Рабочая программа 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для учащихся 8 класса составлена в
соответствии с требованиями:
 федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
 примерной образовательной программы основного общего образования;
 программы воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработанав
соответствии с методическими рекомендациями «Примерной программы
воспитания» от 02.06.2020г;
 авторской программы основного общего образования по биологии для 8
класса «Биология. Человек» В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой;
 основной образовательной программы основного общего образования
МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
 федеральному перечню учебников;
 положения о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Человек» для 8 класса
(концентрический

курс)

разработана

учителем

биологии

СугракшиевойСоелмой Владимировной для учащихся 8-х классов МАОУ
«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
биологии и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания
основного общего образования.

Личностные результаты
Ученик научится:
 осознавать единство и целостность окружающего мира,
возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений
науки.
 Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в
том числе и в рамкахсамостоятельной деятельности внешколы.
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья.
 Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
 Формировать

экологическоемышление:

умение

оцениватьсвою

деятельность и поступкидругих людей с точки зрениясохранения
окружающей среды –гаранта жизни и благополучиялюдей на Земле.
Ученик получит возможность:
 осознать современное многообразие типов мировоззрения, с учетом этого
многообразия

вырабатывать

свои

собственные

ответы

на

основные

жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
 научится признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов
на мир, возможность их изменения;
 научиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на
поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
 научиться

самостоятельно

выбирать

стиль

поведения,

привычки,обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья –
своего, а так же близких людей и окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:

 самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать средства достижения цели;
 составлять в группе или индивидуально план решения проблемы;
 работая

по

плану,

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости,исправлять ошибки самостоятельно;
 свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки,исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и
способы действия;
 в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
 давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков

я»),определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне
для этого надо сделать»).
Ученик получит возможность:
 самостоятельно формулировать новые задачи в учебе;
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;


формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные УУД
Ученик научится:
 анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

 давать определение понятиям на основе изученного на различных
предметах учебного материала;
 осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений;
 осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим
объемом к понятию с большим объемом;
 представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков;
 выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 создавать

схематические

модели

с

выделением

существенных

характеристик объекта;
 преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную
для себя форму фиксации информации;
 представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
 самому создавать источники информации разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности;
 извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, электронные
ресурсы (ЯКласс, РЭШ, Учи.ру и т.п.);
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Ученик получит возможность научиться:
 давать определение понятиям;

 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять

логическую

операцию

установления

родовидовых

отношений, ограничение понятия.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
 самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другомт.д.);
 отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою
мысль;
 учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность
своего мнения (если оно таковое) и корректировать его;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с
иной позицией;
 понимая позицию другого, различать в его речи:точку зрения, аргументы,
факты, гипотезы, аксиомы, теории;
 самостоятельно

использовать

различные

виды

чтения

(изучающее,

просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания;
Ученик получит возможность:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 определять

свои

действия

и

действия

партнера,

которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

Предметные результаты
Ученик научится:
 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток
и

тканей,

органов

и

систем

органов

человека)

и

процессов

жизнедеятельности, характерных для организма человека;
 аргументировать,

приводить

доказательства

взаимосвязи

человека

и

окружающей среды, родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления
биологических объектов и других материальных артефактов;
 знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
рациональной организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 характеризовать

элементарные

сведения

об

эмбриональном

и

постэмбриональном развитии человека;
 объяснять некоторые наблюдаемые процессы, происходящие в собственном
организме;
 объяснять, почему труд и спорт благотворно влияют на организм;
 использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь
эффективно общаться;
 выделять основные функции организма и объяснять их роль в его
жизнедеятельности;
 характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
 объяснять биологический смысл разделения органов и функций;

 характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов
выполняют координирующую функцию в организме;
 объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении
функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
 характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней
среды организма;
 объяснять

какова

роль

основных

функций

организма

(питание,

дыхание,выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
 характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее
постоянства (гомеостаза);
 объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем
мире,какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы
чувств;
 характеризовать

