Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 9 классе соответствует: - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - программе для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыреновой Т.А. для 9 классов. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета Ученик получит представление о знание социально-политического государственной организации устройства России, - знание государственной символики (герб, флаг гимн), знание государственных праздников; знание о своей этнической принадлежности, понимание национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Ученик получит возможность для формирования экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знания основных принципов и правил отношения к природе; знании основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; позитивной моральной самооценки; потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Регулятивные результаты Ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельному анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельному контролю своего времени и управлению им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные результаты Ученик научится владеть всеми видами речевой деятельности; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; владеть разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать аргументировать и собственное координировать ее с мнение позициями и позицию, партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные результаты Ученик научится извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; владеть навыками информационной безопасности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Ученик получит возможность научиться давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. Предметные результаты освоения учебного предмета Речевая деятельность Аудирование Ученик научится различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием извлечением информации), основного содержания с выборочным передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистическою, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме. Ученик получит возможность научиться передавать содержание учебнонаучного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Чтение Ученик научится понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно публицистического жанров); художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), о форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Ученик получит возможность научиться отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Говорение Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности е соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы Ученик получит возможность научиться: извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; Письмо Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально - культурные. нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана {простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. д.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним. и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Синтаксис Ученик научится: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Ученик получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса, опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи: анализировать особенности употребления синтаксических конструкции с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание; орфография и пунктуация. Ученик научится: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать её в процессе письма Ученик получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию: использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Ученик научится: выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях литературе и устного народного исторических текстах; творчества, а художественной приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка. Содержание учебного предмета № Наименование Содержание раздела/темы 1 О языке Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Проблема сохранения языков малых народов России. 2 Язык и речь. Правописание. Культура речи (Повторение изученного в 5-8 классах) Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. Лексико-семантические группы слов русского и национальных языков народов Республики Бурятия. 3 Синтаксис и Сложное предложение и его признаки. Сложные пунктуация. предложения с союзами и без союзов. Классификация Сложное сложных предложений: сложносочинённые, предложение сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский. Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений. Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов, Л. Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи. Сравнительное языкознание: сопоставительная грамматика русского и национальных языков народов Республики Бурятия. 5 Текст Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. 6 Речевые жанры Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология. Тематическое планирование № Раздел Тема урока 1 четверть 1. 2. Общие сведения о языке Повторение изученного в 5-8 классах. Количест во часов 18 1. Международное значение русского языка 1 2.Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка 1 3. Простое предложение и его 1 грамматическая основа 4.Предложения с обособленными членами 1 5.Обращения, вводные слова 1 и вставные конструкции 6.Изложение с продолжением (повествовательного 1 характера с элементами описания) 3. Сложное предложение 7.Входной срез 1 8.Анализ входного среза 1 9.Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса 1 10.Союзные сложные предложения 1 11.Союзные и бессоюзные сложные предложения 1 12-13. Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения 2 четверть 2 14.Интонация сложного предложения 1 15.Контрольный диктант «Союзные сложные предложения» 1 16.Анализ диктанта 1 17-18. Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами 2 14 3. Сложное предложение 19. РР Сочинение –описание (упр.59) 1 20. Разделительные знаки препинания между частями 1 ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП 21. Закрепление изученного по разделу "Сложносочиненное предложение" 1 22. РР Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм 1 23. Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки 1 24. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП 1 25. РР Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95) 1 26. Союзы и союзные слова в 1 СПП 27. Роль указательных слов в 1 СПП 28. РР Рецензия на прочитанное произведение (упр.101) 29. Основные группы СПП. СПП с придаточными 1 1 определительными 30. СПП с придаточными изъяснительными 1 31. СПП с придаточными обстоятельственными 1 32. СПП с придаточными времени и места 1 3 четверть 3. Сложное предложение 20 33. Промежуточный срез 1 34. СПП с придаточными 1 причины, следствия, условия 35. СПП с придаточными уступки, цели 1 36. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения 1 37. Различные способы выражения сравнения 1 38. РР Сочинениерассуждение о природе родного края, о родине (упр.166) 1 39. СПП с несколькими придаточными 1 40. Знаки препинания в СПП с несколькими 1 придаточными 41. Деловые документы (автобиография, заявление) 1 42. Синтаксический и 1 пунктуационный разбор СПП 43. РР Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178) 1 44. Закрепление изученного по разделу "Сложноподчиненное предложение" 1 45. Контрольная работа-тест «СПП" 1 46. Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение" 1 47. Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 48. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП 1 49. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП 1 50. РР Изложение с элементами сочинения на 1 морально-нравственную тему (упр.192) 51. БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП 1 52. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП 1 4 четверть 3. Сложное предложение 16 53. Сочинение-рассказ// отзыв по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелевка" 1 54. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Закрепление изученного по разделу «БСП» 1 55. Контрольная работа-тест по разделу «БСП» 1 56. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной) 1 57. Публичная речь 1 58. Научный и официальноделовой стили речи. Разговорный стиль речи 1 59. Способы передачи чужой речи : прямая и косвенная 1 речь 4. Повторение и обобщение 60. Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании 1 61. Контрольный диктант и его анализ 1 62. Общие сведения о языке 1 63. Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование 1 64. Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и 1 словообразование Итого: 65. Морфология, синтаксис 1 66. Морфология. Синтаксис 1 67. Орфография, пунктуация 1 68. Орфография, пунктуация 1 68