Рабочая программа 10 класс (профиль)

Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для учащихся 10 класса соответствует:


Федеральному

образовательному

стандарту

среднего

общего

образования;


Примерной образовательной программе среднего общего образования;



Авторской программе по предмету «Рабочие программы. Химия. 10-11

классы: учебно-методическое пособие \ сост. О.С.Габриелян– 4-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 409 с.».


Основной образовательной программе среднего общего образования

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;


Программе

учреждения

воспитания

«Лингвистическая

муниципального
гимназия

№3

общеобразовательного
г.

Улан-Удэ»,

которая

разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;


Учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;



Федеральному перечню учебников;



Положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая

гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
Рабочая программа разработана учителем химии Шишкиной Т.И. для 10
класса с углубленным изучением химии.
Рабочая программа предусматривает использование дистанционных форм
обучения при помощи различных технологий, таких как интернет-обучение и
сетевая технология через учебные платформы: Якласс, РЭШ, ZOOM, а также
электронная почта, электронный дневник, viber, whatsup.

Программа

рассчитана на один учебный год –175 часов, 5 часов в неделю (углубленный
уровень).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом

данная

рабочая

программа

обеспечивает

формирование

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов

школьного курса химии и реализацию модуля «Школьный урок» программы
воспитания среднего общего образования.
Личностные результаты учебного предмета:
у учащихся будут сформированы:
-осознание влияния развития представлений о химии на развитие общества –
воспитание российской гражданской идентичности, воспитание чувства
гордости за российскую химическую науку, гуманизма, целеустремлённости;
-формирование

основ

экологической

культуры

соответствующей

современному уровню экологического мышления;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего

социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
-осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
-формирование ответственного отношения к познанию химии; готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и
построение индивидуальной образовательной траектории;
-формирование целостной естественнонаучной картины мира, неотъемлемой
частью которой является химическая картина мира;
-овладение современным языком, соответствующим уровню развития науки
и общественной практики, в том числе и химическим;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической
культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;

-формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

со

сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной,

учебно-исследовательской,

творческой

и

других

видов

деятельности, связанных с химией;
-ответственное отношение к учению;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего
поведения;
-умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
-первоначальные

представления

о

науке

как

сфере

человеческой

деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
-коммуникативная

компетентность

в

общении

и

сотрудничестве

со

сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при
решении химических задач;
-потребность

трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым

достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности.
У учащихся должны быть сформированы:
-Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение
гуманистических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной.
-Формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов.
-Формирование личностных представлений о целостности природы.
-Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным поступкам.
-Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
-Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения
правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
-Формирование экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные результаты
Ученик научится:
-использовать

умения

и

навыки

различных

видов

познавательной

деятельности;
-применять основные методы познания (системно-информационный анализ,
наблюдение,

измерение,

проведение

эксперимента,

моделирование,

исследовательская

деятельность)

для

изучения

различных

сторон

окружающей действительности;
-владеть

основными

интеллектуальными

операциями:

формулировка

гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и
конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
-познавать объекты окружающего мира от общего через особенное к
единичному;
-уметь генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
-уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
-использовать различные источники для получения химической информации,
понимать зависимость содержания и формы представления информации от
целей коммуникации и адресата;
-уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности,

эффективно разрешать конфликты;
-владеть языковыми средствами, в том числе и языком химии;
-уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки,
формулы и уравнения).
-определять цели собственного обучения, формулировать и удерживать
учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
-планировать пути достижения желаемого результата обучения химии как
теоретического, так и экспериментального характера; осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действий с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы действий при выполнении лабораторных и практических работ в
соответствии с правилами техники безопасности;
-определять источники химической информации, получать и анализировать
её, создавать информационный продукт и его презентовать;
-использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза,
сравнения и систематизации, обобщения и конкретизации, выявлять
причинно-следственные связи и построение логического рассуждения и
умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале
естественно-научного содержания;
-уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
-генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
-осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
-адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Ученик получит возможность научиться:
-определять последовательность промежуточных целей и соответствующих
им действий с учётом конечного результата;
-предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задач;
-осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату
и по способу действия;
-выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять
качество и уровень усвоения;
-концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий.
Познавательные результаты
Ученик научится:
-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
-распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления выявленных в информационных источниках противоречий;
-осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
-искать и находить обобщенные способы решения задач;
-приводить критические

аргументы,

как в отношении собственного

суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
-анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над
ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и
подчиняться).
Ученик получит возможность научиться:
-устанавливать

причинно-следственные

связи;

строить

логические

рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
-формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области
использования

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ-

компетентности);
- видеть химическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость
их проверки;
-планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
-выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

-интерпретировать информации (структурировать, презентовать полученную
информацию, в том числе с помощью ИКТ);
-оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
-устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения,
обобщения.

Коммуникативные результаты
Ученик научится:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
-взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций

и

учёта

интересов;

слушать

партнёра;

формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения;
-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров
в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик на углублённом уровне научится:
-раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной
картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между
химией и другими естественными науками;
-иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии
как науки на различных исторических этапах ее развития;
-устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов
химических элементов и периодическим изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии с положением химических
элементов в периодической системе;
-анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения
основных
соединений

химических
А.М.

теорий:

Бутлерова,

химического
строения

строения

атома,

электролитической диссоциации кислот и оснований;

органических

химической

связи,

-устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и
его составом и строением;
-применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
-составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и
органических веществ как носителей информации о строении вещества, его
свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
-объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной
(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью
определения химической активности веществ;
-характеризовать физические свойства неорганических и органических
веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
-приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
химические свойства неорганических и органических веществ изученных
классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
-определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции
и прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе
типа химической связи и активности реагентов;
-устанавливать

зависимость

реакционной

способности

органических

соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью
прогнозирования продуктов реакции;
-устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
-устанавливать генетическую связь между классами неорганических и
органических веществ для обоснования принципиальной возможности
получения неорганических и органических соединений заданного состава и
строения;

-подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих
реализовать лабораторные и промышленные способы получения важнейших
неорганических и органических веществ;
-определять характер среды в результате гидролиза неорганических и
органических веществ

и приводить

примеры гидролиза веществ в

повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и
промышленности;
-обосновывать практическое использование неорганических и органических
веществ и их реакций в промышленности и быту;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению
неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам
соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с
химическими веществами и лабораторным оборудованием;
-проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций:
нахождение молекулярной формулы органического вещества по его
плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам

сгорания;

расчеты

массовой

доли

(массы)

химического

соединения в смеси; расчеты массы 5 (объема, количества вещества)
продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты
объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты массы
(объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано
в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
-использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование
химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских
задач

по

изучению

свойств,

способов

получения

и

распознавания

органических веществ;
-владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;

-осуществлять

поиск

химической

информации

по

названиям,

идентификаторам, структурным формулам веществ;
-критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
-устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний;
-представлять

пути

человечеством,

и

решения

глобальных

перспективных

проблем,

направлений

стоящих

развития

перед

химических

технологий, в том числе технологий современных материалов с различной
функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и
утилизации промышленных и бытовых отходов.
Ученик на углубленном уровне получит возможность научиться:
-формулировать

цель

исследования,

выдвигать

и

проверять

экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их
состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
-самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с
соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным
оборудованием;
-интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с
помощью современных физико-химических методов;
-описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантовомеханических представлений о строении атома для объяснения результатов
спектрального анализа веществ;
-характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и
нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;

-прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных
реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов.
-иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии
как науки на различных исторических этапах ее развития;
-использовать методы научного познания при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и
распознавания органических веществ;
-устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических
соединений заданного состава и строения;
-устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических
реакций;
-использовать

приобретённые

знания

для

экологически

грамотного

поведения в окружающей среде;
-использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания веществ;
-объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
-осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
-создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
понимать

необходимость

соблюдения

предписаний,

предлагаемых

инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

в

Содержание учебного предмета.
Раздел I. Теоретические основы органической химии (32.ч)
Тема 1. Введение в органическую химию (6 ч.)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии.
Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История
зарождения и развития химии. Отличительные признаки органических
веществ. История зарождения и развития химии.
Тема 2. Теория строения органических соединений (6 ч.)
Теория

химического

строения A.M.

