Рабочая программа 9 класс по Баранову

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе соответствует:
- федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования с изменениями и дополнениями;
- примерной образовательной программе основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
"Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы
воспитания" от 02.06.2020 г.;
- программе для общеобразовательных учреждений по русскому языку для
5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского;
- основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР.

В рабочую программу включены темы и учебный материал,

содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыреновой Т.А.
для 9 классов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок" программы

воспитания основного общего образования.

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик

получит

представление

о

знание

социально-политического

государственной

организации

устройства
России,

-

знание

государственной символики (герб, флаг гимн), знание государственных
праздников; знание о своей этнической принадлежности, понимание
национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и
этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм
и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера
морали; уважение к другим народам России и мира и принятие их,
межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им; потребность в самовыражении и самореализации,
социальном признании.
Ученик получит возможность для формирования экологического сознания,
признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знания
основных принципов и правил отношения к природе; знании основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в
чрезвычайных ситуациях; позитивной моральной самооценки; потребности в
участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельному
анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельному
контролю своего времени и управлению им; принимать решения в

проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно оценивать
правильность выполнения действий.
Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели
и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные результаты
Ученик научится владеть всеми видами речевой деятельности; адекватно
понимать информацию устного и письменного сообщения; владеть разными
видами чтения текстов разных стилей и жанров; адекватно воспринимать на
слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

формулировать

аргументировать

и

собственное

координировать

ее

с

мнение
позициями

и

позицию,

партнёров

в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной
речью; строить монологическое контекстное высказывание; использовать
адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение)
содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной
речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться учитывать и координировать
отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию,
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций

всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные результаты
Ученик научится извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; владеть приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации,
преобразовывать, сохранять и передавать информацию; владеть навыками
информационной безопасности; создавать и преобразовывать модели и
схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Ученик получит возможность научиться давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую
операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится различным видам аудирования (с полным пониманием
аудиотекста,

с

пониманием

извлечением

информации),

основного

содержания

с

выборочным

передавать

содержание

аудиотекста

в

соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистическою,
официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них
основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной
форме.
Ученик получит возможность научиться передавать содержание учебнонаучного,

публицистического,

официально-делового,

художественного

аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного,
выборочного, сжатого).
Чтение
Ученик научится понимать содержание прочитанных учебно-научных,
публицистических (информационных и аналитических, художественно публицистического жанров); художественных текстов и воспроизводить их в
устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме
ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), о форме
плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические
умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов)
чтения

в

соответствии

с

поставленной

коммуникативной

задачей;

использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета
Ученик получит возможность научиться отбирать и систематизировать
материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и
интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей.
Говорение
Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические
высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе
лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых
учебных

предметов)

разной

коммуникативной

направленности

е

соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад
в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план
совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы
Ученик

получит

возможность

научиться:

извлекать

из

различных

источников, систематизировать и анализировать материал на определённую
тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
Письмо
Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания
разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации
общения (ученическое сочинение на социально - культурные. нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); излагать
содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические

и

пунктуационные

нормы

современного

русского

литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Ученик получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме,
деловые

письма,

объявления

с

учетом

внеязыковых

требований,

предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления
языковых средств.
Текст
Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты различных типов
речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а
также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять

информационную

переработку

текста,

передавая

его

содержание в виде плана {простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.
д.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной
форме учебно-научные тексты (рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие

в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо,
объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним. и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Синтаксис
Ученик

научится:

опознавать

основные

единицы

синтаксиса

(словосочетание, предложение) и их виды; анализировать различные виды
словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой
организации,

функциональной

предназначенности;

употреблять

синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского
литературного

языка;

использовать

разнообразные

синонимические

синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять
синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
Ученик получит возможность научиться: анализировать синонимические
средства

синтаксиса,

опознавать

основные

выразительные

средства

синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах
научного и официально-делового стилей речи: анализировать особенности
употребления

