Пояснительная записка Рабочая программа по родной (русской) литературе в 6 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по родной (русской) литературе решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка Вандановой М. Ч. для 6 классов. Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС) В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родной (русской) литературе и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования Личностными результатами освоения предмета родная (русская) литература являются: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово. Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Ученик научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. Регулятивные УУД: формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Ученик научится: планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). учитывать условия выполнения учебной задачи; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия». Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: овладение навыками смыслового чтения; извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; пользоваться словарями, справочниками; осуществлять устанавливать строить анализ и синтез; причинно-следственные связи; рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. Ученик научится: строить сообщение в устной форме; находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться задачи; на возможное разнообразие способов решения учебной анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять проводить синтез как составление целого из частей; сравнение; устанавливать проводить причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте; обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов). Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; уметь задавать деятельности и вопросы, необходимые сотрудничества с для партнером организации при собственной непосредственной методической поддержке учителя; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Ученик научится: устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать задавать свою точку зрения; вопросы. продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться брать и приходить к общему решению в совместной деятельности; на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения. Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений: осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. не только Ученик научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать выявлять сюжет; особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать находить героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять выявлять родо-жанровую специфику художественного произведения; и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Ученик получит возможность научиться: - познакомиться с подробной биографией авторов; - прочитать другие тексты произведений авторов; - создать свои тексты произведений; - приготовить презентации по предложенным темам. Содержание программы и тематическое планирование № Тема раздела Тема урока п/п 1 четверть 1 Литература как 1. Литература как искусство слова искусство слова. 2. Проза и поэзия. Знакомство с Как появилась понятиями. Форма и способ поэзия и проза. повествования. Художественная речь. Кол-во часов 9 1 1 Истоки вершины. 2 3 и 3. Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. Слово и ритм. Чтение и обсуждение статьи 4. Былина как русский исторический эпос. Чтение и анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в образе богатыря Классические национального характера, образцы поэзии и нравственных достоинств героя. прозы. 5. Вн. чт.Сравнительный анализ былиныИ.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины. 6. Классические образцы поэзии и О чём и о ком прозы. рассказывает 7. А.С. Пушкин. Чтение и анализ литературное стихотворения «Зимний произведение: вечер».Аллегория. Символ. Пейзаж. Герой Поэтический мир стих-я литературного произведения 8. М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ стихотворения «Утёс». Поэтический мир стих-я. Двусложные размеры: ямб, хорей 1 1 1 1 1 1 9. А.С. Пушкин.Чтение и анализ 1 повести «Выстрел». Образы главных героев. 2 четверть 7 1. Анализ повести А.С. Пушкина 1 «Выстрел». Особенности композиции. 2. Н.С. 4 Лесков. Слово о писателе. 1 Историческое время, отражённое в О чём и о ком повести. Герои повести. Чтение и рассказывает анализ повести «Тупейный литературное художник». произведение: 3. Анализ содержания повести 1 тема «Тупейный художник». Герои литературного повести. Особенности сюжета. Смысл произведения финала произведения. 4. А.В. Кольцов. Слово о писателе. 1 Чтение и анализ стих-я «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. «Вечные» темы в литературе: тема поэта и поэзии, тема труда, тема родной природы. Поэтический мир стих-я. 5. М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в 1 творчестве поэта». Комментированное чтение стих-я «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. 6. Н.А. 3 четверть 5 6 Некрасов. Слово о писателе. 1 Чтение и анализ поэмы «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире. 7. Смысл сопоставления главных 1 героев: чтение и анализ поэмы «Саша». Понятие о трёхсложных размерах (дактиль) 10 Литература: мир 1. С.А. Есенин. Слово о писателе. 1 вопросов и Чтение и анализ стихотворений «Там, ответов. Как где капустные грядки», понимает человек «Пороша».Тема родной мир и себя. природы.Поэтический мир стих-я. 2. Анализ стих-я А.С. Пушкина 1 «Зимняя дорога».Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Поэтический мир стих-я Как отражается 3. Комментированное чтение стих-я 1 таинственное в М.Ю. Лермонтова «Ангел». судьбе человека. Лирическая история души. Трёхсложные размеры 4. В.А. Жуковский. Слово о писателе. 1 Сравнительный анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь» и 7 баллады В.И. Гёте «Лесной царь». Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения Как человек 5. Э.По. Слово о писателе. 1 относится к Комментированное чтение баллад: людям и ко всему Э.По «Ворон», народная баллада живому. «Чёрный ворон», 6. А.С. Пушкин.Анализ стих-я «Бесы»: 1 балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения 7. Ф.М. Достоевский. Слово о 1 писателе. Чтение и анализ рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей. 8. А.П. Чехов. Чтение рассказа «Мальчики». взаимоотношений детей взрослых. Серьёзное и окружающем мире и восприятии. и анализ 1 Проблемы с миром смешное в в детском 9. И.А. Бунин. Слово о писателе. 1 Чтение и анализ содержания рассказа «Лапти». Нравственная проблематика. Образы героев. Самоотверженность героя. 10. Чтение и анализ содержания 1 рассказа И.А. Бунина «Подснежник».Историческая основа произведения. Тема прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия. 4 четверть 9 1. А.И. Куприн. Слово о писателе. 1 Чтение и анализ содержания рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. 2. В.В. Маяковский. Слово о писателе. 1 Комментированное чтение стих-я «Хорошее отношение к лошадям». Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирике. Гуманистический пафос стих-я. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. 3. В.П. Астафьев.Слово о писателе. 1 Чтение и анализ содержания рассказа «Жизнь Трезора». Образы животных в произведениях художественной литературы. 4. Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. 1 Чтение и анализ содержания рассказа «Королевская аналостанка». Нравственные проблемы в произведениях о животных. 8 «Вечные темы». 5. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. 1 Социальная Чтение и анализ содержания рассказа проблематика «Арктур – гончий пёс». Нравственные литературного проблемы в произведениях о произведения животных. 6. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. 1 Комментированное чтение рассказа «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») 7. Вн.чт. «Мы помним» (произведения 1 о ВОВ). В. Катаев «Сын полка»: чтение и анализ содержания. 8-9. Повторение и изученного в 6 классе обобщение 2 Итого: 35