Рабочая программа 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
 федеральным образовательным стандартом основного общего образования;
 примерной образовательной программой основного общего образования;
 программой к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5 –
7 классов «Музыка» под редакцией Т.И. Науменко, В.В.Алеева;
 основной образовательной программой основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 программой воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
 федеральным перечнем учебников;
 учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 положением о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3
г. Улан-Удэ».
Рабочая программа по музыке решает задачи, обозначенные в целевых
установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В
рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Учебный план МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
предусматривает обязательное изучение музыки в 6 классах в объёме 35 часов, в неделю-1час.
Планируемые результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по музыке
и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного
общего образования.

2

Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
принятие мультикультурной картины современного мира;
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и
творческих задач;
готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы;
умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор
средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

3
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения
разнообразных художественно-творческих задач;
Предметные результаты
Предметными результатами изучения музыки являются:
общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных
событий в мире музыки;
устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа,
различным видам музыкально-творческой деятельности;
понимание

интонационно-образной

природы

музыкального

искусства,

средств художественной выразительности;
осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных
народов мира;
расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками
для реализации собственного творческого потенциала.
Содержание учебного курса
«Магическая единственность» музыкального произведения – 1 час
1. Раздел «Содержание в музыке» – 3 часа
1. Тема «Музыку трудно объяснить словами» – 1 час

4
Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души.
2. Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1 час
Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо
шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать.
3. Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1 час
Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные
произведения воплощают основные человеческие чувства.
2. Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 часов
1. Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час
Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в
произведении П. И. Чайковского «Времена года».
2. Тема «Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского»–1 час
Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ
ноября в представлении великого русского композитора.
3. Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» –
1 час
Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная

тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада».

4. Тема «Когда музыка не нуждается в словах» –1 час
Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления
и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого.
Обобщение –1 час.
2. Раздел «Музыкальный образ» – 3 часа

5
1. Тема «Лирические образы в музыке» –1 час
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в
произведениях Скрябина и Рахманинова.
2. Тема «Драматические образы в музыке» –1 час
Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной
трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада
Шуберта «Лесной царь».
3. Тема «Эпические образы в музыке» – 1 час
Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко».
3. Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» – 4 часа
1. Тема «Память жанра» – 1 час
Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка.
Жанр всегда узнаваем.
2. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» – 1 час
Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена.
3. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» –1 час
4. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» –1 час
4. Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 часа
1.Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы –1 час
Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной
формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта.
2. Тема «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» –1
час
Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы.
3. Тема «От целого к деталям» –1 час

6
Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей.
Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства.
5. Раздел «Музыкальная композиция» – 8 часов
1. «Тема Какой бывает музыкальная композиция» – 1 час
Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений.
Взаимосвязь масштабности композиции и содержания.
2. Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период)» – 1 час
Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной
формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор.
3. Тема «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) – 1час
Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская
ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического.
4. Тема «Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки – 1 час
Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья».
5. Тема «Многомерность образа в форме рондо» – 1 час
Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример
музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта».
6. Тема «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии» Д. Шостаковича (вариации) – 1 час
Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь.
6. Раздел «Музыкальная драматургия» – 8 (ч).
1 Тема Музыка в развитии -1 час

7
Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное
звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный
пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».
2. «Тема Музыкальный порыв» – 1 час
Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы.
3. Тема «Движение образов и персонажей в оперной драматургии» – 1
час
Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы.
4. Тема «Движение образов и персонажей в оперной драматургии» –1 час
5. Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» –1
час
Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь
Игорь».
6. Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» –1
час
7. Тема «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии» –1
час
Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена
разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра
симфонии).
Заключительный урок Содержание и форма в музыке -1 час.
Тематическое планирование
1 четверть 9 часов
1.

2.

«Магическая
единствен- 1
ность» музыкального произведения.
Содержание в музыке
1
Музыку трудно объяснить

Бетховен «Соната №14» И.Брамс
«Симфония №3» Ю. Шевчук
«Что такое осень»
Бетховен В. Мэй «Соната №14»
1 часть Ю. Шевчук «Что такое

8
3.

словами.
Что такое музыкальное со- 1
держание?

4.

Что такое музыкальное со- 1
держание?

5.

Каким бывает музыкальное 1
содержание
Музыка, которую необходимо объяснить словами.
Ноябрьский образ в пьесе
1
П.И.Чайковского.

6.

7.

8.
9.

«Восточная» партитура
Н.А.Римского-Корсакова
«Шехеразада».
Когда музыка не нуждается
в словах.
Содержание в музыке.

1

1
1

10. Музыкальный образ
1
Лирические образы в музыке.
11. Драматические образы в му- 1
зыке
12. Эпические образы в музыке. 1

13. О чем рассказывает музыкальный жанр
«Память жанра».

