Рабочая программа 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по искусству в 5 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана
в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;

- авторской программе основного общего образования «Искусство.
Изобразительное искусство», авторы программы С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев,
М.В. Кармазина;
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Национально-региональный компонент программы реализуется через
знакомство учащихся с видами живописи, скульптуры, архитектуры,
национальным орнаментам и декоративно-прикладным творчеством.
Рабочая программа ориентирована на использование:
Искусство. Изобразительное искусство, 5 кл. В 2 ч. : учебник / С. П.
Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – 5-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа,
2016. – 140, (4) с.: ил.
Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных
Изобразительному

и

предметных

искусству

результатов

и реализацию

школьного

модуля

курса

по

«Школьный урок»

программы воспитания основного общего образования.

Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Искусство»:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;


осознание своей этнической принадлежности, знание культуры

своего народа, края, основ культурного наследия народов России и
человечества;


усвоение

гуманистических,

традиционных

ценностей

многонационального российского общества;


формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;


формирование

целостного

мировоззрения,

учитывающего

культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;


формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;


развитие морального сознания и компетентности в решении

моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;


формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;


осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;


развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты
Метапредметные

результаты

характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической творческой деятельности:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;


умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

результата,

определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
Предметные

результаты

художественно-творческой

характеризуют

деятельности,

опыт

который

учащихся

в

приобретается

и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:


формирование основ художественной культуры обучающихся как

части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и
средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности,
способности

к

сопереживанию,

зрительной

памяти,

ассоциативного

мышления, художественного вкуса и творческого воображения;


развитие визуально-пространственного мышления как формы

эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;


освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);


воспитание уважения к истории культуры своего Отечества,

выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании
красоты человека;



приобретение опыта создания художественного образа в разных

видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом (музеи);


приобретение

опыта

работы

различными

художественными

материалами и в разных техниках, в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности;


развитие

потребности

в

общении

с

произведениями

изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;


формирование активного отношения к традициям художественной

культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;


осознание значения искусства и творчества в личной и культурной

самоидентификации личности;


развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА
В результате изучения Искусства:
учащиеся научатся:


различать

по

стилистическим

особенностям

декоративное

искусство разных времен;


различать

по

материалу,

технике

исполнения

современное

декоративно-прикладное искусство (керамика, роспись и т.д.);


выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства

(народного,

классического,

современного)

связь

конструктивных,

декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и
декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся получат
возможность научиться:


передавать единство формы и декора (на доступном для данного

возраста уровне);


традиции

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в
народного

искусства

на

основе

ритмического

повтора

изобразительных или геометрических элементов;


создавать

художественно-декоративные

проекты

предметной

среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда,
детали интерьера определенной эпохи);


владеть практическими навыками выразительного исполнения

фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;


владеть навыком работы в конкретном материале, рисунок, лепка,

роспись и т.п.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Рисунок (9 ч)
Тема 1. Рисунок и виды графического искусства (4 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с грамматикой изобразительного искусства – рисунком.
Графические техники (офорт, гравюра, ксилография, линогравюра) и
графические

материалы.

Особенности

линейной

перспективы.

Фронтальная и угловая перспективы. Распределение света и тени на
различных

геометрических

телах.

Правила

рисования

натюрморта.

Пропорции фигуры человека (наброски и зарисовки). Рисование по памяти
и представлению (животные).
Практические работы
1. Определение отличий техник выполнения выпуклой и углубленной
гравюры. Какие виды гравюр в какой технике выполняются.
1. Сочинить композицию городского или сельского пейзажа.
2. Нарисовать эскиз необычного автомобиля.
3. Сочинить рисунок комнаты в угловой перспективе.
Тема 2. Натюрморт (3 часа)
Основные теоретические сведения
Распределение света и тени на различных геометрических телах.
Правила рисования натюрморта.
Практическая работа
1.

Выполнить рисунок геометрических тел – шара, конуса,

цилиндра. Построить из них конструкцию и нанести светотень.
2.

Выполнить длительный рисунок натюрморта с вазой и фруктами.

