Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями, - примерной образовательной программе основного общего образования, - авторской программе по обществознанию Л. Н. Боголюбова, - основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3», - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3», - федеральному перечню учебников, - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Рабочая программа по обществознанию решает задачи, обозначенные в целевых установках и приоритетных направлениях предметной области ОДНКНР. В рабочую программу включены темы и учебный материал, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Разработана учителем истории и обществознания Дондуевой А.В. для 7 классов а,б,в,м. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии стандартом с данная Федеральным рабочая государственным программа образовательным обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные результаты освоения Обществознания: Ученик научится: уважению к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, приобщаться знанию истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору; уважительному отношению к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию, основам светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, пониманию значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду, осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Ученик получит возможность научиться: осознавать этническую принадлежность, уважительному и доброжелательному отношению к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям родного края и народов России и мира; чувству ответственности и долга перед Родиной, идентифицировать себя в качестве гражданина России, осознавать и ощущать личностную сопричастность судьбе своего народа; основным нормам морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, решать моральные проблемы на основе личностного нравственное выбора, поведение, формировать осознанное собственным поступкам, веротерпимости; и нравственные ответственное чувства и отношение к Метапредметные результаты освоения Обществознания: Регулятивные УУД Ученик научится: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. устранения. Ученик получит возможность научиться: определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата. определять критерии правильности выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов познавательной деятельности. Познавательные УУД Ученик научится: выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия; выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; Ученик получит возможность научиться: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата. определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор; распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды. овладеть культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем; определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; Коммуникативные УУД Ученик научится: определять возможные роли в совместной деятельности, и их играть в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства(аргументы); строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; критически относиться признавать ошибочность своего к собственному мнения (если мнению, оно уметь ошибочно) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Ученик получит возможность научиться: использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. развивать компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: написания эссе, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения учебного предмета. Ученик научится: раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; различать отдельные виды социальных норм; характеризовать основные нормы морали; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; характеризовать специфику норм права; сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; раскрывать сущность процесса социализации личности; объяснять причины отклоняющегося поведения; описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать предпринимательства; социально-экономическую роль и функции анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; Ученик получит возможность научиться: использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; оценивать социальную значимость здорового образа жизни. анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Содержание учебного курса Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч) Социальные нормы в правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Необходимость соблюдения законов Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита Отечества — долг и обязанность. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Виды работ: Практическое занятие со словарем темы, беседа, работа с текстом, анализ мудрых мыслей, деловая игра, самостоятельная и контрольная работа. Раздел 2.Человек в экономических отношениях (13 ч) Основные участники экономики производители и потребители. Натуральное и товарное хозяйство. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя. Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Принципы рационального Обязательные ведения и домашнего произвольные расходы. хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Виды работ: Интервью, практическое занятие со словарем темы, беседа, работа с текстом, анализ мудрых мыслей, деловая игра, самостоятельная с применением ИКТ, контрольная работа. Раздел 3. Человек и природа (5 ч) Человек – часть природы. Значение природных ресурсов как основ жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды. Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Виды работ: Практическое занятие, решение проблемных заданий с привлечением информации из интернета, беседа, работа с текстом, анализ мудрых мыслей, деловая игра, самостоятельная и контрольная работа. Тематическое планирование №п/п Разделы, темы Количество часов I четверть (9 часов) 1. Введение 1 час Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов) 2 Что значит жить по правилам? 1 час 3-4 Права и обязанности граждан. 2 час 5 Почему необходимо соблюдать законы? 1 час 6 Защита отечества. 1 час 7-8 Для чего нужна дисциплина? 2 часа 9 Виновен – отвечай. 1 час II четверть (7 часов) 10-11 Кто стоит на страже закона. 2 часа 12 Практикум. 1 час Глава 2.Человек в экономических отношениях (13 часов) 13-14 Экономика и ее основные участники. 2 часа 15 Мастерство работника. 1 час №п/п Разделы, темы Количество часов 16 Производство: затраты, выручка, прибыль. 1 час III четверть (10 часов) 17 Производство: затраты, выручка, прибыль. 1 час 18-19 Виды и формы бизнеса. 2 часа 20 Обмен, торговля, реклама. 1 час 21 Деньги и их функции. 1 час 22-23 Экономика семьи. 2 часа 24-25 Практикум. 2 часа Глава 3. Человек и природа (5 часов) 26 Человек-часть природы. 1 час IV четверть (9 часов) 27 Охранять природу - значит охранять жизнь. 1 час 28 Закон на страже природы. 1 час 29-30 Итоговый практикум. 2 часа 31-32 Практикум. 2 часа 33-34 Заключительные уроки 2 часа 35 Резерв 1 час №п/п Разделы, темы Количество часов Итого: 35 часов Из них 20 часов направлены на реализацию программы по воспитательной работе