Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования с;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая

гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана

в

соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией М.Т. Баранова;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3».
Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы
духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы
Бимбаевой Н.Г. для 6 классов.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок" программы

воспитания основного общего образования.

Личностные результаты
Ученик научится:
- осознанию эстетической ценности русского языка; уважительному отношению
к родному языку, гордость за него; потребности сохранения чистоты русского
языка как явления национальной культуры;уважению и принятию других
народов России и мира, межэтнической толерантности;
- любви к природе, осознанию её уникальности, необходимости её беречь,
умению чувствовать красоту природы; ориентироваться в системе моральных
норм и ценностей, их присвоению;
- приобщится к культуре родного народа к произведениям широко известных
национальных писателей; формированию чувства уважения к традициям,
обычаям,

культурным

общечеловеческого

ценностям
родства,

народов

Бурятии,

взаимосвязанности

усвоению
людей

идеи
разных

национальностей;
- стремлению к речевому самосовершенствованию; пополнению словарного
запаса и усвоению грамматических средств, для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения;
Ученик получит возможность научиться:
-чувству прекрасного – умению чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любви и уважению к Отечеству, его языку, культуре;
-устойчивому познавательному интересу к чтению, к ведению диалога с
автором текста;
-интересу к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
-интересу к изучению языка;
-осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
-

владение

разными

видами

чтения

(поисковым,

просмотровым,

ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
говорение и письмо:
- способность

определять

цели

предстоящей

учебной

деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к
фактам

и

явлениям

окружающей

действительности,

к

прочитанному,

услышанному, увиденному;
- владение

различными

видами

монолога

(повествование,

описание,

рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных
видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний
по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и
навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Ученик научится:
-разбираться

в

первоначальных

представлениях

о

функциональных

разновидностях
языка, их внеязыковых (сфера употребления, типичные ситуации речевого
общения,задачи

речи)

и

языковых

(преимущественно

лексических

точки

содержания,

особенностях);
-сравнивать

речевые

высказывания

с

зрения

их

принадлежности копределённой функциональной разновидности языка и
использованных языковыхсредств.
Ученик получит возможность научиться:
-оценивать

чужие

и

собственные

функциональнойнаправленности

с

речевые
точки

высказывания

зрения

разной

соответствия

их

коммуникативным требованиям.
Аудирование
Ученик научится:
-адекватно понимать основное содержание небольшого по объему текста на
слух;
-приемам и правилами эффективного слушания устной монологической речи и
речи вситуации диалога;
-выделять основную мысль, структурные части прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
-понимать устную речь, явную, второстепенную и скрытую (подтекстовую)

информацию (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать ее в
устнойформе.
Чтение
Ученик научится:
-владеть разными видами чтения (просмотровое, изучающее, ознакомительное);
-владеть приемами работы с учебной книгой;
-выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
-разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
-правильно расставлять логические ударения, паузы;
-выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Ученик получит возможность научиться:
-прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа
учебника;
-извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов и других
источников информации.
Говорение
Ученик научится:
-владеть различными видами монолога и диалога;
-участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-доказательно отвечать на вопросы учителя;
-подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип
речи;
-соблюдать

в

практике

речевого

общения

основные

орфоэпические,

лексические,
грамматические, стилистические нормы русского литературного языка.
Ученик получит возможность научиться: -создавать устные высказывания,
раскрывая тему и развивая основную мысль;
-анализировать и оценивать речь с точки зрения ее успешности с помощью

разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо
Ученик научится:
-подробно и сжато излагать тексты разных типов речи;
-создавать письменное высказывание разных типов, стилей и жанров речи;
-составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
-определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
-писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в
томчисле научного);
-находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
-подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
-использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки
ввыделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление
местоимений, избыточная информация и др.).
Ученик получит возможность научиться:
-свободно пользоваться разными видами словарей, справочной литературой в
процессе написания текста;
-анализировать эпизод и выражать свое отношение к предмету речи;
-исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
-писать рецензии на ученические сочинения.
Текст
Ученик научится:
-определять

основные

признаки

текста

(смысловая

и

композиционная

цельность,связность, членимость текста);
-определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, выделять
микротемытекста;
-доказывать принадлежность последовательности предложений к тексту;
-анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы,
смысловой

цельности, последовательности изложения, принадлежности к определённой
функциональной разновидности языка, уместности и целесообразности
использования в нём языковых средств;
-делить

текст

на

смысловые

части,

осуществлять

информационную

переработкутекста, передавая его содержание в виде плана.
Ученик получит возможность научиться:
-создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи на
социально-культурные,

бытовые,

учебные

темы

с

учётом

требований,

предъявляемых к текстукак речевому произведению.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
-характеризовать основные социальные функции русского языка в России и
мире,место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
-определять

различия

между

просторечием,профессиональными

литературным

языком

разновидностями

и

языка,

диалектами,
жаргоном

и

характеризовать этиразличия.
Ученик получит возможность научиться:
-характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
-выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; осознавать смыслоразличительную функцию звука;
-различать ударные и безударные слоги;
-не смешивать звуки и буквы;
-использовать

элементы

упрощенной

транскрипции

для

анализируемогозвукаи объяснения написания слова;
-распознавать гласные и согласные в сильных и слабых позициях;

обозначения

-правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а
такженаиболееупотребительные слова и формы изученных частей речи;
- осознавать значение письма в истории человечества;
Ученик получит возможность научиться:
-выразительно читать прозаические и поэтические тексты; -находить в
художественном тексте явления звукописи;
-извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей исправочников; использовать ее в различных видах деятельности;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
-проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
-знать способы обозначения [ j ].
Морфемика, словообразование
Ученик научится:
-характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в
изменяемых и неизменяемых словах;
-образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования
-производить морфемный разбор (устный и письменный) слова
-выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при
проведениисловообразовательного анализа слова;
-определять способ образования указанных слов (морфологический и
неморфологический)
-составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
Ученик получит возможность научиться:
-различать

изученные

способы

словообразования

существительных

иприлагательных;
-восстанавливать пропущенные звенья словообразовательной цепочки
Лексикология и фразеология
Ученик научится:

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и
задачами общения;
-употреблять в своей речи слова с переносным значением,
-знать основные группы слов с точки зрения её активного и пассивного запаса;
-знать основные группы слов с точки зрения сферы её употребления;
-группировать слова по тематическим группам;
-характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления
и
стилистической окраски;
-знать основные виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет);
-определять значение фразеологизмов;
-извлекать

необходимую

информацию

из

лингвистических

словарей

различныхтипов.
Ученик получит возможность научиться:
-находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;
-находитьконтекстные синонимы, антонимы в тексте
-знать особенности стилистически нейтральной, высокой и сниженной лексики.
-различать фигуры речи (градацию, антитезу, оксюморон)
Морфология.
Имя существительное
Ученик научится:
-анализировать

и

характеризовать

общее

грамматическое

значение,

морфологические
признаки имени существительного, его синтаксическую роль;
-распознавать

одушевлённые

нарицательные,склоняемые,
существительные,
существительные,

и

неодушевлённые,

несклоняемые

именасуществительные
имеющие

форму

и

собственные

разносклоняемые
общего

рода,

толькомножественного

единственного числа, приводить соответствующие примеры;

или

и

имена
имена
только

-определять род (в том числе несклоняемых), число, падеж, тип склонения
имёнсуществительных;
-определять тип склонений имён существительных;
-определять род существительного, знать существительные, относящиеся к
общемуроду;
-группировать

имена

существительные

по

заданным

морфологическим

признакам.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать

логический

и

грамматический

подходы

к

определению

категорииодушевлённости;
-правильно употреблять несклоняемые имена существительные, согласовывать
именаприлагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными
общего рода,существительными, имеющими форму только множественного или
толькоединственного

числа,

с

несклоняемыми

существительными,

со

сложносокращённымисловами;
-использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного
значения,синонимичные имена существительные для связи предложений в
тексте и частейтекста.
Имя прилагательное
Ученик научится: -анализировать и характеризовать общее грамматическое
значение,

морфологическиепризнаки

имени

прилагательного,

его

синтаксическую роль;
-распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и
краткиеимена прилагательные, приводить соответствующие примеры;
-знать

