Пояснительная записка Рабочая программа по истории для 6в, г, д классов разработана на основе требований: -Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, -Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и примерной образовательной программой основного общего образования1, -Программы учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02. 06. 2020 г.; -Авторской программы: основного общего образования по «Истории Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история. История Средних Веков. Учебник. 6 класс. Москва : «Просвещение», 2021. – 287 с; по «Истории России» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова. История России с древнейших времен до XVI в. Учебник. 6 класс. Москва : Дрофа, 2016. – 239 с. -Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; -Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; -Положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа по истории России и всеобщей истории решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Данная программа ориентирована на использование учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История 1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., ред 2020. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http: //fgosrreestr.ru Средних веков. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Москва : Просвещение, 2021. – 287 с., а также учебник «История России с древнейших времен до XVI века» авторов И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова. Москва : Дрофа, 2016. – 239 с. Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Планируемые результаты изучения учебного курса. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по истории и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения курса: Ученик научится Ученик получит возможность научиться Осознавать гражданскую идентичность, Формировать целостное формирующуюся на основе знаний истории, мировоззрение, языка, культуры своего народа, своего края, соответствующее основ культурного наследия народов России современному и мира. развития развивать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные социальные, и внутренние мотивы; развивать науки общественной субъектность в учебно- Развивать моральное компетентности на в учитывающего социальное, культурное, основе духовное многообразие современного мира. сознание решении и практики, языковое, познавательной деятельности; проблем уровню и Развивать моральных веротерпимости, эстетическое сознание через освоение художественного уважительного отношения к религиозным наследия народов России чувствам, и мира. взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, формировать нравственных, духовных идеалов, хранимых уважительное отношение в культурных традициях народов России и к мира. наследию, историческому к созидательной деятельности людей народов, предшествующих эпох. Метапредметные результаты освоения курса: Регулятивные УУД Ученик научится Ученик получит возможность научиться ставить цель и формулировать соотносить задачи собственной образовательной деятельности свои действия планируемыми с результатами, с осуществлять учетом выявленных затруднений и деятельности существующих возможностей; достижения результата, определять самостоятельно планировать пути способы контроль в своей процессе действий в рамках достижения целей, в том числе предложенных альтернативные, требований, корректировать свои осознанно выбирать наиболее эффективные действия способы изменяющейся ситуацией. решения познавательных задач. учебных и оценивать в условий соответствии и с правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД Ученик научится Ученик получит возможность научиться устанавливать следственные причинно- Осуществлять смысловое чтение связи, логическое строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, /находить в информацию; событий, выводы. резюмировать и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных требуемую устанавливать взаимосвязь описанных в тексте дедуктивное, по аналогии) и делать применять тексте явлений, текста; процессов; главную критически идею оценивать содержание и форму текста/. и Развить мотивацию к овладению познавательных задач. культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД Ученик научится Ученик получит возможность научиться организовывать сотрудничество совместную учебное с педагогом деятельность пользоваться информационно- и коммуникационными технологиями с (далее — ИКТ) /целенаправленно педагогом работать и сверстниками; искать индивидуально и и использовать в информационные ресурсы, группе: находить общее решение и необходимые для решения учебных и разрешать конфликты практических задач с помощью осознанно использовать речевые средств ИКТ; выбирать адекватные средства в соответствии с задачей задаче инструменты и использовать коммуникации своих для чувств, выражения компьютерные мыслей технологии для и решения учебных задач, в том числе потребностей для планирования и для: вычисления, написания писем, регуляции своей деятельности; сочинений, создания докладов, рефератов, презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности/. Предметные УУД Ученик научится Ученик получит возможность научиться • локализовать во времени общие рамки и • давать сопоставительную события Средневековья, этапы становления и характеристику развития Российского государства; соотносить политического хронологию истории Руси и всеобщей государств истории; • (Русь, использовать источник историческую информации о карту территории, устройства Средневековья Запад, Восток); • как сравнивать свидетельства об различных исторических экономических и культурных центрах Руси и источников, выявляя в них других государств в Средние века, о общее и различия; • направлениях крупнейших передвижений составлять на людей – походов, завоеваний, колонизаций и информации др.; основе учебника дополнительной литературы • проводить поиск информации в исторических описания текстах, материальных памятниках памятников исторических средневековой Средневековья; • составлять Руси и культуры других описание образа жизни различных групп объяснять, стран, в населения в средневековых обществах на Руси заключаются и в других странах, памятников 61 художественные материальной и художественной культуры; достоинства и значение. рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • и раскрывать черты: а) характерные, экономических существенные и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. чем их Содержание учебного курса Тема Содержание темы Введение Средние века – период всеобщей истории. Хронологические рамки Средневековья. Медиевистика. Исторические источники. Глава I. Древние германцы и Римская империя. Переселение Становление германцев из Альп на территорию Римской империи. средневеково Расселение германцев в новых для них землях. Устройство й Европы германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев. Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи. Королевство франков и христианская церковь в VIVIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига. Образование государства пап римских – Папская область. Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, франкского Германии-Верденский общества. Положение договор. Структура социальных слоев. Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв.. Король и феодалы. Владения короля - его домен. Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов. Глава II. Византийская империя и славяне в VIXI веках Образование Восточной Римской империи – Византии. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и торговых путей. государство. Византия Император – - единое правитель монархическое новой империи Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории. Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран. Направления Образование продвижения славянского славян и государства. территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование славянских государств. Глава III. Аравия – родина исламской религии. География, природные Арабы в VI- условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. XI веках Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами. Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата. Глава IV. Сеньоры Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. и Зависимость крестьяне и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря. Глава V. Средневековы й город Западной Центральной Европе в и Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков. Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан. Глава VI. Католическая церковь и еретики. Складывание трех Католическая сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток церковь в XI- земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. XIII веках. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Крестовые Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. походы Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов. Глава VII. Экономические Образование Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части централизова рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. нных Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба государств Западной Европе XV века) в французского успехи и французского английского королей государства. за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. (XI- Утверждение единой денежной международного престижа централизованное государство. системы. Франции. Рост Франция Оформление – сословной монархии во Франции. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, завоевания основатель к нормандской централизованному династии. государству. От «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно- феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны. Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского Франции. короля. Установление Завершение единой власти объединения во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля. Мусульманская Испания процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия – многоцветие культур и переплетение религию многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр европейской культуры и мусульманской Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого испанского государства. Изабелла и Фердинанд.Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. государств. Усиление самостоятельности Территориальные потери и германских приобретения Священной Римской империи. Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии. Глава VIII. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Славянские Экономический подъем чешского государства. Прага - государства и столица Византия империи. Население, церковь и власть. в Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик XIV-XV веках духовенства. последствия. Гуситское Балканские движение в Чехии. Итоги народы накануне и завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Глава IX. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его Культура активности в освоении окружающего мира. Путешествие Западной Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой Европы Средние века в литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская легендарному герою – литература. королю Обращение Артуру. к Сказачно- приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие Архитектура. Образы искусства Западной средневекового Европы. изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. неграмотных». Скульптура Доступность как «Библия искусства. для Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного мировоззрения. Воспитание самовоспитания в нового формировании и аскетического человека. человека. Роль Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли. От астрологии и алхимии к астрономии водяного и химии, медицине. двигателя. Усовершенствование Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало Переворот в производства военном огнестрельного оружия. Дальнейшее развитие деле. мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Великих Открытие Христофора географических книгопечатания Иоганном Колумба. открытий. Начало Изобретение Гуттенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги. Глава X. Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Страны Востока Император – «Сын неба». Население страны – подданные в одного господина Средние века. Образование Государства – императора. Внешняя крупных поместий. Развитие политика. феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на доколумбовой землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Америки. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем. Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура феодальных Кастовое – единства. отношений. Раджи. устройства Ослабление основа страны. общества. Установлении Особенности Междоусобные Образование религии. войны. самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки. Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Региональный Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. компонент. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Территория и Кидани. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. население Бурятии Золотая Орда. Археологические памятники монголов в в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное эпоху сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских Средневековь племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое я скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле. Тема Содержание темы Введение Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. Глава I. Заселение территории нашей страны человеком. Каменный Народы век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к и государства производящему на территории Северной Евразии. Ареалы Восточной древнейшего Европы металлических в древности общество. Центры древнейшей металлургии в Северной земледелия орудий и скотоводства. и их влияние Появление на первобытное Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая власти. организация. Традиционные Возникновение верования. княжеской Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Глава II. Исторические условия Русь в IX – государственности: первой складывания русской природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. половине XII Формирование новой политической и этнической карты в. континента. 