Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 3 классе соответствует: - федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями; - основной образовательной программе начального общего образования; - авторской программе под редакцией Б.М. Неменского; - основной образовательной программе начального общего образования ( 1-4 классы) МАОУ "Лингвистическая гимназия №3"; - учебному плану МАОУ "Лингвистическая гимназия №3" на 2020-2021 уч.год; - учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России»; - положению о рабочей программе учителя МАОУ "Лингвистическая гимназия №3". - программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения « Лингвистическая гимназия №3 г. Улан – Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями « Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г. Планируемые результаты освоения предмета В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по изобразительному искусству и реализацию модуля « Школьный урок» программы воспитания начального общего образования. Личностные результаты В ценностно - эстетической сфере у третьеклассника будет формироваться: - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); - толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; - художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере у третьеклассника будет развиваться: - способность к художественному познанию мира; - умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере у третьеклассника будут формироваться: - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); - стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты У третьеклассника продолжится формирование: - умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; - умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметнопродуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников. Предметные результаты У третьеклассника продолжатся процессы: - формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; - формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; - овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; - овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); - овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; - развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла. Содержание учебного предмета Искусство и ты Как и чем работает художник? Три основные краски – красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Реальность и фантазия Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). О чём говорит искусство Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Как говорит искусство Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках изобразительного искусства и технологии. На этих можно предлагать нарисовать или сделать поделку дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем или лепим животных» предложить нарисовать или слепить животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем человека» предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака или северную красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателейземляков. Предлагать экскурсии в лес; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, можно заочные. В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы. Тематическое планирование № Тема урока Кол- во часов 1 Чем и как работают художники? (8 ч) 2 Мы изображаем, украшаем, (7 ч) строим 3 О чём говорит искусство? (11 ч) 4 Как говорит искусство? (8 ч) 5 Итого 34 ч Календарно-тематическое планирование №. Тема урока Основные виды деятельности п/п Понятия учащихся Чем и как работают художники?- 8 ч 1 Три основных цвета. Наблюдать цветовые сочетания в Живопись природе; смешивать краски (прием основные и «живая краска»); овладевать составные первичными живописными цвета навыками. 2 Белая и черная краски. Сравнивать и различать темные и акварельные светлые оттенки цвета и тона; краски, смешивать цветные краски с белой и темпера, черной для получения нужного масляные и колорита; создавать пейзажи, акриловые 3 различные по настроению. краски Пастель и цветные Знать многообразие художественных Мягкость, мелки, акварель, их материалов: понимать красоту и бархатистость выразительные выразительность художественных пастели, возможности. материалов; овладевать первичными яркость знаниями перспективы восковых и (загораживание, ближе-дальше). масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели 4 Выразительные Овладевать техникой и способами Представление возможности аппликации; понимать и о ритме пятен. аппликации. использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна; создавать изделие по заданию. 5 Выразительные Понимать выразительные Графика, возможности возможности линии, точки, пятен для тонкие и графических создания художественного образа; толстые, материалов. осваивать приемы работы граф-ми подвижные и материалами (тушь, палочка); тягучие линии создавать изображение по заданию. 6 Выразительность Сравнивать, сопоставлять материалов для выразительные возможности работы в объеме. различных материалов, применяемых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, овладевать приемами работы с пластилином; скульптура создавать объемное изображение. 7 8 Выразительные Понимать выразительные акварельные возможности бумаги. возможности линии, точки, пятен для краски, Неожиданные создания художественного образа; темпера, материалы масляные и (обобщение темы). акриловые краски Реальность и фантазия -7 ч. 9 Изображение и Рассматривать, изучать и реальность. анализировать строение реальных животных; изображать, выделяя пропорции; передавать характер животного; накапливать опыт в изображении животных 10 Изображение и Размышлять и вести беседу об фантазия. изображении как реального, так и фантастического мира; придумывать и изображать фантастические образы животных; приобретать опыт работы с гуашью. 11 Украшение и Наблюдать и учиться видеть реальность. украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материалов изображения украшений в природе; приобретать опыт работы с тушью, мелом. 12 Украшение и Сравнивать и сопоставлять фантазия. природные формы и декоративные мотивы; осваивать приемы создания орнамента; создавать украшения; осваивать приемы работы графическими материалами; 13 Постройка и Рассматривать и анализировать реальность. природные конструкции, их формы, пропорции пропорции; накапливать опыт работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание); участвовать в создании коллективной работы. 14- Постройка и Сравнивать и сопоставлять 15 фантазия. Братья- природные формы с архитектурными Мастера Украшения, постройками; осваивать приемы Изображения, всегда работы с бумагой; создавать макеты, работают вместе. участвовать в создании коллективной работы. О чем говорит искусство?- 11 часов 16- Изображение Уметь наблюдать природу в 17 природы в различных различных состояниях и изображать состояниях. живописными материалами; знать колористические особенности работы с гуашью. 18- Изображение Наблюдать и рассматривать Художник- 19 животных в различных состояниях; анималист характера животных. НРК "Намадные животные" 20- Изображение давать устную зарисовку, изображать с ярко выраженным характером; накапливать опыт работы с гуашью. Уметь создавать противоположные Женские 21 характера человека: по характеру сказочные образы качества женский образ. (Золушка и злая мачеха, Бабариха и характера: Царевна-Лебедь); сравнивать и верность, анализировать возможности нежность, использования изобразительных достоинство, средств для создания доброго и злого доброта и т.д. образа 22 Изображение Изображение характера человека: Мужские характера человека: мужской образ); сравнивать и качества мужской образ) анализировать возможности характера: использования изобразительных отважность, средств для создания образа смелость, НРК Бурятский мужчина- охотник" 23 24 решительность, Образ человека в честность, скульптуре. доброта и т.д. О чем говорят Понимать роль украшения в жизни украшения. человека; сравнивать и анализировать украшения для различных ситуаций; НРК "Бурятские создавать декоративные композиции. украшения" 25- В изображении, Понимать характер линии, цвета, 26 украшении и по- формы, способных раскрыть стройке человек намерения человека; уметь работать в выражает свои коллективе. чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) Как говорит искусство?- 7 часов 27- Теплые и холодные Уметь составлять теплые и холодные Деление цветов 28 цвета. Борьба теплого цвета; понимать эмоциональную на тёплые и и холодного. холодные. выразительность их; уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористическим контрастом; 29- Тихие и звонкие Смешение различных цветов с Тихие и 30 черной, серой, белой красками – звонкие цвета. цвета. получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. 31 Ритм пятен. Силуэт Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. 32 Что такое ритм Уметь видеть линии в окружающей линий. действительности; иметь Характер линий представление об эмоциональной выразительности линий; выполнять НРК "Бурятские рисунок воображением; уметь узоры" наблюдать, рассматривать, любоваться. 33 Ритм линий, пятен, Понимать роль взаимодействия цвет, пропорции - различных средств художественной средства выразительности для создания выразительности. различных образов; уметь создавать Весна, шум птиц (коллективная работа) творческую работу и договариваться с одноклассниками при выполнении коллективной работы; уметь выполнять работу в границах заданной роли. 34 Обобщение тем по Уметь анализировать работы и курсу рассказывать о своих впечатлениях; «Изобразительное понимать и уметь называть задачи, искусство» за 3 класс. которые решались в каждой четверти; уметь фантазировать и рассказывать о творческих планах на лето. Итого: 34 часа из них 12 часов на реализацию рабочей программы по воспитанию.