Тема 3. Рисуем людей и животных (2 часа)
Пропорции фигуры человека (наброски и зарисовки). Рисование по
памяти и представлению (животные). Научится выполнять наброски и
зарисовки по наблюдению фигур людей, домашних животных.
Практические работы

1. Выполнить краткосрочные наброски и зарисовки с натуры.
2. Выполнить рисунок своего любимого животного по памяти и по
представлению.
Раздел 2. Живопись (6 часов)
Тема 4. Цветоведение (1 час)
Основные теоретические сведения
Рассмотрение

одного

из

главных

средств

выразительности

живописного образа – цвета. Свойства цвета. Цветовой тон, насыщенность,
светлота.
Практические работы
1. Выполнить упражнение: цветовой круг, холодные и теплые цвета.
Работа с палитрой.
Тема 5. Живописные материалы (2 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с основами живописи акварельными красками и гуашью.
Особенности акварельной живописи и гуаши.
Практические работы
1. Выполнить рисунок в технике акварель (цветы).
2. Выполнить небольшой рисунок гуашью (цветы в вазе).
Тема 6. Натюрморт (2 часа)
Основные теоретические сведения
Знакомство с понятиями собственного и локального цвета предмета.
Как влияет свет на изменение цвета предмета. Контрасты цвета на свету и в
тени.

«Цветовые

отношения».

Поиск

композиционного

решения

в

натюрмортах.
Практические работы
1. Упражнение на составление сложных цветовых оттенков. Теплых
и холодных тонов.
1.
т.д.).

Выполнить творческий натюрморт (ваза с цветами, фрукты и

Тема 7. Пишем природу (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство с приемами передачи времени года и настроения в
пейзаже. Живописные этюды и наброски.
Практические работы
1. Выполнить осенний пейзаж (серо-голубое небо, золотистоохристая поверхность деревьев на пригорке и холодная рябь лесного озера)
Раздел 3. Композиция (4 часа)
Тема 8. Основы композиции (1 час)
Основные теоретические сведения
Живописные жанры (пейзажный, исторический, бытовой).
Замысел, зарисовки, эскиз. Знакомство с основными законами,
правилами средствами композиции.
Практические работы
1. Выполнить эскиз композицию на бытовую тему (разговор).
Тема 9. Сюжетная композиция (3 часа)
Основные теоретические сведения
Как

создается

художественный

образ

в

композиции

на

патриотическую тему. Передача своего художественного замысла.
Знакомство с культурой и обычаями народных праздников России.
Вспомнить иллюстрации к сказкам И. Билибина, Ю. Васнецова, В.
Милашевского.
размером

и

Научиться
контрастом,

выделять

композиционный

придумывать

цветовое

центр

решение,

соответствующее времени года и настроению сюжета.
Практические работы
1. Выполнить композицию на тему «Они сражались за
Родину»
2. Выполнить композицию «Мой любимый праздник»
3. Выполнить композицию иллюстрации к сказке «Конекгорбунок».

Раздел 4. Архитектура. (3 часа)
Тема 10. Архитектура древнего мира (1 час)
Основные теоретические сведения
Познакомиться

с

понятием ордерной

системы.

Научится

определять ордер.
Практическая работа
1. Выполнить рисунок храма «Парфенон»
Тема 11. Архитектурные направления (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство

с различными направлениями и стилями в

архитектуре (готика, барокко, классицизм). Научиться находить в
произведениях архитектуры черты определённого стиля.
Практические работы
1. Сделать презентацию одного из архитектурных стилей.
Тема 12. Деревянное зодчество. Русская изба. (1 час)
Основные теоретические сведения
Знакомство с русской архитектурой и её самобытностью.
Основные элементы строения русской избы.
Практические работы
1. Подготовить

сообщение,

посвященное

резным

узорам

на

наличниках, причелинах и подзорах (их символическому значению,
технике резьбы).
Раздел 5. Скульптура (2 часа)
Тема 13. Виды скульптуры (2 ч)
Основные теоретические сведения
Знакомство

с

искусством

скульптуры.

Виды

скульптур.

Содержание и функции скульптуры. История глиняной игрушки.
Практические работы
1. Изобразить (слепить из пластилина) любимое животное.
Раздел 6. Дизайн (1 час)

Тема 14. Основные виды дизайна (1 час)
Основные теоретические сведения
Основные виды дизайна. Дизайн костюма.
Практические работы
Разработать комплект одежды для школы (школьная форма).
Раздел 7. Декоративная композиция (1 час)
Тема 15. Художественный язык декоративно-прикладного искусства (1
час).
Основные теоретические сведения
Декоративно-прикладное
композиция.

Основные

искусство.

композиционные

Декоративная
схемы

и

тематическая
закономерности

декоративной композиции. Стилизация. Цвет.
Практические работы
Выполнить декоративное панно «Древо жизни».
Раздел 8. Народные художественные образы (6 часов)
Тема 16. Роспись по дереву. (3 часа)
Основные теоретические сведения
Хохломская роспись по дереву (золотая хохлома). Традиционные типы
письма. Фоновое письмо. Особенности Городецкой росписи. Росписи
Северной Двины и Мезени. Растительные мотивы, цветовая гамма.
Практические работы
1. Выполнить хохломскую «травную» роспись.
2. Выполнить эскиз росписи (разделочной доски).
3. Выделить

в

геометрическом

орнаменте

мезенской

росписи

отдельные элементы. Найти информацию о них и о самых распространённых
сюжетах на изделиях мезенских мастеров.
Выбрать наиболее интересный расписанный предмет и рассказать о
нём.
Тема 17. Искусство матрешки (1 час)
Основные теоретические сведения

Знакомство с искусством матрешки. Сергиевопосадская, Семёновская и
Полхов-майданская матрёшка.
Практические работы
1. Научиться расписывать матрёшек гуашью.
Тема 18. Керамика (2 часа)
Основные теоретические сведения
Скопинская керамика, каргопольская и филимоновская игрушка.
Способы лепки, свойства глины и традиционные формы игрушки.
Практические работы
1. Выполнить из пластилина или глины барыню, богатыря, полкана,
коня по мотивам керамической игрушки.
2. Расписать игрушку или выполнить эскиз росписи.
Раздел 9. Художественные музеи мира (1 час)
Тема 19. Музеи мира (1час)
Основные теоретические сведения
История создания музеев. Музей Лувр и Метрополитен-музей.
Практические работы
1. Записать произведения искусства музеев.
Раздел 10. Художественные музеи России (3 часа)
Тема 20. Музеи Бурятии (1 час)
Основные теоретические сведения
Музеи Улан-Удэ, Москвы и Санкт-Петербурга. Оружейная палата,
Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. Пушкина,
Кунсткамера, Эрмитаж, Государственный Русский музей. Музей истории
города Улан-Удэ, художественный музей им. Ц. С. Сампилова, музей
истории Бурятии им. М. Н Хангалова, этнографический музей народов
Забайкалья.
Практические работы
1. Приготовить презентацию о любом музее города Улан-Удэ.
Тема 21. Музеи Москвы (1 час)

Основные теоретические сведения
Оружейная палата, Третьяковская галерея, музей изобразительных
искусств им. Пушкина,
Практические работы
Приготовить сообщение о любом музее Москвы (1 час)
Тема 22. Музеи Санкт-Петербурга (1 час)
Основные теоретические сведения
Музеи Санкт-Петербурга. Кунсткамера, Эрмитаж, Государственный
Русский музей.
Практические работы
Приготовить сообщение о любом музее Санкт-Петербурга.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (35 часов)
Подразделы и темы

Количество учебных часов
подразделы

темы

1 четверть 9 часов
Рисунок (9 ч)
Рисунок и виды графического искусства

4ч

Натюрморт

3ч

Рисуем людей и животных

2ч
2 четверть 7 часов
Живопись (6 ч)

Цветоведение

1ч

Живописные материалы

2ч

Натюрморт

2ч

Пишем природу

1ч
Композиция (4 ч)

Основы композиции.

1ч
3 четверть 10 часов

Сюжетная композиция

3ч
Архитектура (3 ч)

Архитектура древнего мира

1ч

Архитектурные направления

1ч

Деревянное зодчество. Русская изба

1ч

Скульптура (2 ч)
Виды скульптуры

2ч
Дизайн (1 ч)

Основные виды дизайна

1ч

Декоративная композиция (1 ч)
Художественный язык ДПИ

1ч

4 четверть 9 часов
Народные художественные образы (6 ч)
Роспись по дереву

3ч

Искусство матрёшки

1ч

Керамика

2ч
Художественные музеи мира (1 ч)

Музеи мира

1ч
Художественные музеи России (2 ч)

Музеи Бурятии

1ч

Музеи Москвы и Санкт-Петербурга

1ч
Итого

Итого за год

35 ч
35 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».