15 Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Территориально- политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Русь в социальнополитическом контексте и международные печенегами, Евразии. связи: Внешняя отношения половцами политика с Византией, (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. берестяные Распространение грамотности, «Новгородская псалтирь». грамоты. «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Глава III. Русь Формирование в государств. системы земель Важнейшие земли, — самостоятельных управляемые ветвями середине XII – княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, начале XIII в. Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. в евразийском Внешняя контексте. политика русских Формирование земель региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы СевероВосточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Глава IV. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Русские земли Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную в середине Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских XIII – XIV в. земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Глава V. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление Русские земли первенствующего положения московских князей. Перенос в XIII первой – митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий половине XV Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы в. Кремля. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Глава VI. Падение Византии и рост церковнополитической роли Формирование Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий единого Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Русского Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение государства в международных связей Московского государства. Принятие XV общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул строительство. и регалии; Московский дворцовое и церковное Кремль. Культурное пространство Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской Установление власти. Флорентийская автокефалии Русской уния. церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Летописание: общерусское и Русского государства. региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Региональный Территория и население Бурятии в период Средневековья. компонент Тематическое планирование Тема раздела Тема урока Количество часов I четверть (18 часов) Введение. Глава Живое Средневековье I. Раннее Образование варварских 1 королевств. 1 Средневековье Государство франков в VI-VIII веках (6 часов) Христианская церковь в раннее 1 Средневековье Возникновение и распад империи Карла 1 Великого Феодальная раздробленность Западной 1 Европы в IX-XI веках Британия и Ирландия в раннее 1 Юстиниане. Борьба 1 Средневековье Глава II. Византия Византийская при империи с внешними врагами империя и славяне Культура Византии 1 в VI-XI веках 1 Образование славянских государств (3 часа) Глава III. Арабы Возникновение в ислама. Арабский 1 VI-XI халифат и его распад веках (2 часа) Культура стран халифата 1 Глава IV. Средневековая деревня и ее обитатели 1 Сеньоры крестьяне и В рыцарском замке 1 (2 часа) Глава V. Формирование средневековых городов. 1 Средневековый Городское ремесло. город в Западной Торговля в Средние века. и 1 Центральной Европе (2 часа) Глава VI. Могущество папской власти. 1 Католическая Католическая церковь и еретики церковь в XI-XIII Крестовые походы 1 веках. Крестовые походы (2 часа) Повторение 1 II четверть (17 часов) Глава VII. Как происходило объединение Франции Образование Что англичане считают началом своих 1 централизованны свобод х государств в Столетняя война 1 1 Западной Европе Усиление королевской знати в конце XV 1 (XI-XV века) века во Франции и в Англии (6 часов) Реконкиста централизованных и образование 1 государств на Пиренейском полуострове Государства, оставшиеся 1 раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках Глава VIII. Польша и Чехия в XIV – XV веках Славянские Завоевание 1 турками-османами 1 государства и Балканского полуострова Византия в XIVXV веках (2 часа) Глава IX. Образование и философия 1 Культура Средневековое искусство 1 Западной Европы Культура раннего Возрождения в Италии в Средние века (3 1 часа) Глава X. Страны Средневековая Востока Средние Азия: Китай, Индия, 1 в Япония века. Государства доколумбовой Америки (1 час) Повторение История Бурятии. 1 Территория и население Бурятии в эпоху 1 Средневековья ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до XVI века 1.«Народы и Древнейшие люди на территории 1 государства Восточно-Европейской равнины Восточной История народов Восточной Европы в I 1 Европы в тыс. до н.э. – середине VI в. н.э. древности» Первые государства Восточной Европы 1 (3 часа) Повторение 1 III четверть (20 часов) 2«Русь в IX – Образование Древнерусского государства 2 первой половине Русь в конце Х-начале XI века. Принятие 1 XII в.» (10 часов) христианства Русь в первой Становление половине XI государства. века. 1 Ярослав Мудрый и его деятельность Русь во второй половине XI века 1 Русь в конце XI – начале XII в. Владимир 1 Мономах Общественный строй Древней Руси Древнерусская культура: 1 влияние 1 христианства на культуру. Литература Древнерусская культура: изобразительное 1 искусство и зодчество Повторение «Русь в IX-первой половине 1 XII века» 3«Русь в середине Начало удельного периода. Княжества 1 XII – начале XIII Южной Руси в.» Княжества Северо-Восточной Руси (6 часов) Боярские республики Северо-Западной 1 1 Руси Культура Руси в домонгольский период 2 Повторение «Русь в середине XII – 1 начале XIII века» 4. История Территория и население Бурятии в эпоху 1 Бурятии Средневековья 5. «Русские земли Походы Батыя на Русь 1 в середине XIII – Борьба Руси с западными завоевателями 1 XIV в.» (7 ч) 1 Резерв IV четверть (18 часов) Русь и Золотая Орда 2 Москва и Тверь 1 Повторение «Русские земли в середине 1 XIII – XIV в.» 6. «Русские земли Начало объединения русских земель 1 в XIII – первой вокруг Москвы половине в.»(4 часа) XV Московское княжество в конце XIV– 1 середине XV в. Соперники Москвы 1 Повторение Ошибка! Ошибка связи. 1 7. «Формирование Объединение русских земель вокруг 1 единого Русского Москвы государства в XV Русское государство во второй половине 1 в» XV – начале XVI в. (6 часов) Культура Руси XIV – начала XVI в.: 1 летописании и литература Культура Руси XIV – начала XVI в.: 1 зодчество и изобразительное искусство Урок-практикум «Быт и нравы XV- XVI 1 веков» Повторение «Формирование единого 1 Русского государства в XV в» Итоговое повторение 4 Итого 70 часов Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе