Рабочая программа 7 класс по Разумовской

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего образования
с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией М.М.Разумовской;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Бимбаевой Н.Г. для
7 класс.
Планируемые результаты учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок" программы

воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения русского языка
Ученик научится:

-понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности.
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
-осознавать эстетическую ценность русского языка;
-проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
-оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- умению контроля;
- принятию решений в проблемных ситуациях;
-оценивать

весомость

приводимых

доказательств

и

рассуждений

(убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели, выбирать наиболее
эффективный способ;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных задач;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные результаты
Ученик научится:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами,
приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую
тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения
учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями
учителя

с

использованием

ресурсов

библиотек,

поисковых

систем,

медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью
инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позицией партнеров в сотрудничестве;
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выводы;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
Ученик получит возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержу и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;

- вступать в диалог, а также участвовать в совместном обсуждении проблем;
- следовать морально- этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию.
Предметные результаты освоения русского языка:
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и
мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических
словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование

Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического
анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
•

извлекать

необходимую

информацию

из

морфемных,

словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать

лексическую

синонимию

как

средство

исправления

неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым
словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и
др.)

и

использовать

полученную

информацию

в

различных

видах

деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,
иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том
числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
•распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
•опознавать

основные

выразительные

средства

морфологии

в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и
их виды;
•анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения

структурной

и

смысловой

организации,

функциональной

предназначенности;
•употреблять

синтаксические

единицы

в

соответствии

с

нормами

современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции
в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;
•опознавать

основные

выразительные

средства

синтаксиса

в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного
и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с
точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма
(в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
•извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических
словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в
процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения
в

произведениях

устного

народного

творчества,

в

художественной

литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;

•уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира
Содержание программы
№
п/п

Наименование
раздела/темы
О языке
Речь

Содержание
Язык как развивающееся явление.
Повторение изученного о тексте, стилях и типах
речи; расширение представления о языковых
средствах, характерных для разных типов и
стилей речи.
Т е к с т . Прямой и обратный (экспрессивный)
порядок слов в предложениях текста; средства
связи предложений — наречия и предложнопадежные сочетания со значением места и
времени, союзы и, да, а, но, же.
С т и л и речи: публицистический стиль (сфера
употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные
формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста
с описанием состояния человека; рассужденияразмышления.
Основные умения
Чтение и аудирование. Выразительно читать
текст публицистического стиля. Просматривать
местную газету, ориентироваться в содержании
номера по заголовкам статей, а в содержании
статьи по ключевым словам, абзацным фразам;
при
обнаружении
интересной
(нужной)
информации
переходить
на
вдумчивое,
изучающее чтение, фиксировать главное
содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и
основной мысли сообщения.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные
для
публицистического стиля речи; определять
прямой и обратный порядок слов в
предложениях текста; определять способы и
средства связи предложений в тексте;
определять в тексте ведущий тип речи, находить
в нем фрагменты с иным типовым значением
(описание состояния человека, рассуждениеразмышление, отдельные языковые средства,
передающие оценку предметов, действий,
состояний и др.) и объяснять целесообразность
их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и
выборочно (устно и письменно) пересказывать
тексты, содержащие описание состояния
человека, его оценку и другие изученные типы
речи. Сохранять в изложении, близком к тексту,
типологическую
структуру
текста
и
выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление
физического и психического состояния человека
во внешности людей (в выражении лица,
мимике, жестах, голосе, интонации, позе,
походке) и передавать его словами, пользуясь
богатой синонимикой глаголов, наречий,
прилагательных
и
существительных
со
значением состояния лица. Создавать этюды,
отражающие то или иное состояние человека,
прочитанное по его внешности с помощью
фотографии,
репродукции картины,
в
непосредственном общении (возможная учебная
ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные
и письменные высказывания художественного и
публицистического стилей, раскрывая в них
свое отношение к предмету речи, оценивая
явления и поступки людей: писать сочиненияописания внешности и состояния человека,
сочинения
повествовательного
характера
(рассказ по данному началу или концу, на
основе данного сюжета, на материале
жизненного опыта учащихся); сочиненияразмышления,
сочинения
дискуссионного
характера на морально-этическую тему с