формы

степеней

сравнения

качественных

прилагательных,

их

качественных

прилагательных,

их

образование играмматические признаки;
-знать

полные

и

краткие

грамматическиепризнаки;

формы

-определять

род,

число,

образовыватьстепени

падеж

сравнения,

прилагательных,анализировать

имён

краткую
составные

прилагательных,
форму

правильно

качественных

формы

имён

сравнительной

и

превосходной степени, правильнопроизносить прилагательные в краткой форме
(ставить ударение), определятьсинтаксическую роль полной и краткой формы,
сравнительной степени;
-группировать

имена

прилагательные

по

заданным

морфологическим

признакам.
Ученик получит возможность научиться:
-правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего
рода, ссуществительными, имеющими только форму множественного числа или
толькоединственного

числа,

с

несклоняемыми

существительными,

со

сложносокращённымисловами; относительные прилагательные в значении
качественных; варианты формсравнительной и превосходной степени;
-использовать

в

речи

синонимичные

имена

прилагательные,

имена

прилагательные вроли эпитетов.
Имя числительное
Ученик научится:
-анализировать

и

характеризовать

общее

грамматическое

значение,

морфологическиепризнаки имени числительного, определять синтаксическую
роль имён числительныхразных разрядов;
-отличать имена числительные от слов других частей речи со значением
количества;
-распознавать количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые
именачислительные, приводить примеры;
-правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные
иупотреблять их в речи;
-группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам.
Ученик получит возможность научиться:

-правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании
сименамисуществительными; правильно использовать имена числительные для
обозначениядат, перечней и т.д. в деловой речи;
-находить

и

исправлять

грамматические

ошибки,

связанные

с

неправильнымупотреблением числительных.
Местоимение
Ученик научится:
-анализировать

и

характеризовать

общее

грамматическое

значение,

морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их
синтаксическую роль;
-сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;
-распознавать местоимения разных разрядов, приводить соответствующие
примеры,
правильно изменять по падежам;
-группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;
-употреблять

местоимения

для

связи

предложений

и

частей

текста,

использоватьместоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке
этическими нормами.
Ученик получит возможность научиться:
-находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным
употреблением местоимений.
Глагол
Ученик научится:
-анализировать

и

характеризовать

общее

грамматическое

значение,

морфологическиепризнаки глагола, определять его синтаксическую функцию;
-распознавать

инфинитив

глаголы,глаголы

и

совершенного

личные

формы

глагола,

и несовершенного

вида,

разноспрягаемые
переходные

и

непереходные глаголы,безличные глаголы; возвратные глаголы, приводить
соответствующие примеры;

-определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с
инфинитивом;
-группировать глаголы по заданным морфологическим признакам;
-правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных
падежах

согласовывать

глагол-сказуемое

с

подлежащим,

выраженным

именемсуществительным среднего рода и собирательным существительным.
Ученик получит возможность научиться:
-использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении
прошедшеговремени, соблюдать видовременную соотнесённость глаголовсказуемых в связномтексте;
-использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли,
дляустранения неоправданного повтора слов.
Синтаксис
Ученик научится:
-определять границы предложений и способы их передачи в устной и
письменнойречи;
-давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске;
-определять прямой и обратный порядок слов в предложении;
-характеризовать осложнённое предложение;
-составлять схему простого осложнённого предложения;
-характеризовать сложное предложение;
-составлять схему сложного предложения;
-составлять предложение по предложенным схемам;
-группировать предложения по заданным параметрам.
Ученик получит возможность научиться:
-объяснять роль обратного порядка слов в предложении
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:

-правильно писать слова с условием выбора букв в корнях с чередованием;
-правильно писать слова с условием выбора буквы Е-И в приставках ПРЕ- ПРИ;
-правильно писать слова с условием выбора гласных О/Е в суффиксах
существительных после шипящих;
-правильно писать слова с условием выбора букв О и Е после шипящих и Ц в
суффиксах прилагательных;
-правильно писать слова с Н и НН в суффиксах имён прилагательных;
-правильно писать слова с суффиксами К и СК;
-правильно писать имена числительные;
-правильно писать неопределённые и отрицательные местоимения;
-правильно писать гласные в суффиксах глаголов;
-правильно ставить знаки препинания при однородных членах с обобщающим
словом.
Ученик получит возможность научиться:
-знать и правильно писать слова-исключения из правил правописания корней
счередующимися гласными;
-правильно писать слова на ПРЕ- ПРИ: трудные случаи написания иноязычных
слов,
омонимичные слова (придел – предел; прибывать – пребывать и т.д.).
-ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более
грамматическимиосновами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы

Основное содержание по

Характеристика основных

программы

темам

видов деятельности
учащихся
(на уровне учебных
действий)

ЯЗЫК. РЕЧЬ.

