Рабочая программа 8 класс (девочки)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии в 8 классе соответствует:
- федеральному образовательному стандарту основного общего
образования с изменениями и дополнениями;
-

примерной

образовательной

программе

основного

общего

образования;
-

программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

г.

общеобразовательного
Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
- авторской программе основного общего образования «Технология.
Обслуживающий труд», авторы программы: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова,
С.Э. Маркуцкая;
- авторской программы курса С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя
профессиональная карьера»
- основной образовательной программе основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»;
- федеральному перечню учебников;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 часа в неделю.
Рабочая

программа предусматривает использование дистанционных

технологий обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
«Технология.

Твоя

профессиональная

карьера»

под

ред.

С.Н.

Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010»;
Технология.

Обслуживающий

труд.

8

класс:

учебник

для

общеобразовательных учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э.
Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2012. – 253, с ил.;
1

Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/,
https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания основного общего образования.
Изучение технологии в основной школе, реализуемая в учебниках
«Технология», обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
1.

Выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего

осуществления своих желаний;
2. Овладение установками, нормами и правилами научной организации
своей деятельности;
3. Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в
сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
4. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей
профессиональной деятельности;
5. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
6. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
7. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности.
8.

Овладение

установками,

нормами

и

правилами

научной

организации умственного и физического труда.
9. Осознание необходимости общественно - полезного труда как
условия безопасной и эффективной социализации.
10. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
2

11. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду;
12. Становление

самоопределения в выбранной сфере будущей

профессиональной

деятельности,

профессиональной

карьеры,

планирование

осознание

образовательной

необходимости

и

общественно

полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
13. Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном
выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и
возможностей членов трудового коллектива;
14. Проявление

технико-технологического

и

экономического

мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
3

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
1. Приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов
по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
2. Выявление потребностей профессии;
3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
интернет-ресурсы и другие базы данных;
4. Проведение различных исследований и социального опроса по
потребностям в различных профессиях;
5. Документирование результатов исследований и опросов;
6. Оценивание своих способностей и готовности к выбранной
профессии;
7.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных

технологий

(далее

–

ИКТ

-

компетенции).
4

Предметные результаты
В познавательной сфере:
1) рациональное использование учебной и дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и
создания объектов труда;
2) оценка технологических свойств материалов и областей их
применения;
3)

ориентация

в

имеющихся

и

возможных

технических

средствах и технологиях создания объектов труда;
4) владение алгоритмами и методами решения технических и
технологических задач;
5)

распознавание

видов

инструментов,

приспособлений

и

оборудования и их технологических возможностей;
6) владение

методами чтения

и способами графического

представления технической и технологической информации;
7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления
рациональной технологической деятельности;
8) владение способами научной организации труда, формами
деятельности,

соответствующими

культуре

труда

и

технологической

культуре производства;
9) применение элементов прикладной экономики при обосновании
технологий и проектов.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и
технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе
материалов и проектировании объекта труда;
5

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) планирование последовательности операций и составление
технологической карты;
7)

выполнение

технологических

операций

с

соблюдением

установленных норм, стандартов и ограничений;
8)

определение

качества

сырья

и

пищевых

продуктов

органолептическими и лабораторными методами;
9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса,
птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
10) формирование ответственного отношения к сохранению своего
здоровья;
11) составление меню для подростка, отвечающего требованию
сохранения здоровья;
12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным
сохранением их пищевой ценности;
13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной
безопасности, санитарии и гигиены;
14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
15)

выбор

и

использование

кодов

и

средств

представления

технической и технологической информации и знаковых систем (текст,
таблица,

схема,

чертеж,

эскиз,

технологическая

карта

и

др.)

в

соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
17)

выявление

допущенных

ошибок

в

процессе

труда

и

обоснование способов их исправления;
18)

документирование

результатов

труда

и

проектной

деятельности;
6

19) расчет себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах
полной средней школы или профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального
производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими
участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) формирование представлений о мире профессий, связанных с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
6) выраженная готовность к труду в сфере материального производства
или сфере услуг;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
8)
оценивание
своей
способности
предпринимательской деятельности;

и

готовности

к

В результате обучения по данной программе
Ученик научится:
 ведению домашнего хозяйства;
 планировать семейный бюджет;
 формировать семейный бюджет;
 изучать цены на рынке товаров и услуг в целях минимизации
расходов в бюджете семьи;
 выбирать способы совершения покупки;

7

 ориентироваться

в

мире

профессий,

оценивать

свои

профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой
деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
 планировать