1

14. Такие разные песни, танцы,
марши.

1

15. Такие разные песни, танцы,
марши.

1

осень»
Чайковский «Ноябрь»
Я. Дубравин, М. Пляцковский
«Когда играет музыкант»
Римский-Корсаков «Шехерезада» Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант»
А.Н. Скрябин «Этюд №12», Ф.
Шопен «Прелюдия № 20», А.
Варламов «Горные вершины»
П.И.Чайковский «Ноябрь. На
тройке»
А. Варламов «Горные вершины»
Римский-Корсаков
«Шахерезада», 1 часть
Е.Подгайц «Осенний вокализ»
А. Вивальди «Зима», 1 часть
Л.Бетховен «Симфония №5», 3
часть. Музыкальная викторина.
2 четверть 7 часов
Рахманинов «Прелюдия №12»
Ю. Милютин «Лирическая песенка»
Шуберт «Лесной царь»
Г.Струве «Матерям погибших
героев»
«Князь Игорь», А.Бородин «Богатырская симфония»,
Н.А.Римский-Корсаков «Океанморе синее»
П.И.Чайковский «Симфония №
4» М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье» С. Никитин «Под
музыку Вивальди»
Р.н.п. «Во поле берёза стояла…»
С. Никитин «Под музыку Вивальди»
П.И.Чайковский «Валь» из оперы «Евгений Онегин» И. Штраус
«Вальс.Полька»

9
16. Такие разные песни, танцы,
марши.

1

П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
Ж.Бизе «Марш Тореадора» из
оперы «Кармен»
3 четверть 10 часов

17. Форма в музыке
«Сюжеты» и «герои»
музыкальной формы.

1

Р.Вагнер «Антракт» к 3 действию из оперы «Лоэнгрин»
В.А.Моцарт «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро»
А.Зацепин «Есть только миг»
Ф.Шуберт «Серенада»
А.Зацепин «Есть только миг»

18. «Художественная форма-это 1
ставшее зримым содержание».
19. От целого к деталям.
1
20. Музыкальная композиция
1
Какой бывает музыкальная
композиция.
21. Музыкальный шедевр в ше- 1
стнадцати тактах (период).
22. Два напева в романсе 1
М.И.Глинки «Венецианская
ночь» (двухчастная форма).
23. Трёхчастность в «ночной 1
серенаде» Пушкина-Глинки
24. Многомерность
форме рондо.

образа

в 1

25. Многомерность
форме рондо.

образа

в 1

26. Обобщение темы.

1

Ф.Шуберт «Зимний
путь»А.Зацепин «Есть только
миг»
Ф.Шопен «Прелюдия №7»
А.Зацепин «Есть только миг»
Л.Бетховен «Симфония №5», 1
часть А. Рыбников «Последняя
поэма»
М.И.Глинка «Венецианская
ночь» Ф. Шопен «Прелюдия
№7»
М.И.Глинка «Я здесь, Инезилья…» С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка»
А.Бородин «Спящая княжна»
М.И. Глинка «Венецианская
ночь»
А.Бородин «Спящая княжна»
М.И. Глинка «Венецианская
ночь»
Музыкальная викторина по изученным произведениям.
4 четверть 9 часов

27. Образ Великой Отечествен- 1
ной войны в «Ленинградской»
симфонии
Д.Шостаковича (вариации).

Д.Д.Шостакович
«Симфония
№7», 1 часть («Эпизод нашествия»)
В.Синявский «Благодарим, сол-

10
28. Музыкальная драматургия
Музыка в развитии.
29. Музыкальный порыв.

1
1

даты, вас»
М.П.Мусоргский «Старый
мок» С. Соснин «Родина»
Р.Шуман «Порыв»
С.Соснин «Родина»
М.И.Глинка «Мазурка»
С.Соснин «Родина»

за-

30. Движение образов и персо- 1
нажей в оперной драматургии.
31. Движение образов и персо- 1
М.И.Глинка «Мазурка»
нажей в оперной драматурС.Соснин «Родина»
гии.
32. Диалог искусств: «Слово о 1
М.И.Глинка. Хор поляков из
полку Игореве» и «Князь
оперы «Жизнь за царя» С. СоИгорь»
снин «Родина»
33. Диалог искусств: «Слово о 1
М.И.Глинка. Хор поляков из
полку Игореве» и «Князь
оперы «Жизнь за царя» С. СоИгорь»
снин «Родина»
34. Развитие музыкальных тем в 1
А.Бородин Опера «Князь Игорь»
симфонической драматур(фрагменты)
гии.
35. Содержание и форма в му- 1
Музыкальная викторина по изузыке
(заключительный
ченным произведениям.
урок).
Итого 35 часов, из них 15 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».