Речь, речевое общение.

Осознание основных

ОБЩЕНИЕ.

Речевая ситуация. Речь

особенностей устной и

ПОВТОРЕНИЕ

устная и письменная. Речь письменной речи. Различение

ИЗУЧЕННОГО В

диалогическая и

диалогической и

V КЛАССЕ

монологическая.

монологической речи.

ТЕКСТ

Монолог и его виды.

Владение различными видами

Диалог и его виды.

диалога и монолога. Владение

Виды речевой

нормами речевого поведения

деятельности: чтение,

в типичных ситуациях

аудирование (слушание),

формального и

говорение, письмо.

неформального

Понятие текста, основные межличностного общения.
признаки текста

Овладение основными видами

(членимость, смысловая

речевой деятельности.

цельность, связность).

Адекватное понимание

Тема, основная мысль

основной и дополнительной

текста. Микротема текста. информации текста,
Функционально-

воспринимаемого зрительно

смысловые типы речи:

или на слух. Передача

описание, повествование,

содержания прочитанного или

рассуждение.

прослушанного текста в

Функциональные

сжатом или развёрнутом виде

разновидности языка:

в соответствии с ситуацией

разговорный язык;

речевого общения.

функциональные стили:

Овладение практическими

научный, язык

умениями просмотрового,

художественной

ознакомительного,

литературы.

изучающего чтения,

Основныежанрыразговор

приёмами работы с учебной

нойречи (рассказ, беседа). книгой и другими
информационными
источниками. Овладение
различными видами
аудирования.
Создание устных и
письменных монологических,
а также устных
диалогических высказываний
разной коммуникативной
направленности с учётом
целей и ситуации общения.
Отбор и систематизация
материала на определённую
тему.
Анализ текста с точки зрения
его темы, основной мысли,
структуры, принадлежности к
функционально-смысловому
типу речи. Деление текста на
смысловые части и
составление плана.
Соблюдение норм построения
текста (логичность,
последовательность,
связность, соответствие теме
и т. д.). Оценивание и
редактирование устного и

письменного речевого
высказывания.
Установление
принадлежности текста к
определённой
функциональной
разновидности языка.
Создание письменных
высказываний разных типов
речи: описание,
повествование, рассуждение.
Лексика.

Исконно русские слова.

Умение определять по

Культура речи

Заимствованные слова.

толковому словарю, из какого

Повторение

Общеупотребительные

языка заимствовано слово,

пройденного по

слова.

относится ли оно к

лексике в V

Профессионализмы,

устаревшим, диалектным или

классе.

диалектизмы,

профессиональным словам.

жаргонизмы.

Умение пользоваться

Нейтральные и

словарями иностранных слов,

стилистические

устаревших слов,

окрашенные слова.

фразеологизмов.

Устаревшие слова.

Сбор и анализ материалов к

Неологизмы. Основные

сочинению: рабочие

пути пополнения

материалы. Сжатый пересказ

словарного состава

исходного текста.

русского языка.Толковые
словари иностранных
слов, устаревших слов.
Фразеология как

Свободные сочетания

Распознавание частей речи по

раздел науки о

слов и фразеологические

грамматическому значению,

языке.

обороты. Основные

морфологическим признакам

признаки фразеологизмов. и синтаксической роли.
Стилистически

Проведение

нейтральные и

морфологического разбора

окрашенные

слов разных частей речи.

фразеологизмы.

Нормативное употребление

Источники

форм слов различных частей

фразеологизмов.

речи. Применение

Использование

морфологических знаний и

фразеологизмов в речи.

умений в практике

Фразеологический

правописания.

