Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
в 3 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе
соответствует:
-
федеральному образовательному стандарту начального общего образования с
изменениями и дополнениями;
- основной образовательной программе начального общего образования;
- авторской программе под редакцией Б.М. Неменского;
- основной образовательной программе начального общего образования ( 1-4 классы)
МАОУ "Лингвистическая гимназия №3";
- учебному плану МАОУ "Лингвистическая гимназия №3" на 2020-2021 уч.год;
- учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России»;
- положению о рабочей программе учителя МАОУ "Лингвистическая гимназия №3".
- программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «
Лингвистическая гимназия №3 г. Улан – Удэ», которая разработана в соответствии с
методическими рекомендациями « Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г.
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная
рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и
предметных результатов школьного курса по изобразительному искусству и
реализацию модуля « Школьный урок» программы воспитания начального общего
образования.
Личностные результаты
В ценностно - эстетической сфере у третьеклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе,
людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у третьеклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
В трудовой сфере у третьеклассника будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство,
художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или
их украшения.
Метапредметные результаты
У третьеклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и
выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла;
- способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников.
Предметные результаты
У третьеклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в
команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения
общего замысла.
Содержание учебного предмета
Искусство и ты
Как и чем работает художник?
Три основные краски – красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе
(обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли,
настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на
уроках изобразительного искусства и технологии. На этих можно предлагать
нарисовать или сделать поделку дорогое сердцу место из окрестностей, выучить
стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы
показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных
просторов и творчества художников. По теме «Рисуем или лепим животных»
предложить нарисовать или слепить животных края, вспомнить и назвать их. При
составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем человека»
предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака или северную
красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать
пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателейземляков. Предлагать экскурсии в лес; наблюдения и выбор темы для рисунка;
посещение выставок местных художников, можно заочные.
В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются
ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается
любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие
учащихся начальной школы.
Тематическое планирование
№ Тема урока
Кол- во часов
1
Чем и как работают художники?
(8 ч)
2
Мы изображаем, украшаем,
(7 ч)
строим
3
О чём говорит искусство?
(11 ч)
4
Как говорит искусство?
(8 ч)
5
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование
№.
Тема урока
Основные виды деятельности
п/п
Понятия
учащихся
Чем и как работают художники?- 8 ч
1
Три основных цвета.
Наблюдать цветовые сочетания в
Живопись
природе; смешивать краски (прием
основные и
«живая краска»); овладевать
составные
первичными живописными
цвета
навыками.
2
Белая и черная
краски.
Сравнивать и различать темные и
акварельные
светлые оттенки цвета и тона;
краски,
смешивать цветные краски с белой и
темпера,
черной для получения нужного
масляные и
колорита; создавать пейзажи,
акриловые
3
различные по настроению.
краски
Пастель и цветные
Знать многообразие художественных
Мягкость,
мелки, акварель, их
материалов: понимать красоту и
бархатистость
выразительные
выразительность художественных
пастели,
возможности.
материалов; овладевать первичными
яркость
знаниями перспективы
восковых и
(загораживание, ближе-дальше).
масляных
мелков,
текучесть и
прозрачность
акварели
4
Выразительные
Овладевать техникой и способами
Представление
возможности
аппликации; понимать и
о ритме пятен.
аппликации.
использовать особенности
изображения на плоскости с
помощью пятна; создавать изделие по
заданию.
5
Выразительные
Понимать выразительные
Графика,
возможности
возможности линии, точки, пятен для
тонкие и
графических
создания художественного образа;
толстые,
материалов.
осваивать приемы работы граф-ми
подвижные и
материалами (тушь, палочка);
тягучие линии
создавать изображение по заданию.
6
Выразительность
Сравнивать, сопоставлять
материалов для
выразительные возможности
работы в объеме.
различных материалов, применяемых
в скульптуре; уметь работать с целым
куском пластилина, овладевать
приемами работы с пластилином;
скульптура
создавать объемное изображение.
7
8
Выразительные
Понимать выразительные
акварельные
возможности бумаги.
возможности линии, точки, пятен для
краски,
Неожиданные
создания художественного образа;
темпера,
материалы
масляные и
(обобщение темы).
акриловые
краски
Реальность и фантазия -7 ч.
9
Изображение и
Рассматривать, изучать и
реальность.
анализировать строение реальных
животных; изображать, выделяя
пропорции; передавать характер
животного; накапливать опыт в
изображении животных
10
Изображение и
Размышлять и вести беседу об
фантазия.
изображении как реального, так и
фантастического мира; придумывать
и изображать фантастические образы
животных; приобретать опыт работы
с гуашью.