синтаксических

конструкции

с

точки

зрения

их

функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание; орфография и пунктуация.
Ученик научится: соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в
процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в
устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических
символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей
и справочников, использовать её в процессе письма
Ученик получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии
и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую

информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников
по правописанию: использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения
в

произведениях

литературе

и

устного

народного

исторических

текстах;

творчества,

а

художественной

приводить

примеры,

которые

доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру
страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать на отдельных
примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка.
Содержание учебного предмета
№ Наименование Содержание
раздела/темы
1

О языке

Русский язык — национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык
межнационального
общения.
Русский
язык
в
современном мире. Проблема сохранения языков малых
народов России.

2

Язык и речь.
Правописание.
Культура речи
(Повторение
изученного в
5-8 классах)

Основные единицы языка и их особенности (звуки,
морфемы,
слова,
словосочетания,
предложения).
Лексическое и грамматическое значения слова. Части
речи
и
их
смысловые,
морфологические
и
синтаксические
признаки.
Основные
правила
правописания. Лексико-семантические группы слов
русского и национальных языков народов Республики
Бурятия.

3

Синтаксис и Сложное предложение и его признаки. Сложные
пунктуация.
предложения с союзами и без союзов. Классификация
Сложное
сложных
предложений:
сложносочинённые,
предложение сложноподчинённые,
бессоюзные.
Выдающиеся
лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский.
Строение сложносочинённого предложения и средства

связи в нём: интонация и сочинительные союзы
(соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые
отношения
между
частями
сложносочинённого предложения. Запятая между
частями сложносочинённого предложения. Интонация
сложносочинённого предложения. Культура речи.
Синонимика
сложносочинённых
предложений
с
различными союзами. Стилистические особенности
сложносочинённого предложения и ряда простых
предложений.
Строение сложноподчинённого предложения: главное и
придаточное предложения в его составе; средства связи в
сложноподчинённом предложении. Основные виды
сложноподчинённых предложений: определительные,
изъяснительные, обстоятельственные (места, времени,
образа действия и степени, цели, условия, причины,
уступительные, сравнительные, следствия). Место
придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки
препинания
между
главным
и
придаточным
предложениями.
Интонация
сложноподчинённого
предложения. Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов,
Л. Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи.
Устранение и предупреждение ошибок, связанных с
построением
сложных
союзных
предложений.
Синонимика
сложных
союзных
предложений.
Стилистические особенности сложноподчинённого и
простого предложений. Наблюдение за использованием
сложноподчинённых предложений разного вида в разных
типах речи.
Смысловые
отношения
между
простыми
предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения.
Интонация
бессоюзного
сложного
предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Культура
речи.
Выразительные
особенности бессоюзных предложений. Синонимика
простых и сложных предложений с союзами и без
союзов.
Сложное предложение с разными видами союзной и
бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период.
Интонационные особенности сложных предложений с

разными видами связи. Культура речи. Правильное
построение сложных предложений с разными видами
связи. Уместное их употребление (преимущественно в
книжной речи). Стилистические особенности сложного
предложения с разными видами связи. Сравнительное
языкознание: сопоставительная грамматика русского и
национальных языков народов Республики Бурятия.
5

Текст

Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении
текста.

6

Речевые
жанры

Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении
текста.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия.
Особенности их строения: коммуникативная задача,
содержательно-композиционные особенности жанра,
типологическая структура текста, характерные языковые
и речевые средства.
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка,
автобиография, стандартная форма, специфическая
официально-деловая лексика и фразеология.
Тематическое планирование

№

Раздел

Тема урока

1 четверть
1.

2.

Общие сведения о языке

Повторение изученного в
5-8 классах.

Количест
во часов
18

1. Международное значение
русского языка

1

2.Устная и письменная речь.
Монолог. Диалог. Стили
языка

1

3. Простое предложение и его
1
грамматическая основа
4.Предложения с
обособленными членами

1

5.Обращения, вводные слова
1
и вставные конструкции
6.Изложение с продолжением
(повествовательного
1
характера с элементами
описания)

3.

