Рабочая программа 11 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку в 11 классе
соответствует:
-

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

"Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного

г.

Улан-Удэ",

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной
программы воспитания" от 02.06.2020 г.;
- авторской программе под редакцией О.М. Александровой;
- основной образовательной программе основного общего образования
(5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по русскому родному решает задачи, обозначенные
в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой
Н.В. для 11 класса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
родному русскому языку

и реализацию модуля "Школьный урок"

программы воспитания основного общего образования.

Личностные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится понимать русский язык как одну из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определять роль
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных

качеств

личности,

его

значение

в

процессе

получения

образования; осознавать и определять (называть) свои эмоции; сочувствовать
другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать
Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять межэтническую
толерантность,
доброжелательно

готовность
относиться

к
к

равноправному
окружающим;

сотрудничеству;

понимать

причины

успеха/неуспеха своей учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуации неуспеха; владеть

навыками смыслового

чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными
целями и задачами;
Ученик получит возможность осознать эстетическую ценность языка,
уважительно относиться к родному языку, гордится им

и испытывать

потребность сохранить чистоту родного языка как явление национальной
культуры, стремление к самосовершенствованию; сформировать интерес к
чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес
к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и
написанное слово.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные результаты
Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Ученик

получит возможность научиться самостоятельно ставить

новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ
убедиться в достижении поставленной цели и

определить показатели

достижения цели.
Коммуникативные результаты
Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме
с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку
зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Ученик получит возможность научиться сопоставлять
идеями других членов группы, развивать и уточнять

свои идеи с

идеи друг друга;

указывать причины успехов и неудач в деятельности; называть трудности, с
которыми столкнулся при решении задач и предлагать пути их преодоления
или избегания в дальнейшей деятельности; анализировать собственные
мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений.
Познавательные результаты
Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами
чтения:

изучающим,

информацию,

просмотровым,

представленную

в

разных

ознакомительным;
формах

извлекать

(сплошной

текст;

несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять

анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить
рассуждения.
Ученик получит возможность научиться формулировать проблемы;
проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её
существования);

указать

на

риски,

которые

могут

возникнуть

при

достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить
цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы;
приводить аргументы для использования полученных при решении задачи
ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» ученик
научится:
- пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить
примеры;
- понимать связь русского языка с историей и культурой страны;
-

приводить

примеры

национального

своеобразия,

богатства,

выразительности русского родного языка;
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения в текстах;
- распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы,
архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
-

определять

значения

лексических

заимствований

последних

десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- использовать словари, в том числе мультимедийные,
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имён

существительных,

имён

прилагательных,

глаголов

(в

рамках

изученного);
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной

орфоэпической нормы; употреблять слова с

учётом стилистических

вариантов орфоэпической нормы;
- соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
-

анализировать

и

различать

типичные

речевые

редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

ошибки

и

выявлять и

исправлять речевые ошибки в устной речи;
русского литературного языка чужую и собственную речь;
- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;
- соблюдать русскую этикетную манеру общения;
- анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать
виды абзацев;
- распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Ученик получит возможность научиться:
— анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
— комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности русского языка);
—

отличать

язык

художественной

разновидностей современного русского языка;

литературы

от

других

— использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
— иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
— выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
- анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
- уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при
контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
— дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
— проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
— сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
— владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
— соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
— соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
Соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
— осуществлять речевой самоконтроль;
— совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
— использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

- владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
— оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
№

Наименование

п/п

раздела/темы

1

Язык и культура

Содержание
Русский язык как развивающееся явление.
Связь

исторического

развития

языка

с

историей общества. Факторы, влияющие на
развитие

языка:

социально-политические

события и изменения в обществе, развитие
науки и техники, влияние других языков.
Устаревшие слова как живые свидетели
истории.

Историзмы

обозначающие

эпох,

употребления

по

общественной

жизни

и

слова,

и

явления

предметы

предшествующих

предметов

как

вышедшие

причине

из

ухода

из

обозначенных

явлений,

в

том

ими
числе

национально-бытовых реалий. Архаизмы как
слова, имеющие в современном русском
языке синонимы. Группы лексических единиц
по степени устарелости. Перераспределение
пластов

лексики

пассивным
устаревшей
контексте

между

запасом

активным

слов.

лексики
(губернатор,

в

и

Актуализация

новом

речевой

диакон,

ваучер,

агитационный пункт, большевик, колхоз и

т.п.).
Лексические

заимствования

последних

десятилетий. Употребление иноязычных слов
как проблема культуры речи.
2

Культура речи.

Основные

орфоэпические

Основные

современного русского литературного языка.

орфоэпические нормы

Нормы

современного русского

кратких формах страдательных причастий

литературного языка.

прошедшего

ударения

в

полных

времени‚

нормы
причастиях‚

деепричастиях‚

наречиях. Нормы постановки ударения в
словоформах с непроизводными предлогами
(на дом‚ на гору) Основные лексические
нормы современного русского литературного
языка.

Паронимы

и

точность

речи.

Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости,

способы

функциональностилевая

управления,
окраска

и

употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением
паронимов в речи.
3

Культура речи.

Русская этикетная речевая манера общения:

Речевой этикет.

умеренная громкость речи‚ средний темп
речи‚

сдержанная

артикуляция‚

эмоциональность речи‚ ровная
Запрет

на

употребление

выражений,

фраз.

интонация.

грубых

слов,

Исключение

категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный)
использования
Замещающие и

этикет

общения.

изобразительных

Этикет
жестов.

сопровождающие жесты.
4

Культура

речи. Основные

грамматические

нормы

современного русского литературного языка.

Основные

грамматические нормы Типичные ошибки грамматические ошибки в
современного русского речи. Глаголы 1 лица единственного числа
литературного языка.

настоящего и будущего времени (в том числе
способы

выражения

формы

1

лица

настоящего и будущего времени глаголов
очутиться,

победить,

убедить,

учредить,

утвердить)‚ формы глаголов совершенного и
несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном

наклонении.

Нормы

употребления в речи однокоренных слов типа
висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты

грамматической

литературные

и

нормы:

разговорные

падежные

формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Отражение вариантов грамматической нормы
в словарях и справочниках. Литературный и
разговорный варианты грамматической норм
(махаешь

–

машешь;

сосредоточивать,

обусловливать,
уполномочивать,

оспаривать, удостаивать, облагораживать).
6

Язык

и

речь.

Виды Язык и речь. Виды речевой деятельности

речевой деятельности.

Традиции

русского

Коммуникативные

речевого

стратегии

общения.
и

тактики

устного общения: убеждение, комплимент,
уговаривание, похвала, самопрезентация и
др.,

сохранение

уклонение

от

инициативы
инициативы,

в

диалоге,

завершение

диалога и др.
7

Текст

как

единица Текст, основные признаки текста: смысловая

языка и речи

цельность, информативность, связность.
Виды абзацев. Основные типы текстовых
структур: индуктивные, дедуктивные,
рамочные (дедуктивно-индуктивные),
стержневые (индуктивно-дедуктивные)
структуры. Заголовки текстов, их типы.
Информативная функция заголовков. Тексты
аргументативного типа: рассуждение,
доказательство, объяснение.

8

Функциональные

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.

разновидности языка

Правила поведения в споре, как управлять
собой

и

собеседником.

Корректные

и

некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки.
Текст рекламного объявления, его языковые и
структурные особенности.
Язык

художественной

литературы.

Фактуальная и подтекстная информация в
текстах художественного стиля речи. Сильные
позиции в художественных текстах. Притча.

Тематическое планирование
№

Тема раздела

п/п

Тема урока

Колво
часов

1 четверть
1

Язык и культура

8
Русский язык – развивающееся явление. 1

Русский язык в жизни общества и
государства.
Устаревшие слова как живые свидетели
истории..
Архаизмы в составе устаревших слов
русского языка и их особенности.
Лексические и лексико-семантические
архаизмы
Группы архаизмов по степени
устарелости.
Употребление историзмов и архаизмов в
новом контексте
Причины лексических заимствований
последних десятилетий.
Употребление иноязычных слов как
проблема культуры речи.
Урок-практикум

1
1

1
1
1
1
1

2 четверть
2

Культура речи

7
Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка. Ударение.
Нормы ударения в
причастиях,
деепричастиях
и наречиях.
Варианты норм ударения.

1

Основные лексические нормы
современного русского литературного
языка.
Слова-паронимы и точность речи.

1

Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением паронимов в речи.
Урок-практикум

1

1

1

1

1

3 четверть

10
Грамматические нормы современного
1
русского литературного языка.
Типичные ошибки в образовании форм 1
глаголов.

3

Речевой этикет

Грамматические ошибки в образовании
формы глагола, причастий, деепричастий,
наречий.
Отражение вариантов
грамматической нормы в
словарях и справочниках.
Литературный и разговорный
варианты грамматической нормы.
Традиции русской речевой манеры
общения. Нормы русского речевого и
невербального этикета.
Традиции русского речевого общения.

1

1

1

1

Коммуникативные стратегии и тактики
устного общения.
4

Речь. Текст

Текст. Виды абзацев.

1

Заголовки текстов,
их типы
Виды
преобразования

1
текстов: 1

аннотация, конспект
4 четверть
5

9

Функциональные

Разговорная речь. Спор и дискуссия

1

разновидности

Публицистический стиль.

1

языка

Р.р. Анализ текста публицистического
стиля.
Путевые заметки.

1

Текст рекламного объявления,
его языковые и структурные
особенности
Язык художественной литературы.

1

Разговорная речь. Спор и дискуссия

1

Р.р. Анализ текста художественного
стиля
Притча как жанр.

1

1

1

1

7

Резервные уроки

1

8

Итого

35

Основные

Ресурсы Интернета
правила
грамматики

русского

языка

(http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
«Словарь

устаревших

и

диалектных

слов»

(http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/).
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/
Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/
Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/
Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm
Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/
Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».