Бутлерова:

основные

понятия,

положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе
электронной

теории

строения атома. Современные

строении органических соединений.

Изомеры.

Эмпирические, структурные,

формулы.

органических

электронные

соединений. Жизнь,

представления

о

Изомерия.
Модели

молекул

научная

и

общественная деятельность A.M. Бутлерова.
Тема 3. Особенности строения и свойств органических соединений. Их
классификация (12 ч.)
Электронное и пространственное строение органических соединений.
Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных
орбиталей атомов углерода. Типы гибридизации атомных орбиталей
углерода. Простая

и

кратная

ковалентные

связи.

Классификация

и

номенклатура органических соединений. Механизм образования ковалентной
связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы
исследования органических соединений.
Демонстрации. Модели органических молекул.
Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания
реакций органических соединений (8 ч.)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные
системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности

протекания реакций

органических соединений.

Типы

разрыва

ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.
Раздел II. Классы органических соединений (94 ч.)
Тема 5. Углеводороды (33 ч.)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. номенклатура и
изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры
(конформация). Физические

свойства

горение, галогенирование,

алканов.

Химические

термическое

свойства:

разложение,

изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение
алканов и их производных. Экологическая роль галогепопроизводпых
алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства,
распространение

в

природе. Химические свойства. Конформация

циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной
цепи,

положения

Химические

кратной

свойства:

полимеризации. Правило

связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура.
реакция

окисления,

присоединения,

В.В.Марковникова. Полиэтилен.

Способы

получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции
присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук.
Синтетический каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции
присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение,
физические

свойства,

энергия. Химические

изомерия,
свойства:

номенклатура. Резонансная
реакции

галогенирования,

нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном),
присоединения, окисления. Особенности

химических

свойств

гомологов

бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой

цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его
гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Генетическая

связь

углеводородов. Применение

углеводородов.

Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Демонстрации. 1. Составление моделей молекул алканов. 2. Бромирование
гексана на свету. 3. Горение метана, этилена, ацетилена. 4. Отношение
метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и
бромной воде. 5. Получение этилена реакцией дегидратации этанола. 6.
Получение ацетилена гидролизом карбида кальция. 7. Окисление толуола
раствором перманганата калия. 8. Получение стирола деполимеризацией
полистирола и испытание его отношения к раствору перманганата калия.
Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов (9 ч.)
Галогенопроизводные

предельных

углеводородов

(галогеноалканы).

Строение, номенклатура, и изомерия. Физические и химические свойства
галогеноалканов. Применение. Галогеноалканы.
Тема 7. Спирты. Фенолы (15 ч.)
Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные
одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства.
Водородная

связь.

Химические

свойства. Важнейшие

представители

одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение
спиртов.

Простые

образовывать

эфиры. Состав,

с

воздухом

физические
взрывчатые

свойства,

способность

смеси,

применение,

получение. Диэтиловый эфир.
Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Многоатомные

спирты. Этиленгликоль

строение, водородная

связь. Физические

и
и

глицерин.

Состав,

химические

свойства.

Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства.
Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Тема 8. Альдегиды и кетоны (7 ч.)

Альдегиды. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных
альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства:
реакции

окисления,

присоединения,

поликонденсации. Качественные

реакции. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин представитель

непредельных

альдегидов.

Кетоны. Ацетон:

строение,

физические свойства, получение, применение. Изомерия.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Тема 9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (17 ч.)
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные
насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура,
строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические
свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства,
применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о
распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении.
Мыла. Омыление.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая
кислоты. Состав,

строение, распространение

в

природе. Реакции

гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах:
щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические
свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об
ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические
свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции
этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и
применение. Эфирные масла.
Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с этанолом. 2. Окисление этанола
оксидом меди (II). 3. Горение этанола. 4. Взаимодействие трет-бутилового
спирта с соляной кисло той. 5. Иодоформная реакция. 6. Определение

альдегидов при помощи качественных реакций. 7. Окисление альдегидов
перманганатом калия.
Лабораторные опыты. 1. Свойства этилового спирта. 2. Свойства
глицерина. 3. Свойства фенола. 4. Свойства формалина. 5. Свойства уксусной
кислоты. 6. Соли карбоновых кислот.
Тема 10. Азотсодержащие соединения (13 ч.)
Амины. Классификация,

состав, изомерия и номенклатура. Гомологический

ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение.
Анилин —

представитель ароматических аминов.

Строение

молекулы.

Физические и химические свойства аминов. Реакции окисления аминов.
Применение и получение.
Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав ,
строение молекул.
Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Демонстрации. 1. Основные свойства аминов. 2. Качественные реакции на
анилин.

3.

Анилиновые

красители.

4.

Образцы

гетероциклических

соединений.
Раздел III. Вещества живых клеток (27 ч.)
Тема 11. Жиры (3 ч.)
Классификация жиров. Жиры – триглицериды: состав, физические и
химические

свойства

жиров.

Классификация

жиров.

Промышленный

гидролиз жиров.
Тема 12.Углеводы (9 ч.)
Классификация

углеводов. Образование

фотосинтеза. Глобальный

характер

углеводов

фотосинтеза.

Роль

в

процессе

углеводов

в

метаболизме живых организмов.
Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и
циклические

формы. Таутомерия.

Химические

свойства. Природные

источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в
организме человека.

Сахароза. Нахождение

в

природе.

Биологическое

значение.

Состав.

Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз
сахарозы.
Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение.
Декстрины. Гликоген. Пектин.
Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение
в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и
свойства. Применение. Пироксилин. Хитин. Краткие сведения о некоторых
моно- и олигосахаридах.
Тема 13. Аминокислоты. Пептиды. Белки (10 ч.)
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению
аминогруппы

и

оптическая

изомерия.

Гомологический

ряд

аминокислот. Образование биполярного иона. Аминокислоты, входящие в
состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные
аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций.
Распространение в

природе.

Применение

и

получение

аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их
биологическая

роль.

Названия полипептидов.

Гормоны

(инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению.
Пространственное строение. Четвертичная, структура. Физические свойства.
Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа
концевых

групп). Характеристика

связей,

поддерживающих

эти

структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные
реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков. Метод твердофазного синтеза
пептида Б. Меррифилда. Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген. Единство
биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Демонстрации. 1. Растворимость углеводов в воде и этаноле. 2. Образцы
аминокислот.

Лабораторные опыты. 1. Свойства глюкозы. 2. Определение крахмала в
продуктах питания. 3. Жиры и их свойства.4. Цветные реакции белков.
Тема 14. Нуклеиновые кислоты (5 ч.)
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их
местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение
молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип
комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация
ДНК.

Роль

нуклеиновых

кислот

в

биосинтезе

белка.

Матричные,

рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный
генетический код.
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (22ч.)
Тема 15. Природные источники углеводородов (7 ч.)
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка.
Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.
Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из
угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в
промышленности.
Тема 16 Полимеры и полимерные материалы (9 ч.)
Общие

понятия

полимер,

о

синтетических

макромолекула,

полимеризации,

высокомолекулярных

мономер,

геометрическая

форма

структурное

соединениях:

звено,

макромолекул.

степень

Физические

и

химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции
полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации.
Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.
Синтетические

волокна:

ацетатное

волокно,

лавсан и капрон;

пластмассы: полиэтилен, полистирол.
Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого
экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки. Клеи. Красители. Органические
красители.

Демонстрации.

1.

Образцы

пластиков.

2.

Коллекция

волокон.

3.

Поликонденсация этиленгликоля с терефталевой кислотой.
Лабораторные опыты. Отношение синтетических волокон к растворам
кислот и щелочей.
Тема 17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических
веществ (6 ч.)
Экология.

Понятие

о

химической

экологии.

Химические

отходы.

Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую
среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная
наука, изучающая состояние окружающей среды. Меры предотвращения
экологических последствий.
Повторение и обобщение 3 часа.
№
1.

Перечень практических работ
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических
веществах.

2.

Получение этилена и изучение его свойств.

3.

Изучение свойств спиртов. Качественные реакции.

4.

Получение муравьиной кислоты и изучение её свойств.

5.

Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.

6.

Синтез этилацетата.

7.

Исследования свойств анилина.

8.

Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства
изученных органических веществ и качественные реакции на них».

9.

Получение мыла из жиров.

10.

Свойства углеводов. Качественные реакции на углеводы.

11.

