Пояснительная записка Рабочая программа по русскому родному языку в 11 классе соответствует: - Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе учреждения воспитания "Лингвистическая муниципального гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ", которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями "Примерной программы воспитания" от 02.06.2020 г.; - авторской программе под редакцией О.М. Александровой; - основной образовательной программе основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по русскому родному решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем русского языка Цыбиковой Н.В. для 11 класса. Планируемые результаты освоения учебного предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по родному русскому языку и реализацию модуля "Школьный урок" программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения учебного предмета Ученик научится понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа, определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения образования; осознавать и определять (называть) свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать; уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любить и уважать Отечество, его язык, культуру, традиции; проявлять межэтническую толерантность, доброжелательно готовность относиться к к равноправному окружающим; сотрудничеству; понимать причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами; Ученик получит возможность осознать эстетическую ценность языка, уважительно относиться к родному языку, гордится им и испытывать потребность сохранить чистоту родного языка как явление национальной культуры, стремление к самосовершенствованию; сформировать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Регулятивные результаты Ученик научится самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Ученик получит возможность научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и определить показатели достижения цели. Коммуникативные результаты Ученик научится оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Ученик получит возможность научиться сопоставлять идеями других членов группы, развивать и уточнять свои идеи с идеи друг друга; указывать причины успехов и неудач в деятельности; называть трудности, с которыми столкнулся при решении задач и предлагать пути их преодоления или избегания в дальнейшей деятельности; анализировать собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений. Познавательные результаты Ученик научится вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, информацию, просмотровым, представленную в разных ознакомительным; формах извлекать (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Ученик получит возможность научиться формулировать проблемы; проводить анализ проблем (указание на причины и вероятные последствия её существования); указать на риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обоснование достижимости поставленной цели; ставить цели на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы; приводить аргументы для использования полученных при решении задачи ресурсов (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета В результате изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится: - пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; - понимать связь русского языка с историей и культурой страны; - приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; - распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах; - определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; - использовать словари, в том числе мультимедийные, - соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного); - различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; - соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; - анализировать и различать типичные речевые редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; ошибки и выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; русского литературного языка чужую и собственную речь; - редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; - соблюдать русскую этикетную манеру общения; - анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; - распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; - создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; - строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, принимать участие в учебно-научной дискуссии; - владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; Ученик получит возможность научиться: — анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; — комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); — отличать язык художественной разновидностей современного русского языка; литературы от других — использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; — иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; — выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи; - анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок; - уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; — дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; — проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; — сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; — владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; — соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; — соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; Соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; — осуществлять речевой самоконтроль; — совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; — использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; — оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Содержание учебного предмета № Наименование п/п раздела/темы 1 Язык и культура Содержание Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы обозначающие эпох, употребления по общественной жизни и слова, и явления предметы предшествующих предметов как вышедшие причине из ухода из обозначенных явлений, в том ими числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики пассивным устаревшей контексте между запасом активным слов. лексики (губернатор, в и Актуализация новом речевой диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. 2 Культура речи. Основные орфоэпические Основные современного русского литературного языка. орфоэпические нормы Нормы современного русского кратких формах страдательных причастий литературного языка. прошедшего ударения в полных времени‚ нормы причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы функциональностилевая управления, окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. 3 Культура речи. Русская этикетная речевая манера общения: Речевой этикет. умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная Запрет на употребление выражений, фраз. интонация. грубых слов, Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) использования Замещающие и этикет общения. изобразительных Этикет жестов. сопровождающие жесты. 4 Культура речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы Типичные ошибки грамматические ошибки в современного русского речи. Глаголы 1 лица единственного числа литературного языка. настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической литературные и нормы: разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; сосредоточивать, обусловливать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). 6 Язык и речь. Виды Язык и речь. Виды речевой деятельности речевой деятельности. Традиции русского Коммуникативные речевого стратегии общения. и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение уклонение от инициативы инициативы, в диалоге, завершение диалога и др. 7 Текст как единица Текст, основные признаки текста: смысловая языка и речи цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. 8 Функциональные Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. разновидности языка Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Тематическое планирование № Тема раздела п/п Тема урока Колво часов 1 четверть 1 Язык и культура 8 Русский язык – развивающееся явление. 1 Русский язык в жизни общества и государства. Устаревшие слова как живые свидетели истории.. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Лексические и лексико-семантические архаизмы Группы архаизмов по степени устарелости. Употребление историзмов и архаизмов в новом контексте Причины лексических заимствований последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Урок-практикум 1 1 1 1 1 1 1 2 четверть 2 Культура речи 7 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях. Варианты норм ударения. 1 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Слова-паронимы и точность речи. 1 Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Урок-практикум 1 1 1 1 1 3 четверть 10 Грамматические нормы современного 1 русского литературного языка. Типичные ошибки в образовании форм 1 глаголов. 3 Речевой этикет Грамматические ошибки в образовании формы глагола, причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета. Традиции русского речевого общения. 1 1 1 1 Коммуникативные стратегии и тактики устного общения. 4 Речь. Текст Текст. Виды абзацев. 1 Заголовки текстов, их типы Виды преобразования 1 текстов: 1 аннотация, конспект 4 четверть 5 9 Функциональные Разговорная речь. Спор и дискуссия 1 разновидности Публицистический стиль. 1 языка Р.р. Анализ текста публицистического стиля. Путевые заметки. 1 Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности Язык художественной литературы. 1 Разговорная речь. Спор и дискуссия 1 Р.р. Анализ текста художественного стиля Притча как жанр. 1 1 1 1 7 Резервные уроки 1 8 Итого 35 Основные Ресурсы Интернета правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html). Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/). «Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru). «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/). «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm). Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/). Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля (http://www.slova.ru/). «Русское письмо» (http://character.webzone.ru/). Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru/ Русские электронные словари и справочная литература http://www.slovari.ru/ Словарь терминов по школьному курсу языкознания http://slovar.boom.ru/ Филология в задачах http://www.philologia.ru/default.htm Культура языка и речи http://www.zovu.ru/yaz/ Основы культуры речи и риторики http://www.mediaterra.ru/rhetoric/