ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии в 8 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту основного общего образования с изменениями и дополнениями; - примерной образовательной программе основного общего образования; - программе учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 г. общеобразовательного Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - авторской программе основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», авторы программы: О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая; - авторской программы курса С.Н.Чистяковой «Технология. Твоя профессиональная карьера» - основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3». Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает использование дистанционных технологий обучения. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: «Технология. Твоя профессиональная карьера» под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2010»; Технология. Обслуживающий труд. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2012. – 253, с ил.; 1 Образовательных платформ: https://www.yaklass.ru/, https://resh.edu.ru/, https://classroom.google.com/, https://videouroki.net/. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Изучение технологии в основной школе, реализуемая в учебниках «Технология», обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты 1. Выражение желания учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих желаний; 2. Овладение установками, нормами и правилами научной организации своей деятельности; 3. Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; 4. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; 5. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. 6. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. 7. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 8. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. 9. Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. 10. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. 2 11. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; 12. Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, профессиональной карьеры, планирование осознание образовательной необходимости и общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; 13. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; 14. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Познавательные УУД 1. Приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию выбора профессии и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; 2. Выявление потребностей профессии; 3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; 4. Проведение различных исследований и социального опроса по потребностям в различных профессиях; 5. Документирование результатов исследований и опросов; 6. Оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; 7. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ - компетенции). 4 Предметные результаты В познавательной сфере: 1) рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; 2) оценка технологических свойств материалов и областей их применения; 3) ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; 4) владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; 5) распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; 6) владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; 7) применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; 8) владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; 9) применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: 1) планирование технологического процесса и процесса труда; 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; 3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; 4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; 5 5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; 6) планирование последовательности операций и составление технологической карты; 7) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; 8) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; 9) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни; 10) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; 11) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья; 12) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; 13) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; 14) соблюдение трудовой и технологической дисциплины; 15) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 16) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля; 17) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; 18) документирование результатов труда и проектной деятельности; 6 19) расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; 2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения; 3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства; 4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; 5) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; 6) выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; 7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда. 8) оценивание своей способности предпринимательской деятельности; и готовности к В результате обучения по данной программе Ученик научится: ведению домашнего хозяйства; планировать семейный бюджет; формировать семейный бюджет; изучать цены на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи; выбирать способы совершения покупки; 7 ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; планировать варианты путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда. Ученик получит возможность научиться: анализировать потребности членов семьи, планировать возможности индивидуальной трудовой деятельности; планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учётом её состава; обосновывать объекты и услуги; оценивать доходность предприятия; рационально использовать средства и находить пути их увеличения; определять расходы семьи; оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности; планировать профессиональную карьеру; рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Домашняя экономика (11 ч) Тема. Я и наша семья (1 ч) Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство, его составляющие. Финансовая документация семьи. Ресурсы семьи (земля, капитал, люди, технологии и т. д.). Личное предпринимательство. Цели и задачи экономики семьи. Ссылка: https://videouroki.net/ Тема. Семья и бизнес. (1 ч) Понятие «предпринимательская деятельность», личное предпринимательство, семейное предпринимательство. Прибыль, лицензия, патент. Ссылка: https://youtu.be/-oCbxdDSAQU Тема. Потребности семьи (1 ч) Понятие «потребность». Виды потребностей. Пирамида потребностей. Классификация покупок, правила покупок. Ссылка: https://videouroki.net/video/03-potrebnosti-semi.html Тема. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета (1ч) Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, 9 доход на капитал ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и ее бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании. Постоянные Распределение и переменные бюджета. расходы, Хозяйственная Экономия книга. энергоносители: газ, уголь, дрова и т. д. Расчет энергоносителях средней семьи. водоснабжение, телефон и Расходы другие на средства средств. Расходы на потребностей в услуги: отопление, информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на одежду, и отдых. Непредвиденные расходы. Прожиточный минимум семьи. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника. Ссылка:https://infourok.ru/otkrytyj-urok-byudzhet-semi-8-klass4354547.html Тема. Расходы на питание (1 ч) Физиологически, обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи. Учет биологических требований к питанию семьи и ее экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое, обоснование. Ссылка: https://videouroki.net/video/06-raskhody-na-pitanie.html Тема. Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета (1 ч) Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т. п. Ссылка: https://videouroki.net/video/07-sberezheniya-lichnyj-byudzhet.html Тема. Маркетинг в домашней экономике (1 ч) 10 Экономические возможности и экономические потребности семьи. Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Ссылка: https://videouroki.net/video/16-markietingh-tsieli-zadachi- funktsii.html Тема. Реклама товара. (1 ч) Понятие «маркировка», «этикетка». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами Ссылка: https://vk.com/video63919544_456239051 Тема. Трудовые отношения в семье. (1 ч) Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Тема. Экономика приусадебного участка (1 ч) Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка. Ссылка: https://vk.com/video-193786187_456239036 Контрольная работа «Домашняя экономика» Раздел 2. Профессиональное самоопределение Тема. Моя профессиональная карьера. Введение в раздел (1ч) Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Ссылка: https://youtu.be/f81LiIof-NY Тема. Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч) Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. 11 Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности. Ссылка: https://youtu.be/6ylIn-BVH9k Тема. Мир профессий (1ч) Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Ссылка: https://infourok.ru/videourok-v-mire-professiy-526526.html Тема. Понятие о профессиях. Классификация профессий (2 ч) Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Ссылка: https://vk.com/video18588845_456239018 Тема. Требования профессии к человеку (1 ч) Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социальнопрофессиональная мобильность. Психология принятия решений. Ссылка: https://videouroki.net/video/49-professionalnoe-obrazovanie.html Тема. Профессиональные интересы, склонности и способности (2 ч) Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Тема. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении (2 ч) 12 Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Сущность понятия «Характер». Ссылка: https://videouroki.net/video/51-rol-temperamenta-i-haraktera-v- professionalnom-samoopredelenii.html Тема. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (3 ч) Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. мышления. Основные Общее представление качества «воображение», «представление», мышления. «ощущение» о мышлении. Виды Определения понятий и «восприятии». Виды ощущений и восприятия. Ссылка: https://videouroki.net/video/52-psihicheskie-processy-vazhnye- dlya-professionalnogo-samoopredeleniya.html Тема. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределения. Профессиональная пригодность (3 ч) Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. 13 Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Ссылка: https://videouroki.net/video/47-professionalnaya-karera.html Тема. Профессиограмма и психограмма профессии (2 ч) Понятие о профессиограмме. Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Возможности квалификационного роста. Ссылка: https://videouroki.net/blog/profiessional-noie-rieziumie-formy- samopriezientatsii-dlia-profiessional-nogho-obrazovaniia-i-trudou.html Тема. Здоровье и выбор профессии (1 ч) Учет состояния «неблагоприятные здоровья при производственные выборе факторы». профессии. Типы Понятие профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. Тема. Социально-психологический портрет современного профессионала (1 ч) Теоретические сведения. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Развивающая процедура: деловая игра «Пирамида». Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Тема. Профессиональная консультация (экскурсии на предприятия, в центр занятости) (2 ч) Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. задачи профессиональной консультации. Формы Виды и проведения профессиональной консультации. Подготовка учащихся к профессиональной консультации. 14 Контрольная работа по теме «Профессиональное самоопределение» 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ VIII класс (35 ч) №п/п Разделы и темы Кол-во учебных часов раздел тема 1 четверть - 9 часов Домашняя экономика (15 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Я и наша семья Семья и бизнес Потребности семьи Бюджет семьи Расходы на питание Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара Трудовые отношения в семье 2 четверть - 7 часов Экономика приусадебного участка Контрольная работа по разделу «Домашняя экономика» Профессиональное самоопределение (19 ч) 1 1 1 1 1 1 Моя профессиональная карьера. Введение в раздел Внутренний мир человека и система представлений о себе Мир профессий Понятие о профессиях. Классификация профессий 3 четверть - 10 часов Понятие о профессиях. Классификация профессий Требования профессии к человеку Профессиональные интересы, склонности и способности Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении Мотивы, ценностные ориентации и их роль в 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2 3 1 16 22 23 24 25 26 27 профессиональном самоопределении. Профессиональная пригодность 4 четверть - 9 часов Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. Профессиональная пригодность Профессиограмма и психограмма профессии Здоровье и выбор профессии Социально-психологический портрет современного профессионала Профессиональная консультация (экскурсии на предприятия, в центр занятости) Контрольная работа по разделу «Профессиональное самоопределение» Итого за год 2 2 1 1 2 1 35 ИТОГО: 35 часов, из них 15 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию 17