Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии в 11 классе на углубленном уровне соответствует: - федеральному образовательному стандарту среднего общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе среднего общего образования; - авторской программе под редакцией Л.С.Атанасяна; - основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; -программе учреждения воспитания муниципального «Лингвистическая гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа рассчитана на 70 часов. Разработана учителем математики Цыбиковой А.Ю. для 11 класса. Планируемые результаты изучения учебного предмета. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Программа предполагает достижение выпускниками старшей школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты обучения: формирование познавательной мотивации готовности к обучению и познанию, выбору ценностно-смысловых установок, индивидуальной образовательной траектории; развитие способности к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты обучения: Познавательных результаты Ученик научиться поиску и выделению информации, применению методов и технологий информационного поиска; Ученик получит возможность научиться проектной и исследовательской деятельности, овладение способами интеллектуальной деятельности; Коммуникативные результаты Ученик научится продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владению языковыми средствами — умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Ученик получит возможность научиться владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Регулятивных результаты Ученик научиться контролировать и оценивать процесс и результат познавательной деятельности, рефлексии способов и условий учебноисследовательской и проектной деятельности. Ученик получит возможность научиться понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; Предметными результатами являются: 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; 5) усвоение систематических знаний о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач; 6) умение вычислять объемы тел и площади их поверхностей, решая задачи повышенной сложности; 7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. Вводное повторение курса планиметрии. Введение в стереометрию. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство) и аксиомы стереометрии. Первые следствия из аксиом. Ученик научится: -Понимать аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве; -Применять аксиомы стереометрии их следствия при решении задач. Ученик получит возможность научиться: -Решать задачи повышенной сложности. Параллельность прямых и плоскостей Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Параллельность прямой и плоскости, признак и свойства. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность плоскостей, признаки и свойства. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. Тетраэдр и параллелепипед, куб. Сечения куба, призмы, пирамиды. Ученик научится: -Определять взаимное расположение 2-х прямых в пространстве; -Доказывать теоремы о параллельности прямых параллельности 3-х прямых; -Закреплять эти понятия на моделях куба, призмы, пирамиды; - Вводить понятие параллельности прямой и плоскости; -Определять взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве; -Применять изученные теоремы к решению задач; -Доказывать признак и свойства скрещивающихся прямых; -Находить углы между прямыми в пространстве; -Доказывать признак параллельности двух плоскостей; -Формулировать свойства параллельных плоскостей; -Применять изученные свойства параллельных плоскостей при решении задач; -Вводить понятие тетраэдра, параллелепипеда; -Решать задачи, связанные с тетраэдром и параллелепипедом; -Строить сечения тетраэдра и параллелепипеда. Ученик получит возможность научиться: -Доказывать признак параллельности прямой и плоскости; -Самостоятельно выбирать способ решения задач. Перпендикулярность прямых и плоскостей Перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Ученик научится: - Вводить понятие перпендикулярных прямых в пространстве; - Доказывать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; -Давать определение перпендикулярности прямой и плоскости; -Доказывать признак перпендикулярности прямой и плоскости; -Применять признак перпендикулярности прямой и плоскости к решению задач; -Доказывать теорему существования и единственности прямой, перпендикулярной плоскости; -Решать задачи основных типов на перпендикулярность прямой и плоскости; -Доказывать теорему о трех перпендикулярах, применять теорему при решении задач; -Решать задачи в которых используется понятие угла между прямой и плоскостью; -Вводить понятие двугранного угла и его линейного угла, решать задачи на применение этих понятий; -Находить угол между плоскостями; -Вводить понятие перпендикулярных плоскостей; -Доказывать признак перпендикулярности двух плоскостей, применять этот признак при решении задач; -Вводить понятие прямоугольного параллелепипеда, формулировать свойства его граней, двугранных углов, диагоналей; -Решать задачи на свойства прямоугольного параллелепипеда. Ученик получит возможность научиться: -Доказывать теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; - Совершенствовать навыки решения задач. Многогранники Понятие многогранника, вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая и полная поверхности. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Симметрия в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая и зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Представление о многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). правильных Ученик научится: -Вводить понятие многогранника, призмы и их элементов; -Определять виды призм, вводить понятие площади поверхности призмы; -Выводить формулу для вычисления площади поверхности прямой призмы; -Вводить понятие пирамиды, решать задачи связанные с пирамидой; -Вводить понятие правильной пирамиды; -Доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; -Решать задачи, связанные с правильной пирамидой; -Вводить понятие «правильного многогранника»; -Решать задачи на правильные многогранники. Ученик получит возможность научиться: -Развивать творческие способности, познавательную активность; -Решать задачи на вычисление площади поверхности произвольной пирамиды. Векторы в пространстве Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Ученик