Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса разработана в соответствии с нормативными документами: федеральным образовательным стандартом основного общего образования; примерной образовательной программой основного общего образования; программой к завершённой предметной линии учебников по музыке для 5 – 7 классов «Музыка» под редакцией Т.И. Науменко, В.В.Алеева; основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; программой воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; федеральным перечнем учебников; учебным планом МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; положением о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа по музыке решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Учебный план МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» предусматривает обязательное изучение музыки в 6 классах в объёме 35 часов, в неделю-1час. Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по музыке и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. 2 Личностные результаты Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной системы; умение познавать мир через музыкальные формы и образы. Метапредметные результаты Метапредметные результаты изучения в музыке в основной школе: анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; 3 применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; Предметные результаты Предметными результатами изучения музыки являются: общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности; осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Содержание учебного курса «Магическая единственность» музыкального произведения – 1 час 1. Раздел «Содержание в музыке» – 3 часа 1. Тема «Музыку трудно объяснить словами» – 1 час 4 Музыка особое искусство среди других искусств. Только музыка может выразить невыразимое. Музыка присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души. 2. Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1 час Каждое искусство имеет свои особенности содержания. В музыке нет конкретных описаний. Музыка говорит нам о чем-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта. Музыка обладает свойством обобщать. 3. Тема «Что такое музыкальное содержание» – 1 час Художественное произведение можно уподобить загадке. Стороны музыкального содержания воздействуют на человеческую душу. Музыкальные произведения воплощают основные человеческие чувства. 2. Раздел «Каким бывает музыкальное содержание» – 5 часов 1. Тема Музыка, которую необходимо объяснить словами -1час Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Каждое искусство выражает себя своими собственными средствами. Музыкальное содержание в произведении П. И. Чайковского «Времена года». 2. Тема «Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского»–1 час Образ ноября по своему местоположению в круговороте времен года. Образ ноября в представлении великого русского композитора. 3. Тема «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» – 1 час Музыкальный колорит востока в произведениях русских композиторов. Восточная тема в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада». 4. Тема «Когда музыка не нуждается в словах» –1 час Музыка понимает человека, угадывает его тайные стремления и порывы. Музыкальное произведение вызывает у разных людей различные представления и образы. Музыкальное содержание воплощает в себе различные грани единого, цельного, неделимого. Обобщение –1 час. 2. Раздел «Музыкальный образ» – 3 часа 5 1. Тема «Лирические образы в музыке» –1 час Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах. Связь музыкального произведения с его образным строением. Лирические образы в произведениях Скрябина и Рахманинова. 2. Тема «Драматические образы в музыке» –1 час Драматизм в музыке связан с особенностями ее характера, музыкальной трактовкой героев и т. д. Образец драматического произведения-баллада Шуберта «Лесной царь». 3. Тема «Эпические образы в музыке» – 1 час Эпическая опера-былина Римского-Корсакова «Садко». 3. Раздел «О чём рассказывает музыкальный жанр» – 4 часа 1. Тема «Память жанра» – 1 час Музыкальный жанр-огромный пласт воспоминаний, представлений и образов. В каждом жанре существует своя разнообразная музыкальная трактовка. Жанр всегда узнаваем. 2. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» – 1 час Разнообразие музыкальных жанров в произведениях Чайковского, Бизе, Шопена. 3. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» –1 час 4. Тема «Такие разные песни, танцы, марши» –1 час 4. Раздел «Что такое музыкальная форма» – 3 часа 1.Тема «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы –1 час Широкое и узкое значение понятия музыкальной формы. Герои музыкальной формы на примере музыкальных произведений Моцарта и Шуберта. 2. Тема «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» –1 час Единство содержания и формы – непременный закон искусства. Музыкальное содержание не может быть реализовано вне формы. 3. Тема «От целого к деталям» –1 час 6 Воплощая свой музыкальный замысел, композитор продумывает форму произведения, все ее особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях нередко выражается главная сущность искусства. 5. Раздел «Музыкальная композиция» – 8 часов 1. «Тема Какой бывает музыкальная композиция» – 1 час Музыкальная композиция – строение музыкального произведения. В музыкальной композиции есть вся система образов, характеров и настроений. Взаимосвязь масштабности композиции и содержания. 2. Тема «Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период)» – 1 час Простейшая форма музыки – период. Краткость и емкость музыкальной формы наиболее верна Прелюдия Шопена ля мажор. 3. Тема «Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) – 1час Двухчастная форма в музыке на примере романса Глинки «Венецианская ночь». Единство музыкального образа и образа поэтического. 4. Тема «Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина – Глинки – 1 час Трехчастная форма в музыке – основа многих самостоятельных произведений. Пример трехчастной формы в романсе Глинки «Я здесь, Инезилья». 