Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе в 6 классе
соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования с
изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана
в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией В.Ф. Чертова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая
программа
по
родной
(русской)
литературе
решает
задачи,
обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной
области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Вандановой М. Ч. для
6 классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родной (русской) литературе
и реализацию модуля "Школьный урок"
программы воспитания основного общего образования
Личностными результатами освоения предмета родная (русская) литература
являются:
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России;
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным поступкам;
осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие
чувства
прекрасного
–
умение
чувствовать
красоту
и
выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной
речи;
устойчивый
познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором
текста;
потребность
в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Ученик научится:
понимать
литературу как одну из национально-культурных ценностей
русского народа;
уважительно
относиться к родной литературе;
оценивать
свои и чужие поступки;
проявлять
внимание, желание больше узнать.
понимать
определяющую
роль
родной
литературы
в
развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать
и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать
в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;
способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать
в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно
с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать
по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Ученик научится:
планированию
пути достижения цели;
установлению
целевых приоритетов;
оценивать
уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать
условия выполнения учебной задачи;
осуществлять
итоговый
контроль
деятельности
(«что
сделано»)
и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия».
Средством
формирования
регулятивных
УУД
служат
технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение
навыками смыслового чтения;
извлекать
информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –
иллюстрация, таблица, схема);
владеть
различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
перерабатывать
в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию
из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться
словарями, справочниками;
осуществлять
устанавливать
строить
анализ и синтез;
причинно-следственные связи;
рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной
литературы; технология продуктивного чтения.
Ученик научится:
строить
сообщение в устной форме;
находить
в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться
задачи;
на возможное разнообразие способов решения учебной
анализировать
изучаемые
объекты
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков;
осуществлять
проводить
синтез как составление целого из частей;
сравнение;
устанавливать
проводить
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять
запись (фиксацию) указанной учителем информации об
изучаемом языковом факте;
обобщать
(выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
уметь
задавать
деятельности
и
вопросы,
необходимые
сотрудничества
с
для
партнером
организации
при
собственной
непосредственной
методической поддержке учителя;
уметь
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать
перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Ученик научится:
устанавливать
и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать
задавать
свою точку зрения;
вопросы.
продуктивно
разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться
брать
и приходить к общему решению в совместной деятельности;
на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится
глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень
самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература
является сформированность следующих умений:
осознание
значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении
как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание
родной литературы как одной из основных национально-
культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие
способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение
процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную
в
литературном
произведении,
на
уровне
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
не
только
Ученик научится:
владеть
различными видами пересказа,
пересказывать
выявлять
сюжет;
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать
находить
героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять
выявлять
родо-жанровую специфику художественного произведения;
и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать
личное
отношение
к
художественному
произведению,
аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться
в информационном образовательном пространстве: работать
с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться
каталогами
библиотек,
библиографическими
указателями,
системой поиска в Интернете.
Ученик получит возможность научиться:
- познакомиться с подробной биографией авторов;
- прочитать другие тексты произведений авторов;
- создать свои тексты произведений;
- приготовить презентации по предложенным темам.
Содержание программы и тематическое планирование
№
Тема раздела
Тема урока
п/п
1 четверть
1
Литература
как 1. Литература как искусство слова
искусство слова.
2. Проза и поэзия. Знакомство с
Как
появилась
понятиями.
Форма
и
способ
поэзия и проза.
повествования. Художественная речь.
Кол-во
часов
9
1
1
Истоки
вершины.
2
3
и 3. Песня как малый жанр фольклора.
Песни обрядовые и лирические.
Слово и ритм. Чтение и обсуждение
статьи
4. Былина как русский исторический
эпос. Чтение и анализ былины «Илья
Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря
Классические
национального
характера,
образцы поэзии и
нравственных достоинств героя.
прозы.
5. Вн.
чт.Сравнительный
анализ
былиныИ.А. Бунина «Святогор и
Илья» и народной былины.
6. Классические образцы поэзии и
О чём и о ком
прозы.
рассказывает
7. А.С. Пушкин. Чтение и анализ
литературное
стихотворения
«Зимний
произведение:
вечер».Аллегория. Символ. Пейзаж.
Герой
Поэтический мир стих-я
литературного
произведения
8. М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ
стихотворения «Утёс». Поэтический
мир стих-я. Двусложные размеры:
ямб, хорей
1
1
1
1
1
1
9. А.С.
Пушкин.Чтение и анализ 1
повести «Выстрел». Образы главных
героев.
2 четверть
7
1. Анализ
повести А.С. Пушкина 1
«Выстрел». Особенности композиции.
2. Н.С.