особенности

строения

и

функции

репродуктивной

системы;
 объяснять биологический смысл размножения и причины естественной
смерти;
 объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать
себя, окружающих (соотношение физиологических и психологических основ
в природе человека и т.п.).
 называть основные правила здорового образа жизни, факторы,сохраняющие
и разрушающие здоровье;
 понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций
организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
 выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
 оказывать первую помощь при травмах;
 применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха,правил
рационального питания, поведения, гигиены.
 называть симптомы некоторых распространенных болезней;

 объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании
первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
• находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в
научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках,
Интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной
формы в другую;оформлять ее в виде устных сообщений, докладов и
презентаций;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
собственному здоровью и здоровью других людей;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
• создавать собственные письменные и устные сообщения об организме
человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников
информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности аудитории сверстников;


работать в группе сверстников при решении познавательных задач

связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности
человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Содержание учебного предмета «Биология. Человек»
Введение (1 час)
Человек как биологический вид (2 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системеорганического

мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и
человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы ифакторы
становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткаяисторияразвитиязнанийостроении

и

функцияхорганизма

человека (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы
ифизиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Краеведческий материал(КМ) Атлас тибетской медицины – уникальный
живописный памятник, иллюстрированное приложение к трактату
«Вайдурьяонбо» (XVII в.), который является комментарием к основному
медицинскому труду Чжуд-ши (Четыре тантры) XII в.
Общий обзор строения и функций организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальная, соединительная,
мышечная, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (13 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в
обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция: Бурятия – эндемичный
регион, эндемический зоб – наиболее очевидное проявление дефицита йода в
питании.Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и
периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части
нервной

системы.

Рефлекс,

проведение

нервного

импульса.Строение

функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших
полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими
отделами мозга.Органы чувств (анализаторы), их строение функции.

Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена
органа слуха.Предупреждение

нарушений слуха.

Органы

осязания,

вкуса, обоняния.Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменения размера зрачка.
Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.
Особенности

скелета,

связанные

с

трудовой

деятельностью

и

прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости.
Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения
костей. Заболевания ОДА и их профилактика.КМ:Санаторно-курортная
помощь при артрозах, артритах, остеохондрозе и других болезнях суставов
на курортах Бурятии: Аршан и Горячинск.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их
функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной
системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного
отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической
культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление
здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Выявление влияния статической и динамической работы на утомление
мышц.
Внутренняя среда организма (5 часов)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение
в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертываниекрови.
Группы

крови.

Лимфа.

Иммунитет.

Инфекционные

заболевания.

Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение
работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови (демонстрационная).
Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги
кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное
давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
Измерение кровяного давления
Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального
кровотечений.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их
строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов
эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при
отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание.
КМ:Голосовой аппарат (уникальные голоса Бурятии: В. Цыдыпова,
Г.Шойдагбаева, Бадма-ХандаАюшеева)
Лабораторные и практические работы
Определение частоты дыхания.
Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и
питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции
органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная
железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области
пищеварения. КМ:Национальные кулинарные традиции народов Забайкалья.
Лабораторные и практические работы

Воздействие слюны на крахмал (демонстрационная)
«Воздействие желудочного сока на белки» (видео)
Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и
энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник
веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. КМ:
Естественные источники витаминов – садово-огородные
растения и растения, произрастающие в дикой природе Бурятии.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение
и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма
продуктов обмена веществ.
Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.
Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их
предупреждение. КМ:Высокая степень инсоляции (потока солнечной
радиации)

в

Бурятии

является

фактором

риска

появления

раковыхзаболеваний, особенно кожных.Первая помощь при травмах, ожогах,
обморожении.
Лабораторные и практические работы.
Оказание доврачебной помощи при травмах кожи
Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие,

роды.

Лактация.