Язык.
Правописание.
Культура речи
Наречие

доказательством от противного. Писать заметки
в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля
речи совершенствовать написанное: повышать
выразительность
речи,
используя
в
высказываниях разговорного, художественного
и публицистического стиля выразительные
языковые и речевые средства, в том числе
обратный порядок слов, экспрессивный повтор,
вопросно-ответную форму изложения.
Закрепление и углубление изученного в 5 – 6
класах
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и
логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация.
Лексическая система языка. Грамматика:
морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание
личных окончаний глагола. Причастие и
деепричастие. Правописание суффиксов глагола
и причастия. Не с глаголами, причастиями,
деепричастиями.
Морфология. Орфография
Наречие как часть речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, роль в
предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после
шипящих в конце наречий; употребление
дефиса, н— ннв наречиях; слитное и раздельное
написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные
и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым,
орфоэпическим,
этимологическим
словарями для получения необходимой справки
по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение
и
анализ).
Синонимия
наречий
при
характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование
местоименных наречий как средства связи
предложений в тексте.
Служебные части Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов:
речи
простые, сложные и составные; непроизводные
Предлог
и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний (отзыв о
книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление
существительных с предлогами благодаря,
согласно, вопреки. Правильное произношение
предлогов.
Союз
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном
предложениях.
Правописание союзов типазато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других
частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Правильное произношение союзов.
Частица
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные
(отрицательные,
вопросительные,
выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными
частями речи и в составе предложения.
Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи.
Правильное произношение частиц.
Междометие
и Общее понятие о междометиях и звукоподражазвукоподражатель тельных словах. Междометия, обслуживающие
ные слова
сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу
речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки
препинания
в
предложениях
с
междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и
употребление
междометий
и
звукоподражательных слов в речи.

Тематическое планирование
Тема раздела

Тема урока

1 четверть
1

О языке

2

Повторение
материала,
изученного в 5-6
классах.

Изменяется ли язык с течением
времени.
РР1 Что мы знаем о стилях речи.
РР2 Что мы знаем о типах речи.
РР3 Фонетика и орфоэпия.
Звуковой анализ слова.
Словообразование знаменательных
изменяемых частей речи.
Морфемный разбор слов.
Словообразовательная цепочка слов.
Словообразовательное гнездо.
Неморфемные способы образования
слов.
Контрольная работа №1 по теме
«Фонетика и словообразование»
РР4 Способы и средства связи
предложений в тексте.
РР5 Подробное изложение по тексту
антикоррупционной направленности
Золотой рубль».
РР6 Подробное изложение по тексту
антикоррупционной направленности
Золотой рубль».
Правила употребления Ъ и Ь.
Буквы О-Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок.
Орфограммы в корнях слов.
Правописание суффиксов.
Н-НН в суффиксах прилагательных,
причастий и отглагольных
прилагательных.
Правописание падежных окончаний.
Правописание личных окончаний
глаголов.
Слитное и раздельное написание НЕ
с глаголами, причастиями,
деепричастиями.