Сложное предложение

7.Входной срез

1

8.Анализ входного среза

1

9.Понятие о сложном
предложении как единице
синтаксиса

1

10.Союзные сложные
предложения

1

11.Союзные и бессоюзные
сложные предложения

1

12-13. Разделительные
знаки препинания между
частями сложного
предложения

2 четверть

2

14.Интонация сложного
предложения

1

15.Контрольный диктант
«Союзные сложные
предложения»

1

16.Анализ диктанта

1

17-18. Понятие о ССП.
Смысловые отношения в
ССП. ССП с
соединительными,
разделительными и
противительными союзами

2

14

3.

Сложное предложение

19. РР Сочинение –описание
(упр.59)

1

20. Разделительные знаки
препинания между частями
1
ССП. Синтаксический и
пунктуационный разбор ССП
21. Закрепление изученного
по разделу
"Сложносочиненное
предложение"

1

22. РР Рецензия на
литературное произведение,
спектакль или кинофильм

1

23. Понятие о
сложноподчиненном
предложении, его
грамматические признаки

1

24. Место придаточного
предложения по отношению
к главному. Знаки
препинания в СПП

1

25. РР Лингвистическое
изложение с элементами
сочинения-рассуждения в
жанре научной статьи
(упр.95)

1

26. Союзы и союзные слова в
1
СПП
27. Роль указательных слов в
1
СПП
28. РР Рецензия на
прочитанное произведение
(упр.101)
29. Основные группы СПП.
СПП с придаточными

1
1

определительными
30. СПП с придаточными
изъяснительными

1

31. СПП с придаточными
обстоятельственными

1

32. СПП с придаточными
времени и места

1

3 четверть
3. Сложное предложение

20
33. Промежуточный срез

1

34. СПП с придаточными
1
причины, следствия, условия
35. СПП с придаточными
уступки, цели

1

36. СПП с придаточными
образа действия, меры,
степени и сравнения

1

37. Различные способы
выражения сравнения

1

38. РР Сочинениерассуждение о природе
родного края, о родине
(упр.166)

1

39. СПП с несколькими
придаточными

1

40. Знаки препинания в СПП
с несколькими
1
придаточными
41. Деловые документы
(автобиография, заявление)

1

42. Синтаксический и
1
пунктуационный разбор СПП

43. РР Сообщение по
реферату на
лингвистическую тему
(упр.178)

1

44. Закрепление изученного
по разделу
"Сложноподчиненное
предложение"

1

45. Контрольная работа-тест
«СПП"

1

46. Контрольный диктант по
разделу
«Сложноподчиненное
предложение"

1

47. Анализ контрольного
диктанта по разделу «СПП»,
работа над ошибками,
допущенными в диктанте

1

48. Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
Интонация в БСП

1

49. БСП со значением
перечисления. Запятая и
точка с запятой в БСП

1

50. РР Изложение с
элементами сочинения на
1
морально-нравственную тему
(упр.192)
51. БСП со значением
причины, пояснения,
дополнения. Двоеточие в
БСП

1

52. БСП со значением
противопоставления,
времени, условия и
следствия. Тире в БСП

1

4 четверть
3.

Сложное предложение

16
53. Сочинение-рассказ//
отзыв по картине Н.М.
Ромадина "Село Хмелевка"

1

54. Синтаксический и
пунктуационный разбор
БСП. Закрепление
изученного по разделу
«БСП»

1

55. Контрольная работа-тест
по разделу «БСП»

1

56. Сложные предложения с
различными видами связи
(союзной и бессоюзной)

1

57. Публичная речь

1

58. Научный и официальноделовой стили речи.
Разговорный стиль речи

1

59. Способы передачи чужой
речи : прямая и косвенная
1
речь

4.

Повторение и обобщение

60. Цитаты. Способы
цитирования. Пунктуация
при цитировании

1

61. Контрольный диктант и
его анализ

1

62. Общие сведения о языке

1

63. Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и
словообразование

1

64. Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и

1

словообразование

Итого:

65. Морфология, синтаксис

1

66. Морфология. Синтаксис

1

67. Орфография, пунктуация

1

68. Орфография, пунктуация

1
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».