Рабочая программа 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса
основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
- примерной образовательной программы основного общего образования;
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа
воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программы под редакцией Л. Н. Боголюбова;
- основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9
классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федерального перечня учебников;
- положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в
целевых установках и приоритетных направлениях предметной области
ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал,
содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
В

программу

включены

материалы

национально-регионального

компонента.
Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания
Ботхоловой И.В. для 5 а, б, в, г, д классов.
Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по

обществознанию и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Личностные результаты освоения обществознания:
Ученик научится:


уважению

к

Отечеству,

к

прошлому

и

настоящему

многонационального народа России, чувству ответственности и долга перед
Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе родного народа;


способности к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;


уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам

людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека,
семьи и общества;


ответственному

отношению

к

учению;

уважительному

отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному
отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции;


способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем

взаимопонимания.
Ученик получит возможность научиться:


осознавать этническую принадлежность, уважительному и

доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям родного края и народов России и мира;


чувству

ответственности

и

долга

перед

Родиной,

идентифицировать себя в качестве гражданина России, осознавать и
ощущать личностную сопричастность судьбе своего народа;


основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых

в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на

основе

личностного

нравственное

выбора,

поведение,

формировать

ответственное

нравственные

отношение

к

чувства

и

собственным

поступкам, веротерпимости, основам экологической культуры;
способности к эмоционально-ценностному освоению мира,



самовыражению

и

ориентации

в

художественном

и

нравственном

пространстве культуры;
социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам



социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты освоения обществознания:
Регулятивные УУД
Ученик научится:


ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной

деятельности

с

учетом

выявленных

затруднений

и

существующих

возможностей; обосновывать выбранные подходы и средства;


анализировать

образовательные

существующие

результаты;

определять

и

планировать

необходимые

будущие

действия

в

соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;


определять потенциальные затруднения при решении учебной и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;


принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные

последствия принятого решения.
Ученик получит возможность научиться:


определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых

образовательных результатов;


оценивать

самостоятельно

продукт

своей

определенным

деятельности

критериям

в

по

заданным

соответствии

с

и/или
целью

деятельности;


применять понятийный аппарат обществоведческого знания

для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности нашего общества;


выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять

целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);


описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде

алгоритма решения практических задач;


планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную

траекторию;


систематизировать и выбирать приоритетные критерии достижения

планируемых результатов и оценки своей деятельности.
Познавательные УУД
Ученик научится:
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений



или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких



предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и



явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в



контексте решаемой задачи;


определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде

обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду



обитания живых организмов;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в


проверке,

предлагать

и

применять

способ

информации.
Ученик получит возможность научиться:

проверки

достоверности



делать вывод на основе критического анализа разных точек

зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными;


объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые

в ходе познавательной и исследовательской деятельности;


определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;


анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата;


проводить причинный и вероятностный анализ различных

экологических ситуаций;


прогнозировать изменения ситуации при смене действия

одного фактора на другой фактор;


овладеть

культурой

активного

использования

словарей,

справочников, открытых источников информации и электронных поисковых
систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;


осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми

системами, базами знаний, справочниками;


формировать

множественную

выборку

из

различных

источников информации для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:


строить позитивные отношения в процессе учебной и

познавательной деятельности;


определять возможные роли в совместной деятельности, и их

играть в совместной деятельности;


корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,



различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);


критически

относиться

признавать

ошибочность

своего

к

собственному

мнения

(если

оно

мнению,

уметь

ошибочно)

и

корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и
вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой
задачей;


организовывать

эффективное

взаимодействие

в

группе

(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т. д.);


устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,

обусловленные непониманием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Ученик получит возможность научиться:


использовать средства логической связи для выделения

смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и
невербальные средства в соответствии с коммуникативной

задачей;

оценивать эффективность коммуникации после ее завершения;


развивать компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий;


целенаправленно искать и использовать информационные

ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;


выбирать адекватные задаче инструменты и использовать

компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;


создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных

аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты освоения обществознания:
Человек
Ученик научится:


использовать знания о биологическом и социальном в человеке для

характеристики его природы;


характеризовать основные возрастные периоды жизни человека,

особенности подросткового возраста.
Ученик получит возможность научиться:


выполнять

несложные

практические

задания

по

выявлению

биологического и социального в человеке;


оценивать роль человека социального в возникновении общества;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
человека.
Общество
Ученик научится:
различать



экономические,

социальные,

политические,

культурные явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания,



основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в семье.
Ученик получит возможность научиться:
наблюдать



и

характеризовать

явления

и

события,

происходящие в различных сферах общественной жизни;


выявлять причинно- следственные связи общественных явлений и

событий.
Сфера духовной культуры
Ученик научится:


оценивать роль образования в современном обществе;



различать уровни общего образования в России.

