Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 9 классе соответствует: - федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией М.М.Разумовской; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по русскому языку решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы Цыреновой Т.А. для 9 классов. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета Ученик получит представление о знание социально-политического государственной организации устройства России, - знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; знание о своей этнической принадлежности, понимание национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. Ученик получит возможность для формирования экологического сознания, признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знания основных принципов и правил отношения к природе; знании яоснов здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; позитивной моральной самооценки; потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Регулятивные результаты Ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельному анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; контролю своего времени самостоятельному и управлению им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. Коммуникативные результаты Ученик научится владеть всеми видами речевой деятельности; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; владеть разными видами чтения текстов разных стилей и жанров; адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Ученик получит возможность научиться учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению е совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Познавательные результаты Ученик научится извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации, преобразовывать, сохранять и передавать информацию; владеть навыками информационной безопасности; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Ученик получит возможность научиться давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. Предметные результаты освоения учебного предмета Речевая деятельность Аудирование Ученик научится различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием извлечением информации), основного содержания с передавать содержание аудиотекста соответствии с заданной коммуникативной задачей в выборочным устной в форме; понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистическою, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме. Ученик получит возможность научиться передавать содержание учебнонаучного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Чтение Ученик научится понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художествено- публицистического жанров); художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), о форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета Ученик получит возможность научиться отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Говорение Ученик научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности е соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы Ученик получит возможность научиться: извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. Письмо Ученик научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социальнокультурные. нравственноэтические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Ученик получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Ученик научится: анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана {простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. д.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Ученик получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним. и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Синтаксис Ученик научится: опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Ученик получит возможность научиться: анализировать синонимические средства синтаксиса, опознавать синтаксиса в публицистической и основные выразительные средства художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи: анализировать особенности употребления синтаксических конструкции с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание, орфография и пунктуация Ученик научится соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать её в процессе письма. Ученик получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию: использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Ученик научится выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, а художественной литературе и исторических текстах; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка. Содержание учебного предмета № Наименование п/п раздела/темы 1 О языке 2 Язык и речь. Правописание. Культура речи (Повторение изученного в 5-8 классах) 3 Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение Содержание Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Проблема сохранения языков малых народов России. Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. Лексикосемантические группы слов русского и национальных языков народов Республики Бурятия. Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Овсянико-Куликовский. Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Запятая между частями сложносочинённого предложения. Интонация сложносочинённого предложения. Культура речи. Синонимика сложносочинённых предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений. Строение сложноподчинённого предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчинённом предложении. Основные виды сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Интонация сложноподчинённого предложения. Выдающиеся лингвисты: С. И. Абакумов, Л. Ю. Максимов, А. А. Потебня. Культура речи. Устранение и предупреждение ошибок, связанных с построением сложных союзных предложений. Синонимика сложных союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчинённого и простого предложений. Наблюдение за использованием сложноподчинённых предложений разного вида в разных типах речи. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нём. Период. Интонационные особенности сложных предложений с разными видами связи. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи. Сравнительное языкознание: сопоставительная грамматика русского и национальных языков народов Республики Бурятия. Систематизация сведений о стилях речи, расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Стили речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения. 4 Стили речи 5 Текст 6 Речевые жанры Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Систематизация сведений о тексте, типах речи, строении текста. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательнокомпозиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология. Тематическое планирование № п/п Тема раздела 1 четверть 1 О языке 2 Язык и Тема урока Колво часов 18 Русский язык – национальный язык 1 русского народа речь. Стили речи 1 Правописание. Культура речи (Повторение изученного в 5-8 классах) Фонетика. Орфоэпия. Графика Лексика. Морфемика. Словообразование Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация. Правописание гласных в корнях слов. Написание не-ни Контрольный работа №1. Диктант с дополнительными заданиями Контрольная работа № 2. Обучение изложению: сжатый пересказ 3 Синтаксис и Понятие о сложном предложении пунктуация. Типы сложных предложений. Средства Сложное связи между частями сложных предложение предложений. 4 Сложносочинённо Понятие о сложносочиненном е предложение предложении Виды сложносочиненных предложений Творческая работа по картине Ц.С. «Арканщик» с ориентацией на употребление в речи сложносочинённых предложений в устной или письменной форме 2 четверть 5 Стили речи Художественный стиль речи и язык художественной литературы Контрольная работа №3. Изложение «Мой друг» Сложноподчинённ Понятие о сложноподчиненном ое предложение предложении Виды сложноподчинённых предложений Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным 6 Текст Строение текста Контрольная работа №4. Сочинениеэтюд по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» Сложноподчинённ Сложноподчиненные предложения с ое предложение придаточными обстоятельственными. (продолжение) Сложноподчиненные предложения с придаточным места 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 14 1 2 1 1 3 3 1 1 1 3 четверть 7 Речевые жанры 8 Сложноподчинённ ое предложение (продолжение) 9 Речевые жанры (продолжение) 10 Сложноподчинённ ое предложение (продолжение) 11 Речевые жанры (продолжение) 4 четверть 12 Бессоюзное сложное предложение 20 с 1 Сложноподчиненные предложения придаточным времени Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия и степени. Путевые заметки Контрольная работа №5. Изложение по тексту В.Г. Митыпова «Долина бессмертников» Сложноподчинённое предложение с придаточным цели Сложноподчинённое предложение с придаточным условия Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным Рецензия Рецензия (продолжение). Контрольная работа №6 Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Контрольная работа №7. Диктант с грамматическим заданием Эссе Контрольная работа №8. Сочинение в жанре эссе (типа рассужденияразмышления). Темы на выбор: «Что я знаю о родном крае?» или «Язык – история народа» 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 16 сложном 1 Понятие о бессоюзном предложении Бессоюзные сложные предложения со 1 значением перечисления Бессоюзные сложные предложения со 2 значением причины, пояснения, дополнения Бессоюзные сложные предложения со 2 значением противопоставления, 13 14 15 16 Стили речи (продолжение) Сложные предложения различными видами связи времени или условия, следствия и сравнения Обобщение и систематизация знаний по 1 теме «Бессоюзное сложное предложение» Контрольная работа №9. Диктант с 1 грамматическим заданием Деловая речь 1 Сложные предложения с различными 3 с видами союзной и бессоюзной связи Итоговое повторение. Итоговый 1 контроль (тестовая работа) Резервный урок 2 Итого 68 Электронные ресурсы (образовательной платформы РЭШ, библиотеки МЭШ, канала Youtube) Понятие о сложном предложении Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения Понятие о сложносочинённом предложении, его строении Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения Понятие о сложноподчинённом предложении Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 1619/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2239/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2237/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2237/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2236/main/ ttps://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2235/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2234/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 1619/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2613/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2232/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2691/main/ Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки, цели, следствия Типы подчинительной связи между придаточными Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения Понятие о сложных предложениях с разными видами связи Употребление союзной сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении Употребление союзной сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи в сложном предложении Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Синтаксический и пунктуационный анализ сложного предложения с разными видами связи Понятие о бессоюзном сложном предложении Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления Бессоюзные сложные предложения со значениями противопоставления, времени, условия, следствия Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении Виды переработки текста Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2690/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2612/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2606/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2611/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2605/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2604/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3092/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2450/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2450/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2450/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2451/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2449/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2224/main/ https://mosobr.tv/release/7935 https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2610/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2221/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2608/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 2220/main/ https://www.youtube.com/watch? v=aLhKIOFZHqc https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 4160920 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 4401920 Типы придаточных в сложноподчинённых предложениях Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях Бессоюзные сложные предложения со значениями причины, пояснения, дополнения Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Способы передачи чужой речи Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи Косвенная речь. Знаки препинания при косвенной речи Цитирование. Оформление цитат в тексте https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 4436298 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 4416294 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 1053630 https://www.youtube.com/watch? v=emwP92keuN4 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 3929486 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/ 4535016 https://www.youtube.com/watch? v=ZsI-b6SJbgU https://www.youtube.com/watch? v=zx4-ugyjKF4 https://www.youtube.com/watch? v=iur3BjvRbmA https://www.youtube.com/watch? v=qUfoZG7kfl8