Родная литература 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 6 классе
соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая

гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана

в

соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая

программа

по

родной

(русской)

литературе

решает

задачи,

обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной
области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Вандановой М. Ч. для
6 классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по

родной (русской) литературе

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования
Личностными результатами освоения предмета родная (русская) литература
являются:
 воспитание

российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального

народа

России;

осознание

своей

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
 формирование

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
 развитие

морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к

собственным поступкам;
 осознание

значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие

чувства

прекрасного

–

умение

чувствовать

красоту

и

выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
 устойчивый

познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором

текста;
 потребность

в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Ученик научится:

 понимать

литературу как одну из национально-культурных ценностей

русского народа;
 уважительно

относиться к родной литературе;

 оценивать

свои и чужие поступки;

 проявлять

внимание, желание больше узнать.

 понимать

определяющую

роль

родной

литературы

в

развитии

интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
 анализировать

и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
 формулировать

в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;

способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
 анализировать

в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

 совместно

с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 работать

по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,

корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в

диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ученик научится:
 планированию

пути достижения цели;

 установлению

целевых приоритетов;

 оценивать

уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на

вопрос «что я не знаю и не умею?»).
 учитывать

условия выполнения учебной задачи;

 осуществлять

итоговый

контроль

деятельности

(«что

сделано»)

и

пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия».
Средством

формирования

регулятивных

УУД

служат

технология

продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
 овладение

навыками смыслового чтения;

 извлекать

информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),

представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
 владеть

различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,

детальным);
 перерабатывать

в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию

из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
 излагать

содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно;
 пользоваться

словарями, справочниками;

 осуществлять
 устанавливать
 строить

анализ и синтез;
причинно-следственные связи;

рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Ученик научится:
 строить

сообщение в устной форме;

 находить

в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

 ориентироваться

задачи;

на возможное разнообразие способов решения учебной

 анализировать

изучаемые

объекты

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
 осуществлять
 проводить

синтез как составление целого из частей;

сравнение;

 устанавливать
 проводить

причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 осуществлять

запись (фиксацию) указанной учителем информации об

изучаемом языковом факте;
 обобщать

(выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:
 умение

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 планирования

и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью; монологической контекстной речью;
 учитывать

разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
 уметь

устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать

решения и делать выборы;
 слушать

и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть

готовым корректировать свою точку зрения;
 уметь

задавать

деятельности

и

вопросы,

необходимые

сотрудничества

с

для

партнером

организации
при

собственной

непосредственной

методической поддержке учителя;
 уметь

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
 оформлять

свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой

ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
 выступать

перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Ученик научится:

 устанавливать

и вырабатывать разные точки зрения;

 аргументировать
 задавать

свою точку зрения;

вопросы.

 продуктивно

разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех

участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
 договариваться
 брать

и приходить к общему решению в совместной деятельности;

на себя инициативу в организации совместного действия (деловое

лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится
глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень
самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является сформированность следующих умений:
 осознание

значимости чтения и изучения родной литературы для своего

дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание

родной литературы как одной из основных национально-

культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 развитие

способности понимать литературные художественные произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение

процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе

понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
 формирование

умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и

интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную

в

литературном

произведении,

на

уровне

эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

не

только

Ученик научится:
 владеть

различными видами пересказа,

 пересказывать
 выявлять

сюжет;

особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

 характеризовать
 находить

героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

основные изобразительно-выразительные средства, характерные для

творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять
 выявлять

родо-жанровую специфику художественного произведения;

и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер

авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 выражать

личное

отношение

к

художественному

произведению,

аргументировать свою точку зрения;
 ориентироваться

в информационном образовательном пространстве: работать

с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
 пользоваться

каталогами

библиотек,

библиографическими

указателями,

системой поиска в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
- познакомиться с подробной биографией авторов;
- прочитать другие тексты произведений авторов;
- создать свои тексты произведений;
- приготовить презентации по предложенным темам.

Содержание программы и тематическое планирование
№
Тема раздела
Тема урока
п/п
1 четверть
1
Литература
как 1. Литература как искусство слова
искусство слова.
2. Проза и поэзия. Знакомство с
Как
появилась
понятиями.
Форма
и
способ
поэзия и проза.
повествования. Художественная речь.

Кол-во
часов
9
1
1

Истоки
вершины.

2

3

и 3. Песня как малый жанр фольклора.
Песни обрядовые и лирические.
Слово и ритм. Чтение и обсуждение
статьи
4. Былина как русский исторический
эпос. Чтение и анализ былины «Илья
Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря
Классические
национального
характера,
образцы поэзии и
нравственных достоинств героя.
прозы.
5. Вн.
чт.Сравнительный
анализ
былиныИ.А. Бунина «Святогор и
Илья» и народной былины.
6. Классические образцы поэзии и
О чём и о ком
прозы.
рассказывает
7. А.С. Пушкин. Чтение и анализ
литературное
стихотворения
«Зимний
произведение:
вечер».Аллегория. Символ. Пейзаж.
Герой
Поэтический мир стих-я
литературного
произведения
8. М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ
стихотворения «Утёс». Поэтический
мир стих-я. Двусложные размеры:
ямб, хорей

1

1

1
1
1

1

9. А.С.

