Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык как государственный»
для учащихся 6 классов соответствует:
• федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования ;
• региональному стандарту начального и основного общего образования по
бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с
русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июня 2009 г.);
• программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
• Основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
• Учебному плану МАОУ «Лингвистическая №3»;
• Положению о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
•

авторской

программе

по

бурятскому

языку

для

2-9

классов

общеобразовательных классов с русским языком обучения. С.Ц. Содномова,
Р.С. Дылыковой, Б.Д. Жамбалова, Б.Д. Содномовой.
Рабочая программа составлена по УМК «Алтаргана» С.Ц. Содномова и
А.А.Надагуровой, издательство «Бэлиг», Улан-Удэ, 2017 г.
На изучение предмета «Бурятский язык как государственный » отводится в 6
классе 1 час в неделю. За год – 35 часов.
При обучении бурятскому языку

применяются различные технологии

преподавания языков: коммуникативные, игровые, личностно-ориентированные,
проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: Учи.ру»,
Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение

«Вайбер»,

социальную сеть «Вконтакте».
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных
и

предметных

результатов

школьного

курса

по

бурятскому

языку

как

государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
осознание своей этнической принадлежности
знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества, понимание

значимости

использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям бурятского
народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и
школьном

самоуправлении

и

общественной

социальные сообщества; участие в
жизни

в

пределах

возрастных

компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
Метапредметные результаты:
умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных задач;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие
умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских
учебных действий, включая навыки
работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;

Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных
со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и
способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской
культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных
умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация
на

основе

языковой

догадки,

словообразовательный

анализ,

выборочное

использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в
проектной деятельности межпредметного характера.
Предметные результаты:
В коммуникативной сфере Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая
речь.
Ученик научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы
бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах
изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
Ученик получит возможность научиться:
– вести диалог-обмен-мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Ученик научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной
тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей
стране, о зарубежных странах;

– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/
план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать
краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуацией общения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование:
Ученик научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать

на

слух

и

понимать

основное

содержание

несложных

аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным
коммуникативным

типам

речи

(сообщение/рассказ/интервью),

содержащих

некоторое количество неизученных языковых явлений;
– воспринимать

на

слух

и

выборочно

понимать

краткие,

аутентичные

прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления,
так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя
нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Ученик научится:

– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов
разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления,
используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные
неизученные

языковые

явления,

нужную/интересующую/

запрашиваемую

информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным
пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на
изученном языковом материале;
–

выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом

материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать

причинно-следственную

взаимосвязь

фактов

и

событий,

изложенных в несложном аутентичном тексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Ученик научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст ,гражданство,
национальность, адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с
употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать
благопожелания (объемом 20–30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать

аналогичную

информацию

о

друге

по

переписке;

выражать

благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план
(объемом 80-100 слов, включая адрес).
– Ученик получит возможность научиться:

– делать

краткие

выписки из текста

с целью их использования в

собственных устных высказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
– кратко

излагать

в

письменном

виде

результаты

проектной

деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т.п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация
Ученик научится:
– применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках
изучаемого лексико-грамматического материала;
– правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при
причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми
в бурятском языке.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка.
Фонетическая сторона речи Выпускник научится:
– различать на слухи адекватно

произносить звуки и слова бурятского языка;

– соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
– членить предложения на смысловые группы;
– соблюдать

ритмико-интонационные

особенности

предложений

различных

коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий,
специальный вопросы).
Ученик получит возможность научиться:
– различать

литературный

и

диалектный

варианты

бурятского

языка

в

прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные
слова в пределах тематики основной школы;

– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативной задачей;
– соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных
способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в
пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной
задачей.
Ученик получит возможность научиться:
– распознавать

и

употреблять

в

речи

в

нескольких значениях

многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения его целостности .
– использовать
(догадываться

о

языковую

значении

догадку

незнакомых

в

процессе

слов по

чтения

контексту,

и

аудирования

по сходству

с

русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится:
– оперировать

в

процессе

устного

и

письменного

общения

основными

синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и
отрицательной форме) и восклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные

простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными
частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные
предложения с союзами и союзными словами;
– использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях
в настоящем, прошедшем, будущем времени;
– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа;
– распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в
единственном числе и во множественном числе;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
превосходной степенях качества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
– распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные;
числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость
товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин
хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах
для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг;
дабтаһан

причасти,

үни

үнгэрһэн

сагай

причасти;

холбоһон

деепричасти,

илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах
повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан
хандалга, зорин хандалга;
– распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога
-гда (-гдэ, -гдо);

– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные,
целевые послелоги;
– распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные,
вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа
-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
 распознавать

сложноподчиненные

предложения

с

придаточными:

изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа,
дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и
деепричастными оборотами;

 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа
хэн …,тэрэ….
Социокультурные знания и умения
Ученик научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала;
– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии
бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора
(скороговорки, поговорки, пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа;
– распознавать образцы художественной, публицистической литературы;
Ученик получит возможность научиться:
– использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных
высказываний;
– находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного
народов, народов своей страны и других стран.
– понимать роль владения языками в современном мире.

