Программа работы с одаренными детьми (начальная школа)

Программа работы с одаренными детьми
в МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
(начальная школа)

Содержание
1.
1.1.
1.2
1.3
1.4.
1.5.
1.6

Пояснительная записка…………………………………………………….3
Актуальность программы………………………………………….............3
Цели и задачи программы …………………………………………………3
Основные направления …………………………………………………….3
Основные принципы……………………………………………………….4
Ожидаемые результаты…………………………………………………….4
Формы деятельности………………………………………………………..4

2. Содержание программы……………………………………………….............4
2.1
Выявление одаренных детей………………………………………………..5
2.2
Развитие творческих способностей на уроках…………………………….5
2.3 Развитие способностей во внеурочной деятельности…………………......6
2.4 Создание условий успешности по работе с одаренными детьми…………7
3.
4.

Методическое обеспечение для реализации программы………………....8
План работы с одаренными детьми………………………………………...9

1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы
Проблема работы с одаренными
учащимися чрезвычайно актуальна для
современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает
вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это
возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем
станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель, которая раньше
определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности,
воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать
акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы
человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди,
мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач,
находить выход из проблемной ситуации. Одарённость, талант, гениальность – это
высокий
уровень
развития
каких-либо
способностей
человека.
Общим
для одарённых детей является потребность в знаниях. В связи с тем, что одарённые дети
(выявлено Всемирной организацией здравоохранения) относятся к группе риска, им
необходимо особое внимание: воспитание, отношение, специальные и индивидуальные
учебные программы , подготовленные и ответственные педагоги.
Современное
состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и
уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план
выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека,
степени его одаренности, начиная с самого раннего детства. Необходимость формировать
конкурентоспособного выпускника школы составляет новую задачу совершенствования
системы образования и все больше зависит от достижений в области внедрения и
использования
передовых
педагогических
технологий.
Разработка программы работы с одаренными детьми важна не только как фундамент
для решения проблемы обучения одаренных детей и как основание для построения
педагогической системы, ориентированной на развитие личностного потенциала
учащегося в целом.
1.2.Цели и задачи программы
Цель: создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, развития
и поддержки детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и
профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей .
2. Осуществление поддержки одаренных детей .
3. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одаренных учащихся.
4. Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к научной,
проектной, исследовательской деятельности.
5. Повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми .
1.3. Основные направления реализации программы «Одаренные дети»:
- выявление одаренных учащихся;

- создание банка данных об одаренных детях;
- разработка индивидуальных форм работы; внедрение в учебный процесс интерактивных
технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников
при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая
позволит обучающимся демонстрировать свои достижения на школьных, районных,
областных, олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных
соревнованиях;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих
инициатив учителей и учащихся образовательного учреждения;
- объединение систем общего и дополнительного непрерывного образования для создания
единого образовательного пространства образовательного учреждения, в котором
развивается, обучается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.
1.4. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми :
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,
наставничества;
- целенаправленное невоздействие или безоценочность принятия ребенка;
- эвристичность, (обучение технике интеллектуального труда);
- сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»).
1.5.Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для
развития талантливых и высокомотивированных детей рамках образовательного
учреждения на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в
вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— поиска оптимального соотношения между универсальностью и профильностью
образования школьников;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся;
— привлечения социальных партнеров, обеспечивающих высокую наукоемкость
образовательного пространства школы. В результате реализации программы должны быть
сформированы умения
-применять знания на практике;
-проводить наблюдения и измерения;
-формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;
-моделировать реальные объекты и процессы.

1.6.Формы деятельности: школьные предметные кружки, конкурсы; спецкурсы; участие
в
олимпиадах;
интеллектуальные
марафоны,
индивидуальные
занятия с одаренными детьми, работа по индивидуальным образовательным маршрутам,
психолого-педагогическое
сопровождение
учебного
процесса.
Занятия
с
одаренными детьми проводят учителя начальной школы и учителя-предметники
основной школы в малых группах или индивидуально. Кроме этого проводятся
предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся каждого класса принимают
участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических
праздниках, выпускают газеты. Мероприятия в рамках предметной недели готовят и
проводят как учителя, так и сами учащиеся.
2.Содержание программы
Задача гимназии — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву
для того, чтобы эти способности были реализованы.
Система работы с такими детьми включает в себя следующие уровни:
 выявление одаренных детей;
 развитие творческих способностей на уроках;
 развитие способностей во внеурочной деятельности;
 создание условий успешности по работе с одаренными детьми.
2.1.Выявление одаренных детей
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей :
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук
и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие
яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Прежде всего, таких детей необходимо отыскать среди множества учеников. Процесс
выявления одаренных детей основан не только на таких объективных данных, как уровень
успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Задача- выявить как можно больше
детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для
совершенствования присущих им видов деятельности.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс
мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на
детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики
отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. Можно
использовать также результаты групповых тестирований, социологических опросных

листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных
исследований. ( Креативные тесты по психодиагностике творческого мышления
( Е.Туник), диагностика креативности (Е.Торренс), методика «Интеллектуальный
портрет» (А.Савенков), методика «Карта одаренности» (А.Савенков) и другие).
Анкетирование родителей одаренных обучающихся позволяет выявить стиль
воспитания в семье и личностные особенности одаренных детей.(Методика «Палитра
интересов», «Карта одаренности» и другие). Важно, чтобы родители составили адекватное
представление о способностях своего ребенка и о том, что нужно для их реализации.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо
сфере, а в нескольких. Для того чтобы имеющиеся у детей задатки не пропали даром и со
временем превратились в способности, необходимо своевременно их выявить и развить.
2.2.Развитие творческих способностей на уроках
При работе с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача
которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с
помощью широкого спектра педагогических приемов, методов, принципов обучения.
Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные,
поисковые, эвристические. Исследовательские, проектные - в сочетании с методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Принципы обучения: принцип развивающего и воспитывающего обучения,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных
возможностей обучающихся. Правильно выбранные методы и формы обучения помогают
учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую
деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
2.3.Развитие способностей во внеурочной деятельности
Можно выделить такие формы обучения одаренных детей как: индивидуальное
обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в
определенной области, научно- практические конференции, семинары, системы
творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Систематически проводимая диагностика детей, работа с родителями способствуют
созданию индивидуальных программ обучения в успешном для ребенка виде
деятельности. Основная задача– помочь ребенку выработать в себе наиболее
эффективную траекторию индивидуального развития в опоре на конкретные способности.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения
(имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими
обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным
уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией
обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный
материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления,
креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным
предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное
содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие
умственных операций.
Семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
1. Содержание учебной программы должно предусматривать длительное,

углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые
интегрируют знания структурами мышления.
2. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического
применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и
генерировать новые.
3. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им
возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к
новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать
наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их
инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
6. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать
развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми,
природой, культурой и т.д.
7. Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в
соответствие с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание
уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству
и исполнительскому мастерству.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями
выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки,
конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых
различных олимпиадах и
конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы
учащихся.
Развитию общей одаренности школьников способствует целенаправленная
организация исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются
работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала
доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных
выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на
научно-практической конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность, как
никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои
возможности, продемонстрировать весь спектр способностей, раскрыть таланты,
получить удовольствие от проделанной работы.
Степень занятости обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях (не
допуская большой загруженности детей) позволит контролировать составленный план
работы.
Работая с одаренными детьми, необходимо создавать портфолио обучающихся ведь
работа с одаренными детьми традиционно оценивалась и оценивается по результатам
конкурсов, соревнований, выставок.
Большие возможности для успешного развития одаренности учащихся имеет кейстехнология (для учащихся 4-х классов). Это новый и в то же время весьма перспективный
метод дистанционного обучения состоит в том, что педагог составляет индивидуальный
план и каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной
литературы, видеокурс, обучающие программы на CD-ROM, электронную рабочую