словарь.
Графика

Графика как раздел

Осмысление морфемы как

лингвистики.

значимой единицы языка.

Соотношение звука и

Осознание роли морфем в

буквы. Обозначение на

процессах

письме твёрдости и

формо- и словообразования.

мягкости согласных.

Применение знаний по

Способы обозначения [j].

морфемике в практике
правописания.

Морфемика

Морфемика как раздел

Извлечение необходимой

и

лингвистики. Морфема

информации из лексических

словообразование как минимальная

словарей различных типов

значимая единица языка.

(толкового словаря, словарей

Словообразующие и

синонимов, антонимов,

формообразующие

фразеологического словаря и

морфемы. Окончание как

т. п.) и использование её в

формообразующая

различных видах

морфема. Приставка,

деятельности.

суффикс как
словообразующие
морфемы. Корень.
Однокоренные слова.
Чередование гласных и
согласных в корнях слов.
Варианты
морфем.Возможность
исторических изменений
в структуре слова.
Понятие об этимологии.
Этимологическийсловарь.
Словообразовани

Основные способы

I. Повторение пройденного по

е. Орфография.

образования слов в

морфемике в V классе.

Культура речи

русском языке: с
помощью морфем

II. Умение согласовывать со

(морфологический) –

сложносокращенными

приставочный,

словами прилагательные и

суффиксальный,

глаголы в прошедшем

приставочно-

времени.

суффиксальный,

III. Описание помещения,

бессуфиксный; осново- и

структура этого текста,

словосложение, сложение

языковые особенности.

полных и сокращенных

Систематизация материала к

слов, аббревиация

сочинению; сложный план.

(сокращение слов и

Выборочный пересказ

словосочетаний).

исходного текста.

Образование слов в

результате слияния
сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и
этимологическом разборе
слов. Этимологические
словари.
Правописание
чередующихся гласных о
и а в корнях –гор- - -гар-,
-кос- - -кас-.
Правописание гласных в
приставках пре- и при-,
буквы ы и и после
приставок на согласные.
Правописание
соединительных гласных
о и е.
Морфология.

I. Повторение сведений об Умение правильно

Орфография.

имени существительном,

образовывать формы

Культура речи

полученных в в V классе.

косвенных падежей

Имя

Склонение

существительных на –мя,

существительное

существительных на –мя.

правильно употреблять в речи

Несклоняемые

несклоняемые

существительные.

существительные,

Текстообразующая роль

согласовывать прилагательные

существительных.

и глаголы в форме

Словообразование имен

прошедшего времени с

существительных.

существительными общего
рода (например, белоручка,

Не с существительными.

сирота и др.).

Правописание гласных в

Умение определять значения

суффиксах –ек, -ик;

суффиксов имен

буквы о и е после

существительных

шипящих и ц в суффиксах (увеличительное,
–ок (-ек), -онк, -онок.

пренебрежительное и

Согласные ч и щ в

уменьшительно-ласкательное).

суффиксе –чик (-щик).

Различные сферы
употребления устной
публичной речи.

Имя

Качественные,

II. Умение правильно

прилагательное

относительные и

образовывать степени

Повторение

притяжательные

сравнения прилагательных,

пройденного об

прилагательные. Степени

соблюдать правильное

имени

сравнения

ударение при образовании

прилагательном в

прилагательных;

степеней сравнения,

V классе.

образование степеней

определять значение

сравнения.

суффиксов в именах

Словообразование имен

прилагательных

прилагательных.

(уменьшительно-ласкательное

Не с именами

и неполноты качества).

прилагательными. Буквы

Умение употреблять в речи

о и е после шипящих и ц в прилагательные в переносном
суффиксах

значении.

прилагательных;

III. Описание природы,

правописание гласных и

структуры данного текста, его

согласных в суффиксах –

языковые особенности;

ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-

описание предметов,

енн-) в именах

находящихся вблизи и вдали.

прилагательных;

Выборочный пересказ

различение на письме

исходного текста с описанием

суффиксов –к- и –ск-.

природы. Описание пейзажа

Слитное и дефисное

по картине.

написание сложных

Публичное выступление о

прилагательных.

произведении народного
промысла.

Имя

Имя числительное как

Умение употреблять

числительное

часть речи.

