Положение о наставничестве

Протокол №2 от 25.11.2021 г.

Приказ №331от 21.12.2021 г

Положение о наставничестве
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
1. Общие положения
1.1. Школьное

наставничество —

разновидность

индивидуальной

воспитательной

работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности
в образовательных

учреждениях или

со специалистами,

назначенными

на

должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию

своих

под непосредственным

навыков

и умений.

руководством

Он повышает

наставника

свою

квалификацию

по согласованному

плану

профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений
ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации
и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства просвещения РФ, другие документы,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов
образовательных учреждений.

2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование
в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:


привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;



ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;



адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы
и правил

поведения

в образовательном

учреждении,

сознательного

и творческого

отношения к выполнению обязанностей учителя.


адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения
к выполнению обязанностей учителя.



3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы
по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется
наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о
педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической
деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,
согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании
методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора

школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:


увольнения наставника;



перевода на другую работу подшефного или наставника;



привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;



психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и
задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном
и итоговом контроле.
4. Обязанности наставника


знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;



разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего

с

учетом

уровня

его

интеллектуального

развития,

педагогической,

методической и профессиональной подготовки по предмету;


вводить

в

должность

(знакомить

с

основными

обязанностями,

требованиями,

предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности);


контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных
занятий и внеклассных мероприятий;



давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;



оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией,
практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;



личным

примером

развивать

положительные

качества

молодого

специалиста,

корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;


участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;



периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе
адаптации молодого специалиста, результатах его труда;



подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника



с согласия заместителя директора по УВР (руководителя методического объединения)
подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников
школы;



требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста

6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается
приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:


изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой
должности;



выполнять план профессионального становления в установленные сроки;



постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;



учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;



совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;



периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.

7.

Права молодого специалиста

7.1 Молодой специалист имеет право:


вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;



защищать профессиональную честь и достоинство;



знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;



повышать квалификацию удобным для себя способом.

8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя
директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:


представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;



создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;



посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;



организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;



изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;



определить меры поощрения наставников.

8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами
несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:


рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;



провести инструктаж наставников и молодых специалистов;



обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;



осуществлять систематический контроль работы наставника;



заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.
9. Документы, регламентирующие наставничество

9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:


настоящее Положение;



приказ директора школы об организации наставничества;



планы работы педагогического совета и методических объединений;



протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;



методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».