Приготовление растворов белков и изучение их свойств.

12.

Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».

13.

Распознавание пластмасс.

14.

Распознавание волокон.

Тематическое планирование

1 полугодие (80 ч.)
Раздел I. Теоретические основы органической химии (32.ч)
Тема 1. Введение в органическую химию (6 ч.)
1

1.Предмет и значение органической химии.

1

2

2.История зарождения и развития органической химии.

1

3

3.Отличительные признаки органических соединений.

1

4

4.Причины многообразия органических соединений.

1

5

5.Практическая работа №.1. Качественное определение углерода, 1
водорода и хлора в органических веществах.

6

6.Решение задач на вывод формул органических веществ по 1
продуктам их сгорания.
Тема 2. Теория строения органических соединений (6 ч.)

7

1.Предпосылки

возникновения

теории

химического

строения 1

веществ.
8

2.Основные положения и следствия теории химического строения 1
А.М. Бутлерова.

9

3.Развитие

теории

химического

строения.

Современные 1

представления о строении органических соединений. Изомерия.
10

4.Виды изомерии.

1

11

5.Составление структурных формул изомеров.

1

12

6.Жизнь, научная и общественная деятельность А.М.Бутлерова.

1

Тема

3.

Особенности

строения

и

свойств

органических

соединений. Их классификация (12 ч.)
13

1.Состояние электронов в атоме.

1

14

2.Составление электронных формул и схем атомов.

1

15

3.Валентное состояние атомов химических элементов.

1

16

4.Развитие теоретических представлений об электронном строении 1
органических соединений. Характеристики ковалентной связи.

17

5.Развитие теоретических представлений о пространственном 1
строении

органических

соединений.

Гибридизация

атомных

орбиталей.
18

6.Классификация органических соединений.

1

19

7.Номенклатура органических соединений.

1

20

8.Изомеры. Составление структурных формул, названий веществ, 1
классификация веществ.

21

9.Методы исследования органических соединений.

1

22

10.Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества 1
по известным массовым долям элементов.

23

11.Обобщение знаний по теме.

1

24

12.Зачетное занятие по теме.

1

Тема 4. Теоретические основы, механизмы и закономерности
протекания реакций органических соединений (8 ч.)
25

1.Теоретические основы протекания органических реакций.

1

26

2.Катализаторы. Виды катализа.

1

27

3.Особенности органических реакций. Понятие о механизмах 1
реакций.

28

4.Радикальный и ионный разрыв ковалентной связи.

1

29

5.Классификация органических реакций по механизму протекания.

1

30

6.Классификация

органических

реакций

по

направлению

и 1

конечному результату.

31

7.Обобщение знаний по темам 1–4.

1

32

8.Контрольная работа № 1.

1

Раздел II. Классы органических соединений (94 ч.)
Тема 5. Углеводороды (33 ч.)
33

1.Предельные

углеводороды.

Строение

молекул

алканов. 1

Гомологический ряд алканов.
34

2.Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры 1
(конформация).

35

3.Номенклатура и изомерия алканов.

1

36

4.Физические и химические свойства алканов.

1

37

5.Получение и применение алканов.

1

38

6.Строение

молекул

циклоалканов,

физические

свойства, 1

конформация циклоалканов.
39

7.Химические свойства циклоалканов. Применение.

1

40

8.Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры.

1

41

9.Строение молекул алкенов. Изомерия. Номенклатура алкенов.

1

42

10.Физические свойства и применение алкенов .

1

43

11.Химические свойства алкенов. Правило В.В. Марковникова.

1

44

12.Способы получения алкенов. Применение алкенов.

1

45

13.Практическая работа № 2. Получение этилена и изучение его 1
свойств.

46

14.Алкадиены. Строение молекул. Номенклатура.

1

47

15.Физические и химические свойства алкадиенов.

1

48

16.Природный и синтетический каучуки. Резина.

1

49

17.Алкины. Строение молекул. Изомерия и номенклатура.

1

50

18.Физические и химические свойства ацетилена.

1

51

19.Получение и применение алкинов.

1

52

20.Обобщение

знаний

о

предельных

и

непредельных 1

углеводородах.
53

21.Решение расчетных задач на вычисления по уравнениям 1
химических реакций.

54

22.Ароматические углеводороды (арены). Бензол.

1

55

23.Строение молекулы бензола.

