Рабочая программа 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Бурятский

язык

как

государственный» для 9х классов составлена в соответствии с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования;
 Программой воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.02.2020 г.;
 Основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»;
 Учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»;
 Положением о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3
г.Улан-Удэ»;
В УМК «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной
речи» О.Г. Макаровой по бурятскому языку для 9 класса общеобразовательных
учреждений входят:
- Учебник (книга для учащихся);
- Методическое руководство к учебнику;
- Тесты для учащихся.
компенсаторная компетенция - развиваются и совершенствуются умения
В 9 классе круг интересов учащихся не только расширяется, но и дифференцируется в зависимости от социальной среды, индивидуальных интересов и
склонностей.
К 9 классу большинство учащихся проявляют интерес к самостоятельной
поисковой и творческой деятельности, демонстрируют способность к анализу и
обобщению

накапливаемых

некоторым областям знаний.

знаний,

проявляют

избирательный

интерес

к

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,
коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к
обучению бурятскому языку.
Для изучения бурятского языка на этапе основного общего образования в 9 классе
отводится 34 часа - по 1 часу в неделю.
При обучении бурятскому языку

применяются различные технологии

преподавания языков: коммуникативные, игровые, личностно-ориентированные,
проектные, а также дистанционные технологии и электронные ресурсы: Учи.ру»,
Google Hangouts, Skype, Zoom.us, а также мобильное приложение

«Вайбер»,

социальная сеть «Вконтакте».
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных результатов школьного курса по бурятскому языку
как государственному и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты.
— формирование мотивации изучения бурятского языка и стремление к
самосовершенствованию в образовательной области «Бурятский язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами бурятского языка;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической
коммуникации;

развитие

таких

качеств,

как

воля,

целеустремленность,

креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование

общекультурной

и

этнической

идентичности

как

составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей
страны и мира;

— готовность

отстаивать

национальные

и

общечеловеческие

(гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты. С помощью предмета «Бурятский язык» во
время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и
умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в
процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить
умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение,
выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке бурятского языка учит
постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным
текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания,
выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и
опустить второстепенное и т. п.
Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся
планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным
жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные
социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом
смысле потенциал предмета «Бурятский язык» особенно велик. И наконец, данный
предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен
постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и
самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно,
чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и
доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах
уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования
изучение

бурятского

языка

предполагает

достижение

следующих метапредметных результатов:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие

коммуникативной

компетенции,

включая

взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

умение

— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
— развитие

смыслового

чтения,

включая

умение

определять

тему,

прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять
основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
-генерировать идеи;
-находить не одно, а несколько вариантов решения;
- выбирать наиболее рациональное решение;
-прогнозировать последствия того или иного решения;
- видеть новую проблему;
-готовить материал для проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
-работать с различными источниками информации;
-планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
-собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра,
макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
-сделать электронную презентацию.
Предметные результаты
Коммуникативные умения Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения в рамках усвоенной тематики, соблюдая нормы

бурятского речевого этикета (при необходимости переспрашивая, уточняя);
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в
пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
Ученик получит возможность научиться:
– вести диалог-обмен-мнениями;
– брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь. Ученик научится:
– строить монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной
тематики: рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее ит.д.;
– сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своем регионе и своей
стране, о зарубежныхстранах;
– описывать события/явления, передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного/услышанного текста с опорой или без опоры на текст,
ключевые

слова/

план/

вопросы,

выражать

своё

отношение

к

прочитанному/услышанному; давать краткую характеристику реальных людей и
литературных персонажей;
– описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/вопросы.
Ученик получит возможность научиться:
– делать сообщение на заданную тему на основепрочитанного;
– комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и
аргументировать свое отношение к прочитанному / прослушанному;
– кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии с предложенной ситуациейобщения;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы,
схемы и т.п.);
– кратко излагать результаты выполненной проектнойработы.

Аудирование:
Ученик научится:
– воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
– воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся кразным
коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью), содержащих
некоторое количество неизученных языковых явлений;
– воспринимать на слух и выборочно понимать краткие, аутентичные
прагматические аудио- и видеотексты, содержащие как изученные языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений, при этом
выделяя нужную/интересующую/запрашиваемую информацию.
Ученик получит возможность научиться:
– выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
– использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух
текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение:
Ученик научится:
– читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов
разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления,
используя различные приёмы смысловой переработки текста (языковой догадки,
выборочного перевода), а также справочные материалы; оценивать полученную
информацию, выражать своёмнение;
– читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные

неизученные

языковые

явления,

нужную/интересующую/

запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде (чтение с
выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации);
– читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные
на изученном языковом материале;
–

выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом

материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.

Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичномтексте;
– восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенныхфрагментов.
Письменная речь Ученик научится:
– заполнять анкеты и формуляры (имя, фамилия, пол, возраст,гражданство,
национальность, адрес и т.д.);
– писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками с
употреблением формул речевого этикета, принятых в бурятском языке, выражать
благопожелания (объемом 20–30слов);
– писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в бурятском языке: сообщать краткие сведения о себе и
запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать
благодарность, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 70-100 слов, включаяадрес);
– писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план
(объемом 80-100 слов, включаяадрес).
– Ученик получит возможность научиться:
– делать

краткие

выписки из текста

с целью их использования в

собственных устныхвысказываниях;
– составлять план/ тезисы устного или письменногосообщения;
– кратко

излагать

в

письменном

виде

результаты

проектной

деятельности;
– писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т.п.).
Языковые

навыки

и средства оперирования

ими

Орфография

и

пунктуация
Ученик научится:
– применять правила написания слов, изученных в основной школев рамках
изучаемого лексико-грамматическогоматериала;

– правильно ставить знаки препинания в конце предложения,

при

причастных и деепричастных оборотах в рамках изучаемогоматериала;
– расставлять на письме знаки препинания, в соответствии с нормами,
принятыми в бурятскомязыке.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивать и анализировать правописание слов бурятскогоязыка.
Фонетическая сторона речи Ученик научится:
– различать на слухи адекватно произносить звуки и слова бурятского языка;
– соблюдать правильное ударение в словах ифразах;
– членить предложения на смысловыегруппы;
– соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, отрицательное, побудительное; общий,
специальныйвопросы).
Ученик получит возможность научиться:
– различать литературный и диалектный варианты бурятского языка в
прослушанныхвысказываниях.
Лексическая сторона речи Ученик научится:
– узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова,

словосочетания,

реплики-клише

речевого

этикета),

в

том

числе

многозначные слова в пределах тематики основнойшколы;
– употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные
лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в
том числе многозначные в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативнойзадачей;
– соблюдать

существующие

в

бурятском

языке

нормы

лексической

сочетаемости;
– распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных
способов словообразования в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативнойзадачей;
– распознавать

и

образовывать

родственные

слова

с

использованием

аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой
коммуникативнойзадачей.
Ученик получит возможность научиться:
– распознавать

и

употреблять

в

речи

в

нескольких значениях

многозначные слова, изученные в пределах тематики основнойшколы;
– знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в
речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуацииобщения;
– распознавать принадлежность слов к частям речи поаффиксам;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения его целостности.
– использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским/родным/иностранным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи Ученик научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с
коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте:
– распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный вопросы), побудительные (в утвердительной
и отрицательной форме) ивосклицательные;
– распознавать и употреблять в речи распространенные и нераспространенные
простые предложения, в том числе с причастными и деепричастными оборотами;
– распознавать и употреблять в речи предложения с лично-предикативными
частицами;
– распознавать и употреблять в речи сложносочиненные предложения с
сочинительными союзами, распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные
предложения с союзами и союзными словами;
– использовать

косвенную

речь

в

утвердительных

предложениях в настоящем, прошедшем, будущемвремени;

и

вопросительных

– распознавать и употреблять в речи условный союз (хэрбээ)һаа;
– распознавать

и

употреблять

в

речи

личные

и

неличные

имена

существительные в единственном числе и во множественномчисле;
– распознавать и употреблять в речи аффиксы личного и возвратного
притяжания;
– распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в именительном и
косвенных падежах), возвратные, указательные,вопросительные;
– распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
превосходной степеняхкачества;
– распознавать и употреблять в речи наречия времени, места и образа действия;
– распознавать

и

употреблять

в

речи

количественные,

порядковые

числительные; числительные приблизительного счета, формы числительных,
выражающих стоимость товара зуута, время арбагүйтаба, табахахад, таба хори,
дату 2017 он сентябриин хоёр и т.д. в пределах тематики основнойшколы;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах для выражения времени: мүнөө саг, ерээдүй саг, үнгэрһэн саг,
үнгэржэбайһан

саг;

дабтаһан

причасти,

үниүнгэрһэнсагай

причасти;

холбоһондеепричасти, илгаһандеепричасти;
– распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
формах

повелительного

наклонения:

захиранхандалга,

гуйнхандалга,

дурадханхандалга, заанхандалга, зоринхандалга;
– распознаватьиупотреблятьвречимодальныеформыиихэквиваленты
(ёһотой, хэрэгтэй, аргатай);
– распознавать и употреблять в речи глаголы в форме страдательногозалога
-гда (-гдэ, -гдо);
– распознавать и употреблять в речи пространственные, временные, объектные,
целевыепослелоги;
– распознавать и употреблять в речи лично-предикативные, утвердительные,
вопросительные, отрицательные частицы, а также сочетаниячастиц;
– распознавать и употреблять в речи сложные глагольные сказуемыетипа

-хаяа (-хэеэ, -хоёо) һана, -жа (-жэ, -жо) ошо, -аад (-ээд, -оод,- ѳѳд) ерэ и т.д.
Ученик получит возможность научиться:
 распознавать

сложноподчиненные

предложения

с

придаточными:

изъяснительными, определительными с союзами гэжэ, гэһэн; причиныхадаа,
дээрэһээ, условия с союзом хэрбээ –һаа;
 распознавать предложения с простыми и самостоятельными причастными и
деепричастнымиоборотами;
 распознавать и употреблять в речи сложные предложения с конструкциями
типа хэн …,тэрэ….
Социокультурные знания и умения Ученик научится: употреблять в устной
и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные
нормы бурятского речевогоэтикета;
– представлять страну, регион, его культуру на бурятскомязыке;
– понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала;
– понимать и использовать употребительную фоновую лексику и реалии
бурятского языка, некоторые распространённые образцы бурятского фольклора
(скороговорки, поговорки,пословицы);
– понимать особенности образа жизни, быта, культуры бурятскогонарода;
– распознавать образцы художественной, публицистической литературы;
Ученик получит возможность научиться:
– использовать

социокультурные

реалии

при

создании

устных

и

письменныхвысказываний;
– находить сходства и различия в традициях бурятского/ русского/родного
народов, народов своей страны и другихстран.
– понимать роль владения языками в современном мире.
Компенсаторные умения
Ученик научится:
 выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств:
использовать переспрос приговорении.

Ученик получит возможность научиться:
перифраз, синонимические

использовать

и

антонимические

средства, жесты, мимику приговорении;
языковой и

пользоваться

контекстуальной

догадкой,

при

аудировании и чтении.
В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и
неродного

языков

на

уровне

отдельных

грамматических

явлений,

слов,

словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубинойпонимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность

и

умение

осуществлять

индивидуальную

и

совместную

проектнуюработу;
в ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе
культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями бурятского языка, установление межличностных и межкультурных
контактов в доступныхпределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание
места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения,
познания, самореализации и социальнойадаптации;
в эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
бурятскомязыке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций
в живописи, музыке,литературе.
в трудовой сфере:

- умение рационально планировать свой учебныйтруд;
- умение работать в соответствии с намеченнымпланом.
в физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и
отдыха, питание, спорте.

Содержание учебного курса
Учебная Тема раздела

Количество часов

четверть
I

«Семья. Здоровье»

9

II

« Мой дом. Адрес»

7

III

« Родная Бурятия»

10

IV

« Из истории родного края»

8

О бурятском языке . Особенности бурятского языка. Местные диалекты.
Старомонгольская письменность.
Мой дом. Адрес. Традиционное жилище. Бурятская юрта.
Моя семья. Моя родословная .Члены моей семьи (внешность, черты
характера, профессии, хобби). Семейные праздники. Помощь по дому. Традиции
общения у бурят.
Мои друзья. Взаимоотношения с друзьями. Внешность, характер и увлечения
друзей. Досуг и увлечения (спорт музыка, чтение).
Спорт: спорт, правильное питание, отказ от вредных привычек, посещение
врача. Бурятские спортсмены-олимпийцы.
Сагаалган. Хадак. Цвета хадаков. Лунный календарь. Традиции и обычаи
празднования Белого месяца.

Средства массовой информации. Любимые теле-, радиопрограммы.
Наиболее популярные программы в регионе, России.
Родная Бурятия. Географические и природные условия, климат, население,
города, села, достопримечательности городов Бурятии. Первый бурятский ученый.
Легенды о Байкале. Поэзия Бурятии.

Тематическое планирование
№ Темы

Количеств

п/

о часов

Формы контроля

п
Раздел: «Семья. Здоровье».
1

Вводный урок

1

Опрос

2

Формы речевого этикета

1

Диалог-расспрос

3

Диалог этикетного характера

1

Диалог

4

Монологическое высказывание

1

Индивидуальный
контроль

5

Новая лексика

1

6

Тренировка лексики

1

7

Работа над грамматикой

1

Словарный диктант

8

Моя родословная

1

Фронтальный опрос

9

Работа над диалогом

1

Тест

Раздел: «Мой дом. Адрес.»
10

Тренировка грамматики

1

Письменная работа

11

Чтение текста

1

Опрос

12

Монологическое высказывание

1

13

Введение лексики

1

14

Работа с текстом

1

Индивидуальный
контроль

15

Новая лексика

1

16

Активизация лексики

1

Фронтальный опрос

Диалог-расспрос

Раздел: « Родная Бурятия»
17

Новая лексика «Зима»

1

18

Работа над чтением

1

19

Работа над диалогом

1

20 Сагаалган

1

21 Празднуем Белый месяц

1

22 Чтение текста «Монгол литэ»

1

23 Благопожелания

1

24 Мой любимый город Улан-Удэ

1

Проект
Диалог-расспрос
Индивидуальный
контроль

25 Высказывание

1

26 Моя республика

1

Тест

27 Легенды Байкала

1

Фронтальный опрос

28 Работа с текстом

1

Диалог-расспрос

29 Работа над диалогом

1

Диалог-расспрос

30 Введение лексики

1

31 Устное народное творчество

1

Раздел: « Из истории родного
края»

Индивидуальный
контроль

32 Чтение текста

1

33 Писатели и поэты Бурятии

1

Опрос

34 Работа над проектом

1

Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».