Компенсаторные умения
Ученик научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств:
использовать переспрос при говорении.
Ученик получит возможность научиться:
перифраз, синонимические

использовать

и

антонимические

средства, жесты, мимику при говорении;
пользоваться

языковой и

контекстуальной

догадкой,

при

аудировании и чтении.
в познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией

чтения/аудирования

в

зависимости

от

коммуникативной

задачи

(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
в ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных
контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание
места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения,
познания, самореализации и социальной адаптации;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском
языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в

живописи, музыке, литературе.
в трудовой вере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и
отдыха, питание, спорт , фитнес).

Содержание учебного курса
Учебная Тема раздела

Количество часов

четверть
I

Моя семья.

9

II

Мои друзья.

8

III

Спорт. Праздники.

10

IV

Моя Бурятия

8

Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 6 классах.
Бурятский язык.
Повторение. Цвета. Игрушки .Животные. Посуда .Пища
Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби).
Семейные праздники. Помощь по дому.
Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения
друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы.
Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача.
Бурятские спортсмены-олимпийцы.
Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь.

Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная
форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и
учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые
занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение).
Профессии.
Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее
популярные программы в регионе, России.
Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат,
население, города, села, достопримечательности городов Бурятии.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью , итогового теста),
которая включает вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
Овладение

грамматическими

явлениями

(видовременные

формы

глаголов,

существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения
прилагательных); развитие коммуникативных умений; воспитание патриотизма и
осознание роли бурятского языка, как универсального средства межличностного и
межкультурного общения в регионе, формирование положительного отношения к
бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности
изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться
ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Тематическое планирование
Кол.часо Форма
№

Тема урока

в

контроля

I четверть Раздел: «Моя 1
семья» (9ч)
1

Вводный урок.

2

Повторение пройденного в 5 кл. 1
Развитие

1
Опрос

грамматических 1

3

навыков.

4

Обучение чтению.

1

Индивидуальн

ый контроль
Введение лексики.

1

5

Диалограсспрос

6

Активизация лексики.

1

Опрос

Работа над диалогом.

1

Фронтальный

7

опрос
Обучение грамматике.

1

8
9

Письменная
работа

Чтение текста

1

Опрос

II четверть Раздел: « Мои 1
друзья» ( 8 ч)
Высказывание

«Мой

10

адрес».

11

Обучение письму.

1
навыков 1

диалогической речи.
Чтение

текста

Диалограсспрос

«Буряад 1

13

хубсаhан»

14

Проект «Буряад хубсаhан»

1

Бурятские народные сказки.

1

15

Диалог-обмен
мнениями

Обобщение
16

Фронтальный
опрос

Развитие
12

дом, 1

пройденного 1

материала
Работа над чтением.

1

17

Индивидуальн
ый контроль

III

четверть

Раздел:

«Здоровье. Спорт.» (10ч)
Ознакомление с новыми Л.Е.

1

18

Фронтальный
опрос

Активизация
19

упражнениях.

20

Развитие

Л.Е.

в 1

Словарный
диктант

грамматических 1

навыков.
21

Чтение текста.

1

Опрос

Развитие навыков устной речи.

1

Диалог-

22

расспрос
Сагаалган-праздник

Белого 1

23

месяца.

24

Празднуем Сагаалган.

1

Работа над диалогом.

1

25

Презентация

Диалограсспрос

26

Национальные виды спорта.

1

27

Песни Белого месяца

1

Тест

IV четверть Раздел: «Моя 1
родина» (8 ч)
Поэзия Бурятии.

1

28

опрос
Профессии.

1

29
30

Тренировка Л.Е.

1
массовой

1

1

32

Диалограсспрос

Республика Бурятия.

1

Презентации

Районы Бурятии.

1

Индивидуальн

34
35

Опрос

информации.
Работа над диалогом.

33

Индивидуальн
ый контроль

Средства
31

Фронтальный

ый контроль
Устное народное творчество

1

Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».