1

56

24.Физические и химические свойства бензола.

1

57

25.Гомологи бензола. Изомерия и номенклатура.

1

58

26.Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.

1

59

27.Химические свойства гомологов бензола.

1

60

28.Применение бензола и его гомологов.

1

61

29.Генетическая связь углеводородов.

1

62

30.Обобщение знаний по теме «Углеводороды».

1

63

31.Решение задач на вычисления по химическим уравнениям с 1
использованием

понятий

«объёмные

отношения

газов»,

«относительная плотность газов».
64

32.Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества.

1

65

33.Зачет по теме «Углеводороды».

1

Тема 6. Галогенопроизводные углеводородов (9 ч.)
66

1.Функциональные производные углеводородов.

1

67

2.Галогеноалканы. Строение, номенклатура и изомерия.

1

68

3.Физические и химические свойства галогеноалканов.

69

4.Галогеноалканы.

Экологическая

роль

1

галогенопроизводных 1

алканов.
70

5.Галогеналкены.

71

6.Применение

1
галогенопроизводных.

Синтезы

на

основе 1

алкилгалогенидов.
72

7.Обобщение знаний по темам 5, 6.

1

73

8.Решение расчётных задач.

1

74

9.Контрольная работа № 2.

1

Тема 7. Спирты. Фенолы (15 ч.)
75

1.Понятие о спиртах. Классификация, номенклатура и изомерия 1
спиртов.

76

2.Изомерия одноатомных спиртов.

1

77

3.Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов.

1

78

4.Строение молекулы, физические свойства спиртов.

1

79

5.Химические свойства одноатомных спиртов.

1

80

6.Получение и применение предельных одноатомных спиртов.

1

2 полугодие (95 ч.)
81

7.Практическая

работа

№

3.

Изучение

свойств

спиртов. 1

Качественные реакции.
82

8.Простые эфиры.

1

83

9.Многоатомные спирты.

1

84

10.Защита проектов на тему «Спирты в природе и жизни человека». 1

85

11.Защита проектов на тему «Спирты в природе и жизни человека». 1

86

12.Фенолы. Состав, строение. Физические свойства.

1

87

13.Химические свойства фенола. Получение, применение.

1

88

14.Генетическая связь изученных классов соединений.

1

89

15.Решение расчетных задач на вычисление массы (количества 1
вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного
вещества, содержащего определённую долю примесей.
8. Альдегиды и кетоны (7 ч.)

90

1.Альдегиды. Состав, номенклатура, классификация, изомерия.

1

91

2.Особенности электронного строения альдегидов.

1

92

3.Физические и химические свойства альдегидов.

1

93

4.Важнейшие

представители

альдегидов.

Формальдегид. 1

Ацетальдегид.
94

5.Получение и применение альдегидов.

1

95

6.Кетоны. Свойства, получение и применение.

1

96

7.Обобщение по теме «Альдегиды и кетоны».

1

9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (17 ч.)
97

1.Понятие о карбоновых кислотах. Классификация карбоновых 1
кислот.

98

2.Предельные

однооснóвные

карбоновые

кислоты.

Состав, 1

номенклатура, распространение в природе, физические свойства.
99

3.Химические свойства предельных однооснóвных карбоновых 1
кислот.

100

4.Получение карбоновых кислот.

1

101

5.Практическая работа № 4. Получение муравьиной кислоты и 1
изучение её свойств.

102

6.Отдельные представители однооснóвных предельных карбоновых 1
кислот.

103

7.Мыла. Омыление.

1

104

8.Непредельные однооснóвные карбоновые кислоты.

1

105

9.Отдельные представители двухосновных, ароматических и прочих 1
карбоновых кислот.

106

10.Практическая работа №5. Получение уксусной кислоты и 1
изучение её свойств.

107

11.Решение

экспериментальных

задач

по

теме 1

«Кислородсодержащие соединения».
108

12.Сложные эфиры карбоновых кислот.

1

109

13.Практическая работа № 6. Синтез этилацетата.

1

110

14.Генетическая связь изученных классов соединений.

1

111

15.Решение расчётных задач на вычисления по химическим 1
уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.

112

16.Обобщение знаний по темам 7–9.

1

113

17.Контрольная работа № 3.

