Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов: -Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; - Примерной образовательной программы основного общего образования; -Программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02. 06. 2020 г.; - Авторской программы по обществознанию Л.Н. Боголюбова. – Москва : «Просвещение», 2011.// Стандарты второго поколения, ); - Учебника Обществознание 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 7-е изд. – Москва : «Просвещение», 2017 - Методических рекомендаций по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008. - основной образовательной программы основного общего образования (5 – 9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа разработана учителем истории и обществознания Романниковой А.С. для 6-х классов. Планируемые результаты изучения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по обществознанию и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты: Ученик научится: -мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; -заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; - отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций; -сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД Ученик научится: -анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; -ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; -определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; -выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; искать Ученик получит возможность научиться: -определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; -свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств; -анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД Ученик научится целостным представлениям в следующих сферах: -биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного; -основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; -способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья; -роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд; -познание человеком мира и самого себя; -межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения; -семья как малая группа и семейные отношения. Ученик получит возможность научиться: - культуре активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; Коммуникативные УУД Ученик научится: -знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении; -знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; -умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации; -понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию; -умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; -развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.Ученик получит возможность научиться: -компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. Предметные результаты: Ученик научится: - характеризовать социальные свойства человека, особенности его взаимодействия с другими людьми; роль деятельности (в том числе познавательной) в жизни человека и общества; основные сферы жизни общества; роль семьи в жизни человека и общества; - раскрывать смысл понятий: индивид, индивидуальность, личность; потребности, способности человека; деятельность; познание; общение; межличностные отношения; семья; общество; - называть черты сходства и различия человека и животных; факторы формирования личности; виды деятельности; социальные общности и группы; причины возникновения и проявления социальных различий в обществе; - приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) биологических и социальных потребностей человека; проявления способностей человека; отношений между поколениями; осуществления различных видов деятельности; межличностных отношений; межличностных конфликтов и способов их разрешения; семейных ценностей и традиций; традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы; взаимодействия основных сфер жизни общества; - классифицировать потребности и способности человека; виды деятельности; межличностные отношения; межличностные конфликты; социальные общности и группы; - сравнивать основные сферы жизни общества; основные виды деятельности; способы разрешения межличностных конфликтов; типы семей; Ученик получит возможность научиться: - осуществлять поиск социальной информации по изученным темам из различных источников видеоизображения, (материалы диаграммы, СМИ, графики учебный и другие текст, фото- и адаптированные источники), составлять на их основе простой план, таблицу, схему; переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему); - анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями и личным социальным опытом, делать выводы; - использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения взаимосвязей общества и природы; взаимосвязи основных сфер жизни общества, относящихся к ним явлений и процессов; для осмысления личного социального опыта общения, межличностных отношений при исполнении типичных для подростка социальных ролей; - определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей; типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни; - использовать приобретенные знания и умения для разработки и представления проектов по проблематике учебного предмета. Основное содержание курса Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов раскрывая их в теме «Человек среди людей». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними, изучая тему «Нравственные основы жизни». Некоторые темы программы 6 класса разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Тема I. Человек в социальном измерении (12 часов): Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельности человека, ее основные формы. (труд, игра, учение) Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека.- биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Человек- личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность. Учимся размышлять. Тема II. Человек среди людей (9 часов): Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение- форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду. Тема III. Нравственные основы жизни (7 часов) Человек славен добрыми делами. Доброе - значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Смелость. Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм - уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Гуманизм и человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро. Итоговое повторение и контроль. Проект «Человек славен добрыми делами». Мораль, нравственность. Общечеловеческие ценности. Тематическое планирование Тема раздела Тема урока Количество часов I четверть (9 часов) Введение. Человек в социуме 1 Глава I. Человек-личность 2 Человек в Человек познает мир 2 социальном Человек и его деятельность 2 измерении Резерв 2 II четверть (7 часов) Потребности человека 2 На пути к жизненному успеху 2 Урок повторения «Человек в социальном 1 измерении» Межличностные отношения 1 Резерв 1 III четверть (10 часов) Глава II. Человек в группе 2 «Человек среди Общение 2 людей» Конфликты в межличностных отношениях 2 Урок повторения «Человек среди людей» 1 Глава III. Человек славен добрыми делами 1 «Нравственные Резерв 2 основы жизни» IV четверть (9 часов) Будь смелым 2 Человек и человечность 2 Урок повторения «Нравственные основы 2 жизни» Итоговое повторение 3 Итого: 35 Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе