Пояснительная записка Рабочая программа по английскому языку профильного уровня для 10 класса лингвистической гимназии соответствует: - Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования; - примерной образовательной программе среднего общего образования; - программе учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; - авторской программе по английскому языку «Звёздный английский10,11» Ж. А. Суворовой и Р.П. Мильруда; - основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; - учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; - федеральному перечню учебников; - положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ». Рабочая программа разработана Колпецкой М. Ю. для 10 класса и рассчитана на 140 часов. Реализация данной программы осуществляется на основе УМК «Starlight-10» для школ с углубленным изучением английского языка, авторы Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. В 10 классе предусмотрено применение коммуникативных личностно ориентированных технологий проектирования, ролевых игр, тестирования, в том числе для контроля уровня усвоения лексических, грамматических знаний в рамках модуля на определённом этапе обучения. Осуществление контроля с использованием технологии тестирования соответствует требованиям международных экзаменов по иностранному языку. В 10 классе 1 с углубленным изучением английского языка предлагаются парная и групповая формы работы (например, проектная работа). В соответствии со спецификой предмета используютсяинформационнокоммуникативные дистанционные технологии обучения на платформах«РЭШ», «ЯКласс», «Учи.ру», Discord, Zoom, в социальной сети «ВКонтакте», мессенджерах“Viber” и “WhatsApp” и других. Планируемые результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего образования. Личностные результаты У ученика будут сформированы: - осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры народа, своего края; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; - нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; - мотивацияк изучению иностранных языков и самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; - коммуникативная компетенция в межкультурной и межэтнической коммуникации; 2 - такие качества, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность. Ученик получит возможность для формирования: - российской гражданской идентичности: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству; - гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества; - ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования; - целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - основ социально-критического мышления; - морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; - коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; - основ экологического сознания; - осознания важности семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни; уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; - эстетического сознания. Метапредметныерезультаты Регулятивные: Ученик научится: 3 - целеполаганию в учебной деятельности: умению самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; - умению осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Ученик получит возможность научиться: - умению самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умению адекватно оценивать правильность или ошибочностьвыполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; - основам волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовности и способности противостоять трудностям и помехам. Познавательные: Ученик научится: - устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; - создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Ученик получит возможность научиться: - осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей. Коммуникативные: Ученик научится: 4 - адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - планировать своё речевое и неречевое поведение; - взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - выполнять исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; - смысловому чтению, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Ученик получит возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать иотстаивать своё мнение; - использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТкомпетенции); - осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результатысостоят в достижении коммуникативной компетенции на уровне,позволяющем общаться как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими 5 данный язык как средство общения. Коммуникативная компетенция предполагает сформированность таких её составляющих, как речевая компетенция, языковая/лингвистическая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция, а также учебно-познавательная компетенция, обеспечивающая успешное изучение языка и культуры. Речевая компетенция Ученик на углубленном уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - кратко комментировать точку зрения другого человека; - проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; - обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию; - выражать заинтересованность, различные чувства безразличие), (радость, используя удивление, грусть, лексико-грамматические средства языка. Говорение, монологическая речь - резюмировать прослушанный/прочитанный текст; - обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста; - формулировать вопрос или проблему, объясняя причины, высказывая