Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 5классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М.Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
-положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные
в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителемрусского языка и литературы
Вороновой Т.Н. для 5 классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения русского родного языка:
Ученик научится:

 осознанию

языка

как

формы

выражения

национальной

культуры,

взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения;
 коммуникативным умениям и культуре речи, обогащению словарного
запаса;

развитию

способности

к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобщится к культуре родного народа к произведениям широко известных
национальных писателей; формированию чувства уважения к традициям,
обычаям, культурным ценностям народов Бурятии, усвоению
общечеловеческого

родства,

взаимосвязанности

людей

идеи
разных

национальностей;
 опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать
их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
Ученик получит возможность научиться:
-чувству прекрасного - умению чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;
- интересу к истории русского народа, национально-культурной специфики
языка;
-интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
-осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметныерезультаты освоения русского родного языка:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:

 самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
 работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
 самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности
-планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее
- осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
 формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь
рассуждения; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие
тезис;
 извлекать необходимую информацию из различных источников
 определять основную и второстепенную информацию
 перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными
способами и др.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;

-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
 учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи;задавать вопросы.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Ученик получит возможность научиться:
- владеть всеми видами речевой деятельности
- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной
речи и правила русского речевого этикета и др.
Предметные результаты освоения русского родного языка:
Язык и культура
Ученик научится:
 осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в
современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство,
выразительность русского языка. Иметь элементарные представления о месте
русского

языка

в

кругу

славянских

языков,

роли

старославянского

(церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах
функционирования современного русского языка;
 осознавать связь русского языка с культурой и историей России;

 приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны.
Ученик получит возможность научиться:
 уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности
и повседневной жизни;
 овладеть культурой межнационального общения.
Культура речи
Ученик научится:
 ответственно и осознанно относиться к использованию русского родного
языка во всех сферах жизни,
 владеть культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования норм русского литературного языка для создания правильной
речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме
с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и
выразительности;
 соблюдать

основные

орфоэпические

и

акцентологические

нормы

современного

нормы

современного русского литературного языка;
 соблюдать

основные

лексические

русского

литературного языка;
 соблюдать основные грамматические нормы современного русского
литературного языка;
 соблюдать

основные

орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном
курсе);
 пользоваться нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствовать умения пользоваться ими.
Ученик получит возможность научиться:
 понимать

вариативность

орфоэпических

современного русского языка;
Речь. Речевая деятельность. Текст

и

акцентологических норм

Ученик научится:
 определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
 понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
 владеть

различными

выборочным‚

видами

ознакомительным,

слушания
критическим‚

(детальным,
интерактивным)

монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим,

поисковым)

учебно-научных,

художественных,

публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 дифференцировать
прослушанного

и

текста:

интегрировать
отделять

информацию

главные

факты

от

прочитанного

и

второстепенных;

классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
между выявленными фактами;
 соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и
частями текста и определять средства их выражения; определять начало и
конец темы; выявлять логический план текста;
 проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения
его композиционных особенностей, количества микротем; перерабатывать
прослушанный или прочитанный текст;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях;
 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного
общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация,

просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы
в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
 участвовать в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого
поведения в споре;
 строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных
видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка),
рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в
учебно-научной дискуссии;
 создавать устные и письменные тексты описательного (определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение) и аргументативного типа
(рассуждение, доказательство, объяснение);
 создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
 читать,

проводить

комплексный

анализ

и

создавать

тексты

публицистических жанров (девиз, слоган, путевые записки, проблемный
очерк; тексты рекламных объявлений);
 читать, проводить комплексный анализ и интерпретировать тексты
фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы загадки, пословицы, притчи и т.п.); определять
фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции;
 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и
объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.
Ученик получит возможность научиться:
 проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения
основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/
дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);

 создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма.

Содержание программы

Разделы

Основное содержание

программы

по темам

1. Язык и
культура

Русский язык –
национальный язык
русского народа. Роль
родного языка в жизни
человека. Русский язык в
жизни общества и
государства. Русский
язык – язык русской
художественной
литературы. Язык как
зеркало национальной
культуры. Слово как
хранилище
материальной и
духовной культуры
народа в русских
народных и
литературных сказках,
народных песнях,
былинах,
художественной
литературе.Крылатые
слова и выражения.

Характеристика основных
видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Осознание важности
коммуникативных умений в
жизни человека, понимание
роли русского языка в жизни
общества и государства в
современном мире.
Осознание красоты, богатства,
выразительности
русского
языка.
Уместное использование правил
русского речевого этикета в
учебной
деятельности
и
повседневной жизни.
Извлечение
необходимой
информации из лексических
словарей
различных
типов
(толкового словаря, словарей
синонимов,
антонимов,
фразеологического словаря и т.
п.) и использование её в
различных видах деятельности.

2. Культура
речи.

Русские пословицы и
поговорки. Загадки.
Метафоричность
русской загадки. Краткая
история русской
письменности. Создание
славянского алфавита.
Особенности русской
интонации. Особенности
жестов и мимики в
русской речи. Слова с
суффиксами
субъективной
оценки.История и
этимологиярусских
слов. Национальная
специфика слов.
Метафоры
общеязыковые и
художественные, их
национально-культурная
специфика. Слова со
специфическим
оценочнохарактеризующим
значением. Русские
имена.
Основные
орфоэпические нормы
современного русского
литературного языка.
Постоянное и подвижное
ударение.Омографы.Рол
ь звукописи в
художественном тексте.
Основные лексические
нормы современного
русского литературного
языка. Стилистические

Уместное использование
правил
русского
речевого
этикета в учебной деятельности
и повседневной жизни.
Совершенствование
навыков
различения
ударных
и
безударных гласных, звонких и
глухих, твёрдых и мягких
согласных.
Объяснение
с
помощью
элементов
транскрипции
особенностей произношения и
написания слов.
Проведение
фонетического

варианты нормы.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка:род
заимствованных
несклоняемых имен
существительных; род
сложных
существительных;род
имен собственных;род
аббревиатур.
Нормативные и
ненормативные формы
употребления имён
существительных.
Формы
существительных
мужского рода
множественного числа с
окончаниями –а(-я), ы(и)‚ различающиеся по
смыслу. Речевой этикет
Правила речевого
этикета: нормы и
традиции. Обращение.
Употребление
формы

разбора
слов.
Нормативное
произношение слов. Оценка
собственной и чужой речи с
точки зрения орфоэпической
правильности.
Использование
орфоэпического словаря для
овладения
произносительной
культурой.
Совершенствование
навыков
сопоставления
звукового и буквенного состава
слова. Использование знания
алфавита
при
поиске
информации
в
словарях,
справочниках, энциклопедиях, в
СМС-сообщениях.
Распознавание частей речи по
грамматическому
значению,
морфологическим признакам и
синтаксической
роли.
Проведение морфологического
разбора слов разных частей
речи.
Нормативное
употребление
форм слов различных частей
речи.
Применение
морфологических
знаний
и
умений
в
практике
правописания.

«он».
3. Речь.Речевая Язык и речь. Виды
деятельность. речевой деятельности
Текст.
Язык и речь.
Точность,выразительнос
ть и логичность речи.
Средства выразительной
устной речи. Интонация
и жесты. Формы речи:
монолог и диалог. Текст
как единица языка и

Осознание
основных
особенностей
устной
и
письменной речи. Различение
диалогической
и
монологической речи. Владение
различными видами диалога и
монолога. Владение нормами
речевого поведения в типичных
ситуациях
формального
и
неформального межличностного
общения.
Овладение основными видами

речи Текст и его
основные признаки.
Композиционные формы
описания,
повествования,
рассуждения.
Повествование как тип
речи. Средства связи
предложений и частей
текста. Функциональные
разновидности языка
Функциональные
разновидности языка.
Разговорная речь.
Просьба, извинение как
жанры разговорной речи.
Официально-деловой
стиль. Объявление
(устное и письменное).
Учебно-научный стиль.
План ответа на уроке,
план текста.
Публицистический
стиль. Устное
выступление. Девиз,
слоган. Язык
художественной
литературы.
Литературная сказка.
Рассказ. Особенности
языка фольклорных
текстов. Загадка,
пословица. Сказка.
Особенности языка
сказки.

речевой деятельности.
Адекватное
понимание
основной и дополнительной
информации
текста,
воспринимаемого зрительно или
на слух. Передача содержания
прочитанного
или
прослушанного текста в сжатом
или
развёрнутом
виде
в
соответствии
с
ситуацией
речевого общения.
Овладение
практическими
умениями
просмотрового,
ознакомительного, изучающего
чтения, приёмами работы с
учебной книгой и другими
информационными
источниками.
Овладение различными видами
аудирования.Создание устных и
письменных монологических, а
также устных диалогических
высказываний
разной
коммуникативной
направленности с учётом целей
и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на
определённую тему.
Анализ текста с точки зрения
его темы, основной мысли,
структуры, принадлежности к
функционально-смысловому
типу речи. Деление текста на
смысловые части и составление
плана.
Соблюдение
норм
построения текста (логичность,
последовательность, связность,
соответствие теме и т. д.).
Оценивание и редактирование
устного и письменного речевого
высказывания.
Установление принадлежности
текста
к
определённой
функциональной разновидности
языка. Создание письменных

высказываний разных типов
речи: описание, повествование,
рассуждение.
Тематический план

№

Тема раздела

Тема урока
1четверть

1

Язык и
культура

9ч

Русский язык – национальный язык русского
народа.Язык как зеркало национальной
культуры в жизни общества и государства
Русский язык – язык русской
художественной литературы.
Крылатые слова и выражения. Русские
пословицы и поговорки, загадки.
Краткая история русской письменности.
Русские имена.
Русской интонация. Жесты и мимика в
русской речи
Слова с суффиксами субъективной оценки
как изобразительное средство
Метафора, олицетворение, эпитет, поэтизмы
и слова-символы как изобразительные
средства.
Слова со специфическим оценочнохарактеризующим значением
Контрольная работа по теме
2 четверть

2

Культура речи

Ко-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1

7ч

Основные орфоэпические нормы

1

Ударение в именах существительных;
именах прилагательных, глаголах.
Омографы. Роль звукописи в
художественном тексте.
Произносительные варианты орфоэпической
нормы
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Лексические
нормы употребления имён существительных,

1

1
1

прилагательных, глаголов современном
русском литературном языке
Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.
Категория рода.
Нормативные и ненормативные формы
употребления имён существительных
Практическая работа по теме
3 четверть
2

3

1
1
1

10 ч

Культура речи Формы существительных мужского рода
множественного числа с окончаниями
–а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу
Речевой этикет. Обращение. Собственные
имена.
Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к
собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.
Тестирование по теме «Культура речи»

1

Речь.
Речевая
деятельность.
Текст.

Виды речевой деятельности

1

Средства выразительной устной речи

1

Формы речи: монолог и диалог.

1

Текст как единица языка и речи

1

Композиционные формы и средства связи

1

Сочинение -рассуждение

1

4 четверть

1
1

1

9ч

Функциональные разновидности языка

1

Официально-деловой стиль

1

Учебно-научный стиль

1

Публицистический стиль

1

Язык художественной литературы

1

Особенности языка фольклорных текстов

1

Итоговая контрольная работа

1

Резервные уроки

2

Итого

35ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».