Рабочая программа 11 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая
география мира» для 11-класса составлена на основе нормативных
документов:
Федеральный

базисный

учебный

план,

утвержденный

приказом

Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312
(далее - ФБУП-2004);
Программе

воспитания

муниципального

общеобразовательного

учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в
соответствии

с

методическими

рекомендациями

«Примерная

программа

воспитания» от 02.06.2020 г.;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
Российской

Федерации

от

05.03.2004

№

1089

«Об

утверждении

федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (далее – ФКГОС);
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345
Санитарно-эпидемиологических
организации

обучения

требований к условиям
в

и

общеобразовательных

учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее –
СанПиН 2.4.2.2821-10);
Примерной программы среднего (полного) общего образования по
географии (базовый уровень) /И. И. Душина, В.И.Сироткин –
М.:Просвещение,2008.

Программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
«Лингвистическая
соответствии

с

гимназия

№3

методическими

г.

Улан-Удэ»,

рекомендациями

которая

разработана

«Примерная

в

программа

воспитания» от 02.06.2020 г.;
Учебного плана МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» на
2020-2021 у.г.
УМК:
В.П.

Максаковский,

География

общеобразовательных

10-11

организаций,

классы,

базовый

учебник

для

уровень,

М,

Просвещение, 2018.
Для учителя:
В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира
методическое пособие» книга для учителей, М, Просвещение, 2011
В.П. Максаковский «География. Рабочая тетрадь «М, Просвещение,2009
ЕГЭ 2012 география. Типовые экзаменационные варианты под
редакцией В.В. Барабанова, М, Национальное образование, 2011
Н.В.Яковлева, «География 9-11 классы. Проектная деятельность
учащихся», Волгоград, Учитель, 2008
Г.Г. Монакова, Н.В..Яковлева «Олимпиадные задания по географии. 910 классы, Волгоград, Учитель,2010
Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. – М.: Дрофа,
2004
Никитина Н.А. , Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии:
Экономическая и социальная география мира: 10 класс: К учебному
комплекту В.П. Максаковского.- М.: ВАКО, 2008.
КИМ. География 10-11 классы. Тестовый контроль / Яковлева Н.В. .Волгоград: Учитель, 2011
Атлас по географии 10 класс, М, Дрофа, 2018
Контурные карты по географии 10 класс, М, Дрофа, 2018

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: Уроки географии Кирилла и
Мефодия, 10 класс, 2006
1С.

Образовательная

коллекция. Экономическая

и

социальная

география мира 10 класс, 2005
Коллекция Золотой глобус. Захватывающие путешествия на DVD
Непал. Горная страна.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов в (2 часа в
неделю)
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная

программа

предусматривает

формирование

у

учащихся

общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами
деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
умения работать с картами различной тематики и разнообразными
статистическими материалами;
определение

сущностных

характеристик

изучаемого

объекта;

самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки
и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного
типа, в том числе в геоинформационных системах;
обоснование

суждений,

доказательств;

объяснение

положений,

ситуаций, явлений и процессов;
владение основными видами публичных выступлений; презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Структура

курса

следует

логике

учебного

предмета,

все

разделы

преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при
познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на
их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Данная

программа

предусматривает

использование

различных

технологий, таких как интернет-обучение и сетевая технология через учебные
платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также электронная почта, электронный
дневник, viber, whatsup.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса
по английскому языку и реализацию модуля «Школьный урок»
программы воспитания основного общего образования.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику

населения

мира,

отдельных

регионов

и

стран,

их

этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню
социально-экономического

развития,

специализации

в

системе

международного географического разделения труда; географические
аспекты глобальных проблем человечества;
особенности

современного

геополитического

и

геоэкономического

положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда.
уметь

определять

и

сравнивать

географические

тенденции

по

разным

развития

источникам

информации

природных,

социально-

экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень
природных,

антропогенных

и

техногенных

изменений

отдельных

территорий;
применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений
и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических
событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях

глобализации,

стремительного

развития

международного

туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных
видов человеческого общения.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения

учебных

и

познавательных целей;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата,

корректировать

свои

действия

в

соответствии

с

изменяющейся ситуацией;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
уметь определять понятия, создавать обобщение, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи и делать выводы;
уметь

организовать сотрудничество, работать индивидуально и в

группе;
уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих
мыслей:
формировать и развивать компетентность в области использование ИКТ;
формировать и развивать

экологическое

применять его
на практике.
Личностные результаты обучения:
Учащиеся должны обладать:

мышление,

умение

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающим социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования;
осознанным,

уважительным

и

доброжелательным отношением к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;
основами экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного
наследия стран и народов мира
Содержание курса
Основные темы

Количество часов

11
класс
Введение

1

Региональная характеристика мира: 29
Зарубежная Европа

7

Зарубежная Азия

9

Австралия и Океания

2

Африка

3

Северная Америка

4

Латинская Америка

4

Россия в современном мире

1

Глобальные проблемы современности 3
Обобщающее

повторение

(резервные

уроки)

1

Итого

34

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Регионы и страны мира (29 часов)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного
мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения,
особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые
и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы;
страны

переселенческого

типа;

ключевые

страны;

страны

внешне

ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления
мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного
социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии,
Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Практические
работы Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства,
природными

условиями

разных

территорий.

Составление

комплексной

географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира;
определение их географической специфики.
Раздел 2. Россия в современном мире (1 час)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения
России

во

времени.

Характеристика

современных

границ

государства.

Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и
международном географическом разделении труда; география отраслей ее
международной

специализации.

Характеристика

современного

этапа

преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику
будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и
политических отношений. Особенности географии и структуры международной
торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в
международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны
Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных
социально-экономических и геоэкологических проектах.
Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества (3 часа).
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в
прошлом и

настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная,

экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема
преодоления

отсталости

развивающихся

стран.

Географические

аспекты

качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и
специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Выявление,
объяснение

и

оценка

важнейших

событий

международной

географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

жизни;

Календарно- тематическое планирование
I полугодие
Введение

1

Раздел 1. Региональная характеристика мира.

1

Тема 1. Зарубежная Европа.
Общая характеристика Зарубежной Европы: территория,
границы, положение.
Население Зарубежной Европы.

1

Хозяйство Зарубежной Европы. Промышленность.

1

Сельское хозяйство Зарубежной Европы. Транспорт. Наука и 1
финансы.
Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной 1
Европы.
Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Практическая работа №1:

1

Характеристика экономико- 1

географического положения одной из стран Зарубежной
Европы.
Тема 2. Зарубежная Азия.
Общая

характеристика

1
Зарубежной

Азии:

территория,

природные условия и ресурсы. Практическая работа №2
Характеристика ЭГП одной из стран Зарубежной Азии.
Население Зарубежной Азии.

1

Хозяйство Зарубежной Азии. Охрана окружающей среды.

1

Китай: ЭГП, население.

1

Хозяйство Китая.

1

Япония: ЭГП, население.

1

Хозяйство Японии.

1

Индия

1

итого за 1 полугодие

16

2 полугодие
Обобщающий

урок

по

теме

«Зарубежная

Азия». 1

Контрольная работа.
Тема 3. Австралия и Океания.

1

Тема 4. Африка. Общая характеристика Африки.

1

Субрегионы Африки. Северная Африка.

1

Тропическая Африка. Практическая работа №3 Сравнение 1
стран Северной и Тропической Африки по некоторым
показателям, характеризующим их население и хозяйство.
Тема 5. Северная Америка. Общая характеристика США: 1
ЭГП, население.
Хозяйство США. Макрорегионы США.

1

Канада.

1

Практическая

работа

№4

Определение

основных 1

типологических черт населения и хозяйства США и Канады.
Тема 6. Латинская Америка. Общая характеристика 1
Латинской Америки: территория, природные условия и
ресурсы.
Население Латинской Америки.

1

Бразилия.

1

Самостоятельная работа: Характеристика ЭГП одной из 1
стран Латинской Америки.
Раздел 2. Россия в современном мире. Россия в современном 1
мире.
Раздел 3. Глобальные проблемы человечества. Глобальные 2
проблемы человечества.
Стратегия устойчивого развития.

1

Контрольная работа за курс «Экономическая и социальная 1
география мира. Региональная часть».

итого за полугодие

18

итого за курс

34

В т.ч. 10 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».