Рабочая программа по допобразованию Умники и умницы

1

1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составленав
соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от
06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,среднего общего, основного общего образования»,
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»,
7. Уставом МАОУ Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ
8. Учебным планом НОО МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан - Удэ на
2022-2023 учебный год.
9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности.
1.2. Цель программы внеурочной деятельности: развитие познавательных способностей и
общеучебных умений и навыков у учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
4. Развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего
мира.

1.3.Общая характеристика курса
Содержание факультатива «Умники и умницы» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать,
доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
2

учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках
математики.
1) системность: задания располагаются в определённом порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объёма материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
 определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
 в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
 достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Формы занятий:
 по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
 по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
 по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры,
что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том,
чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно
и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность
выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для
нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные
процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с
одного вида мыслительной деятельности на другой.
Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
 Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
 Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
 Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
3

1.4.Место курса в учебном плане
1час в неделю, всего 33 часа в год
1.5.Планируемые результаты освоения
Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный
перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты


Целостное восприятие окружающего мира.



Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
заданий.



Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.



Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.



Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.

Метапредметные результаты


Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.



Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.



Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.



Способность использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и
практических задач.



Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач.



Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера,
фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.



Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым

признакам,

установления

4

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.


Готовность

слушать

собеседника

и

вести

диалог;

готовность

признать

возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.


Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».



Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.



Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты


Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих
предметов,

процессов,

явлений,

а

также

для

оценки их количественных и пространственных отношений.


Овладение

основами

логического

и

алгоритмического

мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки
результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.


Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач.



Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре,
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.



Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,
работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

1.6.Содержание программы
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование
познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью
специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания
семилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию
мыслительной деятельности.

5

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение
которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями
можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию
ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов,
выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает
учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы
пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия
детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение
учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск
совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать
самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к
тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере
продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех
предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок
в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые
способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих
физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут
выполнять задания самостоятельно).
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по
РПС(развитию познавательных способностей). Исследования учёных убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих
в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного
эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы,
включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на
сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают
ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА

И

РАЗВИТИЕ

ПСИХИЧЕСКИХ

МЕХАНИЗМОВ,

ЛЕЖАЩИХ

В

ОСНОВЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ.
(10-15 минут).

6

Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых
качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,
разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень
их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу
ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут).
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее
зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно
улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты
зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия
детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку».
Рисование графических фигур — отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное
и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.
На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем
заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто
закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в
декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.
При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него
появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты — это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие
рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка.
Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь,
логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность,
фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
№
1.

Тема занятия
Введение. Инструктаж по ТБ.

Количество
часов

Дата

1

7

2.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления

1

3.

Развитие концентрации внимания

1

4.

Тренировка внимания. Развитие мышления

1

5.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

6.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных
операций

1

7.

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

8.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных
операций

1

9.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

10.

Развитие слуховой памяти Развитие мышления

1

11.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных
операций

1

12.

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

13.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных
операций

1

14.

Тренировка внимания Развитие мышления

1

15.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

16.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

17.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных
операций

1

18.

Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек

1

19.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных
операций

1

20.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

21.

Тренировка внимания Развитие мышления

1

22.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

23.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

24.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных
операций

1

25.

Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных
операций

1

26.

Развитие концентрации внимания Развитие мышления

1

27.

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления

1

28.

Тренировка зрительной памяти Развитие мышления

1

29.

Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных
операций

1

30.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций

1

31.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных
операций

1

32.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

1

33.

Резерв

1

8

Итого 33
часа

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».