научится: -Вводить понятие вектора в пространстве и равенства векторов и связанные с этим понятием обозначения; -Понимать правила треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве, законы сложения векторов; -Применять два способа построения разности двух векторов; -Применять правило сложения нескольких векторов в пространстве при нахождении векторных сумм, не прибегая к рисункам; -Применять правило умножения вектора на число и основные свойства этого действия при решении задач; -Давать определение компланарных векторов; -Применять признак компланарности трех векторов и правило параллелепипеда, сложение трех некомпланарных векторов; -Понимать теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам. Ученик получит возможность научиться: -Совершенствовать навыки выполнения действий над векторами; -Решать задачи повышенной сложности. Метод координат в пространстве. Движения Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Ученик научится: -Вводить понятие прямоугольной системы координат в пространстве; -Строить точку по заданным ее координатам и находить координаты точки, изображенной в заданной системе координат; -Выполнять действия над векторами с заданными координатами; -Вводить понятие радиус-вектора произвольной точки пространства; -Доказывать, что координаты точки равны соответствующим координатам ее радиус-вектора, а координаты любого вектора равны разностям соответствующих координат его конца и начала; -Применять формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками; -Вводить понятие угол между векторами и скалярного произведения векторов; -Применять формулу скалярного произведения в координатах и свойства скалярного произведения; -Вычислять скалярное произведение векторов и находить угол между векторами по их координатам; -Вводить понятия движения пространства и основные виды движений. Ученик получит возможность научиться: -Решать стереометрические задачи координатно-векторным способом; -Использовать скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление углов между двумя прямыми, а также между прямой и плоскостью. Цилиндр, конус, шар Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения. Ученик научится: -Вводить понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов (боковая поверхность, основания, образующие, ось, высота, радиус); -Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности цилиндра; -Вводить понятие конической поверхности, конуса и его элементов (боковая поверхность, основание, вершина, образующие, ось, высота), усеченного конуса; -Выводить формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса; -Решать задачи на нахождение элементов цилиндра и конуса; -Вводить понятие сферы, шара и их элементов (центр, радиус, диаметр); -Рассматривать возможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости; -Применять формулу площади сферы при решении задач. Ученик получит возможность научиться: -Выводить уравнение сферы в заданной прямоугольной системе координат -Доказывать теоремы о касательной плоскости к сфере. Объемы тел Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей. Ученик научится: -Вводить понятие объема тела; -Применять свойства объемов, теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда при решении задач; - Применять следствие об объеме прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник при решении задач; -Применять теоремы об объемах прямой призмы и цилиндра при решении задач; -Понимать возможность и целесообразность применения определенного интеграла для вычисления объемов тел; -Применять формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла при решении задач; -Применять теорему об объеме пирамиды и, как следствие, формулу объема усеченной пирамиды при решении типовых задач; -Решать типовые задачи на применение формул объемов конуса и усеченного конуса; -Применять формулы объема шара и площади сферы при решении задач. Ученик получит возможность научиться: -Доказывать теоремы об объемах прямой призмы и цилиндра; -Выводить формулу объема наклонной призмы с помощью интеграла; -Выводить формулу объема усеченной пирамиды; - Доказывать теорему об объеме конуса и ее следствие, в котором выводится формула объема усеченного конуса; -Вывести формулы объема шара и площади сферы при решении задач; -Использовать формулы для вычисления объемов частей шара – шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Содержание учебного предмета Наименование разделов программы Колич ество часов Векторы в пространстве 6 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 2 Основные содержательные линии Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Метод координат в пространстве Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию Угол между векторами. 15 Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. 3 Движение. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрии в окружающем мире. Тела и поверхности 16 Цилиндр и конус. вращения Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию Усеченный конус. 4 Основание, высота, боковая образующая, развертка. Осевые сечения основанию. и сечения, поверхность, параллельные Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере. Понятие об объеме тела. Объемы тел и площади их поверхностей 17 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 4 Повторение 16 Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 4 Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Решение задач Тематическое планирование № урока Пункт Содержание учебного материала учебника Гл. 1V. Векторы в пространстве 1 § 1. Понятие вектора в пространстве. 2-3 § 2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. 4-5 § 3. Компланарные векторы. 6 Самостоятельная работа Гл. V. Метод координат в пространстве 7-11 § 1. Координаты точки и координаты вектора. 12-17 § 2. Скалярное произведение векторов. 18-20 § 3. Движения. 21 Контрольная работа № 1 Гл. VI. Цилиндр, конус, шар 22-25 § 1. Цилиндр 26-29 § 2. Конус. 30-36 § 3. Сфера. 37 Контрольная работа № 2 Кол-во часов 6 1 2 2 1 15 5 6 3 1 16 4 4 7 1 Гл. VII. Объемы тел 38-39 § 1. Объем прямоугольного параллелепипеда. 40-42 § 2. Объем прямой призмы и цилиндра. 43-47 § 3. Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса. 48-52 § 4. Объем шара и площадь сферы. 53 Подготовка к контрольной работе, решение задач 54 Контрольная работа № 3 17 2 3 5 5 1 1 Обобщающее повторение 55-70 16