11
Украшение и
Наблюдать и учиться видеть
реальность.
украшения в природе, откликаться на
природную красоту; создавать с
помощью графических материалов
изображения украшений в природе;
приобретать опыт работы с тушью,
мелом.
12
Украшение и
Сравнивать и сопоставлять
фантазия.
природные формы и декоративные
мотивы; осваивать приемы создания
орнамента; создавать украшения;
осваивать приемы работы
графическими материалами;
13
Постройка и
Рассматривать и анализировать
реальность.
природные конструкции, их формы,
пропорции
пропорции; накапливать опыт работы
с бумагой (закручивание, надрезание,
складывание, склеивание);
участвовать в создании коллективной
работы.
14-
Постройка и
Сравнивать и сопоставлять
15
фантазия. Братья-
природные формы с архитектурными
Мастера Украшения,
постройками; осваивать приемы
Изображения, всегда
работы с бумагой; создавать макеты,
работают вместе.
участвовать в создании коллективной
работы.
О чем говорит искусство?- 11 часов
16-
Изображение
Уметь наблюдать природу в
17
природы в различных
различных состояниях и изображать
состояниях.
живописными материалами; знать
колористические особенности работы
с гуашью.
18- Изображение
Наблюдать и рассматривать
Художник-
19
животных в различных состояниях;
анималист
характера животных.
НРК "Намадные
животные"
20-
Изображение
давать устную зарисовку, изображать
с ярко выраженным характером;
накапливать опыт работы с гуашью.
Уметь создавать противоположные
Женские
21
характера человека:
по характеру сказочные образы
качества
женский образ.
(Золушка и злая мачеха, Бабариха и
характера:
Царевна-Лебедь); сравнивать и
верность,
анализировать возможности
нежность,
использования изобразительных
достоинство,
средств для создания доброго и злого
доброта и т.д.
образа
22
Изображение
Изображение характера человека:
Мужские
характера человека:
мужской образ); сравнивать и
качества
мужской образ)
анализировать возможности
характера:
использования изобразительных
отважность,
средств для создания образа
смелость,
НРК Бурятский
мужчина- охотник"
23
24
решительность,
Образ человека в
честность,
скульптуре.
доброта и т.д.
О чем говорят
Понимать роль украшения в жизни
украшения.
человека; сравнивать и анализировать
украшения для различных ситуаций;
НРК "Бурятские
создавать декоративные композиции.
украшения"
25- В изображении,
Понимать характер линии, цвета,
26
украшении и по-
формы, способных раскрыть
стройке человек
намерения человека; уметь работать в
выражает свои
коллективе.
чувства, мысли,
настроение, свое
отношение к миру
(обобщение темы)
Как говорит искусство?- 7 часов
27-
Теплые и холодные
Уметь составлять теплые и холодные
Деление цветов
28
цвета. Борьба теплого цвета; понимать эмоциональную
на тёплые и
и холодного.
холодные.
выразительность их; уметь видеть в
природе борьбу и взаимовлияние
цвета; знать приемы работы кистью;
изображать простые сюжеты с
колористическим контрастом;
29- Тихие и звонкие
Смешение различных цветов с
Тихие и
30
черной, серой, белой красками –
звонкие цвета.
цвета.
получение мрачных, тяжелых и
нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в
природе с помощью тихих (глухих) и
звонких цветов. Наблюдение цвета в
природе, на картинах художников.
31
Ритм пятен.
Силуэт
Расширять знания о средствах
художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм. Уметь
передавать расположение (ритм)
летящих птиц на плоскости листа.
Развивать навыки творческой работы
в технике обрывной аппликации.
32
Что такое ритм
Уметь видеть линии в окружающей
линий.
действительности; иметь
Характер линий
представление об эмоциональной
выразительности линий; выполнять
НРК "Бурятские
рисунок воображением; уметь
узоры"
наблюдать, рассматривать,
любоваться.
33
Ритм линий, пятен,
Понимать роль взаимодействия
цвет, пропорции -
различных средств художественной
средства
выразительности для создания
выразительности.
различных образов; уметь создавать
Весна, шум птиц
(коллективная работа)
творческую работу и договариваться
с одноклассниками при выполнении
коллективной работы; уметь
выполнять работу в границах
заданной роли.
34
Обобщение тем по
Уметь анализировать работы и
курсу
рассказывать о своих впечатлениях;
«Изобразительное
понимать и уметь называть задачи,
искусство» за 3 класс. которые решались в каждой четверти;
уметь фантазировать и рассказывать
о творческих планах на лето.
Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по
воспитанию.