Пояснительная записка Рабочая программа по родному русскому языку в 9 классе соответствует: - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией О.М. Александровой; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой Н.В. для 9 классов. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета Ученик научится осознавать и определять (называть) свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательно относиться к окружающим. Ученик получит возможность для формирования интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Регулятивные результаты Ученик научитсясамостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и определитьпоказатели достижения цели. Коммуникативные результаты Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы. Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга; указывать причины успехов и неудач в деятельности;называть трудности, с которыми столкнулся при решении задач и предлагать пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности;анализировать собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений. Познавательные результаты Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Ученик получит возможность научиться формулировать проблемы; проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её существования);указать на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; приводить аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета Язык и культура Ученик научится понимать и комментировать причины языковых изменений, приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры, правильно употреблять их в речи;регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные,учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. Ученик получит возможность научиться выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; понимать фразеологических оборотов с и истолковывать национально-культурным значения компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их. Культура речи Ученик научится понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения;соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного); различать варианты нормы;употреблять слова орфоэпической с учётом современной орфоэпической нормы; и акцентологической произносительных употреблять стилистических вариантов орфоэпической нормы; слова употреблять вариантов с учётом слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: управление предлогов; построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;анализировать и различать типичные речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок; Ученик получит возможность научиться анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; понимать активные процессы в современном русском речевом этикете; использовать мультимедийные, словари толковые, в том числе дляопределения лексического значения слова иособенностей его употребления;использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, произношения и словари для определения правописания; нормативных использовать словари вариантов синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚паронимов, а также в процессе редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. Речь. Речевая деятельность. Текст. Ученик научится пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые письма; Ученик получит возможность научиться уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение отинициативы, завершение диалога и др.; анализировать структурные элементы и языковые особенности письмакак жанра публицистического стиля речи;создавать тексты как результат проектной (исследовательской)деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его вустной форме; принимать участие в учебно-научной дискуссии;анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо);владеть правилами информационной безопасности при общении всоциальных сетях. Содержание учебного предмета № Наименование раздела/темы 1 Язык и культура Содержание Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национальноисторическая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологическийбум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в 2 3 Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Культура речи. Основные лексическиенорм ысовременногору сскоголитературн ого языка. 4 Культура речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 6 Язык и речь. Виды речевой деятельности. языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковыесловари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто) ‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасностипри общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. 7 8 Текст как единица языка и речи Функциональные разновидности языка Виды преобразования текстов:аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Разговорная речь. Анекдот, шутка.Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.Публицистический стиль. Проблемный очерк.Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Тематическое планирование № Тема Тема урока раздела 1 четверть 1 Язык и Отражение в русском языке культуры и истории культура русского народа Ключевые слова русской культуры Ключевые слова, обозначающие мир русской природы Крылатые слова и выражения в русском языке Развитие русского языка как закономерный процесс Основные тенденции развития современного русского языка Новые иноязычные заимствования в современном русском языке Словообразовательные неологизмы в современном русском языке 2 четверть Переосмысление значений слов в современном русском языке Стилистическая переоценка слов в современном русском языке Проверочная работа №1 2 Культура Активные процессы в области произношения и речи ударения Основные лексические нормы русского языка Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная сочетаемость Речевая избыточность и точность. Тавтология и плеоназм Кол-во часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 3 четверть 3 4 Речевой этикет Речь. Текст 10 Основные грамматические нормы русского языка Употребление падежной формы существительного с предлогом Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов Типичные ошибки в построении сложных предложений Этикетное речевое поведение в ситуации делового общения Правила сетевого этикета Проверочная работа №2 Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях Этикет Интернет-переписки Виды преобразования текстов: аннотация, конспект 4 четверть 5 Функционал ьные разновиднос ти языка 7 8 Разговорная речь. Анекдот, шутка Официально-деловой стиль. Деловое письмо Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение Публицистический стиль. Проблемный очерк Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении Афоризмы. Прецедентные тексты Проверочная работа №3 Резервные уроки Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 2 34 Электронные ресурсы Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html). Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/). «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru). «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/). «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm). Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/). Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/). «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/). Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/ Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/ Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/ Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/