Протокол №2 от 25.11.2021 г.
Приказ №331от 21.12.2021 г
Положение о наставничестве
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
1. Общие положения
1.1. Школьное
наставничество —
разновидность
индивидуальной
воспитательной
работы с учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности
в образовательных
учреждениях или
со специалистами,
назначенными
на
должность, по которой они не имеют опыта работы.
Наставник — опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист — начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию
своих
под непосредственным
навыков
и умений.
руководством
Он повышает
наставника
свою
квалификацию
по согласованному
плану
профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений
ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации
и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства просвещения РФ, другие документы,
регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов
образовательных учреждений.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание
помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование
в школе кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;
ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой
должности;
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы
и правил
поведения
в образовательном
учреждении,
сознательного
и творческого
отношения к выполнению обязанностей учителя.
адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения
к выполнению обязанностей учителя.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора школы
по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется
наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки,
коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и
методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт,
способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о
педагогической деятельности и работе школы, предпочтительно стаж педагогической
деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь
одновременно не более двух подшефных.
3.4. Кандидатуры наставников рассматриваются на заседаниях методического объединения,
согласовываются с заместителем директора по учебной работе и утверждаются на заседании
методического объединения.
3.5 Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора
школы с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к
молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.6. Замена наставника производится приказом директора школы в случаях:
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и
задач молодым учителем в период наставничества. Оценка производится на промежуточном
и итоговом контроле.
4. Обязанности наставника
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления
последнего
с
учетом
уровня
его
интеллектуального
развития,
педагогической,
методической и профессиональной подготовки по предмету;
вводить
в
должность
(знакомить
с
основными
обязанностями,
требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности);
контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных
занятий и внеклассных мероприятий;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией,
практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и
совместно устранять допущенные ошибки;
личным
примером
развивать
положительные
качества
молодого
специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе
адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по
итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Права наставника
с согласия заместителя директора по УВР (руководителя методического объединения)
подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников
школы;
требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6. Обязанности молодого специалиста
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается
приказом директора школы.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру,
штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
7.
Права молодого специалиста
7.1 Молодой специалист имеет право:
вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
защищать профессиональную честь и достоинство;
знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения;
повышать квалификацию удобным для себя способом.
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя
директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УВР обязан:
представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о
закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые
наставником и молодым специалистом;
организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в
образовательном учреждении;
определить меры поощрения наставников.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами
несут руководители методических объединений.
Руководитель методического объединения обязан:
рассмотреть на заседании методического объединения индивидуальный план работы
наставника;
провести инструктаж наставников и молодых специалистов;
обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с
настоящим Положением;
осуществлять систематический контроль работы наставника;
заслушать и утвердить на заседании методического объединения отчеты молодого
специалиста и наставника и представить их заместителю директора по УР.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора школы об организации наставничества;
планы работы педагогического совета и методических объединений;
протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений, на которых
рассматривались вопросы наставничества;
методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.