5. Тема «Многомерность образа в форме рондо» – 1 час Форма рондо основана на многократном повторении главной темы. Пример музыкальной формы в романсе Бородина «Спящая княжна» и балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». 6. Тема «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии» Д. Шостаковича (вариации) – 1 час Музыкальная форма – форма вариаций. Первоначальная тема показывает образ в динамике видоизменяясь. 6. Раздел «Музыкальная драматургия» – 8 (ч). 1 Тема Музыка в развитии -1 час 7 Музыкальная драматургия – динамика музыкального звучания. Музыкальное звучание не стоит на месте, оно разворачивается во времени. Музыкальный пример «Старый замок» Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». 2. «Тема Музыкальный порыв» – 1 час Драматургия пьесы Шумана «Порыв». Средства музыкальной выразительности помогают понять основной образ пьесы. 3. Тема «Движение образов и персонажей в оперной драматургии» – 1 час Яркий пример музыкальной драматургии в жанре оперы. 4. Тема «Движение образов и персонажей в оперной драматургии» –1 час 5. Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» –1 час Древний литературный памятник – основа русской оперы Бородина «Князь Игорь». 6. Тема «Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» –1 час 7. Тема «Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии» –1 час Симфония – монументальный жанр инструментальной музыки. Четырехчастность симфонического жанра. Свойство симфонии – динамичность (смена разнохарактерных частей, смена внутри каждой части – особенности жанра симфонии). Заключительный урок Содержание и форма в музыке -1 час. Тематическое планирование 1 четверть 9 часов 1. 2. «Магическая единствен- 1 ность» музыкального произведения. Содержание в музыке 1 Музыку трудно объяснить Бетховен «Соната №14» И.Брамс «Симфония №3» Ю. Шевчук «Что такое осень» Бетховен В. Мэй «Соната №14» 1 часть Ю. Шевчук «Что такое 8 3. словами. Что такое музыкальное со- 1 держание? 4. Что такое музыкальное со- 1 держание? 5. Каким бывает музыкальное 1 содержание Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе 1 П.И.Чайковского. 6. 7. 8. 9. «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах. Содержание в музыке. 1 1 1 10. Музыкальный образ 1 Лирические образы в музыке. 11. Драматические образы в му- 1 зыке 12. Эпические образы в музыке. 1 13. О чем рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». 1 14. Такие разные песни, танцы, марши. 1 15. Такие разные песни, танцы, марши. 1 осень» Чайковский «Ноябрь» Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант» Римский-Корсаков «Шехерезада» Я. Дубравин, М. Пляцковский «Когда играет музыкант» А.Н. Скрябин «Этюд №12», Ф. Шопен «Прелюдия № 20», А. Варламов «Горные вершины» П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке» А. Варламов «Горные вершины» Римский-Корсаков «Шахерезада», 1 часть Е.Подгайц «Осенний вокализ» А. Вивальди «Зима», 1 часть Л.Бетховен «Симфония №5», 3 часть. Музыкальная викторина. 2 четверть 7 часов Рахманинов «Прелюдия №12» Ю. Милютин «Лирическая песенка» Шуберт «Лесной царь» Г.Струве «Матерям погибших героев» «Князь Игорь», А.Бородин «Богатырская симфония», Н.А.Римский-Корсаков «Океанморе синее» П.И.Чайковский «Симфония № 4» М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье» С. Никитин «Под музыку Вивальди» Р.н.п. «Во поле берёза стояла…» С. Никитин «Под музыку Вивальди» П.И.Чайковский «Валь» из оперы «Евгений Онегин» И. Штраус «Вальс.Полька» 9 16. Такие разные песни, танцы, марши. 1 П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик» Ж.Бизе «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» 3 четверть 10 часов 17. Форма в музыке «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. 1 Р.Вагнер «Антракт» к 3 действию из оперы «Лоэнгрин» В.А.Моцарт «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро» А.Зацепин «Есть только миг» Ф.Шуберт «Серенада» А.Зацепин «Есть только миг» 18. «Художественная форма-это 1 ставшее зримым содержание». 19. От целого к деталям. 1 20. Музыкальная композиция 1 Какой бывает музыкальная композиция. 21. Музыкальный шедевр в ше- 1 стнадцати тактах (период). 22. Два напева в романсе 1 М.И.Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). 23. Трёхчастность в «ночной 1 серенаде» Пушкина-Глинки 24. Многомерность форме рондо. образа в 1 25. Многомерность форме рондо. образа в 1 26. Обобщение темы. 1 Ф.Шуберт «Зимний путь»А.Зацепин «Есть только миг» Ф.Шопен «Прелюдия №7» А.Зацепин «Есть только миг» Л.Бетховен «Симфония №5», 1 часть А. Рыбников «Последняя поэма» М.И.Глинка «Венецианская ночь» Ф. Шопен «Прелюдия №7» М.И.Глинка «Я здесь, Инезилья…» С.С. Прокофьев «Джульетта-девочка» А.Бородин «Спящая княжна» М.И. Глинка «Венецианская ночь» А.Бородин «Спящая княжна» М.И. Глинка «Венецианская ночь» Музыкальная викторина по изученным произведениям. 4 четверть 9 часов 27. Образ Великой Отечествен- 1 ной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). Д.Д.Шостакович «Симфония №7», 1 часть («Эпизод нашествия») В.Синявский «Благодарим, сол- 10 28. Музыкальная драматургия Музыка в развитии. 29. Музыкальный порыв. 1 1 даты, вас» М.П.Мусоргский «Старый мок» С. Соснин «Родина» Р.Шуман «Порыв» С.Соснин «Родина» М.И.Глинка «Мазурка» С.Соснин «Родина» за- 30. Движение образов и персо- 1 нажей в оперной драматургии. 31. Движение образов и персо- 1 М.И.Глинка «Мазурка» нажей в оперной драматурС.Соснин «Родина» гии. 32. Диалог искусств: «Слово о 1 М.И.Глинка. Хор поляков из полку Игореве» и «Князь оперы «Жизнь за царя» С. СоИгорь» снин «Родина» 33. Диалог искусств: «Слово о 1 М.И.Глинка. Хор поляков из полку Игореве» и «Князь оперы «Жизнь за царя» С. СоИгорь» снин «Родина» 34. Развитие музыкальных тем в 1 А.Бородин Опера «Князь Игорь» симфонической драматур(фрагменты) гии. 35. Содержание и форма в му- 1 Музыкальная викторина по изузыке (заключительный ченным произведениям. урок). Итого 35 часов, из них 15 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.