предположения о возможных последствиях; - высказывать свою точку зрения по широкому спектру тем, поддерживая ее аргументами и пояснениями; - комментировать точку зрения собеседника, приводя аргументы за и против; - строить устное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание, сравнивая их и делая выводы. Аудирование 6 - полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; - обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей/вопросом; - детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического характера с четким нормативным произношением в ситуациях повседневного общения. Чтение - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов; - использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации; - отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов. Письмо - писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу; - описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в электронном письме личного характера; - делать выписки из иноязычного текста; - выражать письменно свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики; - строить письменное высказывание на основе нескольких прочитанных и/или прослушанных текстов, передавая их содержание и делая выводы. Языковая компетенция Фонетическая сторона речи - произносить звуки английского языка четко, не допуская ярко выраженного акцента; - четко и естественно произносить слова английского языка, в том числе применительно к новому языковому материалу. Орфография и пунктуация 7 - соблюдать правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Лексическая сторона речи - использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; - узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы (collocations); - распознавать и употреблять в речи различные фразы-клише для участия в диалогах/полилогах в различных коммуникативных ситуациях; - использовать в пересказе различные глаголы для передачи косвенной речи (reportingverbs — hewasaskedto…; heorderedthemto…). Грамматическая сторона речи - употреблять в речи артикли для передачи нюансов; - использовать в речи широкий спектр прилагательных и глаголов с управлением; - употреблять в речи все формы страдательного залога; - употреблять в речи сложное дополнение (Complexobject); - использовать широкий спектр союзов для выражения противопоставления и различия в сложных предложениях; - использовать в речи местоимения «one» и «ones»; - использовать в речи фразовые глаголы с дополнением, выраженным личным местоимением; - употреблять в речи модальные глаголы для выражения догадки и предположения (might, could, may); - употреблять в речи инверсионные конструкции; - употреблять в речи условные предложения смешанного типа (MixedConditionals); - употреблять в речи эллиптические структуры; - использовать степени сравнения прилагательных с наречиями, усиливающими их значение (intesifiers, modifiers); 8 - употреблять в речи формы действительного залога времен FuturePerfect и FutureContinuous; - употреблятьвречивремена Past Perfect и Past Perfect Continuous; - использовать в речи причастные и деепричастные обороты (participialclauses); - использовать в речи модальные глаголы для выражения возможности или вероятности в прошедшем времени (could + havedone; might + havedone). Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - бегло говорить на разнообразные темы, четко обозначая взаимосвязь идей; - без подготовки вести диалог/полилог в рамках ситуаций официального и неофициального общения; - аргументированно отвечать на ряд доводов собеседника. Говорение, монологическая речь - высказываться по широкому кругу вопросов, углубляясь в подтемы и заканчивая соответствующим выводом; - пояснять свою точку зрения по актуальному вопросу, указывая на плюсы и минусы различных позиций; - делать ясный, логично выстроенный доклад, выделяя важные элементы. Аудирование - следить за ходом длинного доклада или сложной системы доказательств; - понимать разговорную речь в пределах литературной нормы, в том числе вне изученной тематики. Чтение - детально понимать сложные тексты, включающие средства художественной выразительности; 9 - определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий; - прогнозировать развитие/результат излагаемых фактов/событий; - определять замысел автора. Письмо - описывать явления, события; излагать факты в письме делового характера; - составлять письменные материалы, необходимые для презентации проектной и/или исследовательской деятельности. Языковые навыки Фонетическая сторона речи - передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации и логического ударения. Орфография и пунктуация - создавать сложные связные тексты, соблюдая правила орфографии и пунктуации, не допуская ошибок, затрудняющих понимание. Лексическая сторона речи - узнавать и употреблять в речи широкий спектр названий и имен собственных в рамках интересующей тематики; - использовать термины из области грамматики, лексикологии, синтаксиса; - узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте специальную терминологию по интересующей тематике. Грамматическая сторона речи - использовать в речи союзы despite / inspite of для обозначения контраста, а также наречие nevertheless; - распознавать в речи и использовать предложения с asif/asthough; - распознавать в речи и использовать структуры для выражения сожаления (It’stimeyoudidit/ I’dratheryoutalked to her/ You’dbetter…); 10 - использовать в речи широкий спектр глагольных структур с герундием и инфинитивом; - использовать в речи инверсию с отрицательными наречиями (NeverhaveIseen… /Barely did I hear what he was saying…); - употреблятьвречистрадательныйзалог в Past Continuous и Past Perfect, Present Continuous, Past Simple, Present Perfect. Социокультурная компетенция Социокультурные умения развиваются в процессе обучения старшеклассников общению на изучаемом языке, а также при чтении, аудировании и обсуждении содержания иноязычных текстов. В 10 классе у ученикабудет возможность получить: - предметные знания о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, принятии приглашений и поведении в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера; - межпредметные знания о культурном наследии страны (стран) изучаемогоязыка, об условиях жизни разных слоёв общества; возможностях получения качественного образования; ценностных ориентирах; об особенностях жизни в поликультурном обществе. На профильном уровне ученик научится: - опознавать и понимать лингвострановедческие реалии и фоновую лексику в устных и письменных текстах, используя информационносправочные материалы. - использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия или несогласия в некатегоричной, неагрессивной форме; 11 - использовать языковые средства, с помощью которых можно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения; - использовать формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения. Компенсаторная компетенция Ученик получит возможность научиться использовать имеющийся иноязычный речевой опыт для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств. Ученик научится: - использовать паралингвистические (внеязыковые) средства (мимику, жесты); - использовать риторические вопросы; - использовать справочный аппарат (комментарии, сноски); - прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); - понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; - использовать перифраз, толкование, синонимы; - находить эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли. Учебно-познавательная компетенция Ученик научится специальным учебным умениям, обеспечивающимсоизучение языка и культуры: - поиск и выделение в тексте новых лексических средств (включая лингвострановедческие реалии и лексику с лингвострановедческим фоном); - группировка и систематизация языковых средств по определённому признаку (формальному, коммуникативному); 12 - заполнение обобщающих схем или таблиц для систематизации языкового, страноведческого и культуроведческого материала; - использование словарей различных типов, современных информационных технологий при составлении индивидуальных профильно ориентированных тематических списков слов. Ученик получит возможность научиться: - соотнесению средств выражения икоммуникативного намерения говорящего/пишущего; - анализу языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации; - интерпретации лингвистических и культуроведческих фактов в тексте. Формами контроля учащихся являются промежуточная аттестация и итоговые контрольные работы по всем видам речевой деятельности, часть которых проводится в формате ЕГЭ. Итоговой формой контроля является также проектная деятельность учащихся по предмету. Формами учета достижений учащихся являются урочная деятельность (ведение тетрадей, справочников, словарей, анализ текущей успеваемости), а также внеурочная деятельность учащихся (участие во Всероссийской Олимпиаде школьников по английскому языку, творческих конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня). Содержание учебного предмета «Английский язык» Предметное содержание речи SportsandEntertainment (Мир моих увлечений): спорт, спортивные секции, хобби, кино, посещение кружков и клубов по интересам. Национальные виды спорта и спортивные соревнования. Любимые занятия англичан. Увлечения членов моей семьи. Транспорт и туристические поездки по программе обмена. Food, Health&Safety (Здоровый образ жизни): здоровое питание и личная гигиена. Традиции в питании и предпочтения в еде. Полезная еда. 13 Типичная английская еда. Рецепты различных блюд. Фастфуд. Праздничное английское и русское меню. Бурятская кухня. Вегетарианцы. Рецепты долголетия. TravelTime (Путешествие): путешествие как способ познать мир. Виды путешествий. Ознакомительные туристические поездки по своей стране и за рубежом, образовательный туризм и эко-туризм.Популярные и экзотические места для путешествий. Путешествие по пиратской карте.Основные культурно-исторические вехи в развитии изучаемых стран и России. Достопримечательности Бурятии и Улан-Удэ. EnvironmentalIssues (Природа и экология): Природные катаклизмы. Климат и погода. Глобальное потепление. Животные в неволе и на воле. Дикие животные, находящиеся под угрозой вымирания. Места обитания животных. Общества защиты животных. Деятельность различных организаций по защите окружающей среды. Проблемы загрязнения окружающей среды. Заповедники России и Бурятии. Проблемы сохранения озера Байкал. Жизнь в городе и сельской местности, среда проживания, ее фауна и флора. ModernLiving (Современная жизнь): Быть непохожими и жить в гармонии. Молодежь в современном обществе: кумиры, молодежная культура, музыка и мода. Молодежные организации за рубежом, в России и Бурятии. Система ценностей. Волонтерство за рубежом, в России и Бурятии.Наука, технология, компьютеры. Дистанционное образование. Успех и счастье.Самостоятельная жизнь. Отношения поколений в семье. Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Подготовленное интервью. Умение кратко комментировать точку зрения другого человека. Типы текстов: интервью, модерация, обсуждение. Умение бегло говорить на различные темы в ситуациях официального и 14 неофициального общения, в том числе и в рамках выбранного профиля. Аргументированные ответы на ряд доводов собеседника. Монологическая речь Умение предоставлять фактическую информацию. Умение детально высказываться по широкому кругу вопросов, в том числе поясняя свою точку зрения. Умение делать ясный, логично выстроенный доклад. Типы текстов: обращение к участникам мероприятия, изложение содержания материалов по конкретной проблеме, выступление с докладом. Аудирование Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов; объявлений по громкоговорителю – информации, правил, предупреждений) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Умение в общих чертах следить за основными моментами долгой дискуссии или доклада. Типы текстов: выступление на конференции, ток-шоу, теледебаты, обращение к участникам мероприятия, репортаж. Доклад. Сложная система доказательств. Разговорная речь в пределах литературной нормы. Чтение Умение читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официально-делового). Изучающее чтение в целях полного понимания информации. Типы текстов: аннотация, статья/публикация в журнале, документация, отчет, правила (законодательные акты), договор/соглашение, диаграмма / график / статистика / схема, словарная статья в толковом словаре, дискуссии в блогах, материалы вебинаров. Детальное понимание 15 сложных текстов. Анализ текстов с точки зрения содержания, позиции автора и организации текста. Письмо Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Написание текстов с четкой структурой, включающих аргументы, развернутые рассуждения, примеры и выводы, на широкий спектр тем. Типы текстов: официальное/неофициальное приглашение, резюме, аннотация к публикациям в Интернете, отчет о ходе/результатах проекта/исследования, протокол обсуждения задач, реферат по конкретному вопросу, комментарий, аргументация точки зрения. Языковые навыки Фонетическая сторона речи Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Умение передавать смысловые нюансы высказываний с помощью интонации и логического ударения. Орфография и пунктуация Орфографические и пунктуационные навыки. Умение создавать тексты без орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих понимание. Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и использование в речи различных союзов и средств связи (tobeginwith, 16 asfollows, inconclusion). Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций. Употребление в речи предложений с конструкциями … as; notso … as; either … or; neither … nor.Распознавание и употребление в речи инверсии. Распознавание и употребление в речи широкого спектра глагольных структур. Лексическая сторона речи Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Распознавание и употребление широкого спектра лексических единиц, связанных с выбранным профилем. Распознавание и употребление в речи пословиц, идиом, крылатых выражений. Учёт достижений учащихся Формы и способы контроля и самоконтроля: Project: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие изученный материал; ProgressCheck: задания в учебнике, направленные на оценку, самооценку и самоконтроль знаний по материалу модуля; Checklist: задания в конце урока по изученному материалу (Answerquestionsaboutwritinge-mails и т.д); Языковой портфель: творческие работы к каждому модулю; RNE: задания в формате ЕГЭ. ИспользуетсяУМК “Starlight-10”для школ с углубленным изучением английского языка, авторы Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.: - Английский язык. Starlight. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень, М., Просвещение, 2020. (Авт. Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В.) 17 - Английский язык. 10 класс. Звездный английский. Starlight. Сборник грамматических упражнений, М., Просвещение, 2020. (Авт. Мильруд Р.П.) - Аудиокурс для работы в классе УМК «Звёздный английский» (“Starlight”). Starlight (Class CD 10) - http://old.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx? ob_no=25772 - Методические рекомендации по работе с УМК «Звёздный английский» для 10 класса - http://old.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=28186 Электронные образовательные ресурсы Интерактивная рабочая тетрадь Skysmarthttps://edu.skysmart.ru/homework/new?subject=0 Сдам ГИА: решу ЕГЭ (Английский язык) - https://en-ege.sdamgia.ru/ ФИПИ, открытый банк заданий ЕГЭ - https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bankzadaniy-ege Яндекс Репетитор - https://yandex.ru/tutor/subject/?subject_id=12 Сообщество учителей английского языка. Интерактивный научнометодический журнал - http://tea4er.com/olymp https://www.examenglish.com/ Using English https://usingenglish.com/quizzes/ https://learningapps.org/ https://wordwall.net/ Тематическое планирование для 10 класса п Наименование разделов Всего час. /п 1 полугодие 1 SportsandEntertainment 24 ч (Мирмоихувлечений) 2 тест 3 Food, 1ч Health&Safety (Здоровый образ 27 ч 18 жизни) 4 тест 1ч 5 TravelTime (Путешествие) 11 ч 1 всего 64 ч п/г 2 полугодие 6 TravelTime (Путешествие) (продолжение) 16 ч 7 тест 1ч 8 EnvironmentalIssues (Природа и экология) 27 ч 9 тест 1ч 1 ModernLiving (Современная жизнь) 27 ч 1 тест 1ч 1 итоговый тест 1ч 1 резервные уроки 2ч 2 всего 76 ч ВСЕГО за год 140 ч 0 1 2 4 п/г 19