Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку в 9 классе
соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М. Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по родному русскому языку решает задачи, обозначенные
в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.
В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой Н.В.
для 9 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик
научится
осознавать и определять (называть)
свои
эмоции;
сочувствовать другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и
выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять
межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
доброжелательно относиться к окружающим.
Ученик получит возможность для формирования интереса к чтению, к
ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму,
к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интереса к
изучению языка; осознания ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научитсясамостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и определитьпоказатели достижения цели.
Коммуникативные результаты
Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с
учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть
готовым
корректировать
свою
точку
зрения;договариваться
и
приходить к общему решению в совместной деятельности;задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться сопоставлять свои идеи с идеями
других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга; указывать
причины успехов и неудач в деятельности;называть трудности, с которыми
столкнулся при решении задач и предлагать
пути их преодоления или
избегания в дальнейшей деятельности;анализировать собственные мотивы и
внешнюю ситуацию при принятии решений.
Познавательные результаты
Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию,
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация,
таблица,
схема);перерабатывать
и
преобразовывать
информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Ученик
получит
возможность
научиться
формулировать
проблемы;
проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её
существования);указать на риски, которые могут возникнуть при достижении
цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить цели на
основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; приводить
аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов
(знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Язык и культура
Ученик научится понимать и комментировать причины языковых изменений,
приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с
историей общества;приводить примеры, которые доказывают, что изучение
русского
языка
позволяет
лучше
узнать
историю
и
культуру
страны;понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом, в том числе ключевых слов русской культуры,
правильно употреблять их в речи;регулярно использовать словари, в том
числе
мультимедийные,учитывая сведения о назначении конкретного вида
словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари,
словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари;
словари синонимов, антонимов.
Ученик получит возможность научиться выявлять единицы языка с
национально-культурным компонентом значения в текстах; приводить
примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и
художественных
метафор;
понимать
фразеологических
оборотов
с
и
истолковывать
национально-культурным
значения
компонентом;
анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических
оборотов; уместно употреблять их.
Культура речи
Ученик научится понимать и характеризовать активные процессы в области
произношения
и
ударения;соблюдать
нормы
ударения
в
отдельных
грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
различать
варианты
нормы;употреблять
слова
орфоэпической
с
учётом
современной орфоэпической нормы;
и
акцентологической
произносительных
употреблять
стилистических вариантов орфоэпической нормы;
слова
употреблять
вариантов
с
учётом
слова
в
соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости (трудные случаи в рамках изученного);
опознавать
частотные примеры тавтологии и плеоназма; соблюдать синтаксические
нормы современного русского литературного языка: управление предлогов;
построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов;
предложений с косвенной речью;анализировать и различать типичные
речевые ошибки; редактировать текст с целью исправления речевых
ошибок;выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений;
редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
Ученик получит возможность научиться анализировать и оценивать с точки
зрения норм современного русского литературного языка чужую и
собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия основным
нормам современного литературного языка;
использовать при общении в
электронной среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в
ситуациях делового общения; понимать активные процессы в современном
русском речевом этикете; использовать
мультимедийные,
словари
толковые,
в
том
числе
дляопределения лексического значения слова
иособенностей его употребления;использовать орфоэпические, в том числе
мультимедийные,
произношения
и
словари
для
определения
правописания;
нормативных
использовать
словари
вариантов
синонимов,
антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚паронимов, а также в процессе
редактирования текста; использовать грамматические словари и справочники
для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Ученик научится пользоваться различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);владеть
умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; основными способами и средствами получения, переработки и
преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать
структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать
жанры
разговорной
речи
в
ситуациях
неформального
общения;анализировать структурные элементы и языковые особенности
делового письма; создавать деловые письма; Ученик получит возможность
научиться уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение
отинициативы, завершение диалога и др.; анализировать структурные
элементы и языковые особенности письмакак жанра публицистического
стиля
речи;создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)деятельности; оформлять реферат в письменной форме и
представлять его вустной форме; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;анализировать и создавать тексты публицистических жанров
(письмо);владеть правилами информационной безопасности при общении
всоциальных сетях.
Содержание учебного предмета
№ Наименование
раздела/темы
1 Язык и культура
Содержание
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых
слов (концептов) русской культуры, их национальноисторическая значимость. Крылатые слова и
выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен,
рекламных текстов и т. п.Развитие языка как
объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологическийбум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в
2
3
Культура речи.
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
Культура речи.
Основные
лексическиенорм
ысовременногору
сскоголитературн
ого языка.
4
Культура речи.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка.
6
Язык и речь.
Виды речевой
деятельности.
языке слов, их стилистическая переоценка,
активизация процесса заимствования иноязычных
слов.
Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.Нарушение
орфоэпической нормы как художественный приём.
Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковыесловари. Отражение вариантов
лексической нормы в современных словарях.
Словарные пометы.
Типичные грамматические ошибки. Управление:
управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;
предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением (по
пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге –
рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
словами). Правильное употребление предлогов
о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и
тех же падежных форм, в частности форм
родительного и творительного падежей.Нормы
употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.Типичные ошибки в
построении сложных предложений: постановка рядом
двух однозначных союзов (но и однако, что и будто,
что и как будто) ‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в
сложное предложение лишних указательных
местоимений. Отражение вариантов грамматической
нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Русский язык в Интернете. Правила информационной
безопасностипри общении в социальных сетях.
Контактное и дистантное общение.
7
8
Текст как
единица языка и
речи
Функциональные
разновидности
языка
Виды преобразования текстов:аннотация, конспект.
Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные
элементы и языковые особенности.Учебно-научный
стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.Публицистический стиль. Проблемный
очерк.Язык художественной литературы.
Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Тематическое планирование
№
Тема
Тема урока
раздела
1 четверть
1 Язык
и Отражение в русском языке культуры и истории
культура
русского народа
Ключевые слова русской культуры
Ключевые слова, обозначающие мир русской
природы
Крылатые слова и выражения в русском языке
Развитие русского языка как закономерный
процесс
Основные тенденции развития современного
русского языка
Новые
иноязычные
заимствования
в
современном русском языке
Словообразовательные
неологизмы
в
современном русском языке
2 четверть
Переосмысление значений слов в современном
русском языке
Стилистическая переоценка слов в современном
русском языке
Проверочная работа №1
2 Культура
Активные процессы в области произношения и
речи
ударения
Основные лексические нормы русского языка
Лексическая сочетаемость слова. Свободная и
несвободная сочетаемость
Речевая избыточность и точность. Тавтология и
плеоназм
Кол-во
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
3 четверть
3
4
Речевой
этикет
Речь. Текст
10
Основные грамматические нормы русского
языка
Употребление
падежной
формы
существительного с предлогом
Нормы
употребления
причастных
и
деепричастных оборотов
Типичные ошибки в построении сложных
предложений
Этикетное речевое поведение в ситуации
делового общения
Правила сетевого этикета
Проверочная работа №2
Русский
язык
в
Интернете.
Правила
информационной безопасности при общении в
социальных сетях
Этикет Интернет-переписки
Виды преобразования текстов: аннотация,
конспект
4 четверть
5 Функционал
ьные
разновиднос
ти языка
7
8
Разговорная речь. Анекдот, шутка
Официально-деловой стиль. Деловое письмо
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение
Публицистический стиль. Проблемный очерк
Язык
художественной
литературы.
Диалогичность в художественном произведении
Афоризмы. Прецедентные тексты
Проверочная работа №3
Резервные уроки
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
2
34
Электронные ресурсы
Основные правила грамматики русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
«Словарь устаревших и диалектных слов»
(http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/
Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/
Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm
Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/