Пояснительная записка Рабочая программа по русской родной литературе в 5 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова; - основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по русской родной литературе решает задачи, обозначенные в целевых установках предметной области ОДНКНР. и приоритетных направлениях В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы Вороновой Т.Н. для 5 классов. Планируемые результаты учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по русской родной литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования Личностные результаты Ученик научится: - осознанию значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; - осознанию литературы как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа; - пониманию родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - совершенствованию духовно-нравственных качеств личности, воспитанию чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации; - проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; - умению воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Ученик получит возможность научиться: - интересу к истории русского народа, национально-культурной специфики литературы; - любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре, к родной литературе; - интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -оценивать свои и чужие поступки; -самостоятельно ставить новые учебные цели задачи. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Ученик научится: - умению понимать проблему, выдвигать гипотезу структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - умению самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - умению работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Ученик получит возможность научиться: -ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -первоначальному умению смыслового восприятия текста; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Познавательные УУД: Ученик научится: - навыку смыслового чтения; -излагать содержание прочитанного(прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; - строить сообщение в устной форме; - находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - осуществлять анализ и синтез, строить рассуждения; Ученик получит возможность научиться: - выражать свое отношение к прочитанному через рисунки, сочинения, модели, проектные работы; - строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; -ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. Коммуникативные УУД: Ученик научится: - умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. - аргументировать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Ученик получит возможность научиться: - учитывать и координировать отличные от собственной позиции людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. - умению устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; - умению осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметные результаты Устное народное творчество. Славянская мифология.Русский фольклор Ученик научится: - видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, - учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; - пониманию ключевых проблем произведений русского фольклора и фольклора других народов, - целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для русских народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки. Ученик получит возможность научиться: - сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор; - сочинять сказку (в том числе и по пословице). Древнерусская литература Ученик научится: - понимать ключевые проблемы произведений древнерусской литературы 18 века; - понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; - понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; Ученик получит возможность научиться: - формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценивать; - собственной интерпретации изученных произведений; - понимать авторскую позицию и своё отношение к ней; Русская литература XIX- XX вв. Ученик научится: - произведений русских писателей 19- 20 веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; -определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; -выбирать произведения для самостоятельного чтения. - определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; Ученик получит возможность научиться: - сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Содержание учебного предмета 1.Введение. Своеобразие родной литературы. (1 час) Слово как средство создания образа. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. 2. Устное народное творчество. (5 часов) Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности. Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка. Практическое занятие. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки. Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы. Особенности языка сказок. Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок. Развитие речи. Сочиняем сказку. 3. Славянская мифология. (4 часа) Знакомство с славянским пантеоном богов. Славянские мифы. О физическом и нравственном характере древних славян. Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. Славянский календарь. Основные славянские праздники. Семья. Семейно-бытовые обряды. Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи». 4. Русский фольклор. (4 часа) «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета. «Алтанхайша- Золотые ножницы», «Наказанная жадность» - Бурятские народные бытовые сказки. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. 5. Древнерусская литература (5 часов) Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Сказание о Борисе и Глебе». Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. «Повесть временных лет» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Христианская вера. Крещение Руси. Изобретение славянской письменности. Отношение к книгам в древней Руси. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). 6. Литература XIX века (4 урока) Л.Н. Толстой. (1 час) Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль. В.И. Даль. (1 час) Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц. Н.Г. Гарин-Михайловский. (1 час) Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Сочинение "Зло и добро в сказке". (1 час) 7. Художественная проза о человеке и природе. (3 часа) М.М. Пришвин. (1 час) «Зайцы профессора». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Описание красоты русской природы и животного мира нашей страны. Сказка учит детей терпению и трепетному отношению к природе и животным. В.Я. Ерошенко. (1 час) Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. Стихотворения о природе. Лирическое произведение. (1 час) Что такое лирическое произведение. Уникальность природы и поэзии родного края в произведениях русских и бурятских поэтов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Искреннее желание проникнуть в тайны мироздания, постичь самую суть Вселенной. 8. Литература о взаимоотношениях человека и животного (3 часа) Р. Киплинг. (1 час) «Кошка, которая гуляла сама по себе».Основная идея произведения заключается в том, что необходимо добиваться того, чего хочешь, но сохранять при этом свое достоинство и независимость. Стихотворения о животных. (1 час) Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок». Творческий проект: «Мир глазами ребёнка: Моё любимое животное» (1 час) 9. Проза о детях. (9 часов) Л. Кассиль. (1 час) «Дорогие мои мальчишки». Краткие сведения о писателе. Раскрытие роли педагога в жизни детей. Отображение формирования личности и характера подростка. К. Паустовский. (1 час) «Корзина с еловыми шишками». Краткие сведения о писателе. Формирование представлений о нравственности, эстетических и духовных ценностях. Р.А. Быков. (1 час) «Заколдованная принцесса». Краткие сведения о писателе. Осмысление понятий: гордость и гордыня. Любовь и коварство. Взаимопомощь и благодарность. А.А. Бальбуров. (1 час) «У нас в Бурятии». Краткие сведения о писателе. Тема деревенского подростка из глубинки Использование традиций национального фольклора, бытовые и духовные традиции родного народа, с его художественной выразительностью, стилистической чистотой, яркой образностью. 10. Соотношение событий ВОВ с героями прошлого и современности (4 часа) А.И. Борискина(1 час) «Земляничка» (отрывки) Краткие сведения о писательнице.Повесть о военном детстве. Невыдуманная история о военном времени глазами ребенка. Закрепление навыка пересказа. В.И. Ганшин(1 час) «Однажды прожитая жизнь» (отрывки). Краткие сведения о писателе. Особенности характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. 11. Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг». (1 час) Обобщающий урок «Родная литература в ленте времени». (1 час) Резерв - 1 час. Тематическое планирование 1 четверть 1. 2. 3. Введение. Своеобразие родной литературы. Устное народное творчество. Славянская мифология. 9 Вводный урок. Слово как средство создания образа. Родная (русская) литература как национально-культурная ценность народа. Истоки родного языка и культуры. Что такое словесность. Формы словесности. Потешки, заклички, скороговорки, считалочки, докучные сказки. Пословицы и поговорки. Аллегория. Загадка. 1 Практическое занятие. Сочиняем скороговорки, считалочки, потешки, докучные сказки. Народные сказки. Сказка и правда. Небылицы. Особенности языка сказок. Герои русских народных сказок. Характеристика героев народных сказок. Развитие речи. Сочиняем сказку. 1 Знакомство со славянским пантеоном богов. Славянские мифы. О физическом и нравственном характере древних славян. 1 1 1 1 1 Язычество древних славян. Мифы о Солнце, Огне, Воде. Славянский календарь. Основные славянские праздники. Семья. Семейно-бытовые обряды. Защита индивидуального проекта «Обряды моей семьи» 2 четверть 4. 5. Русский фольклор. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». 1 «Алтанхайша- Золотые ножницы», «Наказанная жадность». Бурятские бытовые сказки. 1 «Повесть временных лет». Выдающийся памятник древнерусской литературы. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных преданий и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). 7. 1 1 7 Древнерусск Начало письменности у восточных славян и ая возникновение древнерусской литературы. литература. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Сказание о Борисе и Глебе» Житийный канон. Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. 3 четверть 6. Литература XIX века 1 Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сочинение "Зло и добро в сказке" Художествен М.М. Пришвин. «Зайцы профессора». ная проза о человеке и природе В.Я. Ерошенко Сказка «Умирание ивы». Стихотворения о природе В.Рождественский «Русская природа», 1 1 2 1 10 1 1 1 1 1 1 1 8. Литература о взаимоотно шениях человека и животного Стихотворен ия о животных. Творческий проект 4 четверть 9. Проза о детях 10. 11. Л.Олзоева «Полумесяц Байкала», Д.Улзытуев «Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой Аяганга?», С.Ангабаев «Родные звезды-самые высокие», Д.З.Жалсараев «Тёжная, озерная, степная» Р. Киплинг. «Кошка, которая гуляла сама по себе». 1 Саша Чёрный «Жеребенок», «Волк», Н. Рубцов «Коза», «Воробей», Эдуард Асадов «Бурундучок». «Моё любимое животное- Мир глазами ребёнка» Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки». К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Быков Р.А. «Заколдованная принцесса». А.А.Бальбуров «У нас в Бурятии». Соотношени Борискина А.И. «Земляничка» (отрывки) е событий Ганшин В.И. ВОВ с «Однажды прожитая жизнь» (отрывки). героями прошлого и современнос ти Урок-игра «Путешествие в мир прочитанных книг». Обобщающи «Родная литература в ленте времени». й урок Резервные уроки Итого: 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35