1

Азотсодержащие соединения (13 ч.)
114

1.Амины, состав, классификация. Изомерия, номенклатура.

1

115

2.Строение и химические свойства аминов.

1

116

3.Получение и применение важнейших алифатических аминов.

1

117

4.Анилин – представитель ароматических аминов.

1

118

5.Применение и получение анилина.

1

119

6.Практическая работа №7. Исследования свойств анилина.

1

120

7.Амиды кислот. Получение, физические и химические свойства.

1

121

8.Гетероциклические соединения.

1

122

9.Пиримидиновые и пуриновые основания.

1

123

10.Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека. Защита 1
проектов по теме.

124

11.Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач по 1
теме «Характерные свойства изученных органических веществ и
качественные реакции на них».

125

12.Обобщение знаний по теме 10.

1

126

13.Зачетный урок по теме «Азотсодержащие соединения».

1

Раздел III. Вещества живых клеток (27 ч.)
11. Жиры (3 ч.)
127

1.Жиры — триглицериды: состав, строение, свойства.

1

128

2.Жиры в жизни человека и человечества. Защита проектов.

1

129

3.Практическая работа № 9. Получение мыла из жиров.

1

12. Углеводы (9 ч.)
130

1.Понятие об углеводах. Процесс фотосинтеза.

1

131

2.Глюкоза. Строение молекулы.

1

132

3.Свойства и применение глюкозы.

1

133

4.Превращения глюкозы в организме человека. Защита проектов.

1

134

5.Отдельные представители моно- и олигосахаридов.

1

135

6.Сахароза. Крахмал. Гликоген.

1

136

7.Практическая работа

№10. Свойства углеводов. Качественные 1

реакции на углеводы.
137

8.Целлюлоза. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Применение.

1

138

9.Обобщение по теме «Углеводы».

1

13. Аминокислоты. Пептиды. Белки (10 ч.)
139

1.Аминокислоты. Состав, строение, изомерия.

1

140

2.Физические и химические свойства аминокислот.

1

141

3.Распространение аминокислот в природе, их получение и 1
применение.

142

4.Пептиды

и

полипептиды.

Нахождение

в

природе

и

их 1

биологическая роль.
143

5.Белки. Состав, строение.

1

144

6.Физико-химические свойства белков.

1

145

7.Практическая работа № 11. Приготовление растворов белков и 1
изучение их свойств.

146

8.Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.

147

9.Практическая работа № 12. Решение экспериментальных задач по 1
теме «Вещества живых клеток».

1

148

1

10.Обобщение знаний по теме «Вещества живых клеток».
14. Нуклеиновые кислоты (5 ч.)

149

1.Нуклеиновые кислоты — биополимеры.

1

150

2.Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка.

1

151

3.История открытия ДНК.

1

152

4.Обобщение знаний по темам 11–14.

1

153

5.Контрольная работа № 4.

1

Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (22 ч.)
15. Природные источники углеводородов (7 ч.)
154

1.Нефть и продукты её переработки.

1

155

2.Коксохимическое производство.

1

156

3.Природный и попутный нефтяной газы.

1

157

4.Промышленный органический синтез.

1

158

5.Синтез метанола и этанола.

1

159

6.Производство уксусной кислоты.

1

160

7.Обобщение

знаний

по

теме

«Природные

источники 1

углеводородов».
16. Полимеры и полимерные материалы (9 ч.)
161

1.Общие

понятия

о

синтетических

высокомолекулярных 1

соединениях.
162

2.Механизм реакции полимеризации. Реакция поликонденсации.

1

163

3.Пластмассы.

1

164

4.Синтетические каучуки.

1

165

5.Синтетические волокна.

1

166

5.Практическая работа № 13. Распознавание пластмасс.

1

167

7.Практическая работа № 14. Распознавание волокон.

1

168

8.Понятие о композиционных материалах.

1

169

9.Обобщение по теме «Полимеры и полимерные материалы».

1

17. Защита окружающей среды от воздействия вредных
органических веществ (6 ч.)
170

1.Понятие о химической экологии.

171

2.Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей 1

1

среды.
172

3.Влияние на окружающую среду производных углеводородов.

1

173

4.Обобщение знаний по темам 15–17.

1

174

5.Защита проектов по теме.

1

175

6.Решение расчетных задач.

1

ИТОГО:175 из них 55 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 21-39-16

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».