Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии соответствует: Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования; Примерной образовательной программе основного общего образования; авторской программе по геометрии Атанасян Л.С.; основной образовательной программе основного общего образования (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»; федеральному перечню учебников; положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»; программе учреждения воспитания «Лингвистическая муниципального гимназия №3 общеобразовательного г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; Рабочая программа разработана Алагуевой Н.С., Валиулиной М.Г. , Ждановой Е.М. для параллели 7-х классов. Планируемые результаты обучения предмета «Геометрия» В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса. 1 Личностные: у учащихся будут сформированы: 1. ответственное отношение к учению; 2. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5. экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; 6. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; у учащихся могут быть сформированы: 1. первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации; 2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 4. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач. Метапредметные: Регулятивные учащиеся научатся: 1. формулировать и удерживать учебную задачу; 2 2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; 3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5. составлять план и последовательность действий; 6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; 8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; учащиеся получат возможность научиться: 1. определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата; 2. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; 3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; 4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 5. концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий. Познавательные учащиеся научатся: 1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 2. использовать общие приѐмы решения задач; 3 3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; 4. осуществлять смысловое чтение; 5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач; 6. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 7. понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8. понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 9. находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме: принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; учащиеся получат возможность научиться: 1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 2. формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 3. видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 4 6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 7. интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 8. оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 9. устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения Коммуникативные учащиеся научатся: 1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; 3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4. разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников; 5. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6. аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Ученик получит возможность научиться: 1. строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; 5 2. использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 3. корректно формулировать свою точку зрения; 4. проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; 5. контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль. Предметные: учащиеся научатся: 1. работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию; 2. владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность); 3. измерять длины отрезков, величины углов; 4. владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 5. пользоваться изученными геометрическими формулами; 6. пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации; учащиеся получат возможность научиться: 1. выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 2. применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; 6 3. самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов; 4. владеть технологиями удаленного обучения. Место учебного предмета - базисный учебный (образовательный) и школьный учебный план на изучение геометрии в 7 классе отводит 2 часа в инвариантной части учебного плана; - количество часов внеделю–2; - количество часов на учебныйгод–70; - 35 учебных недель. Преподавание ведется по учебно-методическому комплекту Атанасян Л.С., М.:, «Просвещение», 2017г., содержание которого соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. 2. Содержание учебного предмета «Геометрия» Начальные геометрические сведения (11 ч.) Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. Треугольники (21 ч.) Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный 7 треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Параллельные прямые (12 ч.) Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.) Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трѐм элементам. Повторение геометрии 7 класса (8 ч.) Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач по готовым чертежам. 3. Календарно-тематическое планирование по геометрии Тема урока Количество часов I четверть Глава I. Начальные геометрические сведения Прямая и отрезок 1 Луч и угол 1 Сравнение отрезков и углов 1 Измерение отрезков 1 8 Решение задач по теме «Измерение отрезков» 1 Измерение углов 1 Смежные и вертикальные углы 1 Перпендикулярные прямые 1 Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые» 1 Контрольная работа №1 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Глава II. Треугольники Треугольник 1 Первый признак равенства треугольников 1 Решение задач на применение первого признака 3 равенства треугольников Контрольная работа №2 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Итого часов за Iчетверть 18 Из них на реализацию рабочей программы по 4 воспитанию II четверть Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и 2 высоты треугольника 9 Свойства равнобедренного треугольника 1 Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» 1 Второй признак равенства треугольников 1 Решение задач на применение второго признака 1 равенства треугольников Третий признак равенства треугольников 1 Решение задач 2 Окружность 1 Решение задач на построение 2 Контрольная работа №3 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Итого часов за IIчетверть 14 Из них на реализацию рабочей программы по 3 воспитанию III четверть Глава III. Параллельные прямые Определение параллельных прямых. Признаки 2 параллельности двух прямых Практические способы построения параллельных 1 прямых Решение задач по теме «Признаки параллельности 1 10 прямых Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности 1 прямых Свойства параллельных прямых 2 Решение задач по теме «Параллельные прямые» 3 Контрольная работа №4 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника Остроугольный, 1 прямоугольный и тупоугольный 1 треугольник Соотношения между сторонами и углами треугольника 2 Неравенство треугольника 1 Решение задач по теме «Неравенства треугольника» 1 Контрольная работа №5 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Итого часов за IIIчетверть 20 Из них на реализацию рабочей программы по 4 воспитанию IV четверть 11 Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства 1 Решение задач на применение свойствпрямоугольного 1 треугольника Признаки равенства прямоугольных треугольников 1 Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» 1 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между 1 параллельными прямыми Построение треугольника по трем элементам 1 Решение задач. Задачи на построение 2 Контрольная работа №6 1 Рефлексивно-оценочный урок 1 Повторение Начальные геометрические сведения 1 Признаки равенства треугольников. Равнобедренный 1 треугольник Признаки равенства треугольников. Равнобедренный 1 треугольник Параллельные прямые 1 Соотношения между сторонами и углами треугольника. 1 Обобщение курса геометрии 1 12 Итоговая контрольная работа 1 Резерв 1 Итого часов за IVчетверть 18 Из них на реализацию рабочей программы по 3 воспитанию Итого по всем разделам Из них на реализацию 70 рабочей воспитанию 13 программы по 14