Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для
учащихся 5 классов соответствует:
 Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного общего образования ;
 Региональному стандарту начального и основного общего образования
по бурятскому языку как государственному в образовательных
учреждениях с русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июля
2009;
 Программе
воспитания муниципального общеобразовательного
учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями
«Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г.;
 Авторской программе
«Программа по бурятскому языку как
государственному для 2-9 классов образовательных школ с русским
языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С.,
Жамбалова В.Д., Содномовой Б.Д.;
 Основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»;
 Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
 Положению о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия
№3»;
Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический
комплект по бурятскому языку как государственному, авторы Содномов
С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для русскоязычных учащихся 5 класса
общеобразовательных школ.
С методических позиций основной характеристикой УМК является
накопление лингвистических знаний бурятского языка, позволяющих
осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления
бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и
традициях бурятского народа.
Программа составлена для обучения по предмету “Бурятский язык как
государственный» для учащихся 5-х классов «Линвистической гимназии №3
г.Улан-Удэ» и рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Для реализации индивидуальных потребностей учащихся проводить
дополнительные занятия (в соответствии с интересами учащихся). На уроках
использовать игровые технологии, развивать творческий потенциал через

народные игры «Шагай наадан», «Малгай нюулга» и др.
На уроках применять электронные ресурсы по изучению бурятского языка:
https://buryadxelen.com/- электронный учебник «Буряад хэлэн» содержит
аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию.
При обучении бурятскому языку применяются различные технологии
преподавания
языков:
коммуникативные,
игровые,
личностноориентированные, проектные, а также дистанционные технологии и
электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также
мобильное приложение
«Вайбер», социальную сеть «Вконтакте».
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
бурятскому языку как государственному и реализацию модуля «Школьный
урок» программы воспитания основного общего образования.
Личностные результаты:
-Формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к
совершенствованию в образовательной области «Бурятский язык как
государственный»;
-Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в
целом;
-Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
-Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность,
инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
-Формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
-Готовность
отстаивать
национальные
и
общечеловеческие
гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
-Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
-Развитие
коммуникативной
компетенции,
включая
умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы
с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
-Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему,

прогнозировать содержание текста по заголовку / ключевым словам,
выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные,
устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке.
Предметные результаты:
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов
в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая
нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая,
уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в
пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического
материала;
Ученик получит возможность научиться:
– вести диалог-обмен- мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Ученик научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в
рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих
интересах и планах на будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и
своей стране, о зарубежных странах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание,
основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры
на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному ;давать краткую характеристику реальных
людей и литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/вопросы. Ученик получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста,
выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/
прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную
тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы, схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Ученик научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя,
одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся кразным
коммуникативным
типам
речи
(сообщение/рассказ/интервью),
содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные
прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при
этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слухтексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии
на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Ученик научится:
– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные
языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки
текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные
материалы; оценивать полученную информацию, выражать своёмнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/
запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде
(чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты,
построенные на изученном языковом материале;
– выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном
языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание
прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичном тексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления

выпущенных фрагментов.
Письменная речь Ученик научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст,
гражданство, национальность, адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками
с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке,
выражать благопожелания (объемом 20–30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие
сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по
переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом
70-100 слов, включая адрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план
(объемом 80-100 слов, включая адрес).
– Ученик получит возможность научиться:
– делать краткие выписки из текста с целью их использования
в собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
– кратко
излагать
в письменном виде результаты
проектной деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный
текст (таблицы, диаграммы и т.п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и
пунктуация
Ученик научится:
– применять правила написания слов, изученных в основной школе в
рамках изучаемого лексико-грамматического материала;
– правильно ставить знаки препинания в конце предложения,
при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого
материала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами,
принятыми в бурятском языке.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка.
Фонетическая сторона речи Ученик научится:
– различать на слух и адекватно произносить звуки и слова бурятского
языка;
– соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
– членить предложения на смысловые группы;

– соблюдать
ритмико-интонационные
особенности
предложений
различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное,
побудительное; общий, специальный вопросы).
Ученик получит возможность научиться:
– различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в
прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи Ученик научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные слова в пределах тематики основной школы;
– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише
речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
– соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической
сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием
основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием
аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей:
 глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(- лдэ, лдо), -лса (-лсэ,-лсо);
 имена существительные при помощи суффиксов-шан
(-шэн,
шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (-лгэ, -лго),-л;
 имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (тэй,-той);
 наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр);
 числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, өөд, -яад, -ёод,-гаад).
Ученик получит возможность научиться:
– распознавать и употреблять
в речи в нескольких
значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики
основной школы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии;
употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации
общения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте
для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр, эхилхэдээ, тиихэдээ,
саашаа үргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.);
– использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским/родным/иностранным
языком,
по
словообразовательным
элементам).
Грамматическая сторона речи Ученик научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в
соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом
контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в
утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и
нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и
деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с личнопредикативными частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд,аад;
– распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с
союзами и союзными словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг;
– использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных
предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени;
– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа;
– распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена
существительные в единственном числе и во множественном числе;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного
притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в
именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные,
вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в
положительной, превосходной степенях качества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа
действия;

– распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые
числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных,
выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба
хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной
школы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг,
үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти;
холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга,
дурадхан хандалга, заан хандалга, зорин хандалга;
– распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного
залога
-гда (-гдэ, -гдо);
– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные,
объектные, целевые послелоги;
– распознавать
и
употреблять
в
речи
лично-предикативные,
утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания
частиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа
-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и
т.д.
Ученик получит возможность научиться:
 распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными:
изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа,
дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными
причастными и деепричастными оборотами;
 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с
конструкциями типа хэн …,тэрэ….
Социокультурные знания и умения. Ученик научится: употреблять в
устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального
общения основные нормы бурятского речевого этикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала;

– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии
бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского
фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского
народа;
– распознавать образцы художественной, публицистической литературы;
Ученик получит возможность научиться:
– использовать социокультурные реалии при создании устных и
письменных высказываний;
– находить
сходства
и
различия
в
традициях
бурятского/
русского/родного народов, народов своей страны и других стран.
– понимать роль владения языками в современном мире.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых
средств: использовать переспрос при говорении.
Ученик получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические
и антонимические средства,
жесты, мимику при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и
чтении.
в познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на
уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться
определённой стратегией чтения /аудирования в зависимости от
коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений
и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной
школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную
проектную работу;
в ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и

межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире,
осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как
средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
бурятском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных
тенденций в живописи, музыке литературе.
в трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим
труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание

учебного

предмета

«Бурятский

язык

как

государственный»
Учебная Темы раздела

Количество

четверт

часов

ь
I

«Моя семья»

9 часов

II

«Мои друзья»

8часов

III

«Спорт и праздники»

10часо

IV

«Моя Бурятия»

8 часов

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует
требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы
учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим
планом рабочей программы.

Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебнотрудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей
тематики:
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии,
хобби). Семейные праздники. Помощь по дому.
Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и
увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
Спорт и праздники. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный
календарь. Национальные виды спорта.
Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната,
школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе.
Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для
учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы
(спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные
условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов
Бурятии.
Тематическое планирование
№

1

Название

Темы

Количество

Форма контроля

раздела

часов

«Моя семья» Вводный урок

1

(9ч.)

1

Диалог-расспрос

1

Диалог-беседа

1

Диалог-расспрос

Повторение изученного в
4 классе
Игрушки. Посуда.
Продукты. Одежда.
Активизация лексики.

Введение новой лексики.

1

Активизация лексики.

1

Моя родословная

1

Развитие навыков чтения и

2

Диалог-беседа

Диалог

перевода.

1

Работа над диалогом.

1

«Мои

1Введение новой лексики.

1

друзья»

2Тренировка

Тест

(8ч.)

грамматического

Фронтальный

материала.
3Пословицы и поговорки.
4Мой распорядок дня.
5 Развитие навыков
говорения.
6. Работа над диалогом.
7Чтение текста.

1

опрос

1

Индивидуальное

1

задание.

1

Диалог-расспрос.

1

Фронтальный

1

опрос.

1

8 Повторение
Диалог-расспрос
Диалог-обмен
мнениями.
Диалог-расспрос
Тест.
3

«Спорт.

Новая лексика

1

Диалог-

Праздник»

Национальные виды

1

сотрудничество

(10ч)

спорта.
Развитие навыков чтения.

1

Диалог обмен

Обучение чтению.

1

мнениями.

Белый месяц- Сагаалган.

1

Диалог

Народные игры

1

Урок-игра

4

Работа над диалогом.

1

Работа с текстом.

1

Повторение изученного.

1

Национальные игры

1

«Моя

Ознакомление с новой

1

Опрос

Бурятия»

лексикой.

(8 ч)

Государственная

1

Индивид.контроль

символика.
Озеро Байкал.
Достопримечательности

Индивидуальные
задания

Беседа
1
1

Улан-Удэ.
Развитие навыков диалога

1

Чтение текста.

1

Работа над диалогом

1

Повторение пройденного

1

за год

Диалог-расспрос

Высказывание
Проект
Диалог-расспрос
Диалог-расспрос.
Беседа
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».