Пушкин.Чтение и анализ 1
повести «Выстрел». Образы главных
героев.

2 четверть

7
1. Анализ

повести А.С. Пушкина 1
«Выстрел». Особенности композиции.

2. Н.С.

4

Лесков. Слово о писателе. 1
Историческое время, отражённое в
О чём и о ком повести. Герои повести. Чтение и
рассказывает
анализ
повести
«Тупейный
литературное
художник».
произведение:
3. Анализ
содержания
повести 1
тема
«Тупейный
художник».
Герои
литературного
повести. Особенности сюжета. Смысл
произведения
финала произведения.

4. А.В.

Кольцов. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ стих-я «Косарь».
Тема труда. Национальный характер.
Связь с фольклором. «Вечные» темы
в литературе: тема поэта и поэзии,
тема труда, тема родной природы.
Поэтический мир стих-я.
5. М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в 1
творчестве поэта».
Комментированное чтение стих-я
«Поэт» («Отделкой золотой блистает
мой кинжал…»). Трагическая судьба
поэта и человека в бездуховном мире.
6. Н.А.

3 четверть
5

6

Некрасов. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ поэмы «Саша».
Поэтический мир произведения. Тема
человека в социальном мире.
7. Смысл
сопоставления
главных 1
героев: чтение и анализ
поэмы
«Саша». Понятие о трёхсложных
размерах (дактиль)
10

Литература: мир 1. С.А. Есенин. Слово о писателе. 1
вопросов
и Чтение и анализ стихотворений «Там,
ответов.
Как где
капустные
грядки»,
понимает человек «Пороша».Тема
родной
мир и себя.
природы.Поэтический мир стих-я.
2. Анализ стих-я А.С. Пушкина 1
«Зимняя дорога».Единение красоты
природы, красоты человека, красоты
жизни
в
пейзажной
лирике.
Поэтический мир стих-я
Как
отражается
3. Комментированное чтение стих-я 1
таинственное
в
М.Ю.
Лермонтова
«Ангел».
судьбе человека.
Лирическая
история
души.
Трёхсложные размеры
4. В.А. Жуковский. Слово о писателе. 1
Сравнительный анализ баллады В.А.
Жуковского
«Лесной царь» и

7

баллады В.И. Гёте «Лесной царь».
Таинственное.
Человек.
Судьба.
Поэтический мир произведения
Как
человек 5. Э.По.
Слово
о
писателе. 1
относится
к Комментированное чтение баллад:
людям и ко всему Э.По «Ворон», народная баллада
живому.
«Чёрный ворон»,
6. А.С. Пушкин.Анализ стих-я «Бесы»: 1
балладные мотивы в лирическом
произведении. Таинственное в душе
человека.
Поэтический
мир
стихотворения
7. Ф.М.
Достоевский.
Слово
о 1
писателе. Чтение и анализ рассказа
«Мальчик у Христа на ёлке». Жанр
святочного
рассказа.
Идея
сострадания. Образы детей.
8. А.П. Чехов. Чтение
рассказа «Мальчики».
взаимоотношений детей
взрослых. Серьёзное и
окружающем мире и
восприятии.

и анализ 1
Проблемы
с миром
смешное в
в детском

9. И.А. Бунин. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Лапти». Нравственная проблематика.
Образы героев. Самоотверженность
героя.
10. Чтение и анализ содержания 1
рассказа
И.А.
Бунина
«Подснежник».Историческая основа
произведения. Тема прошлого России.
Праздники и будни в жизни главного
героя. Приёмы антитезы и повтора в
композиции
рассказа.
Смысл
названия.
4 четверть

9
1. А.И. Куприн.

Слово о писателе. 1

Чтение и анализ содержания рассказа
А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Нравственная проблематика. Реальная
основа и содержание рассказа. Образ
главного героя.
2. В.В. Маяковский. Слово о писателе. 1
Комментированное чтение стих-я
«Хорошее отношение к лошадям».
Словотворчество
и
яркая
метафоричность
ранней
лирике.
Гуманистический
пафос
стих-я.
Одиночество лирического героя, его
противопоставление
толпе
обывателей.
3. В.П. Астафьев.Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Жизнь Трезора». Образы животных в
произведениях
художественной
литературы.
4. Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Королевская
аналостанка».
Нравственные
проблемы
в
произведениях о животных.
8

«Вечные темы». 5. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. 1
Социальная
Чтение и анализ содержания рассказа
проблематика
«Арктур – гончий пёс». Нравственные
литературного
проблемы
в
произведениях
о
произведения
животных.
6. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. 1
Комментированное чтение рассказа
«Драгоценная пыль» (из цикла
«Золотая роза»)
7. Вн.чт. «Мы помним» (произведения 1
о ВОВ). В. Катаев «Сын полка»:
чтение и анализ содержания.
8-9.
Повторение
и
изученного в 6 классе

обобщение 2

Итого:

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».