Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; примерная основная образовательная программа среднего общего образования; федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования; программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; основная образовательная программа МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; учебный план МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; положение о рабочей программе МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ». Методическое пособие Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций /[М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В.Майсак]. – (3-е изд. – М. Просвещение, 2021. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 классы. Учебное пособие /Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Стацунова. – Санкт-Петербург: КАРО, 2020. Общее количество часов – 35 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю. Срок реализации – 1,5 года. Рабочая программа разработана Цыденовой Л. Н. для 10-11 классов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов курса «Индивидуальный проект» и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания среднего общего образования. Учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования. Основная функция данной формы деятельности – это развитие метапредметных умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями учащегося. Учебная дисциплина «Индивидуальный учебный проект» входит в состав обязательной предметной области предлагаемая общеобразовательным общеобразовательного цикла ФГОС среднего общего образования. учреждением Цели и задачи курса: – систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности через овладение основными понятиями; – сформировать основы практических умений организации научно - исследовательской работы; – развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования; – совершенствовать умение поиска информации из разных источников; – формировать культуру публичного выступления; – оказать методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ, проектов и подготовке выступлений на научно-практических конференциях; – совершенствовать общественно-практическую активность обучающихся; – способствовать развитию творческой активности личности обучающихся; – содействовать профессиональному самоопределению обучающихся; – выделять основных этапов написания выпускной квалификационной работы; – систематизировать представление обучающихся о процедуре защиты курсовой, дипломной работы; – работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; – выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; – оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; – описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты; – оформлять результаты исследования. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты: постижение мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; освоение основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; овладение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; осознание выбранной профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты: овладение умением самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; овладение умением продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; овладение умениями согласования процедур совместного действия; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; овладение умениями использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; овладение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: владение навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; владение навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; способность применять теоретические знания при выборе темы и разработке проекта; способность разрабатывать структуру конкретного проекта; владение умением определять методологию исследовательской деятельности; владение умением использовать справочную нормативную, правовую документацию; владение умением проводить исследования; владение знаниями оформлять библиографию, цитаты, ссылки, чертежи, схемы формулы; способность представлять результаты исследования в форме презентации. Содержание тем учебного курса Номер раздела Тема Объем часов Раздел 1. Культура исследования и проектирования 10 Раздел 2. Самоопределение 5 Раздел 3. Замысел проекта 5 Раздел 4. Условия реализации проекта 5 Раздел 5. Трудности реализации проекта 9 Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных 4 исследовательских работ Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта 4 Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта 9 Итого: 52 часа, их них на реализацию рабочей программы по воспитанию 22 часа 10 класс Введение Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура». Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Раздел 1. Культура исследования и проектирования (10 ч) Инициализация проекта, курсовой работы, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, курсовой работы. Проектный замысел. Структура проектов, курсовых и исследовательских работ. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. Виды проектов информационный, (инновационный, творческий, конструкторский, социальный, прикладной). исследовательский, Проект Столыпина. инженерный, Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живѐм. Волонтерские проекты и сообщества. Способы получения и обработки информации. Использование информационных технологий при создании проектного продукта. Анализируем проекты сверстников. Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта. Раздел 2. Самоопределение (5 ч) Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ, проектов, исследовательских работ. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Знакомимся с проектным движением. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Раздел 3. Замысел проекта (5 ч) Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта. Роль акции в реализации проектов. Раздел 4. Условия реализации проекта (5 ч) Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов . Источники финансирования проекта. Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта. Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Представление и оценивание проектного продукта. Раздел 5. Трудности реализации проекта (9 ч) Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно - ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. 11 класс Введение (1 ч) Анализ итогов проектов 10 класса. Анализ достижений и недостатков. Корректировка проекта с учетом рекомендаций. Планирование деятельности по проекту на 11 класс. Практическая часть. Анализ реализованных и запланированных проектов. Проблемы и решения. Раздел 5. Трудности реализации проекта (4 ч) Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениваем проекты сверстников. Раздел 6. Дополнительные возможности улучшения проекта (4 ч) Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеороликов в продвижении проекта. Раздел 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ (4 ч) Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов по проектной работе. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Управление завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Архив проекта. Составление архива проекта: электронный вариант. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Публичное выступление на трибуне и личность. Подготовка авторского доклада. Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) Публичная защита результатов индивидуального прогресса проектантов. проектной деятельности. Экспертиза проектов. Оценка Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов. Календарно-тематическое планирование ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 10 класс № Дата План Тема урока Факт 10 КЛАСС Культура исследования и проектирования (10 часов) 1. Культура исследования и проектирования 2. Цели и задачи изучения дисциплины, проектирование в профессиональной деятельности. Понятие проекта, его типы и виды. Особенности индивидуального проекта. 3. Учимся анализировать проекты. Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. 4. Виды проектов (инновационный, конструкторский, исследовательский, инженерный, информационный, творческий, социальный, прикладной). Проект Столыпина. 5. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. 6. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живѐм. Волонтерские проекты и сообщества. 7. Способы получения и обработки информации. Использование информационных технологий при создании проектного продукта. 8. Анализируем проекты сверстников. 9. . Анализируем проекты сверстников: возможности ИТ-технологий для междисциплинарных проектов. 10. Исследование как элемент проекта. Самоопределение (5 часов) 11. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. 12. Создаем элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. 13. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? 14. Знакомимся с проектным движением. 15. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования Замысел проекта (5 часов) 16. Понятие «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. 17. Формулирование цели проекта. 18. Целеполагание. Постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. 19. Роль акции в реализации проектов. 20. Поиск недостающей информации. Условия реализации проекта (5 часов) 21. Планирование действий – шаг за шагом по пути реализации проекта. 22. Источники финансирования проекта. 23. Сторонники и команда проекта. Как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. 24. Представление и оценивание проектного продукта 25. Модели управления проектами. Защита первого проекта. Трудности реализации проекта (9 часов) Работа над проектом. 4 ч 26. 27. 28. 29. Защита первого проекта. Анализ проектов сверстников. 4 ч 30. 31. 32. 33. 34. Календарно-тематическое планирование ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ, 11 класс № Дата План Тема урока Факт 11 КЛАСС 4 часа 1. Учебные задачи, реализованные в исследовательском проекте. Переход от замысла к реализации проекта 2. Риски проекта. 3. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». 4. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников. Трудности реализации проекта (4 часа) 5. Позиция эксперта 6. Критерии анализа и оценивания проектной работы. 7. Оцениваем проекты сверстников. 8. Оценка начального этапа исследования. Дополнительные возможности улучшения проекта (4 часа) 9. Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру. 10. Опросы как эффективный инструмент проектирования. 11. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеороликов в продвижении проекта. 12. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Презентация и защита индивидуального проекта (5 часов) 13. Оформление собственного проекта. Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Библиография, справочная литература, каталоги. Составление архива проекта: электронный вариант. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. 14. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Публичное выступление. Навыки монологической речи. Аргументирующая речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. 15. Презентация и защита проекта. Публичная защита результатов проектной деятельности. 16. Подготовка авторского доклада. Оценка индивидуального прогресса. Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование осуществления проектов. 17. Презентация и защита проекта.