числительные для обозначения

Синтаксическая роль

дат, правильно употреблять

имен числительных в

числительные двое, трое и др.,

предложении.

числительные оба, обе в

Числительные

сочетании с

количественные и

существительными.

порядковые.

Умение выражать

Числительные простые и

приблизительное количество с

составные.

помощью сочетания

Текстообразующая роль

количественного

числительных.

числительного и

Склонение

существительного (например,

количественных

минутпять, километров

числительных.

десять).

Правописание гласных в

Публичное выступление –

падежных окончаниях;

призыв, его структура,

буква ь в середине и на

языковые особенности.

конце числительных.

Пересказ исходного текста с

Слитное и раздельное

написание числительных.

цифровым материалом.

Склонение порядковых
числительных.
Правописание гласных в
падежных окончаниях
порядковых
числительных.
Местоимение

Местоимение как часть

Умение употреблять личные

речи. Синтаксическая

местоимения 3-го лица в

роль местоимений в

соответствии со смыслом

предложении. Разряды

предшествующего

местоимений. Склонение

предложения.

местоимений.

Умение правильно

Текстообразующая роль

использовать местоимения как

местоимений.

средство связи предложений и

Раздельное написание

частей текста.

предлогов с

Рассказ по воображению, по

местоимениями. Буква н в сюжетным рисункам;
личных местоимениях 3-

строение, языковые

го лица после предлогов.

особенности данных текстов.

Образование

Рассуждение как тип текста,

неопределенных

его строение (тезис, аргумент,

местоимений. Дефис в

вывод), языковые

неопределенных

особенности.

местоимениях перед
суффиксами –то, -либо, нибудь и после приставки
кое-.

Не в неопределенных
местоимениях. Слитное и
раздельное написание не
и ни в отрицательных
местоимениях.
Глагол

Переходные и

Умение употреблять формы

Повторение

непереходные глаголы.

одних наклонений в значении

пройденного о

Изъявительное, условное

других и неопределенную

глаголе в V

и повелительное

форму (инфинитив) в значении

классе.

наклонения. Раздельное

разных наклонений.

Повторение и

написание частицы бы (б)

Рассказ на основе

систематизация

с глаголами в условном

услышанного, его строение,

пройденного в VI

наклонении. Буквы ь и и в языковые особенности.

классе

глаголах в повелительном Пересказ исходного текста от
наклонении.

лица кого-либо из его героев.

Разноспрягаемые глаголы. Рассказ по сюжетным
Безличные глаголы.

картинкам с включением части

Текстообразующая роль

готового текста.

глаголов.
Словообразование
глаголов.
Правописание гласных в
суффиксах –ова(ть), -ева
ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
Тематическое планирование
№

Тема
раздела

Тема урока

Кол-во
часов

1 четверть
1

Язык, речь, общение

45
1. Русский язык - один из развитых

1

языков мира

2

2. Р. Р.Язык, речь, общение

1

3. Р. Р.Ситуация общения

2

ПОВТОРЕНИЕ

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

ИЗУЧЕННОГО В V

5. Фонетика. Орфоэпия

1

КЛАССЕ

6. Морфемика. Орфограммы в корнях 1
слов
7. Морфемика. Орфограммы в

1

приставках
8. Части речи

1

9. Орфограммы в окончаниях слов

1

10. Словосочетание.

1

11. Синтаксис и пунктуация.
12. Простое предложение

1

13. Сложное предложение

1

14. Синтаксический разбор

1

предложений
15. Прямая речь. Диалог

1

16. Р. Р. Сочинение «Интересная

1

встреча» УПР.38
3

ТЕКСТ

17. Текст, его особенности

1

18. Тема и основная мысль текста.

1

Заглавие текста
19. Р. Р.Сочинение поданному

1

началу. Упр. 68
20. Начальные и конечные

1

предложения текста
21. Р. Р.Сочинение сказки по данным 1
начальным и конечным
предложениям. Упр. 72
22. Ключевые слова

1

23. Основные признаки текста

1

24. Текст и его стили

1

25. Контрольный диктант по теме

1

«Повторение изученного в 5 классе»
26. Официально-деловой стиль

1

27. Слово и его лексическое значение 1
28. Контрольная работа.

1

Анализтекста
29. Общеупотребительные слова

1

30. Профессионализмы.

1

31. Диалектизмы

1

32. Исконно русские и

1

заимствованные слова
33. Новые слова

1

34. Устаревшие слова. Обобщение

1

изученного.
35. Словари

1

36. РР. Сочинение по картине

1

А.М.Герасимова «После дождя»

4

37. Повторение

1

38. Контрольная тестовая работа

1

ФРАЗЕОЛОГИЯ.

39. Фразеологизмы

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

40. Источники фразеологизмов.

1

41. Повторение изученного

1

материала. Употребление

фразеологизмов в речи.
5

СЛОВООБРАЗОВА

42. Морфемика словообразование

1

НИЕ.

43.Морфемика и словообразование

1

ОРФОГРАФИЯ.

44. Р. Р.Описание помещения

1

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

45. Основные способы образования

1

слов в русском языке.
2 четверть
5

35

СЛОВООБРАЗОВА

46. Основные способы образования

НИЕ.

слов в русском языке:

ОРФОГРАФИЯ.

морфологические и

КУЛЬТУРА РЕЧИ.

неморфологические

1

47. Этимология слов.

1

48. Р.Р. Систематизация материалов к

1

сочинению. Сложный план.
49. Урок развития речи

1

Сочинение-описание помещения
50. Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

51.Буквы о и а в корне –кос---кас-

1

52.Буквы О-А в корнях с

1

чередованием
53.Буквы о и а в корне –гор---гар-

1

54. Буквы о - а в корне –зар----зор

1

55. Буквы Ы-И после приставок.

1

56.Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.

1

57.Значение приставки ПРИ-

1

58.Значение приставки ПРЕ-

1

59.Трудные случаи правописания

1

приставок ПРИ- и ПРЕ-

60. Контрольный диктант №2 по

1

теме«Словообразование»
61. Анализ диктанта. Работа над

1

ошибками
Соединительные О-Е в сложных

1

словах
62.Сложносокращенные слова

1

63. Р.Р.Сочинение по картине Т.Н.

1

Яблонской «Утро».
64. Морфемный и

1

словообразовательный разбор слов
65. Повторение изученного по теме

1

«Словообразование». Подготовка к
контрольному диктанту
6.

ИМЯ

66. Имя существительное как часть

СУЩЕСТВИТЕЛЬН

речи

ОЕ

67. Падежные окончания имени

1
1

существительного
68. Р.Р. Как писать письма

1

69. Разносклоняемые имена

1

существительные
70.Буква е в суффиксе –ен-

1

существительных на –мя
71. Р.Р. Как тебя зовут?

1

Происхождение имен
72. Несклоняемые имена

1

существительные.
73. Род несклоняемых имен
существительных

1

74. Род несклоняемых имен

1

существительных
75. Имена существительные общего

1

рода
76. Морфологический разбор

1

существительных.
77. Р.Р. Сочинение-описание по

1

личным наблюдениям
78. НЕ

с существительными.

1

79. НЕ

с существительными.

1

3 четверть

50
80. Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и

1

-ЩИК.
Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и

1

ЩИК
81. Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК

1

82. Гласные О-Е после шипящих.

1

83. Повторение изученного

1

материала.
84. Повторение изученного

1

материала. Подготовка к
контрольному диктанту
85. Контрольный диктант №3по теме

1

«Имя существительное»
86. Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками
7

ИМЯ

87. Повторение изученного в 5 классе. 1

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 88. Прилагательное как часть речи

1

89. Р.Р. Сочинение-описание природы 1

90. Степени сравнения имен

1

прилагательных.
91. Степени сравнения имен

1

прилагательных
92. Разряды имен прилагательных.

1

Качественные прилагательные
93. Относительные прилагательные

1

94. Притяжательные прилагательные

1

95. Морфологический разбор имени

1

прилагательного
96. Р.Р.Выборочное изложение по

1

повести А.С.Пушкина
97. Не с прилагательными.

1

98. Слитное и раздельное написание

1

НЕ с прилагательными
99. Слитное и раздельное написание

1

НЕ с прилагательными
100. Буквы О-Е после шипящих в

1

суффиксах прилагательных
101. Р.Р.Сочинение по картине Н.П.

