Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 6в, г, д классов разработана на основе
требований:
-Федерального

государственного

образовательного

стандарта

к

содержанию исторического образования,
-Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории,

включающей

Историко-культурный

стандарт

и

примерной

образовательной программой основного общего образования1,
-Программы
учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного
г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02. 06. 2020 г.;
-Авторской программы: основного общего образования по «Истории
Средних Веков» Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. Всеобщая история.
История Средних Веков. Учебник. 6 класс. Москва : «Просвещение», 2021. –
287 с; по «Истории России» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова. История России с
древнейших времен до XVI в. Учебник. 6 класс. Москва : Дрофа, 2016. – 239
с.
-Основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
-Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
-Положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа по истории России и всеобщей истории решает
задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях
предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и
учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Данная программа ориентирована на использование учебника для 6
класса общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История
1

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., ред 2020. См. на
сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http: //fgosrreestr.ru

Средних веков. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. Москва : Просвещение,
2021. – 287 с., а также учебник «История России с древнейших времен до
XVI века» авторов И. Л. Андреева, И. Н. Фёдорова. Москва : Дрофа, 2016. –
239 с.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
истории и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.
Личностные результаты освоения курса:

Ученик научится

Ученик

получит

возможность научиться
 Осознавать

гражданскую

идентичность,  Формировать

целостное

формирующуюся на основе знаний истории,

мировоззрение,

языка, культуры своего народа, своего края,

соответствующее

основ культурного наследия народов России

современному

и мира.

развития

 развивать мотивационную основу учебной
деятельности,

включающей

учебно-познавательные

социальные,

и

внутренние

мотивы;
 развивать

науки

общественной

субъектность

в

учебно-

 Развивать

моральное

компетентности
на

в

учитывающего
социальное,

культурное,

основе

духовное

многообразие
современного мира.

сознание

решении

и

практики,

языковое,

познавательной деятельности;

проблем

уровню

и  Развивать

моральных

веротерпимости,

эстетическое

сознание через освоение
художественного

уважительного отношения к религиозным

наследия народов России

чувствам,

и мира.

взглядам

людей

или

их

отсутствию; знание основных норм морали,  формировать
нравственных, духовных идеалов, хранимых

уважительное отношение

в культурных традициях народов России и

к

мира.

наследию,

историческому
к

созидательной
деятельности
людей

народов,

предшествующих

эпох.

Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться
 ставить

цель и формулировать  соотносить

задачи

собственной

образовательной

деятельности

свои

действия

планируемыми

с

результатами,

с

осуществлять

учетом выявленных затруднений и

деятельности

существующих возможностей;

достижения результата, определять

 самостоятельно планировать пути

способы

контроль
в

своей
процессе

действий

в

рамках

достижения целей, в том числе

предложенных

альтернативные,

требований, корректировать свои

осознанно

выбирать наиболее эффективные

действия

способы

изменяющейся ситуацией.

решения

познавательных задач.

учебных

и

 оценивать

в

условий
соответствии

и
с

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности

ее

решения.


владеть основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора
в

учебной

и

познавательной

деятельности.

Познавательные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться
 устанавливать
следственные

причинно-  Осуществлять смысловое чтение
связи,

логическое

строить

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

/находить

в

информацию;
событий,

выводы.

резюмировать
и

преобразовывать

знаки и символы, модели и схемы
для

решения

учебных

требуемую

устанавливать

взаимосвязь описанных в тексте

дедуктивное, по аналогии) и делать
 применять

тексте

явлений,

текста;

процессов;

главную

критически

идею

оценивать

содержание и форму текста/.

и  Развить мотивацию к овладению

познавательных задач.

культурой

активного

использования

словарей,

справочников,

открытых

источников

информации

и

электронных поисковых систем.

Коммуникативные УУД
Ученик научится

Ученик

получит

возможность

научиться
 организовывать
сотрудничество
совместную

учебное
с

педагогом

деятельность

пользоваться

информационно-

и коммуникационными

технологиями

с (далее — ИКТ) /целенаправленно

педагогом
работать

и

сверстниками; искать

индивидуально

и

и

использовать

в информационные

ресурсы,

группе: находить общее решение и необходимые для решения учебных и
разрешать конфликты

практических

задач

с

помощью

 осознанно использовать речевые средств ИКТ; выбирать адекватные
средства в соответствии с задачей задаче инструменты и использовать
коммуникации
своих

для

чувств,

выражения компьютерные
мыслей

технологии

для

и решения учебных задач, в том числе

потребностей для планирования и для: вычисления, написания писем,
регуляции своей деятельности;

сочинений,
создания

докладов,

рефератов,

презентаций

и

др.;

использовать информацию с учетом
этических

и

правовых

норм;

создавать цифровые ресурсы разного
типа

и

для

разных

аудиторий;

соблюдать информационную гигиену
и

правила

информационной

безопасности/.
Предметные УУД

Ученик научится

Ученик

получит

возможность научиться
• локализовать во времени общие рамки и • давать сопоставительную
события Средневековья, этапы становления и характеристику
развития Российского государства; соотносить политического
хронологию

истории

Руси

и

всеобщей государств

истории;
•

(Русь,

использовать

источник

историческую

информации

о

карту

территории,

устройства

Средневековья

Запад,

Восток);

•

как сравнивать

свидетельства

об различных

исторических

экономических и культурных центрах Руси и источников, выявляя в них
других

государств

в

Средние

века,

о общее

и

различия;

•

направлениях

крупнейших

передвижений составлять

на

людей – походов, завоеваний, колонизаций и информации
др.;

основе

учебника

дополнительной литературы

• проводить поиск информации в исторических описания
текстах,

материальных

памятниках

памятников

исторических средневековой

Средневековья;

•

составлять Руси

и

культуры

других

описание образа жизни различных групп объяснять,

стран,

в

населения в средневековых обществах на Руси заключаются
и

в

других

странах,

памятников

61 художественные

материальной и художественной культуры; достоинства и значение.
рассказывать

о

значительных

событиях

средневековой истории;
•

и

раскрывать

черты:

а)

характерные,

экономических

существенные
и

социальных

отношений, политического строя на Руси и в
других

государствах;

б)

ценностей,

господствовавших в средневековых обществах,
религиозных

воззрений,

представлений

средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых
событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в
период

Средневековья,

показывать

общие

черты и особенности (в связи с понятиями
«политическая

раздробленность»,

«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям
отечественной и всеобщей истории Средних
веков.

чем
их

Содержание учебного курса
Тема

Содержание темы

Введение

Средние века – период всеобщей истории. Хронологические
рамки

Средневековья.

Медиевистика.

Исторические

источники.
Глава I.

Древние

германцы

и

Римская

империя.

Переселение

Становление

германцев из Альп на территорию Римской империи.

средневеково

Расселение германцев в новых для них землях. Устройство

й Европы

германских деревень. Переход к оседлому образу жизни.
Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и
изменение

отношений

среди

германцев.

Верования

германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение
Западной

римской

империи.

Территории

расселения

германских союзов на бывшей территории Западной Римской
империи. Королевство франков и христианская церковь в VIVIII

вв.

образование

варварских

государств.

Франки.

Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение
образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и
военная организация у франков. Складывание крупного
землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел
Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь.
Усобицы потомков Хлодвига. Образование государства пап
римских – Папская область. Новый король и династия
королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король
франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и
распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии,
Франции,
франкского

Германии-Верденский
общества.

Положение

договор.

Структура

социальных

слоев.

Западная Европа IX-XI вв. Франция в IX-XI вв.. Король и

феодалы. Владения короля - его домен.
Германия в IX-XI вв. внешняя опасность, как фактор
усиления власти германского монарха. Венгры и германское
государство. Англия в IX-XI вв. легенды и реальность о
короле Артуре. Норманны и их образ жизни. Варяги и
народы Восточной Европы. Русь и варяги. Проникновение
норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского
королевства. Прекращение норманнских завоевательных
походов.
Глава II.
Византийская
империя

и

славяне в VIXI веках

Образование Восточной Римской империи – Византии.
Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром.
Евразийский

облик

и

характер

нового

государства.

Константинополь – столица на перекрестке цивилизаций и
торговых

путей.

государство.

Византия

Император

–

-

единое

правитель

монархическое
новой

империи

Византия при Юстиниане. Реформы Юстиниана. Военные
походы. Расселение славян и арабов на территории.
Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура
Византии. Византия – наследница Античности и стран
Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого
вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение
храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр
культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру
других

стран.

Направления

Образование

продвижения

славянского
славян

и

государства.

территория

их

расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни
славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и
дружина. Объединение славян. Образование государства у
южных славян – Болгария. Соперничество Византии и

Болгарии.

Болгарское

государство

и

его

достижение.

Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование
славянских государств.
Глава III.

Аравия – родина исламской религии. География, природные

Арабы в VI- условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова.
XI веках

Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и
распространение

ислама.

Образование

Арабского

государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру
народов покоренных арабами. Арабский халифат. Халиф –
заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского
халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая
мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура.
Мечеть. Значение культуры халифата.
Глава IV.
Сеньоры

Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне.
и Зависимость

крестьяне

и

повинности

крестьянства.

Община,

средневековая деревня. Натуральное хозяйство. Период
расцвета

и

зрелости

Средневековья.

Установление

феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение
рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Глава V.
Средневековы
й

город

Западной
Центральной
Европе

в
и

Развитие

ремесла.

Обработка

железа.

Причины

возникновения городов. Город – поселение земледельцев и
торговцев.

Сеньоры

и

город.

Борьба

за

городское

самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение
купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог
в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Особенности города. Управление городом. Городская знать.
Структура и особенности жизни горожан. Обустройство
средневекового

города.

Город

–

центр

культуры.

Университеты как явление городской среды. Развлечение

горожан.
Глава VI.

Католическая

церковь

и

еретики.

Складывание

трех

Католическая

сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток

церковь в XI- земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов.
XIII

веках. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля.

Крестовые

Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви.

походы

Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы
римского. Движение еретиков. Католическая церковь и
еретики. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников
Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов.
Последствия первого крестового похода. Значение и итоги
крестовых походов.

Глава VII.

Экономические

Образование

Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части

централизова

рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью.

нных

Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба

государств
Западной
Европе
XV века)

в французского

успехи

и

французского

английского

королей

государства.

за

французские

территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой.
(XI- Утверждение

единой

денежной

международного

престижа

централизованное

государство.

системы.

Франции.

Рост

Франция

Оформление

–

сословной

монархии во Франции. Король Англии – Вильгельм
Завоеватель,
завоевания

основатель
к

нормандской

централизованному

династии.

государству.

От

«Книга

Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы.
Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и
Великая

хартия

вольностей

–

конституция

сословно-

феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент –
сословное собрание. Столетняя война: причины, повод.

Готовность к войне, вооруженность армий противников.
Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у
Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре.
Карл VII – новый король Франции. Партизанская война.
Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства.
Завершение Столетней войны. Крестьянские восстания во
Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война.
Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства.
Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль.
Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл.
Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение
восстания. Усиление королевской власти в конце XV в. во
Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление
власти

французского

Франции.

короля.

Установление

Завершение

единой

власти

объединения
во

Франции.

Последствия объединения Франции. Междоусобная война
Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений
власти английского короля. Мусульманская Испания процветающая

часть

Европы.

Мавры.

Андалусия

–

многоцветие культур и переплетение религию многовековая
Реконкиста

Испании.

Завоеванная

свобода

и

земли.

Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского
халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский
халифат. Центр европейской культуры и мусульманской
Испании: расцвет и трагедия сословно – монархическое
устройство централизованных государств на Пиренейском
полуострове. Кортесы. Образование единого испанского
государства. Изабелла и Фердинанд.Усиление власти князей
в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины
сохранения

раздробленности

в

Германии.

Слабость

королевской

власти.

Образование

самостоятельных

централизованных государств в Германии. Усиление власти
князей в Германии. Ослабление внутренних связей между
княжествами.
государств.

Усиление

самостоятельности

Территориальные

потери

и

германских
приобретения

Священной Римской империи. Расцвет итальянских городов.
Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная
свобода. Коммуна – средневековая городская республика.
Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной
властей

как

условие

складывания

западноевропейской

демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
Глава VIII.

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.

Славянские

Экономический подъем чешского государства. Прага -

государства и столица
Византия

империи.

Население,

церковь

и

власть.

в Антифеодальный настрой в обществе. Ян Гус – критик

XIV-XV веках духовенства.
последствия.

Гуситское
Балканские

движение в Чехии. Итоги
народы

накануне

и

завоеваний

освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад
Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости
Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул –
столицу Османской империи.
Глава IX.

Расширение границ мира средневекового человека. Рост его

Культура

активности в освоении окружающего мира. Путешествие

Западной

Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой

Европы
Средние века

в литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность
средневекового общества. Возникновение университетов.
Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском
учении. Логические рассуждения и оказательства как способ
укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между
церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома

Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие
знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания
природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в
средневековую эпоху. Влияние развития образования на
культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря.
Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и
миннезингеры.

Рыцарская

легендарному

герою

–

литература.
королю

Обращение

Артуру.

к

Сказачно-

приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и
Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие
светской средневековой культуры. Влияние школьного и
университетского образования на формирование городской
культуры. Городская литература – литература, создаваемая
на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние
церкви

на

развитие

Архитектура.

Образы

искусства

Западной

средневекового

Европы.

изобразительного

искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и
готический

стили.

неграмотных».

Скульптура

Доступность

как

«Библия

искусства.

для

Средневековая

живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Торговые связи
итальянских городов со странами Европы и Востока.
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От
«любителей мудрости» к возрождению античного наследия.
Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика
духовенства.

Отказ

от

религиозного

мировоззрения.

Воспитание

самовоспитания

в

нового

формировании

и

аскетического

человека.
человека.

Роль
Первые

гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо.
Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения.
Начало открытия индивидуальности человека. Портрет.

Живопись. Сандро Боттичелли. От астрологии и алхимии к
астрономии
водяного

и

химии,

медицине.

двигателя.

Усовершенствование

Изобретение

доменной

печи.

Совершенствование техники и приспособлений обработки
металла.

Начало

Переворот

в

производства

военном

огнестрельного

оружия.

Дальнейшее

развитие

деле.

мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и
астролябии.
Великих

Открытие

Христофора

географических

книгопечатания

Иоганном

Колумба.

открытий.

Начало

Изобретение

Гуттенбергом.

Развитие

грамотности и образования среди разных слоев населения.
Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Глава

X. Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство.

Страны
Востока

Император – «Сын неба». Население страны – подданные
в одного

господина

Средние века. Образование
Государства

–

императора.

Внешняя

крупных поместий. Развитие

политика.
феодальных

отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на

доколумбовой землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао.
Америки.

Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская
опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение
независимости. Хозяйственный подъем. Индия. Государства
и культура. Географическая и этническая разобщенности
Индии.

Культура

феодальных
Кастовое

–

единства.

отношений. Раджи.

устройства

Ослабление

основа

страны.

общества.

Установлении

Особенности
Междоусобные

Образование

религии.
войны.

самостоятельных

государств на территории страны. Хозяйство и богатства
Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура,
скульптура,

живопись.

Население

и

занятия

жителей

Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ

жизни.

Достижения

в

хозяйстве,

изучение

природы.

Устройства общества. Города и культура. Уникальность
культуры доколумбовой Америки. Африка. Неравномерность
развития народов Африки. Территория расселения, занятия,
образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники
пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и
культура. Культурное наследие народов Западного Судана.
Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Региональный Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане.
компонент.

Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат.

Территория и Кидани. Монголы. Государство монголов. Империя Юань.
население
Бурятии

Золотая Орда. Археологические памятники монголов в
в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное

эпоху

сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских

Средневековь

племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое

я

скотоводство – основное занятие бурят. Формирование
родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура
бурят. Религия – основная форма общественного сознания.
Устное

народное

творчество.

Прикладное

искусство.

Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение
Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о
границе. Кяхтинский договор о торговле.
Тема

Содержание темы

Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают
историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы
периодизации российской истории. Источники по истории
России. Основные этапы развития исторической мысли
в России.

Глава I.

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный

Народы

век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к

и государства

производящему на территории Северной Евразии. Ареалы

Восточной

древнейшего

Европы

металлических

в древности

общество. Центры древнейшей металлургии в Северной

земледелия
орудий

и скотоводства.

и их

влияние

Появление

на первобытное

Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху
бронзы

и раннем

железном

веке.

Степь

и ее

роль

в распространении культурных взаимовлияний. Народы,
проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия
до н. э.

Античные

города-государства

Северного

Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство.
Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие
гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении
славян. Расселение славян, их разделение на три ветви —
восточных, западных и южных славян. Славянские общности
Восточной Европы. Их соседи — балты и финно-угры.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая
власти.

организация.

Традиционные

Возникновение

верования.

