Рабочая программа по культуроведению 10-11 класс

Пояснительная записка
Условия функционирования современного общества ставят задачу
формирования

у

учащихся

толерантного

сознания

и

поведения

в

поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения. Решению данной задачи способствует в
значительной степени изучение иностранных языков, одной из целей,
которого

на

современном

этапе

является

развитие

межкультурной

коммуникативной компетенции.
Обучениеиностранному языку в контексте культуры способствует
совершенствованию гуманитарной составляющей образования, поскольку в
процессе сопоставления фактов двух культурпроисходитосознание своей
культурной идентичности, овладение культурой своего народа.Несмотря на
растущую глобализация мира, страны сохраняют свои социокультурные
особенности, и у учащихся и будущих выпускников могут возникать
трудности

общения

при

интеграции

в

общемировое

культурное

пространство. Помочь уменьшить эти трудности могут дополнительные
дисциплины для углубленного изучения отдельных аспектов.
Предлагаемая программа курса «Страноведение англоязычных стран»
относится к числу курсов повышенного уровня, реализуемых за счет
школьного компонента учебного плана, обязательных для изучения всеми
учащимися лингвистического профиля.
Программа создана на базе пособия “AcrossCultures”, Элизабет Харман,
издательства

Longman,

но предполагает привлечение дополнительных

источников.
Обучение строится с учетом требований Федерального стандарта
среднего

полного

образования,

на

основе

Учебного

плана

Лингвистической гимназии № 3 г.Улан-Удэ и соответствует:
1) Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

среднего общего образования;
1

2) Основной образовательной программе среднего общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»;
3) Программе воспитания МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3
г.Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими
рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020;
4) Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»
5) Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия № 3».
Целью курса является коммуникативное и социокультурное развитие
учащихся путем включения учащихся в различные виды диалога культур, а
также общее и филологическое и образование старших школьников.
Общее образование реализуется через обогащение и расширение знаний
учащихся об историко-культурном развитии народов англоязычных стран,
через сопоставление культурных явлений, формирование культуроведческой
и речевой наблюдательности, формирование умений представлять свою
культуру в англоязычном мире.
Филологическое образование обеспечивается развитием языковой и
контекстуальной

догадки,

чувства

языка,

умений

осуществлять

лингвокультуроведческий анализ языка, оперирование категориями и
терминами последнего.
Социокультурное образование реализуется в процессе ознакомления с
явлениями различных сторон жизни, определяющих культурное развитие
народов.
Программа реализует компетентностный подход к обучению, базируется
на уже сформированных компетенциях и способствует их дальнейшему
развитию.
Курс построен на основе следующих принципов культуроведческого
образования:
 Принцип соизучения

языков международного общения в контексте

диалога культур
2

 Принцип дидактической целесообразности
 Принцип опоры на межпредметные знания и умения старшеклассников
 Принцип взаимосвязанного поликультурного и полилингвального
развития личности учащегося
Предметное содержание курса
Содержание курса включает изучение тем, не изучаемых в рамках основной
программы по английскому языку или изучаемых поверхностно, в свете
социокультурной специфики стран изучаемого языка, а также проводится
сравнение фактов родной культуры и культуры англоязычных стран.
Национально-региональный компонент получает свою реализацию при
изучении тем через интерпретацию предложенных текстов о странах
изучаемого языкапутем последующего сравнения и представления фактов о
России и Бурятии. Данная работа, учитывая сформированные умения
учащихся, предполагает самостоятельный поиск, посредством ресурсов
Интернет, чтения дополнительной литературы и использования собственного
опыта.
Развить страноведческие знания и умения, основанные на сравнении фактов
родной культуры и культуры стран изучаемого языка;
получить представление о понятиях культуроведения, социолингвистике, о
связи лингвистики с гуманитарными науками
Расширить осведомленность о культурно-исторических вехах в развитии
стран и языков, о взаимовлиянии языка и культуры, о различиях между
русским/бурятским и иностранными языками и мировосприятием;
Работа над материалом проводится на основе печатных и аудио- текстов,
которые служат отправной точкой для последующего обсуждения.

3

Обучение

строится

на

использовании

технологий:

критического

мышления, проблемного обучения, сотрудничества, проектной, кейстехнологии, элементы игровой.
Наряду

с

урочной

организацией

процесса

обучения

возникает

необходимость использования технологий дистанционного обучения.
Осуществление

такого

обучения

возможно

осуществлять

путем

взаимодействия на платформах, дающих возможность транслирования
материала путем презентаций, стриминга. Также для контроля освоения
материала необходима разработка квестов и квизов, и других творческих
форм, т.к. в силу специфики предмета обычный тестовый контроль видится
не совсем подходящим способом проверки усвоенных знаний и умений. Для
этого целесообразно использовать возможности Гугл презентации и
документы, социальные сети, создание блогов.
При работе над текстовым материалом учащиеся выполняют задания
следующего

характера:

вопросно-ответная

работа,

упражнения

на

дополнение, расширение информации, заполнение пропусков, составление
таблиц или схем для систематизации информации, подбор соответствий,
прогнозирование, ранжирование, упражнения на содержательно-смысловой
отбор, восстановление правильного порядка, перевод информации из одной
формы подачи в другую, устная презентация материала, обсуждение, ролевая
игра, интервью, комментарий, написание эссе, выполнение проектов,
использование подкастов.
Программа рассчитана на учащихся 10- 11 классов, с недельной
нагрузкой в 1 час, (34 часа в год/68 часов за два года обучения). При этом в
ней предусмотрен резерв свободного времени в размере 10% от общего
объёма

часов

разнообразных

для
форм

реализации

авторских

организации

подходов,

учебного

использования

процесса,

внедрения

современных педагогических технологий, устных презентаций материалов,
реализацию проектной или исследовательской деятельности.
Предметное содержание
4

Повседневная

жизнь:Взаимоотношения

в

семье,

со

сверстниками;

распорядок дня подростка. Культура жилища. Путешествия. Международные
обмены.
Страны и жители: География. Природные памятники. Проблемы экологии.
Личности в истории стран. Исторические вехи англоязычных стран и
России/Бурятии.

Национальное

устройство

и

отношения.

Влияние

социальных процессов на общество и окружающую среду. Условия жизни в
городе и селе. Столицы стран. Проблемы экологии. Экономические прорывы.
Общество

Парламентские

традиции.

Проблемы

современного

мира.

Праздники.
Учебно- профессиональная сфера Возможности высшего образования.
Проблемы функционирования языков. Плагиат.
Каждый раздел включает несколько проблем для обсуждения и изучения,
а

также

лингвистические

аспекты,

подлежащие

углублению

или

совершенствованию.
Контроль

усвоения

осуществляется

путем

устных

сообщений

с

поддержкой PowerPoint презентаций, написания писем, эссе, составлением
кроссвордов по тематике.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным стандартом рабочая
программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьного курса английского языка и реализация
модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего
образования.
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться
Личностные

Личностные

1) осознавать российскую

1)проявлять свою российскую

гражданскую идентичность,

гражданскую идентичность,

проявлять уважение к своему

патриотизм, уважение к своему
5

народу, чувство ответственности

народу, чувства ответственности

перед Родиной, гордость за свой

перед Родиной, гордости за свой

край, свою Родину, прошлое и

край, свою Родину, прошлое и

настоящее многонационального

настоящее многонационального

народа России

народа России, уважение

2)научатся осознанно
приниматьтрадиционные
национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические
ценности;
3) видеть мир через призму
общественной практики, основанной
на диалоге культур, а также
различные форм общественного
сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

государственных символов (герб,
флаг, гимн); на основе страно и
культуроведческих знаний о странах
изучаемого языка и сопоставления с
реалиями своей страны
2) сформировать гражданскую
позицию как активного и
ответственного члена российского
общества, осознающего свои
конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего

4) будут проявлять готовность и

чувством собственного достоинства,

способность к самостоятельной,

осознанно принимающего

творческой и ответственной

традиционные национальные и

деятельности;

общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;

5) сформируют толерантное
сознание и основы поведения в

3) сформировать мировоззрение,

поликультурном мире, на основе

соответствующее современному

усвоения общечеловеческих

уровню общественной практики,

ценностей

основанной на диалоге культур, а
также различных форм

6) усовершенствуют навыки

общественного сознания, осознание

сотрудничества со сверстниками в
6

образовательной, учебно-

своего места в поликультурном

исследовательской, проектной и

мире;

других видах деятельности;

4) проявить готовность и

7) осмыслят эстетику быта, научного

способность к самостоятельной,

и технического творчества, спорта,

творческой и ответственной

общественных отношений;

деятельности;

8) обретут элементы экологического

5) выработать толерантное сознание

мышления, понимания влияния

и поведение в поликультурном

социально-экономических процессов мире, достигать в взаимопонимания
на состояние природной и

в диалоге с другими людьми,

социальной среды; приобретение

находить общие цели и

опыта эколого-направленной

сотрудничать для их достижения;

деятельности;

6) проявить навыки сотрудничества

10) получат образцы ответственного

со сверстниками в образовательной,

отношения к созданию семьи на

учебно-исследовательской,

основе осознанного принятия

проектной и других видах

ценностей семейной жизни.

деятельности;
7) сформировать нравственное
сознание и поведение на основе
усвоения общечеловеческих
ценностей;
8)воспринимать эстетическую
картину мира, включая эстетику
быта, общественных отношений;
9) сформировать экологическое
мышление, включая понимание
7

влияния социально-экономических
процессов на состояние природной
и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной
деятельности;
15) сформировать ответственное
отношение к созданию семьи на
основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные

Метапредметные

1) смогут определять цели

1) самостоятельно осуществлять,

деятельности и составлять планы

контролировать и корректировать

деятельности; самостоятельно

деятельность; выбирать успешные

осуществлять, контролировать и

стратегии в различных ситуациях;

корректировать деятельность;
использовать все возможные
ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) смогут общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывая

2) продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности;
3) дальнейшего развития навыков
познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности;

позиции других участников

4)ориентироваться в различных

деятельности;

источниках информации,

3) закрепят навыки познавательной,

критически оценивать и
8

учебно-исследовательской и

интерпретировать информацию,

проектной деятельности, а именно:

получаемую из различных

обобщать информацию, фиксировать

источников;

содержание сообщений, выделять
нужную/основную информацию из
различных источников на изучаемом
иностранном языке
4) будут использовать англо-язычные
языковые средства для передачи
информации с родного языка
4) научатся критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников;
5) овладеют умениями использовать
средства информационных и
коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении различных
задач, при соблюдении норм
информационной безопасности;

5) использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий
(далее - ИКТ)
6) определять назначение и функции
различных социальных институтов;
7) самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных
ценностей;
8) овладеть навыками
познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их
результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых

6)научатся определять назначение и

познавательных задач и средств их

функции различных социальных

достижения.

институтов;

9) Совершенствовать умение

7)смогут оценивать ситуации и

адекватно строить своё речевое и

принимать решения, определяющие

неречевое поведение

стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных

10)Получить

межпредметные
9

ценностей;

знанияо культурном наследии страны

8)научатся осуществлять

(стран)

изучаемогоязыка,

познавательную рефлексию как

условиях

жизни

осознание совершаемых действий и

общества; возможностях получения

мыслительных процессов, их

качественного

результатов и оснований, границ

ценностных

своего знания и незнания, новых

особенностях

познавательных задач и средств их

поликультурном обществе.

разных

об
слоёв

образования;
ориентирах;
жизни

об
в

достижения.

Предметные

Предметные

Усовершенствуют коммуникативную Развить далее все элементы
компетенцию через овладение

коммуникативной компетенции

новыми языковыми средствами в
соответствие с темами и сферами
общения, через систематизацию
языковых навыков, полученных в
основной школе, увеличение их
объема за счет информации

Расширить объём фоновых знаний о
социокультурной специфике страны
(стран) изучаемого языка;
Развить страноведческие знания и
умения, основанные на сравнении
фактов родной культуры и культуры

культуроведческого и

стран изучаемого языка;

страноведческого характера

получить представление о понятиях

Углубят свои знания о социально- культуроведения, социолингвистике,
бытовой, социокультурной и учебно- о
трудовой
язычных

сферах

жизни

связи

лингвистики

англо- гуманитарными науками

стран;ценностных

Расширить осведомленность о

ориентирах; об особенностях жизни в культурно-исторических
поликультурном обществе.

с

развитии

стран

и

вехах

в

языков,

о
10

Научатся критическому мышлению,

взаимовлиянии языка и культуры, о

опираясь на сравнении фактов родной различиях между русским/бурятским
культуры и культуры страны

и

иностранными

изучаемого языка;

мировосприятием;
Развивать

Смогут проводить анализ языковых

умения

трудностей текста с целью более

в

языками

и

социокультурные
процессе

обучения

общению на изучаемом языке, а

полного понимания смысловой

также при чтении, аудировании и

информации

обсуждении содержания иноязычных
текстов.