1

Крымова «Зимний вечер»
102. Одна и две буквы Н в суффиксах

1

прилагательных.
103.Одна и две буквы Н в суффиксах

1

прилагательных
104. Различение на письме суффиксов 1
прилагательных К и СК
105. Дефисное и слитное написание
сложных прилагательных

1

106. Повторение изученного по теме

1

«Имя прилагательное»
107. Контрольный диктант №4по теме 1
«Имя прилагательное»
108. Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками
8

ИМЯ

109. Имя числительное как часть

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

речи.
110. Простые и составные

1
1

числительные
111. Мягкий знак на конце и в

1

середине числительных.
112. Порядковые числительные

1

113. Разряды количественных

1

числительных
114. Числительные, обозначающие

1

целые числа
115. Числительные, обозначающие

1

целые числа
116. Дробные числительные

1

117. Склонение дробных

1

числительных
118. Собирательные числительные.

1

119.Морфологический разбор имени

1

числительного
120.Повторение изученного

1

материала по теме «Имя
числительное».
121. Р.Р. Публичное выступление

1

122. Контрольный диктант по теме

1

«Имя числительное»
122. Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками
9

МЕСТОИМЕНИЕ

123.Местоимение как часть речи.

1

124. Личные местоимения.

1

125. Особенности склонения личных

1

местоимений
Возвратное местоимение

1

126. Р.Р. Рассказ по сюжетным

1

картинкам
127. Вопросительные, относительные

1

местоимения
128. Относительные местоимения

1

129. Неопределенные местоимения

1

130. Дефис в неопределенных

1

местоимениях
4 четверть
9

МЕСТОИМЕНИЕ

45
131. Отрицательные местоимения

1

132. Отрицательные местоимения

1

133. Отрицательные местоимения

1

134. Притяжательные местоимения.

1

135. Притяжательные местоимения

1

136. Р. Р.Сочинение-рассуждение

1

137. Указательные местоимения

1

138. Указательные местоимения

1

139. Определительные местоимения

1

140. Местоимения и другие части

1

речи. Морфологический разбор

местоимений
141. Повторение изученного по теме

1

«Местоимение».
142. Подготовка к контрольному

1

диктанту
143. Контрольный диктант по теме

1

«Местоимение»
144. Анализ контрольного диктанта.

1

Работа над ошибками
10

ГЛАГОЛ

145. Повторение изученного о глаголе 1
146. Личные окончания глаголов

1

147. Р.Р. Сочинение-рассказ по

1

сюжетным картинкам с обрамлением
148. Разноспрягаемые глаголы

1

149. Глаголы переходные и

1

непереходные
150. Наклонение глаголов.

1

Изъявительное наклонение
151. Условное наклонение

1

152. Повелительное наклонение

1

153. Повелительное наклонение.

1

Мягкий знак в глаголах
повелительного наклонения
154. Суффиксы глаголов

1

повелительного наклонения
155. Употребление наклонений

1

глагола
155. Употребление наклонений в речи 1

156. Безличные глаголы

1

157. Безличные глаголы в текстах

1

художественной литературы
158. Морфологический разбор

1

глагола
159. Р.Р. Рассказ на основе

1

услышанного
160. Правописание гласных в

1

суффиксах глаголов
161. Правописание гласных в

1

глагольных суффиксах
162. Правописание гласных в

1

глагольных суффиксах
163. Повторение изученного по теме

1

«Глагол»
164. Повторение темы «Глагол».

1

Подготовка к контрольному диктанту
165. Анализ к.т.р.Работа над

1

ошибками
11.

ПОВТОРЕНИЕ

166. Разделы науки о языке.

ИЗУЧЕННОГО В VI

Орфография. Орфограммы в

КЛАССЕ

приставках

1

167. Орфограммы в корне слова.

1

168. Орфограммы в суффиксах и

1

окончаниях
169. Синтаксис и пунктуация.

1

Словосочетание и простое
предложение
170. Р.Р. Сочинение на

1

самостоятельно выбранную тему.
171. Лексика и фразеология.

1

172. Словообразование. Морфемный

1

разбор. Морфология.

12

Итого

174. Имя числительное. Глагол

1

175. Итоговая контрольная работа

1
175


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».