княжеской

Страны

и народы

Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский
каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Глава II.

Исторические

условия

Русь в IX – государственности:
первой

складывания

русской

природно-климатический

фактор

и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э.

половине XII Формирование новой политической и этнической карты
в.

континента. 15 Государства Центральной и

Западной

Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования
Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование

территории

государства

Русь.

Дань

и полюдье.

Первые

русские

князья.

Отношения

с

Византийской империей, странами Центральной, Западной
и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь
в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский
торговый путь. Принятие христианства и его значение.
Византийское

наследие

на Руси.

Территориально-

политическая структура Руси: волости. Органы власти:
князь,

посадник,

тысяцкий,

вече.

Внутриполитическое

развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира
Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир
Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси:
дискуссии

в исторической

науке.

Князья,

дружина.

Духовенство. Городское население. Купцы. Категории
рядового и зависимого населения. Древнерусское право:
«Русская Правда», церковные уставы. Русь в социальнополитическом

контексте

и международные
печенегами,

Евразии.

связи:

Внешняя

отношения

половцами

политика

с Византией,

(Дешт-и-Кипчак),

странами

Центральной, Западной и Северной Европы.
Древнерусская

культура.

Формирование

единого

культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция
на Руси.

Письменность.

берестяные

Распространение

грамотности,

«Новгородская

псалтирь».

грамоты.

«Остромирово

Евангелие».

Появление

древнерусской

литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита
Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть
временных лет». Первые русские жития. Произведения
Владимира

Мономаха.

Иконопись.

Искусство

книги.

Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная
церковь,

София

Киевская,

София

Новгородская.

Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Глава III.
Русь

Формирование
в государств.

системы

земель

Важнейшие

земли,

—

самостоятельных

управляемые

ветвями

середине XII – княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
начале XIII в.

Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый
статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного
строя

и права.

в евразийском

Внешняя
контексте.

политика

русских

Формирование

земель

региональных

центров культуры: летописание и памятники литературы:
«Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника,
«Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы СевероВосточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь
Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Глава IV.

Возникновение

Монгольской

империи.

Завоевания

Русские земли Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную
в

середине Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских

XIII – XIV в.

земель после монгольского нашествия. Система зависимости
русских земель от ордынских ханов (так называемое
ордынское

иго).

Южные

и западные

русские

земли.

Возникновение Литовского государства и включение в его
состав части русских земель. Северо-западные земли:
Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода
и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских
связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на
западных

границах

Руси.

Александр

Невский:

его

взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское.
Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского
княжества.
Глава V.

Дмитрий

Донской.

Куликовская

битва.

Закрепление

Русские земли первенствующего положения московских князей. Перенос
в

XIII

первой

– митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной
церкви в ордынский период русской истории. Сергий

половине XV Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы
в.

Кремля.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским
государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы.
Междоусобная

война

в Московском

княжестве

второй

четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским
орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.
Глава VI.

Падение Византии и

рост церковнополитической роли

Формирование Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий
единого

Рим».

Иван

III.

Присоединение

Новгорода

и Твери.

Русского

Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение

государства в международных связей Московского государства. Принятие
XV

общерусского

Судебника.

Формирование

аппарата

управления единого государства. Перемены в устройстве
двора великого князя: новая государственная символика;
царский

титул

строительство.

и

регалии;

Московский

дворцовое

и церковное

Кремль.

Культурное

пространство Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской
Установление

власти.

Флорентийская

автокефалии

Русской

уния.
церкви.

Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси).
Развитие

культуры

единого

Летописание: общерусское и

Русского

государства.

региональное. Житийная

литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная
жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и

раннемосковский периоды.
Региональный

Территория и население Бурятии в период Средневековья.

компонент
Тематическое планирование
Тема раздела

Тема урока

Количество
часов

I четверть (18 часов)
Введение.
Глава

Живое Средневековье

I. Раннее Образование

варварских

1
королевств. 1

Средневековье

Государство франков в VI-VIII веках

(6 часов)

Христианская

церковь

в

раннее 1

Средневековье
Возникновение и распад империи Карла 1
Великого
Феодальная раздробленность Западной 1
Европы в IX-XI веках
Британия

и

Ирландия

в

раннее 1

Юстиниане.

Борьба 1

Средневековье
Глава

II. Византия

Византийская

при

империи с внешними врагами

империя и славяне Культура Византии

1

в VI-XI веках

1

Образование славянских государств

(3 часа)
Глава III.
Арабы

Возникновение
в

ислама.

Арабский 1

VI-XI халифат и его распад

веках (2 часа)

Культура стран халифата

1

Глава IV.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Сеньоры
крестьяне

и В рыцарском замке

1

(2 часа)
Глава V.

Формирование средневековых городов. 1

Средневековый

Городское ремесло.

город в Западной Торговля в Средние века.
и

1

Центральной

Европе
(2 часа)
Глава VI.

Могущество

папской

власти. 1

Католическая

Католическая церковь и еретики

церковь в XI-XIII Крестовые походы

1

веках. Крестовые
походы
(2 часа)
Повторение

1

II четверть (17 часов)
Глава VII.

Как происходило объединение Франции

Образование

Что англичане считают началом своих 1

централизованны

свобод

х

государств

в Столетняя война

1

1

Западной Европе Усиление королевской знати в конце XV 1
(XI-XV века)

века во Франции и в Англии

(6 часов)

Реконкиста
централизованных

и

образование 1
государств

на

Пиренейском полуострове
Государства,

оставшиеся 1

раздробленными: Германия и Италия в
XII-XV веках
Глава VIII.

Польша и Чехия в XIV – XV веках

Славянские

Завоевание

1

турками-османами 1

государства

и Балканского полуострова

Византия в XIVXV веках
(2 часа)
Глава IX.

Образование и философия

1

Культура

Средневековое искусство

1

Западной Европы Культура раннего Возрождения в Италии
в Средние века (3

1

часа)
Глава X. Страны Средневековая
Востока
Средние

Азия:

Китай,

Индия, 1

в Япония
века.

Государства
доколумбовой
Америки
(1 час)
Повторение
История Бурятии.

1

Территория и население Бурятии в эпоху 1
Средневековья

ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до XVI века
1.«Народы

и Древнейшие

люди

на

территории 1

государства

Восточно-Европейской равнины

Восточной

История народов Восточной Европы в I 1

Европы

в тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.

древности»

Первые государства Восточной Европы

1

(3 часа)

Повторение

1

III четверть (20 часов)
2«Русь в IX – Образование Древнерусского государства 2
первой половине Русь в конце Х-начале XI века. Принятие 1
XII в.» (10 часов)

христианства

Русь

в

первой

Становление

половине

XI

государства.

века. 1

Ярослав

Мудрый и его деятельность
Русь во второй половине XI века

1

Русь в конце XI – начале XII в. Владимир 1
Мономах
Общественный строй Древней Руси
Древнерусская

культура:

1

влияние 1

христианства на культуру. Литература
Древнерусская культура: изобразительное 1
искусство и зодчество
Повторение «Русь в IX-первой половине 1
XII века»
3«Русь в середине Начало удельного периода. Княжества 1
XII – начале XIII Южной Руси
в.»

Княжества Северо-Восточной Руси

(6 часов)

Боярские республики Северо-Западной 1

1

Руси
Культура Руси в домонгольский период

2

Повторение «Русь в середине XII – 1
начале XIII века»
4.

История Территория и население Бурятии в эпоху 1

Бурятии

Средневековья

5. «Русские земли Походы Батыя на Русь

1

в середине XIII – Борьба Руси с западными завоевателями

1

XIV в.» (7 ч)

1

Резерв
IV четверть (18 часов)
Русь и Золотая Орда

2

Москва и Тверь

1

Повторение «Русские земли в середине 1

XIII – XIV в.»
6. «Русские земли Начало

объединения

русских

земель 1

в XIII – первой вокруг Москвы
половине
в.»(4 часа)

XV Московское княжество в конце XIV– 1
середине XV в.
Соперники Москвы

1

Повторение Ошибка! Ошибка связи.

1

7. «Формирование Объединение

русских

земель

вокруг 1

единого Русского Москвы
государства в XV Русское государство во второй половине 1
в»

XV – начале XVI в.

(6 часов)

Культура Руси XIV – начала XVI в.: 1
летописании и литература
Культура Руси XIV – начала XVI в.: 1
зодчество и изобразительное искусство
Урок-практикум «Быт и нравы XV- XVI 1
веков»
Повторение

«Формирование

единого 1

Русского государства в XV в»
Итоговое повторение

4

Итого

70 часов

Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».