Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - примерной образовательной программы основного общего образования; - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - авторской программы под редакцией Л. Н. Боголюбова; - основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федерального перечня учебников; - положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. В программу включены материалы национально-регионального компонента. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Ботхоловой И.В. для 5 а, б, в, г, д классов. Планируемые результаты учебного предмета (ФГОС) В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по обществознанию и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения обществознания: Ученик научится: уважению к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувству ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе родного народа; способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору; уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Ученик получит возможность научиться: осознавать этническую принадлежность, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям родного края и народов России и мира; чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать себя в качестве гражданина России, осознавать и ощущать личностную сопричастность судьбе своего народа; основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на основе личностного нравственное выбора, поведение, формировать ответственное нравственные отношение к чувства и собственным поступкам, веротерпимости, основам экологической культуры; способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах. Метапредметные результаты освоения обществознания: Регулятивные УУД Ученик научится: ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; обосновывать выбранные подходы и средства; анализировать образовательные существующие результаты; определять и планировать необходимые будущие действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения. Ученик получит возможность научиться: определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов; оценивать самостоятельно продукт своей определенным деятельности критериям в по заданным соответствии с и/или целью деятельности; применять понятийный аппарат обществоведческого знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности нашего общества; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; систематизировать и выбирать приоритетные критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности. Познавательные УУД Ученик научится: выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ информации. Ученик получит возможность научиться: проверки достоверности делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата; проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; овладеть культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска. Коммуникативные УУД Ученик научится: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; определять возможные роли в совместной деятельности, и их играть в совместной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); критически относиться признавать ошибочность своего к собственному мнения (если оно мнению, уметь ошибочно) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Ученик получит возможность научиться: использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать эффективность коммуникации после ее завершения; развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения обществознания: Человек Ученик научится: использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста. Ученик получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания по выявлению биологического и социального в человеке; оценивать роль человека социального в возникновении общества; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике человека. Общество Ученик научится: различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в семье. Ученик получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно- следственные связи общественных явлений и событий. Сфера духовной культуры Ученик научится: оценивать роль образования в современном обществе; различать уровни общего образования в России. Ученик получит возможность научиться: объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; понимать важность самообразования; использовать информационно-коммуникативные технологии для самообразования. Социальная сфера Ученик научится: описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; раскрывать основные роли членов семьи; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни. Ученик получит возможность научиться: выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Гражданин и государство Ученик научится: объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства. Ученик получит возможность научиться: аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Ученик научится: описывать символы РФ и Республики Бурятия; раскрывать смысл права на труд; характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование. Ученик получит возможность научиться: анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Экономика Ученик научится: формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов экономического поведения семьи; оценивать этические нормы трудовой деятельности подростков; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета. Ученик получит возможность научиться: обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния семейной экономики; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание курса «Обществознание» Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно изучать обществознание. Как работать с учебником? Раздел I. Человек. Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли влиять на наследственность. Тема 2. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари? Практикум – составление задач на подростковый период с использованием ИКТ. Раздел II. Семья Тема 3. Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи? Национальные традиции и обычаи народов Бурятии в семейных отношениях. Тема 4. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома? Как хозяйствовать по правилам? Самостоятельная работа – составить бюджет семьи. Тема 5. Свободное время. Что такое свободное время? Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби? Практикум - представления творческих работ - проектов «Наши увлечения» Раздел III. Школа. Тема 6. Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка? Чему учит школа сегодня? Учись учиться. Тема 7. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности информационных технологий в самообразовании. Самообразование и самоорганизация. Практическое занятие – составление плана самообразования. Тема 8. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг? Практикум – написать рассказ о друге. Раздел IV. Труд Тема 9. Труд – основа жизни. Каким бывает труд? Что создается трудом? Развитие экономики в Республике Бурятия. Как оценивается труд? Богатство и бедность. Богатство обязывает. Меценаты России и Бурятии. Тема 10. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество? Творчество в искусстве. Практикум – деловая игра «Малый бизнес» Раздел V. Родина Тема 11. Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом? Презентации про патриотов - героев России. Тема 12. Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России. Символы Республики Бурятия. Использование ИКТ – составление презентаций. Тема 13. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Конституция РФ и РБ. Моя хата с краю? Тема 14. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон? Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Народы Бурятии. Традиции и обычаи народов Бурятии. Практикум – урок- конференция «Традиции и обычаи народов Бурятии» Тематическое планирование курса № п/п 1 2 Тема раздела Человек Семья Тема урока I четверть 9 часов Загадка человека Отрочество - особая пора жизни 2 2 Повторительно-обобщающий урок 1 Семья и семейные отношения 2 Семейное хозяйство 1 Свободное время 1 II четверть 3 Школа Кол-во часов 7 часов Свободное время Повторительно-обобщающий урок по теме «Семья» Образование в жизни человека 1 1 Образование и самообразование 2 Повторение 1 III четверть 2 10 часов Одноклассники, сверстники, друзья 1 Одноклассники, сверстники, друзья 1 4 5 Труд Родина Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа» Труд - основа жизни 1 Труд и творчество 2 Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд» Наша Родина - Россия 1 IV четверть 2 2 9 часов Государственные символы России 1 Государственные символы России 1 Гражданин России 2 Мы - многонациональный народ 2 Повторительно-обобщающий урок по теме 1 урок по теме 2 «Родина» Повторительно-обобщающий «Человек и общество» Итого 35 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе