительные и отрицательные числа 2 30 96-98 Координатная прямая 3 31 99- Целые числа. Рациональные числа 2 Модуль числа 3 Сравнение чисел 4 Контрольная работа № 7 1 Сложение рациональных чисел 4 Свойства сложения рациональных чисел 2 100 32 101103 33 104107 108 34 109112 35 113- Номер Номе парагра р фа урока Содержание учебного материала Количест во часов 114 36 Вычитание рациональных чисел 5 Контрольная работа № 8 1 Умножение рациональных чисел 4 Свойства умножения рациональных чисел 3 128- Коэффициент. Распределительное свойство 5 132 умножения 133- Деление рациональных чисел 4 Контрольная работа № 9 1 Решение уравнений 4 Решение задач с помощью уравнений 5 Контрольная работа № 10 1 Перпендикулярные прямые 3 Осевая и центральная симметрии 3 115119 120 37 121124 38 125127 39 40 136 137 41 138141 42 142146 147 43 148150 44 151- Номер Номе парагра р фа урока Содержание учебного материала Количест во часов 153 45 Параллельные прямые 2 Координатная плоскость 3 Графики 2 161- Повторение и систематизация учебного 2 162 материала 163 Контрольная работа № 11 154155 46 156158 47 159160 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО 1 12 МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 6 КЛАССА Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 164- Повторение и систематизация учебного 174 материала курса математики 6 класса 175 Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) 5 11 1