4
Лесков. Слово о писателе. 1
Историческое время, отражённое в
О чём и о ком повести. Герои повести. Чтение и
рассказывает
анализ
повести
«Тупейный
литературное
художник».
произведение:
3. Анализ
содержания
повести 1
тема
«Тупейный
художник».
Герои
литературного
повести. Особенности сюжета. Смысл
произведения
финала произведения.
4. А.В.
Кольцов. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ стих-я «Косарь».
Тема труда. Национальный характер.
Связь с фольклором. «Вечные» темы
в литературе: тема поэта и поэзии,
тема труда, тема родной природы.
Поэтический мир стих-я.
5. М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в 1
творчестве поэта».
Комментированное чтение стих-я
«Поэт» («Отделкой золотой блистает
мой кинжал…»). Трагическая судьба
поэта и человека в бездуховном мире.
6. Н.А.
3 четверть
5
6
Некрасов. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ поэмы «Саша».
Поэтический мир произведения. Тема
человека в социальном мире.
7. Смысл
сопоставления
главных 1
героев: чтение и анализ
поэмы
«Саша». Понятие о трёхсложных
размерах (дактиль)
10
Литература: мир 1. С.А. Есенин. Слово о писателе. 1
вопросов
и Чтение и анализ стихотворений «Там,
ответов.
Как где
капустные
грядки»,
понимает человек «Пороша».Тема
родной
мир и себя.
природы.Поэтический мир стих-я.
2. Анализ стих-я А.С. Пушкина 1
«Зимняя дорога».Единение красоты
природы, красоты человека, красоты
жизни
в
пейзажной
лирике.
Поэтический мир стих-я
Как
отражается
3. Комментированное чтение стих-я 1
таинственное
в
М.Ю.
Лермонтова
«Ангел».
судьбе человека.
Лирическая
история
души.
Трёхсложные размеры
4. В.А. Жуковский. Слово о писателе. 1
Сравнительный анализ баллады В.А.
Жуковского
«Лесной царь» и
7
баллады В.И. Гёте «Лесной царь».
Таинственное.
Человек.
Судьба.
Поэтический мир произведения
Как
человек 5. Э.По.
Слово
о
писателе. 1
относится
к Комментированное чтение баллад:
людям и ко всему Э.По «Ворон», народная баллада
живому.
«Чёрный ворон»,
6. А.С. Пушкин.Анализ стих-я «Бесы»: 1
балладные мотивы в лирическом
произведении. Таинственное в душе
человека.
Поэтический
мир
стихотворения
7. Ф.М.
Достоевский.
Слово
о 1
писателе. Чтение и анализ рассказа
«Мальчик у Христа на ёлке». Жанр
святочного
рассказа.
Идея
сострадания. Образы детей.
8. А.П. Чехов. Чтение
рассказа «Мальчики».
взаимоотношений детей
взрослых. Серьёзное и
окружающем мире и
восприятии.
и анализ 1
Проблемы
с миром
смешное в
в детском
9. И.А. Бунин. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Лапти». Нравственная проблематика.
Образы героев. Самоотверженность
героя.
10. Чтение и анализ содержания 1
рассказа
И.А.
Бунина
«Подснежник».Историческая основа
произведения. Тема прошлого России.
Праздники и будни в жизни главного
героя. Приёмы антитезы и повтора в
композиции
рассказа.
Смысл
названия.
4 четверть
9
1. А.И. Куприн.
Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Нравственная проблематика. Реальная
основа и содержание рассказа. Образ
главного героя.
2. В.В. Маяковский. Слово о писателе. 1
Комментированное чтение стих-я
«Хорошее отношение к лошадям».
Словотворчество
и
яркая
метафоричность
ранней
лирике.
Гуманистический
пафос
стих-я.
Одиночество лирического героя, его
противопоставление
толпе
обывателей.
3. В.П. Астафьев.Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Жизнь Трезора». Образы животных в
произведениях
художественной
литературы.
4. Э. Сетон-Томпсон. Слово о писателе. 1
Чтение и анализ содержания рассказа
«Королевская
аналостанка».
Нравственные
проблемы
в
произведениях о животных.
8
«Вечные темы». 5. Ю.П. Казаков. Слово о писателе. 1
Социальная
Чтение и анализ содержания рассказа
проблематика
«Арктур – гончий пёс». Нравственные
литературного
проблемы
в
произведениях
о
произведения
животных.
6. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. 1
Комментированное чтение рассказа
«Драгоценная пыль» (из цикла
«Золотая роза»)
7. Вн.чт. «Мы помним» (произведения 1
о ВОВ). В. Катаев «Сын полка»:
чтение и анализ содержания.
8-9.
Повторение
и
изученного в 6 классе
обобщение 2
Итого:
35