02.12.2019
03.12.2019
Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, важно знать о цели, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам оценивание подразделяется на три вида - диагностическое, формирующее и итоговое оценивание.
Диагностическое оценивание - это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы. Целью диагностического оценивания является получение информации о том, где учащиеся находятся относительно целей обучения в начале изучения программной темы. Диагностическое оценивание позволяет учителю скорректировать учебный план, который будет отвечать запросам учащихся, либо помогает спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении и учении. Первое звено диагностического оценивания - это предварительный анализ уровня обученности по предмету или уровня сформированности тех или иных умений или компетентностей - того багажа, которым уже обладает учащийся до начала изучения курса, темы. (Вопросы по ранее изученным темам, разделам в соответствии с требованиями стандарта по предмету). Эта работа поможет учителю получить информацию о том, на каком отрезке изучения нового материала у ученика могут возникнуть проблемы, и запланировать шаги для предупреждения проблем.
Формирующее оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формирующее оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится формирующей. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику - осознать большую степень ответственности за свое образование. Такое оценивание используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно); применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя.
Итоговое оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Итоговое оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель итогового оценивания - констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика итогового оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания образовательного стандарта и учебных программ.
Для проверки уровня достижений учащихся учителя обычно пользуются разработанными вариантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце модулей учебников.
1. Тест
2. Контрольная работа
3. Разноуровневые задачи и задания
4. Творческое задание
5. Сочинение
6. Проект