Ученик получит возможность научиться:
объяснять



необходимость

непрерывного

образования

в

современных условиях;


понимать важность самообразования;



использовать информационно-коммуникативные технологии

для самообразования.
Социальная сфера
Ученик научится:


описывать основные социальные роли подростка;



конкретизировать

примерами

процесс

социальной

мобильности;


характеризовать, раскрывать на конкретных

примерах

основные функции семьи в обществе;


раскрывать основные роли членов семьи;



характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.
Ученик получит возможность научиться:


выполнять несложные практические задания по анализу

ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;


формировать положительное отношение к необходимости

соблюдать здоровый образ жизни;


использовать элементы причинно-следственного анализа при

характеристике семейных конфликтов;


находить и извлекать социальную информацию о государственной

семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Гражданин и государство
Ученик научится:


объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и



свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении



нашего государства.
Ученик получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в



обществе изменений на положение России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности



уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Ученик научится:


описывать символы РФ и Республики Бурятия;



раскрывать смысл права на труд;



характеризовать права и обязанности супругов, родителей,

детей;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить


образование.

Ученик получит возможность научиться:


анализировать

несложные

практические

ситуации,

связанные

с

гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями;


находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,

полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Экономика
Ученик научится:


формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся

отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов

экономического поведения семьи; оценивать этические нормы трудовой
деятельности подростков;
характеризовать



экономику

семьи;

анализировать структуру семейного бюджета.
Ученик получит возможность научиться:


обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;



анализировать с опорой на полученные знания несложную

экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;


выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных

с описанием состояния семейной экономики;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально



распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
Содержание курса «Обществознание»
Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно изучать
обществознание. Как работать с учебником?
Раздел I. Человек.
Тема 1. Загадка человека.

Зачем

человек рождается.

Что такое

наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей.
Можно ли влиять на наследственность.
Тема 2. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком.
Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости.
Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари?
Практикум

–

составление

задач

на

подростковый

период

с

использованием ИКТ.
Раздел II. Семья
Тема 3. Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если
семья

не

выполняет

своих

обязанностей.

Какие

бывают

семьи?

Национальные традиции и обычаи народов Бурятии в семейных отношениях.

Тема 4. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин
дома? Как хозяйствовать по правилам? Самостоятельная работа –
составить бюджет семьи.
Тема 5. Свободное время. Что такое свободное время? Свободное время и
занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный
телефон. Своими руками. Что такое хобби?
Практикум - представления творческих работ - проектов «Наши
увлечения»
Раздел III. Школа.
Тема 6. Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем
рассказала бабушка? Чему учит школа сегодня? Учись учиться.
Тема 7. Образование и самообразование. Формы самообразования.
Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху.
Новые возможности информационных технологий в самообразовании.
Самообразование и самоорганизация. Практическое занятие – составление
плана самообразования.
Тема 8. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не
воробей. Какой ты друг?
Практикум – написать рассказ о друге.
Раздел IV. Труд
Тема 9. Труд – основа жизни. Каким бывает труд? Что создается трудом?
Развитие экономики в Республике Бурятия. Как оценивается труд? Богатство
и бедность. Богатство обязывает. Меценаты России и Бурятии.
Тема 10. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и
ремесленник. Что такое творчество? Творчество в искусстве.
Практикум – деловая игра «Малый бизнес»
Раздел V. Родина
Тема 11. Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что
значит быть патриотом? Презентации про патриотов - героев России.

Тема 12. Государственные символы России. Герб России. Флаг России.
Гимн России. Символы Республики Бурятия. Использование ИКТ –
составление презентаций.
Тема 13. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан
России. Конституция РФ и РБ. Моя хата с краю?
Тема 14. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон? Мы – дети
разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что
такое национальность. Народы Бурятии. Традиции и обычаи народов
Бурятии. Практикум – урок- конференция «Традиции и обычаи народов
Бурятии»
Тематическое планирование курса
№
п/п
1

2

Тема
раздела
Человек

Семья

Тема урока
I четверть
9 часов
Загадка человека
Отрочество - особая пора жизни

2
2

Повторительно-обобщающий урок

1

Семья и семейные отношения

2

Семейное хозяйство

1

Свободное время

1

II четверть

3

Школа

Кол-во
часов

7 часов

Свободное время
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Семья»
Образование в жизни человека

1
1

Образование и самообразование

2

Повторение

1

III четверть

2

10 часов

Одноклассники, сверстники, друзья

1

Одноклассники, сверстники, друзья

1

4

5

Труд

Родина

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Школа»
Труд - основа жизни

1

Труд и творчество

2

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Труд»
Наша Родина - Россия

1

IV четверть

2

2

9 часов

Государственные символы России

1

Государственные символы России

1

Гражданин России

2

Мы - многонациональный народ

2

Повторительно-обобщающий

урок

по

теме 1

урок

по

теме 2

«Родина»
Повторительно-обобщающий
«Человек и общество»
Итого 35
Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной
работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».