Пояснительная записка Рабочая программа по изучению бурятского языка как государственного для учащихся 7 класса МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ» соответствует: федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая соответствии гимназия №3 с методическими г.Улан-Удэ», рекомендациями которая разработана «Примерная в программа воспитания» от 02.06.2020 г.; региональному стандарту начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному в образовательных учреждениях с русским языком обучения ( приказ №80 от 9 июля 2008 г.); программе по бурятскому языку «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов образовательных школ с русским языком обучения» авторов Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Жамбалова Б.Д., Содномовой Б.Д.; основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г.Улан-Удэ»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; положению о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; и обеспечена следующим УМК: С.Ц.Содномов, В.А.Найданова «Алтаргана» для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения, издательство «Бэлиг», 2019 г. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, таким образом, в год- 35 часов. При обучении бурятскому языку применяются различные технологии преподавания языков: коммуникативные, игровые, личностно-ориентированные, проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: Учи.ру», Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение социальную сеть «Вконтакте». Планируемые результаты «Вайбер», В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования». Личностные результаты воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры бурятского народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, понимание значимости использования бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям бурятского народа, народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка; стремление Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; Примерная программа также предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5-9 классов и способствующих самостоятельному изучению бурятского языка и бурятской культуры, культуры монголоязычных народов; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Предметными результатами являются: в коммуникативной сфере: Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь. Ученик научится: – начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя); – расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; Ученик получит возможность научиться: – вести диалог-обмен-мнениями; – брать и давать интервью. Говорение. Монологическая речь. Ученик научится: – строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее ит.д.; – сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей стране, о зарубежных странах; – описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/ план/ вопросы, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному;давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей; – описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/вопросы. Ученик получит возможность научиться: – делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного; – комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному; – кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения; – кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, схемы и т.п.); – кратко излагать результаты выполненной проектной работы. Аудирование: Ученик научится: – воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; – воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; – воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию. Ученик получит возможность научиться: – выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте; – использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова. Чтение: Ученик научится: – читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; – читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации); – читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале; – выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного. Ученик получит возможность научиться: – устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте; – восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов. Письменная речь Ученик научится: – заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст,гражданство, национальность, адрес и т.д.); – писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать благопожелания (объемом 20–30слов); – писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включая адрес); – писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план (объемом 80-100 слов, включая адрес). – Ученик получит возможность научиться: – делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях; – составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения; – кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности; – писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.). Языковые навыки и средства оперирования ими Орфография и пунктуация Ученик научится: – применять правила написания слов, изученных в основной школе в рамках изучаемого лексико-грамматического материала; – правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемого материала; – расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами, принятыми в бурятском языке. Ученик получит возможность научиться: – сравнивать и анализировать правописание слов бурятского языка. Фонетическая сторона речи Ученик научится: – различать на слухи адекватно произносить звуки и слова бурятского языка; – соблюдать правильное ударение в словах и фразах; – членить предложения на смысловые группы; – соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий, специальный вопросы). Ученик получит возможность научиться: – различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в прослушанных высказываниях. Лексическая сторона речи Ученик научится: – узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные слова в пределах тематики основной школы; – употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – соблюдать существующие в бурятском языке нормы лексической сочетаемости; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; – распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: – распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы; – знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения; – распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам; – распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности. – использовать (догадываться о языковую значении догадку незнакомых в процессе слов по чтения контексту, и аудирования по сходству с русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам). Грамматическая сторона речи Ученик научится: – оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте: – распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; – распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами; – распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными частицами; – распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами; – использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях в настоящем, прошедшем, будущем времени; – распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа; – распознавать и употреблять в речи личные и неличные имена существительные в единственном числе и во множественном числе; – распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного притяжания; – распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и косвенных падежах), возвратные, указательные, вопросительные; – распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной, превосходной степенях качества; – распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия; – распознавать и употреблять в речи количественные, порядковые числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных, выражающих стоимость товара зуута, время арбагүй таба, таба хахад, таба хори, дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основной школы; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг, үнгэржэ байһан саг; дабтаһан причасти, үни үнгэрһэн сагай причасти; холбоһон деепричасти, илгаһан деепричасти; – распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных формах повелительного наклонения: захиран хандалга, гуйн хандалга, дурадхан хандалга, заан хандалга, зорин хандалга; – распознавать и употреблять в речи модальные формы и их эквиваленты (ёһотой, хэрэгтэй, аргатай); – распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательного залога -гда (-гдэ, -гдо); – распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные, целевыепослелоги; – распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные, вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц; – распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа -хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д. Ученик получит возможность научиться: распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными: изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причиныхадаа, дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа; распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и деепричастными оборотами; распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями типа хэн …,тэрэ…. Социокультурные знания и умения Ученик научится: употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы бурятского речевого этикета; – представлять страну, регион, его культуру на бурятском языке; – понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала; – понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы); – понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятского народа; – распознавать образцы художественной, публицистической литературы; Ученик получит возможность научиться: – использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний; – находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного народов, народов своей страны и других стран. – понимать роль владения языками в современном мире. Компенсаторные умения Ученик научится: выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств: использовать переспрос при говорении. Ученик получит возможность научиться: перифраз, синонимические использовать и антонимические средства, жесты, мимику при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, при аудировани и чтении. -умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; - владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); - умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы; - готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; - в ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; - достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; - представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; в эстетической сфере: - владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на бурятском языке; - развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе. в трудовой сфере: - умение рационально планировать свой учебный труд; - умение работать в соответствии с намеченным планом. в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Учебная Темы раздела Количество четверт часов ь I «Повторение», «Моя семья» 9 часов II « Спорт и здоровье» 8часов III «Я и мои друзья . Мои любимые 10часо праздники» IV «Моя Бурятия» 8 часов Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФКГОС, целям и задачам образовательной программы школы и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Программа по бурятскому языку для 7 класса включает следующие разделы, темы. Содержание учебного предмета «Бурятский язык» в 6 классах. Предметное содержание устной и письменной речи соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей тематики: Бурятский язык. Повторение. Цвета. Игрушки. Животные. Посуда. Пища Моя семья. Члены моей семьи (внешность, черты характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение). Мой день. Режим и распорядок дня. Время. Часы. Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы. Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Моя школа. Изучаемые предметы, отношение к ним. Классная комната, школьная форма, распорядок дня, правила поведения в школе. Взаимоотношения учащихся и учителей, между учащимися, правила для учителей и учащихся. Каникулы. Любимые занятия в школьные каникулы (спорт, телевидение, путешествия, музыка, чтение). Профессии. Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы. Наиболее популярные программы в регионе, России. Республика Бурятия, ее географические и природные условия, климат, население, города, села, достопримечательности городов Бурятии. Знания из области религии: шаманизм, буддизм, святые места. Знания из области географии Бурятии: особенности флоры, фауны, рельефа, климата, полезные ископаемые заповедники, заказники, курорты и санатории, объекты туризма, экология Байкала, Красная книга Бурятии. Знания официальной и неофициальной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, общая площадь, месторасположение на карте мира, состав и численность населения. Знания из области экономики и государственного устройства Бурятии: крупные предприятия и организации, детские объединения и организации. Лингвострановедческие знания Реалии (безэквивалентная лексика): географические реалии, этнографические реалии, общественно-политические реалии, реалии современной культуры и искусства, реалии религии, антропонимы. Коннотативная лексика: лексические групп «флора», «фауна», «ландшафт» «элементы культуры». Фоновая лексика: слова, словосочетания, фразеологизмы и элементы фольклора. Навыки умения вербального поведения: навыки и умения использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ехор, благопожелания, отвечать на благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана, рассказывать сказки, выступать на традиционных праздниках. Навыки умения невербального поведения: жесты приветствия и прощания, проявление уважения, приглашения войти в дом; умение вести себя в гостях и принимать гостей, умение угощать гостей, умение вести себя за столом, в святых местах, на традиционных праздниках. Тематическое планирование № Темы и разделы Количество урока Форма контроля часов Раздел: «Повторение. Моя семья» ( 9 часов) 1 Вводный урок 1 Беседа 2 Повторение 1 Фронтальный опрос 3 Формирование грамматических 1 Диктант навыков 4 Введение новых Л.Е. 1 Опрос 5 Рассказ о себе 1 Индивидуальные задания 6 Чтение текста 1 Высказывание 7 Работа над грамматикой 1 Письменные задания 8 Повторение и закрепление 1 пройденного материала 9 Моя родословная 1 Письменная работа Раздел: « Спорт и здоровье» ( 8 часов) 10 Развитие навыков чтения и письма 1 Диалог-расспрос 11 Я выбираю спорт 1 12 Работа над чтением 1 Фронтальный опрос 13 Работа над диалогом 1 Высказывание 14 Чтение текста 1 Опрос 15 Национальные виды спорта 1 16 Монологическое высказывание 1 17 Повторение 1 Высказывание Индивид. задания Раздел: « Я и мои друзья», « Мои любимые праздники» ( 10 часов) 18 Введение лексики 1 19 Активизация Л.Е. 1 Индивидуальный контроль 20 Высказывание «Мой лучший 1 друг» Индивидуальный контроль 21 Мой распорядок дня 1 Фронтальный опрос 22 Тренировка грамматики 1 Письменное задание 23 Работа над чтением и переводом 1 Опрос 24 Праздник Белого месяца 1 Индивидуальные задания 25 Традиции празднования 1 Проект Сагаалгана 26 Чтение текста «Сагаалган» 1 Опрос 27 Национальная кухня 1 Проект Раздел: « Моя Бурятия» ( 8 часов) 28 Мои любимые телепередачи 1 Опрос 29 Профессии 1 Фронтальный опрос 30 Достопримечательности Бурятии 1 Индивид. контроль 31 Города и районы Бурятии 1 Проект 32 Развитие навыков устной речи 1 Опрос 33 Повторение изученного за год 1 Тест 34 Монологическое высказывание 1 35 Поэзия Бурятии. 1