Пояснительная записка Рабочая программа по бурятскому языку как государственному для учащихся 5 классов соответствует: Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования ; Региональному стандарту начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июля 2009; Программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г.; Авторской программе «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов образовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова В.Д., Содномовой Б.Д.; Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»; Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; Положению о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; Учебно-методический комплект «Алтаргана» (учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному, авторы Содномов С.Ц., Содномова Б.Д.) предназначен для русскоязычных учащихся 5 класса общеобразовательных школ. С методических позиций основной характеристикой УМК является накопление лингвистических знаний бурятского языка, позволяющих осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления бурятского языка с русским; формирование знаний о культуре, реалиях и традициях бурятского народа. Программа составлена для обучения по предмету “Бурятский язык как государственный» для учащихся 5-х классов «Линвистической гимназии №3 г.Улан-Удэ» и рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся проводить дополнительные занятия (в соответствии с интересами учащихся). На уроках использовать игровые технологии, развивать творческий потенциал через народные игры «Шагай наадан», «Малгай нюулга» и др. На уроках применять электронные ресурсы по изучению бурятского языка: https://buryadxelen.com/- электронный учебник «Буряад хэлэн» содержит аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. При обучении бурятскому языку применяются различные технологии преподавания языков: коммуникативные, игровые, личностноориентированные, проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте». Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты: -Формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к совершенствованию в образовательной области «Бурятский язык как государственный»; -Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; -Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; -Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; -Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; -Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие гуманистические, демократические ценности, свою гражданскую позицию. Метапредметные результаты: -Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; -Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; -развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; -Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку / ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; -осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на бурятском языке. Предметные результаты: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Ученик научится: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Ученик получит возможность научиться: – вести диалог-обмен- мнениями; – брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Ученик научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному ;давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Ученик получит возможность научиться: – делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Ученик научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся кразным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Ученик получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слухтексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Ученик научится: – читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своёмнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: – устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Ученик научится: – заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). – Ученик получит возможность научиться: – делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; – составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: – применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Ученик получит возможность научиться: – сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Ученик научится: – различать на слух и адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах и фразах; – членить предложения на смысловые группы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Ученик получит возможность научиться: – различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Ученик научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей: глаголы при помощи аффиксов -уула (-үүлэ, юула, -юулэ), -лда(- лдэ, лдо), -лса (-лсэ,-лсо); имена существительные при помощи суффиксов-шан (-шэн, шон), -гша(-гшэ, -гшо), -лга (-лгэ, -лго),-л; имена прилагательные при помощи аффиксов -та (-тэ, -то), - тай (тэй,-той); наречия при помощи суффикса -аар (-ээр, -оор,-өөр); числительные при помощи суффиксов -дахи (-дэхи, -дохи), -аад (- ээд, өөд, -яад, -ёод,-гаад). Ученик получит возможность научиться: – распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; – распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности (нэгэдэхеэр, эхилхэдээ, тиихэдээ, саашаа үргэлжэлүүлхэдэ, түгэсхэлдөө и т.д.); – использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Ученик научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с личнопредикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами харин, зүгөөр, теэд,аад; – распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами гэжэ, юундэб гэхэдэ, тиимэһээ, гэһэн, гэдэг; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зорин хандалга; – распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетания частиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Ученик получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,тэрэ…. Социокультурные знания и умения. Ученик научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; – распознавать образцы художественной, публицистической литературы; Ученик получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран. – понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Ученик научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Ученик получит возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. в познавательной сфере: -умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения /аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; в ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; в эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке литературе. в трудовой сфере: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). Содержание учебного предмета «Бурятский язык как государственный» Учебная Темы раздела Количество четверт часов ь I «Моя семья» 9 часов II «Мои друзья» 8часов III «Спорт и праздники» 10часо IV «Моя Бурятия» 8 часов Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебнотрудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики: Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Спорт и праздники. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Национальные виды спорта. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Родной край. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Тематическое планирование № 1 Название Темы Количество Форма контроля раздела часов «Моя семья» Вводный урок 1 (9ч.) 1 Диалог-расспрос 1 Диалог-беседа 1 Диалог-расспрос Повторение изученного в 4 классе Игрушки. Посуда. Продукты. Одежда. Активизация лексики. Введение новой лексики. 1 Активизация лексики. 1 Моя родословная 1 Развитие навыков чтения и 2 Диалог-беседа Диалог перевода. 1 Работа над диалогом. 1 «Мои 1Введение новой лексики. 1 друзья» 2Тренировка Тест (8ч.) грамматического Фронтальный материала. 3Пословицы и поговорки. 4Мой распорядок дня. 5 Развитие навыков говорения. 6. Работа над диалогом. 7Чтение текста. 1 опрос 1 Индивидуальное 1 задание. 1 Диалог-расспрос. 1 Фронтальный 1 опрос. 1 8 Повторение Диалог-расспрос Диалог-обмен мнениями. Диалог-расспрос Тест. 3 «Спорт. Новая лексика 1 Диалог- Праздник» Национальные виды 1 сотрудничество (10ч) спорта. Развитие навыков чтения. 1 Диалог обмен Обучение чтению. 1 мнениями. Белый месяц- Сагаалган. 1 Диалог Народные игры 1 Урок-игра 4 Работа над диалогом. 1 Работа с текстом. 1 Повторение изученного. 1 Национальные игры 1 «Моя Ознакомление с новой 1 Опрос Бурятия» лексикой. (8 ч) Государственная 1 Индивид.контроль символика. Озеро Байкал. Достопримечательности Индивидуальные задания Беседа 1 1 Улан-Удэ. Развитие навыков диалога 1 Чтение текста. 1 Работа над диалогом 1 Повторение пройденного 1 за год Диалог-расспрос Высказывание Проект Диалог-расспрос Диалог-расспрос. Беседа Тест