тетрадь. Тетрадь представляет собой путеводитель по курсу и содержит рекомендации по
изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты,
творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может
запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения
практических заданий.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий,
отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов.
В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что
внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и
дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения,
глобализации образования одаренных во всем мире на качественно иной уровень.
2.4. Создание условий успешности по работе с одаренными детьми
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное
использование разнообразных источников и способов получения информации, в том
числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в
быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях,
необходимо применение компьютеризированных средств обучения.
Важным является психолого-педагогическое сопровождение (разработка
конкретных рекомендаций по работе с каждым ребенком, помощь в преодолении
эмоциональных, личностных барьеров, формирование стрессоустойчивости, успеха).
При работе с одаренными детьми необходимо ориентироваться на ФГОС и рассматривать
вопросы инструментально-методического обеспечения достижения и оценки
планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Планируя работу с обучающимися обращать внимание на направления
воспитательной деятельности: интеллектуальное, коммуникативное, физкультурнооздоровительное, нравственно-эстетическое, гражданско- патриотическое, культурнотворческое.
Учителя, работающие с одаренными детьми должны постоянно повышать свой
образовательный профессиональный уровень, работать в творческих группах, делиться
опытом, в совершенстве владеть современными образовательными и информационными
технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной
образовательной среды.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми
Учитель должен:
 быть доброжелательным и чутким;
 разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их
 потребности и интересы;
 иметь высокий уровень интеллектуального развития;
 иметь широкий круг интересов и умений;
 быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с
 обучением одаренных детей;
 иметь живой и активный характер;
 обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
 проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
 самосовершенствованию;

 быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний по работе с
 одаренными детьми.
Школа должна помочь одаренному ребенку правильное построить взаимоотношения с
окружающим миром, что позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и
пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и
внимание со стороны учителя.
3.Методическое обеспечение для реализации программы
Методическое обеспечение для реализации программы осуществляет прежде всего
методическое объединение школы. Оно берет на себя следующие функции:
-разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету,
-разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы ,
-подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых
детей через
предметные комиссии,
-обобщение и систематизация результатов деятельности,
-изучение и обобщения опыта работы педагогов, организация творческих отчётов.
VII План работы с одаренными детьми
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»
на 2022-2023 учебный год
Целевая установка:
- уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных детей,
ранней диагностике интеллектуальной одаренности;
- исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.

№
1

Направления
реализации плана
Изучение нормативных
документов,
рекомендаций и опыта
работы учителей по
вопросу «одаренные
дети»

Мероприятия
Консультация «Одаренность: понятие,
виды одаренности (диагностика
склонностей учащихся)

Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одаренными детьми на уроках».

Сроки
Сентябрь

Декабрь

Опрос родителей с целью получения
объективной информации
Ноябрь
Тематическое родительское собрание
«Развитие способностей учащихся»
Консультации для родителей.
Рекомендации по выбору кружков в
системе дополнительного образования

Ноябрь

3

Создание банка данных
одаренных детей школы.

Составление и уточнение списков
учащихся, успешных в освоении
отдельных предметов или видов
деятельности.

Сентябрь

4

Создание методической
копилки по работе с
одаренными детьми.

Отбор методик, технологий,
отвечающих требованиям изученных
карт интересов.

В течение года

Создание методической копилки (тесты,
карточки для дифференцированной
работы, олимпиадные задания, задания
повышенной трудности по предметам).
Формирование комплекта
информационно-методических
материалов (рекомендации, публикации,
списки литературы по направлениям
Отбор методик, технологий,
отвечающих требованиям изученных
карт интересов.

5

Систематизация работы
учителя с одаренными
детьми в урочной
деятельности.

Использование в урочной деятельности
различных современных средств
информации: Интернета, компьютерных
игр, электронных учебников и т.д.

Применение на уроках современных

В течение года

технологий: игровых, учебноисследовательских, проблемнопоисковых.
Проведение нестандартных форм
уроков: урок-сказка, урок-путешествие,
урок-игра, урок-творческая мастерская,
урок-лекция.
Проведение предметных недель с
активным участием одаренных
учащихся.
Проведение конкурсов,
интеллектуальных игр по предметам и
направлениям, позволяющих учащимся
проявить свои способности

Корректировка индивидуальных
образовательных маршрутов

6

Работа с портфолио одарённых
учащихся.
7

8

Проведение
внеклассных
мероприятий,
направленных на
развитие творческих
способностей учащихся.

Участие в конкурсе «Ученик года».

апрель

Проведение занятий кружка
«Занимательная математика»
Проведение занятий кружка
«Финансовая грамотность»
Проведение занятий ИЗО-студии
«Акварелька»»
Проведение занятий кружка «Первые
шаги в мире информационных
технологий»
Проведение занятий кружка «Все цвета
кроме черного»
Индивидуальные занятия с детьми
Индивидуальные консультации для

ежемесячно

родителей


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».