Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ
общего образования;
программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия
№3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
основная образовательная программа МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
учебный план МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
положение о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ».
Методическое пособие
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций /[М.В.
Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В.Майсак]. – (3-е изд. – М. Просвещение, 2021.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие /Л.Е. Спиридонова, Б.А.
Комаров, О.В. Стацунова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2020.
Общее количество часов – 35 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе.
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Срок реализации – 1,5 года.
Рабочая программа разработана Цыденовой Л. Н. для 10-11 классов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая
программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов курса
«Индивидуальный проект» и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего
общего образования.
Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму
организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и
индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования. Основная функция
данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также исследовательской
компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с
интересами и склонностями учащегося. Учебная дисциплина «Индивидуальный учебный проект» входит
в состав обязательной предметной области предлагаемая общеобразовательным
общеобразовательного цикла ФГОС среднего общего образования.
учреждением
Цели и задачи курса:
– систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности
через овладение основными понятиями;
– сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы;
– развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
– совершенствовать умение поиска информации из разных источников;
– формировать культуру публичного выступления;
– оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ,
проектов и подготовке выступлений на научно-практических конференциях;
– совершенствовать общественно-практическую активность обучающихся;
– способствовать развитию творческой активности личности обучающихся;
– содействовать профессиональному самоопределению обучающихся;
– выделять основных этапов написания выпускной квалификационной работы;
– систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты курсовой, дипломной
работы;
– работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать,
оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
– выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам
исследования;
– оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной
работы;
– описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
– оформлять результаты исследования.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской,
проектной деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение,
правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты:
овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности;
овладение умениями согласования процедур совместного действия;
овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического
мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретѐнных
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов
исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта;
способность разрабатывать структуру конкретного проекта;
владение умением определять методологию исследовательской деятельности;
владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию;
владение умением проводить исследования;
владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы;
способность представлять результаты исследования в форме презентации.
Содержание тем учебного курса
Номер раздела
Тема
Объем часов
Раздел 1.
Культура исследования и проектирования
10
Раздел 2.
Самоопределение
5
Раздел 3.
Замысел проекта
5
Раздел 4.
Условия реализации проекта
5
Раздел 5.
Трудности реализации проекта
9
Раздел 6.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных
4
исследовательских работ
Раздел 7.
Дополнительные возможности улучшения проекта
4
Раздел 8.
Презентация и защита индивидуального проекта
9
Итого: 52 часа, их них на реализацию рабочей программы по воспитанию 22 часа
10 класс
Введение
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология
проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.
Научные школы. Методология и технология проектной деятельности.
Раздел 1. Культура исследования и проектирования (10 ч)
Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта, курсовой работы. Проектный замысел.
Структура проектов, курсовых и исследовательских работ.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения
его структуры.
Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Виды
проектов
информационный,
(инновационный,
творческий,
конструкторский,
социальный,
прикладной).
исследовательский,
Проект
Столыпина.
инженерный,
Техническое
проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живѐм. Волонтерские
проекты и сообщества.
Способы получения и обработки информации. Использование информационных технологий при
создании проектного продукта. Анализируем проекты сверстников. Анализируем проекты сверстников:
возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта.
Раздел 2. Самоопределение (5 ч)
Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов,
исследовательских работ.
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию?
Знакомимся с проектным движением. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта или исследования.
Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Раздел 3. Замысел проекта (5 ч)
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к
действию?
Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели
проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Раздел 4. Условия реализации проекта (5 ч)
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в
сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с
каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания,
периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов .
Источники финансирования проекта. Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации
проекта. Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад каждого
участника. Представление и оценивание проектного продукта.
Раздел 5. Трудности реализации проекта (9 ч)
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта.
Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы,
выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности.
11 класс
Введение (1 ч)
Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с
учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс. Практическая часть. Анализ
реализованных и запланированных проектов. Проблемы и решения.
Раздел 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениваем проекты
сверстников.
Раздел 6. Дополнительные возможности улучшения проекта (4 ч)
Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые
формы проектов. Использование видеороликов в продвижении проекта.
Раздел 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ (4 ч)
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при
публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного
выступления.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в
сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по
проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление
завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив
проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной
защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки
монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада.
Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч)
Публичная
защита
результатов
индивидуального прогресса проектантов.
проектной
деятельности.
Экспертиза
проектов.
Оценка
Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
Календарно-тематическое планирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 10 класс
№
Дата
План
Тема урока
Факт
10 КЛАСС
Культура исследования и проектирования (10 часов)
1.
Культура исследования и проектирования
2.
Цели и задачи изучения дисциплины, проектирование в профессиональной
деятельности. Понятие проекта, его типы и виды. Особенности индивидуального
проекта.
3.
Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование
образа будущего.
4.
Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский,
инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной). Проект
Столыпина.
5.
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
6.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живѐм.
Волонтерские проекты и сообщества.
7.
Способы получения и обработки информации. Использование информационных
технологий при создании проектного продукта.
8.
Анализируем проекты сверстников.
9.
. Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для
междисциплинарных проектов.
10.
Исследование как элемент проекта.
Самоопределение (5 часов)
11.
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
12.
Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
13.
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
14.
Знакомимся с проектным движением.
15.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или
исследования
Замысел проекта (5 часов)
16.
Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
17.
Формулирование цели проекта.
18.
Целеполагание. Постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
19.
Роль акции в реализации проектов.
20.
Поиск недостающей информации.
Условия реализации проекта (5 часов)
21.
Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта.
22.
Источники финансирования проекта.
23.
Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад
каждого участника.
24.
Представление и оценивание проектного продукта
25.
Модели управления проектами. Защита первого проекта.
Трудности реализации проекта (9 часов)
Работа над проектом. 4 ч
26.
27.
28.
29.
Защита первого проекта. Анализ проектов сверстников. 4 ч
30.
31.
32.
33.
34.
Календарно-тематическое планирование
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 11 класс
№
Дата
План
Тема урока
Факт
11 КЛАСС
4 часа
1.
Учебные задачи, реализованные в исследовательском проекте. Переход от замысла
к реализации проекта
2.
Риски проекта.
3.
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке
пластика».
4.
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектов
сверстников.
Трудности реализации проекта (4 часа)
5.
Позиция эксперта
6.
Критерии анализа и оценивания проектной работы.
7.
Оцениваем проекты сверстников.
8.
Оценка начального этапа исследования.
Дополнительные возможности улучшения проекта (4 часа)
9.
Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру.
10.
Опросы как эффективный инструмент проектирования.
11.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование
видеороликов в продвижении проекта.
12.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской
деятельности.
Презентация и защита индивидуального проекта (5 часов)
13.
Оформление собственного проекта. Применение информационных технологий в
исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Библиография,
справочная литература, каталоги. Составление архива проекта: электронный
вариант. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения.
14.
Главные предпосылки успеха публичного выступления. Публичное выступление.
Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на
незапланированные вопросы.
15.
Презентация и защита проекта. Публичная защита результатов проектной
деятельности.
16.
Подготовка авторского доклада. Оценка индивидуального прогресса. Рефлексия
проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов.
17.
Презентация и защита проекта.