Пояснительная записка
Рабочая программа по русской родной литературе в 5 классе
соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русской родной литературе решает задачи,
обозначенные
в
целевых
установках
предметной области ОДНКНР.
и
приоритетных
направлениях
В рабочую программу включены темы и
учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Вороновой Т.Н. для 5 классов.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русской родной литературе
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания основного общего образования
Личностные результаты
Ученик научится:
- осознанию значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития;
- осознанию литературы как формы выражения национальной культуры,
взаимосвязи литературы и истории народа;
- пониманию родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, к культурам других народов;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
различные источники информации;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
-
умению
воспринимать,
анализировать,
критически
оценивать
и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную
в
литературном
произведении,
на
уровне
не
только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик получит возможность научиться:
- интересу к истории русского народа, национально-культурной специфики
литературы;
- любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре, к родной литературе;
- интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
-оценивать свои и чужие поступки;
-самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- умению понимать проблему, выдвигать гипотезу
структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять
причинно-следственные
связи
в
устных
и
письменных
высказываниях, формулировать выводы;
- умению самостоятельно организовывать собственную деятельность,
оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умению работать с разными источниками информации, находить её,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
-первоначальному умению смыслового восприятия текста;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- навыку смыслового чтения;
-излагать содержание прочитанного(прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;
-анализировать
изучаемые
объекты
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения;
Ученик получит возможность научиться:
- выражать свое отношение к прочитанному через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать
текст;
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в
тексте информацию, необходимую для её решения;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
- аргументировать свою точку зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции людей;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
- умению устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выборы;
- умению осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Предметные результаты
Устное народное творчество.
Славянская мифология.Русский фольклор
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного
чтения;
- пониманию ключевых проблем произведений русского фольклора и
фольклора других народов,
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных
и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный
рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные
для русских народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и
различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой
выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Древнерусская литература
Ученик научится:
- понимать ключевые проблемы произведений древнерусской литературы 18
века;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных
ценностей и их современного звучания;
- умению анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- приобщение
к духовно-нравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других
народов;
Ученик получит возможность научиться:
-
формулировать
собственное
отношение
к
произведениям
русской
литературы, их оценивать;
- собственной интерпретации изученных произведений;
- понимать авторскую позицию и своё отношение к ней;
Русская литература XIX- XX вв.
Ученик научится:
- произведений русских писателей 19- 20 веков, произведений литературы
народов России и зарубежной литературы
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
-определять
для
себя
актуальную
и
перспективную
цели
чтения
художественной литературы;
-выбирать произведения для самостоятельного чтения.
- определение
в
произведении
сюжета,
композиции,
изобразительно-
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая
аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
1.Введение. Своеобразие родной литературы. (1 час)
Слово как средство создания образа. Родная (русская) литература как
национально-культурная ценность народа.
2. Устное народное творчество. (5 часов)
Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы
словесности. Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные
сказки. Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка. Практическое занятие.
Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки. Народные
сказки. Сказка и правда. Небылицы. Особенности языка сказок. Герои
русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок. Развитие
речи. Сочиняем сказку.
3. Славянская мифология. (4 часа)
Знакомство с славянским пантеоном богов. Славянские мифы. О физическом
и нравственном характере древних славян. Язычество древних славян. Мифы
о Солнце, Огне, Воде. Славянский календарь. Основные славянские
праздники. Семья. Семейно-бытовые обряды. Защита индивидуального
проекта «Обряды моей семьи».
4. Русский фольклор. (4 часа)
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка
героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета.
«Алтанхайша- Золотые ножницы», «Наказанная жадность» - Бурятские
народные бытовые сказки. Народные представления о справедливости, добре
и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
5. Древнерусская литература (5 часов)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской
литературы.
Культурные
и
литературные
связи
Руси
с
Византией.
Древнехристианская книжность на Руси.
«Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в
произведениях древнерусской литературы.
«Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской
литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской
письменности. Отношение к книгам в древней Руси.
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных преданий и их подвиги во
имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное
представление).
6. Литература XIX века (4 урока)
Л.Н. Толстой. (1 час)
Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.
Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум,
глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен.
Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. (1 час)
Сказка
«Что
значит
досуг?»
Сведения
о
писателе.
Богатство
и
выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно
художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. (1 час)
Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.
Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке". (1 час)
7. Художественная проза о человеке и природе. (3 часа)
М.М. Пришвин. (1 час)
«Зайцы профессора». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.
Описание красоты русской природы и животного мира нашей страны. Сказка
учит детей терпению и трепетному отношению к природе и животным.
В.Я. Ерошенко. (1 час)
Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и
приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность
произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина
раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Стихотворения о природе. Лирическое произведение. (1 час)
Что такое лирическое произведение. Уникальность природы и поэзии родного
края в произведениях русских и бурятских поэтов. Природа – источник,
питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Искреннее желание
проникнуть в тайны мироздания, постичь самую суть Вселенной.
8. Литература о взаимоотношениях человека и животного (3 часа)
Р. Киплинг. (1 час)
«Кошка, которая гуляла сама по себе».Основная идея произведения
заключается в том, что необходимо добиваться того, чего хочешь, но
сохранять при этом свое достоинство и независимость.
Стихотворения о животных. (1 час)
Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард
Асадов «Бурундучок».
Творческий проект: «Мир глазами ребёнка: Моё любимое животное» (1
час)
9. Проза о детях. (9 часов)
Л. Кассиль. (1 час)
«Дорогие мои мальчишки». Краткие сведения о писателе. Раскрытие роли
педагога в жизни детей. Отображение формирования личности и характера
подростка.
К. Паустовский. (1 час)
«Корзина с еловыми шишками». Краткие сведения о писателе. Формирование
представлений о нравственности, эстетических и духовных ценностях.
Р.А. Быков. (1 час)
«Заколдованная принцесса». Краткие сведения о писателе. Осмысление
понятий: гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и
благодарность.
А.А. Бальбуров. (1 час)
«У нас в Бурятии». Краткие сведения о писателе.
Тема деревенского
подростка из глубинки Использование традиций национального фольклора,
бытовые и духовные традиции родного народа, с его художественной
выразительностью, стилистической чистотой, яркой образностью.
10. Соотношение событий ВОВ с героями прошлого и современности (4
часа)
А.И. Борискина(1 час)
«Земляничка» (отрывки) Краткие сведения о писательнице.Повесть о
военном детстве. Невыдуманная история о военном времени глазами ребенка.
Закрепление навыка пересказа.
В.И. Ганшин(1 час)
«Однажды прожитая жизнь» (отрывки). Краткие сведения о писателе.
Особенности характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям.Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире); своеобразие языка.
11. Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг». (1 час)
Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени». (1 час)
Резерв - 1 час.
Тематическое планирование
1 четверть
1.
2.
3.
Введение.
Своеобразие
родной
литературы.
Устное
народное
творчество.
Славянская
мифология.
9
Вводный урок.
Слово как средство создания образа. Родная
(русская) литература как
национально-культурная ценность народа.
Истоки родного языка и культуры. Что такое
словесность. Формы словесности.
Потешки, заклички, скороговорки, считалочки,
докучные сказки.
Пословицы и поговорки.
Аллегория. Загадка.
1
Практическое занятие.
Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки,
докучные сказки.
Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы.
Особенности языка сказок. Герои русских
народных сказок. Характеристика героев
народных сказок.
Развитие речи. Сочиняем сказку.
1
Знакомство со славянским пантеоном богов.
Славянские мифы. О физическом и нравственном
характере древних славян.
1
1
1
1
1
Язычество древних славян. Мифы о Солнце,
Огне, Воде. Славянский календарь. Основные
славянские праздники.
Семья. Семейно-бытовые обряды.
Защита индивидуального проекта «Обряды моей
семьи»
2 четверть
4.
5.
Русский
фольклор.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
1
«Алтанхайша- Золотые ножницы», «Наказанная
жадность». Бурятские бытовые сказки.
1
«Повесть временных лет». Выдающийся
памятник древнерусской литературы.
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных
преданий и их подвиги во имя мира на родной
земле. Теория литературы. Летопись (начальное
представление).
7.
1
1
7
Древнерусск Начало письменности у восточных славян и
ая
возникновение древнерусской литературы.
литература. Культурные и литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская книжность на
Руси.
«Сказание о Борисе и Глебе»
Житийный канон. Тема добра и зла
в произведениях древнерусской литературы.
3 четверть
6.
Литература
XIX века
1
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун»,
«Отец и сыновья».
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?»
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка
счастья».
Сочинение "Зло и добро в сказке"
Художествен М.М. Пришвин. «Зайцы профессора».
ная проза о
человеке и
природе
В.Я. Ерошенко Сказка «Умирание ивы».
Стихотворения о природе
В.Рождественский «Русская природа»,
1
1
2
1
10
1
1
1
1
1
1
1
8.
Литература
о
взаимоотно
шениях
человека и
животного
Стихотворен
ия о
животных.
Творческий
проект
4 четверть
9.
Проза о
детях
10.
11.
Л.Олзоева «Полумесяц Байкала»,
Д.Улзытуев
«Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой Аяганга?»,
С.Ангабаев
«Родные звезды-самые высокие»,
Д.З.Жалсараев «Тёжная, озерная, степная»
Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». 1
Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов
«Коза», «Воробей», Эдуард Асадов
«Бурундучок».
«Моё любимое животное- Мир глазами ребёнка»
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки».
К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Быков Р.А. «Заколдованная принцесса».
А.А.Бальбуров
«У нас в Бурятии».
Соотношени Борискина А.И. «Земляничка» (отрывки)
е событий
Ганшин В.И.
ВОВ с
«Однажды прожитая жизнь» (отрывки).
героями
прошлого и
современнос
ти
Урок-игра
«Путешествие в мир прочитанных книг».
Обобщающи «Родная литература в ленте времени».
й урок
Резервные уроки
Итого:
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35