Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык как государственный» для учащихся 6 классов соответствует: • федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования ; • региональному стандарту начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения ( приказ №830 от 9 июня 2009 г.); • программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; • Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; • Учебному плану МАОУ «Лингвистическая №3»; • Положению о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; • авторской программе по бурятскому языку для 2-9 классов общеобразовательных классов с русским языком обучения. С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Жамбалова, Б.Д. Содномовой. Рабочая программа составлена по УМК «Алтаргана» С.Ц. Содномова и А.А.Надагуровой, издательство «Бэлиг», Улан-Удэ, 2017 г. На изучение предмета «Бурятский язык как государственный » отводится в 6 классе 1 час в неделю. За год – 35 часов. При обучении бурятскому языку применяются различные технологии преподавания языков: коммуникативные, игровые, личностно-ориентированные, проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение «Вайбер», социальную сеть «Вконтакте». Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и школьном самоуправлении и общественной социальные сообщества; участие в жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметные результаты: В коммуникативной сфере Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Ученик научится: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Ученик получит возможность научиться: – вести диалог-обмен-мнениями; – брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Ученик научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Ученик получит возможность научиться: – делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование: Ученик научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Ученик получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Ученик научится: – читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: – устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Ученик научится: – заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст ,гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). – Ученик получит возможность научиться: – делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; – составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: – применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Ученик получит возможность научиться: – сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Выпускник научится: – различать на слухи адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах и фразах; – членить предложения на смысловые группы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Ученик получит возможность научиться: – различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Ученик научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: – распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; – распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности . – использовать (догадываться о языковую значении догадку незнакомых в процессе слов по чтения контексту, и аудирования по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Ученик научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһандеепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зорин хандалга; – распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевые послелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Ученик получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причины хадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,тэрэ…. Социокультурные знания и умения Ученик научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; – распознавать образцы художественной, публицистической литературы; Ученик получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран. – понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Ученик научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Ученик получит возможность научиться: перифраз, синонимические использовать и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировании и чтении. в познавательной сфере: -умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; в ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; в эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. в трудовой вере: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт , фитнес). Содержание учебного курса Учебная Тема раздела Количество часов четверть I Моя семья. 9 II Мои друзья. 8 III Спорт. Праздники. 10 IV Моя Бурятия 8 Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 6 классах. Бурятский язык. Повторение. Цвета. Игрушки .Животные. Посуда .Пища Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы. Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Профессии. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью , итогового теста), которая включает вопросы по основным проблемам курса. Предполагаемый результат Овладение грамматическими явлениями (видовременные формы глаголов, существительных, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных); развитие коммуникативных умений; воспитание патриотизма и осознание роли бурятского языка, как универсального средства межличностного и межкультурного общения в регионе, формирование положительного отношения к бурятскому языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения бурятского и других языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации. Тематическое планирование Кол.часо Форма № Тема урока в контроля I четверть Раздел: «Моя 1 семья» (9ч) 1 Вводный урок. 2 Повторение пройденного в 5 кл. 1 Развитие 1 Опрос грамматических 1 3 навыков. 4 Обучение чтению. 1 Индивидуальн ый контроль Введение лексики. 1 5 Диалограсспрос 6 Активизация лексики. 1 Опрос Работа над диалогом. 1 Фронтальный 7 опрос Обучение грамматике. 1 8 9 Письменная работа Чтение текста 1 Опрос II четверть Раздел: « Мои 1 друзья» ( 8 ч) Высказывание «Мой 10 адрес». 11 Обучение письму. 1 навыков 1 диалогической речи. Чтение текста Диалограсспрос «Буряад 1 13 хубсаhан» 14 Проект «Буряад хубсаhан» 1 Бурятские народные сказки. 1 15 Диалог-обмен мнениями Обобщение 16 Фронтальный опрос Развитие 12 дом, 1 пройденного 1 материала Работа над чтением. 1 17 Индивидуальн ый контроль III четверть Раздел: «Здоровье. Спорт.» (10ч) Ознакомление с новыми Л.Е. 1 18 Фронтальный опрос Активизация 19 упражнениях. 20 Развитие Л.Е. в 1 Словарный диктант грамматических 1 навыков. 21 Чтение текста. 1 Опрос Развитие навыков устной речи. 1 Диалог- 22 расспрос Сагаалган-праздник Белого 1 23 месяца. 24 Празднуем Сагаалган. 1 Работа над диалогом. 1 25 Презентация Диалограсспрос 26 Национальные виды спорта. 1 27 Песни Белого месяца 1 Тест IV четверть Раздел: «Моя 1 родина» (8 ч) Поэзия Бурятии. 1 28 опрос Профессии. 1 29 30 Тренировка Л.Е. 1 массовой 1 1 32 Диалограсспрос Республика Бурятия. 1 Презентации Районы Бурятии. 1 Индивидуальн 34 35 Опрос информации. Работа над диалогом. 33 Индивидуальн ый контроль Средства 31 Фронтальный ый контроль Устное народное творчество 1 Тест