Будут осуществлять заполнение
обобщающих схем/таблиц для
систематизации языкового материала,

Адекватно понимать и

составлять тематические списки слов
(включая лингвострановедческие) по темам

интерпретировать лингвокультурные

общения;

факты, основываясь на
сформированных ценностных

Научатся интерпретировать

ориентациях;

лингвистические, культуроведческие
и страноведческиефакты в тексте;
 Будут использовать языковые
средства, с помощью которых можно
представить

родную

страну

и

культуру в иноязычной среде, оказать
помощь

зарубежным

гостям

в

ситуациях повседневного общения;
 Обретут

еще

расширенный диапазон

более
речевого и

неречевого опыта для преодоления
трудностей

общения,

дефицитом

языковых

вызванных
средств,

а
11

именно
 использование справочного
аппарата (комментарии,
сноски);
 прогнозирование
текста

содержания

по

предваряющей

информации

(заголовку,

началу);
 понимание

значения

неизученных языковых средств
на основе лингвистической и
контекстуальной догадки;
Тематическое планирование 66-68 час
Раздел

Темы уроков

Кол-во
часов

Понятие «культуры», актуальность изучения культур

1

Введение в англоязычных стран.
культурове Типичный день подростка (США, Великобритания,
дениеРоссия)

1

страноведен Как не растеряться в чужой стране?
ие(1 ч)
Типичный дом в Великобритании и США

2

Повседневн
ая жизнь
(14 ч)

1

Традиционное жилище России/Бурятии

2

Необычные дома

2

Виды семей и семейныхотношений

2

Американская семья

2

Советы мамы-миллионерши

1

Семья в России
Страны

и Четыре

нации

Великобритании:

1

стереотипы

и

2

жители (27 реальность.
12

ч)

Национальное

устройство

России

(символы

и

2

отношения)
Известные люди Великобритании

1

Известные люди США

1

Известные люди России/Бурятии

1

Малые острова Великобритании в географии страны

2

Малые регионы России

2

Южная

Африка

(общая

информация,

Нельсон

Манделла как президент ЮАР)
Ямайка
Республика Ирландия (экономический прорыв)
Экономический прорыв Бурятии – каким образом
Австралия (географический и исторический профиль)
Семь природных чудес США
Природные чудеса России/Бурятии
Жизнь в городе и в деревне
Достопримечательности Лондона/Москвы/Улан_Удэ
Влияние туризма на природные территории
Климатические экстримы

3
1
1
1
2
1
2
1
3
1
1

Общество

Политика мультикультурализма

2

(18 ч)

Женщины в истории

1

Парламентские традиции Великобритании, США и

1

России
Праздники Великобритании/США/России

2

Исторический тур по Британии

3

Исторический тур по России/Бурятии

1

Краткий экскурс в историю США

1

История России в фильмах

1

Британия в истории мировых войн

1
2
13

Колониальное прошлое королевства

1

Австралия (географический и исторический профиль)

1

Акции Признание вины
Учебно-

Образование: дома или за рубежом?

1

профессион

Подростковая культура США

1

альная

Канада и Уэльс – проблемы двуязычия

1

сфера (5 ч)

Что делать после школы?

1

Плагиат

1

Литература:
1. Е.Б.Карневская, Н.А. Павлович, В.В. Лопатько. Учимся слушать и
понимать английскую речь. М.: ЭКСМО, 2009
2. О.Л. Зайцева А.А. Меликян. Овладейте настоящим английским.-М.:
Восток/Запад, 2006
3. С.Г. Тер-Минасова Языки и межкультурная коммуникация-М: Слово,
2000
4. С. Юнёва Открывая мир с английским языком. М.: Интеллект-Центр,
2010
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования от 17.05 2012
6. E. Sharman. Across Cultures – Longman, 2004
7. Oxford Guide to British and American Culture, Oxford University Press
8. What Are the British like? Speak Out. М.:Глосса-Пресс
9. Сборники

материалыдляразвития

иноязычной

компетенцииTimesaversTeen_Life_UK.
10.Timesavers Festivals_and_Special_Days_in_Britain
11.Timesavers British_History_Highlights
12.Timesavers London_Elementary-Intermediate
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».