Кол-во
часов
36
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Слитное и раздельное написание НЕ
с существительными и
прилагательными.
НЕ и НИ в отрицательных
местоимениях.
Употребление дефиса.
Контрольная работа №2 по теме
«Орфография».
Работа над ошибками.
Словарное богатство русского языка.
Словарное богатство русского языка.
РР7 Рассуждение на
лингвистическую тему.
Грамматика: морфология и
синтаксис.
РР8 Публицистический стиль.
РР9 Языковые средства
публицистического стиля.
РР10 Заметка в газету.
РР11 Сочинение в жанре заметки в
газету.
3

2 четверть
Наречие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28

Какие слова являются наречиями.
Как отличить наречие от созвучных
форм других частей речи.
Разряды наречий по значению.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Степени сравнений наречий.
Морфологический разбор наречия.
Словообразование наречий.
Словообразование наречий.
Правописание наречий,
образованных от имён
существительных.
Разграничение наречий и слов
других частей речи.
НЕ в наречиях на –О, -Е.
Буквы Н, НН в наречиях на –О, -Е.
Буквы Н, НН в наречиях на –О, -Е.
Буквы О-Е на конце наречий после
шипящих.
РР12 Рассуждение – размышление.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Буквы А-О на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Употребление дефиса в словах.
НЕ, НИ в отрицательных наречиях.
Буква Ь на конце наречий после
шипящих.
Употребление наречий в речи.
Произношение наречий.
Повторение и закрепление
изученного о наречии.
Контрольная работа №3 по теме
«Наречие».
Работа над ошибками.
РР13 Описание состояния человека.
РР14 Описание состояния человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 четверть

40
Предлог как часть речи.

4

5

Предлог

Союз

Разряды предлогов.
Морфологический разбор предлога.
Правописание предлогов.
Правописание предлогов.
РР15 Изложение публицистического
текста.
РР16 Изложение публицистического
текста.
Употребление предлогов в речи.
Повторение и закрепление
изученного о предлоге.
Контрольная работа №4 по теме
«Предлог».
Работа над ошибками.
РР17 Порядок слов в спокойной
монологической речи.
РР18 Обратный порядок слов,
усиливающий эмоциональность
речи.
Союз как часть речи. Разряды
союзов.
Простые и составные союзы.
Морфологический разбор союза.
Правописание союзов.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Правописание союзов.
Употребление союзов в простых и
сложных предложениях.
Употребление союзов в простых и
сложных предложениях.
Повторение и закрепление
изученного о союзе.
Контрольная работа №5 по теме
«Союз».
Работа над ошибками.
РР19 Описание внешности человека.
РР20 Детали внешности человека.
РР21 Сочинение «Человек, который
мне нравится».
Частица как часть речи. Разряды
частиц.

6

7

Частица

Морфологический разбор частицы.
Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ.
Правописание частиц НЕ и НИ.
Различение частиц и приставок НЕ,
НИ.
НЕ с различными частями речи.
НЕ с различными частями речи.
Р23 Сжатое изложение.
Р24 Сжатое изложение.
Употребление частиц в речи.
РР25 Употребление частиц в речи.
Повторение и закрепление
изученного о частице.
Контрольная работа №6 по теме
«Частица».
Работа над ошибками.
Произношение предлогов, союзов,
частиц.

4 четверть
Междометие и
Междометие.
звукоподражательные
слова
Роль междометий в речи.
РР26 Сочинение на лингвистическую
тему.
Звукоподражательные слова.
Омонимия разных частей речи.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
1
1
1
1
1

8

9
10
11
12
13
14

Повторение
материала,
изученного в 7
классе.

Резервные часы
Итого
Из них по развитию
речи
Сочинение
Изложение
Контрольная работа

Омонимия разных частей речи.
РР27 Характеристика человека.
РР28 Характеристика человека.

1
1
1

Повторение. Фонетика и орфоэпия.

1

Состав слова и словообразование
Лексика и фразеология.
Правописание наречий.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Правописание частиц НЕ и НИ.
НЕ с различными частями речи.
Правописание имен числительных.
Правописание причастий.
Правописание деепричастий.
Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Знаки препинания в предложениях с
причастным и деепричастным
оборотом.
Знаки препинания в предложениях с
причастным и деепричастным
оборотом.
Двоеточие и тире в предложении.
Обобщение и закрепление
изученного материала.
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение и обобщение
изученного.
Повторение и обобщение
изученного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
140
27
4
3
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».