варианты

путей

получения

профессионального

образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с
содержанием

и

условиями

труда

по

массовым

профессиям

и

их

востребованностью на региональном рынке труда.
Ученик получит возможность научиться:
 анализировать потребности членов семьи,
 планировать возможности индивидуальной трудовой деятельности;
 планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом
её состава;
 обосновывать объекты и услуги;
 оценивать доходность предприятия;
 рационально использовать средства и находить пути их увеличения;
 определять расходы семьи;
 оценивать свои возможности и возможности своей семьи для
предпринимательской деятельности;
 планировать профессиональную карьеру;
 рационально

выбирать

пути

продолжения

образования

или

трудоустройства;
 ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению
образования;
 анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по
общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных
формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Домашняя экономика (11 ч)
Тема. Я и наша семья (1 ч)
Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества.
Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и
коллективная собственность, распределительные отношения в семье.
Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими
семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство,
его составляющие. Финансовая документация семьи.
Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и

т.

д.).

Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи.
Ссылка: https://videouroki.net/
Тема. Семья и бизнес. (1 ч)
Понятие

«предпринимательская

деятельность»,

личное

предпринимательство, семейное предпринимательство. Прибыль, лицензия,
патент.
Ссылка: https://youtu.be/-oCbxdDSAQU
Тема. Потребности семьи (1 ч)
Понятие «потребность». Виды потребностей. Пирамида потребностей.
Классификация покупок, правила покупок.
Ссылка: https://videouroki.net/video/03-potrebnosti-semi.html
Тема. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного
бюджета (1ч)
Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного
бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия,
9

доход

на

капитал

ценные

бумаги,

от

приусадебного

участка,

предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее
бюджете. Роль школьника

в увеличении доходной части семейного

бюджета и его законном использовании.
Постоянные
Распределение

и

переменные

бюджета.

расходы,

Хозяйственная

Экономия

книга.

энергоносители: газ, уголь, дрова и т. д. Расчет
энергоносителях

средней

семьи.

водоснабжение,

телефон

и

Расходы

другие

на

средства

средств.

Расходы

на

потребностей в

услуги:

отопление,

информации

и

телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные
учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на одежду, и
отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум семьи. Расчет
потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ
ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет
школьника.
Ссылка:https://infourok.ru/otkrytyj-urok-byudzhet-semi-8-klass4354547.html
Тема. Расходы на питание (1 ч)
Физиологически, обоснованные нормы расхода продуктов питания на
человека, семью. Меню

семьи.

Учет

биологических

требований

к

питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание.
Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое, обоснование.
Ссылка: https://videouroki.net/video/06-raskhody-na-pitanie.html
Тема. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета (1 ч)
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника.
Учетная книга школьника. Вложение семейных средств в банки, ценные
бумаги и т. п.
Ссылка: https://videouroki.net/video/07-sberezheniya-lichnyj-byudzhet.html
Тема. Маркетинг в домашней экономике (1 ч)
10

Экономические возможности и экономические потребности семьи.
Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной
экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в
жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи.
Ссылка:

https://videouroki.net/video/16-markietingh-tsieli-zadachi-

funktsii.html
Тема. Реклама товара. (1 ч)
Понятие «маркировка», «этикетка». Виды торговых знаков. Штриховое
кодирование и его функции. Покупка товаров и услуг. Правила покупки
товаров и услуг Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама
товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования
товарами и услугами
Ссылка: https://vk.com/video63919544_456239051
Тема. Трудовые отношения в семье. (1 ч)
Рациональное

использование

ресурсов

семьи.

Физический

и

интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех.
Тема. Экономика приусадебного участка (1 ч)
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты
использования приусадебного участка в целях предпринимательства.
Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Ссылка: https://vk.com/video-193786187_456239036
Контрольная работа «Домашняя экономика»
Раздел 2. Профессиональное самоопределение
Тема. Моя профессиональная карьера. Введение в раздел (1ч)
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.
Ссылка: https://youtu.be/f81LiIof-NY
Тема. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Понятие

личности.

Уникальность

личности

каждого

человека.

Многообразие личностных особенностей.
11

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний
психологический мир человека. Методы изучения личности.
Ссылка: https://youtu.be/6ylIn-BVH9k
Тема. Мир профессий (1ч)
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие
личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная

деятельность

как

способ

самореализации

и

самоутверждения личности.
Ссылка: https://infourok.ru/videourok-v-mire-professiy-526526.html
Тема. Понятие о профессиях. Классификация профессий (2 ч)
Основные

признаки

профессиональной

деятельности.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Коллективность процесса труда.
Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».
Характеристика

профессий

по

общим

признакам

профессиональной

деятельности.
Ссылка: https://vk.com/video18588845_456239018
Тема. Требования профессии к человеку (1 ч)
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социальнопрофессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Ссылка: https://videouroki.net/video/49-professionalnoe-obrazovanie.html
Тема. Профессиональные интересы, склонности и способности (2 ч)
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Тема. Значение темперамента и характера в профессиональном
самоопределении (2 ч)

12

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика
основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и
профессиональной деятельности.
Ограничения

при

выборе

некоторых

профессий,

обусловленные

свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной
системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Сущность понятия «Характер».
Ссылка:

https://videouroki.net/video/51-rol-temperamenta-i-haraktera-v-

professionalnom-samoopredelenii.html
Тема. Психические процессы и их роль в профессиональном
самоопределении (3 ч)
Общее

представление

о

памяти.

Основные

процессы

памяти

(запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды
памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия
развития памяти.
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение,
избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество.
Условия развития внимания.
мышления.

Основные

Общее представление

качества

«воображение», «представление»,

мышления.
«ощущение»

о мышлении. Виды

Определения

понятий

и «восприятии». Виды

ощущений и восприятия.
Ссылка:

https://videouroki.net/video/52-psihicheskie-processy-vazhnye-

dlya-professionalnogo-samoopredeleniya.html
Тема.

Мотивы,

ценностные

ориентации

и

их

роль

в

профессиональном самоопределения. Профессиональная пригодность
(3 ч)
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной
компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство
реализации программы личностного и профессионального роста человека.
13

Профессиональное

прогнозирование

и

профессиональное

самоопределение.
Ссылка: https://videouroki.net/video/47-professionalnaya-karera.html
Тема. Профессиограмма и психограмма профессии (2 ч)
Понятие о профессиограмме. Система профессионально-технического
образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в
них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и
обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения
студентов. Возможности квалификационного роста.
Ссылка:

https://videouroki.net/blog/profiessional-noie-rieziumie-formy-

samopriezientatsii-dlia-profiessional-nogho-obrazovaniia-i-trudou.html
Тема. Здоровье и выбор профессии (1 ч)
Учет

состояния

«неблагоприятные

здоровья

при

производственные

выборе

факторы».

профессии.
Типы

Понятие

профессий

по

медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с
требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в
зависимости от условий и режима работы.
Тема.

Социально-психологический

портрет

современного

профессионала (1 ч)
Теоретические

сведения.

Предприимчивость.

Интеллектуальность.

Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Развивающая
процедура: деловая игра «Пирамида». Методика выявления стержневых черт
характера. Уровень развития волевых качеств.
Тема.

Профессиональная

консультация

(экскурсии

на

предприятия, в центр занятости) (2 ч)
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации.
задачи

профессиональной

консультации.

Формы

Виды и

проведения

профессиональной консультации. Подготовка учащихся к профессиональной
консультации.
14

Контрольная работа по теме «Профессиональное самоопределение»

15

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
VIII класс (35 ч)
№п/п

Разделы и темы

Кол-во учебных
часов
раздел
тема

1 четверть - 9 часов
Домашняя экономика (15 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

16
17
18
19
20
21

Я и наша семья
Семья и бизнес
Потребности семьи
Бюджет семьи
Расходы на питание
Накопления. Сбережения. Расходная часть
бюджета
Маркетинг в домашней экономике.
Реклама товара
Трудовые отношения в семье
2 четверть - 7 часов
Экономика приусадебного участка
Контрольная работа по разделу «Домашняя
экономика»
Профессиональное самоопределение (19 ч)

1
1
1
1
1
1

Моя профессиональная карьера. Введение в
раздел
Внутренний мир человека и система
представлений о себе
Мир профессий
Понятие о профессиях. Классификация
профессий
3 четверть - 10 часов
Понятие о профессиях. Классификация
профессий
Требования профессии к человеку
Профессиональные интересы, склонности и
способности
Значение темперамента и характера в
профессиональном самоопределении
Психические процессы и их роль в
профессиональном самоопределении
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в

1

1
1
1
1
1

2
1
1

1
1
2
2
3
1
16

22

23
24
25
26
27

профессиональном
самоопределении.
Профессиональная пригодность
4 четверть - 9 часов
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в
профессиональном
самоопределении.
Профессиональная пригодность
Профессиограмма и психограмма профессии
Здоровье и выбор профессии
Социально-психологический
портрет
современного профессионала
Профессиональная консультация (экскурсии
на предприятия, в центр занятости)
Контрольная работа по разделу
«Профессиональное самоопределение»
Итого за год

2

2
1
1
2
1
35

ИТОГО: 35 часов, из них 15 часов на реализацию рабочей
программы по воспитанию

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».