Рост

и

развитие

ребенка.Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова,
И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы

поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные
процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание.
Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного
труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторные и практические работы
Объем внимания, эффективность запоминания, особенности мышления.
Человек и его здоровье (1 час)
Проведение итоговой проверочной работы - 1 час. Анализ проверочной
работы – 1 час.
Тематическое планирование
1 четверть
Раздел 1. Человек как биологический вид3
1.1 Тема 1.1.Введение. Значение знаний о строении и
жизнедеятельности организма человека
1.2. Тема 1.2. Место человека в системе органического мира
1.3. Тема 1.3.Особенности человека
Раздел II. Происхождение человека3
2.1. Тема 2.1. Входная диагностика. Происхождение
человека.
2.2. Тема2.2.Этапы становления человека
2.3. Тема 2.3. Расы человека
Раздел III. Краткая история развития знаний о человеке.1
3.1. Тема 3.1. Науки о человеке
Раздел IV. Общий обзор организма человека3
4.1. Тема 4.1.Клеточное строение организма
4.2. Тема 4.2.Ткани
4.3. Тема 4.3. Органы. Системы органов. Организм
Раздел V. Координация и регуляция функций организма13
5.1. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат, его
особенности
5.2. Роль гормонов в обменных процессах
5.3 Контрольно-обобщающий урок
5.4. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Рефлекс
5.5. Спинной мозг
5.6. Строение и функции головного мозга
5.7. Полушария большого мозга
5.8. Полушария большого мозга
Итого часов за 1 четверть

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18

2 четверть
5.9 Контрольно-обобщающий урок
5.10 Анализаторы их строение и функции. Зрительный
анализатор
5.11 Анализаторы слуха и равновесия
5.12 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
5.13 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и
взаимозаменяемость анализаторов
Раздел VI. Аппарат опоры и движения7
6.1 Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет.
6.2 Строение и свойства костей. Типы их соединений
6.3 Первая помощь при растяжении связок, вывихах
суставов, переломах костей
6.4 Мышцы, их строение и функции
6.5. Работа мышц
6.6. Значение физических упражнений для формирования
аппарата опоры и движения
6.7. Обобщающий урок.
7 Раздел VII. Внутренняя среда организма.
7.1 Внутренняя среда организма и ее значение
7.2 Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови.
Итого часов за 2 четверть
3 четверть
7.3. Иммунитет.
7.4. Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус
фактор.
7.5 Контрольно-обобщающий урок
Раздел VIII. Транспорт веществ в организме.5
8.1. Транспорт веществ. Органы кровообращения
8.2 Работа сердца
8.3 Движение крови и лимфы по сосудам
8.4 Заболевания сердечно-сосудистой системы и их
предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
8.5 Обобщающий урок
Раздел IX. Дыхание6
9.1 Строение органов дыхания
9.2 Строение легких. Газообмен в легких и тканях
9.3 Дыхательные движения. ЖЕЛ.
9.4 Регуляция дыхания
9.5 Заболевания органов дыхания и их предупреждение.
Первая помощь при нарушении дыхания и
кровообращения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9.6 Контрольно-обобщающий урок
Раздел X. Пищеварение.6
10.1 Пищевые продукты, питательные вещества и их
превращения в организме
10.2 Строение и функции пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости
10.3 Пищеварение в желудке
10.4 Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных
веществ.
10.5 Гигиена питания. Профилактика ЖКЗ.
10.6 Контрольная работа
Итого часов за 3 четверть
4 четверть
Раздел XI. Обмен веществ и энергии. Витамины.2
11.1 Обмен веществ и энергии
11.2 Витамины
Раздел XII. Выделение.
12.1 Выделение. Строение и работа почек
12.2 Заболевания почек, их предупреждение
Раздел XIII. Покровы тела.4
13.1 Строение и функции кожи
13.2 Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание
организма.
13.3 Гигиена покровов тела.
13.4 Контрольно-обобщающий урок
Раздел XIV. Размножение и развитие человека2
14.1 Половая система человека
14.2 Развитие человека. Возрастные процессы
Раздел XV. Высшая нервная деятельность человека5
15.1 Поведение человека. Рефлекс
15.2 Торможение, его виды и значение
15.3 Биологические ритмы. Сон и его значение
15.4 Особенности высшей нервной деятельности человека
15.5 Индивидуальные особенности личности
Раздел XVI. Человек и его здоровье1
16.1 Человек и его здоровье
Итоговая проверочная работа по курсу «Человек»
Анализ результатов итоговой проверочной работы
Итого часов за 4 четверть

Итого часов за год

1
1
1
1
1
1
1
20

1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 ч.
70 ч.в т.ч.20
ч. на
реализацию
рабочей

программы
по
воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».