Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии соответствует:
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного общего образования;
Примерной
образовательной
программе
основного
общего
образования;
авторской программе по геометрии Атанасян Л.С.;
основной образовательной программе основного общего образования
(5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г.Улан-Удэ»;
федеральному перечню учебников;
положению о рабочей программе учителя МАОУ «Лингвистическая
гимназия №3 г. Улан-Удэ»;
программе
учреждения
воспитания
«Лингвистическая
муниципального
гимназия
№3
общеобразовательного
г.
Улан-Удэ»,
которая
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания» от 02.06.2020 г.;
Рабочая программа разработана Алагуевой Н.С., Валиулиной М.Г. ,
Ждановой Е.М. для параллели 7-х классов.
Планируемые результаты обучения предмета «Геометрия»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
данная
рабочая
программа
обеспечивает
формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по
математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля
«Школьный урок» программы воспитания основного общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса.
1
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1. ответственное отношение к учению;
2. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5. экологическая культура: ценностное отношение к природному
миру,
готовность
следовать
нормам
природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
6. формирование
способности
к
эмоциональному
восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений;
у учащихся могут быть сформированы:
1. первоначальные представления о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для
развития цивилизации;
2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
3. критичность
мышления,
умение
распознавать
логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности
при решении арифметических задач.
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся научатся:
1. формулировать и удерживать учебную задачу;
2
2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации;
3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4. предвидеть
уровень
усвоения
знаний,
его
временных
характеристик;
5. составлять план и последовательность действий;
6. осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые
коррективы;
7. адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ
решения;
8. сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1. определять
последовательность
промежуточных
целей
и
соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
2. предвидеть возможности получения конкретного результата при
решении задач;
3. осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия;
4. выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
5. концентрировать
волю
для
преодоления
интеллектуальных
затруднений и физических препятствий.
Познавательные
учащиеся научатся:
1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2. использовать общие приѐмы решения задач;
3
3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
4. осуществлять смысловое чтение;
5. создавать, применять и преобразовывать знаково-символические
средства, модели и схемы для решения задач;
6. самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных математических проблем;
7. понимать
сущность
алгоритмических
предписаний
и
уметь
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8. понимать и использовать математические средства наглядности
(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
9. находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения математических проблем, и представлять еѐ в понятной форме:
принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1. устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;
2. формировать учебную и общепользовательскую компетентности в
области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ-компетентности);
3. видеть
математическую
задачу
в
других
дисциплинах,
в
окружающей жизни;
4. выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
5. планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
4
6. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения
задач;
7. интерпретировать
информацию
(структурировать,
переводить
сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том
числе с помощью ИКТ);
8. оценивать
информацию
(критическая
оценка,
оценка
достоверности);
9. устанавливать
причинно-следственные
связи,
выстраивать
рассуждения, обобщения
Коммуникативные
учащиеся научатся:
1. организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников;
2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных
точек зрения;
4. разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников;
5. координировать
и
принимать
различные
позиции
во
взаимодействии;
6. аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
1. строить понятные для партнера высказывания и аргументировать
свою позицию;
5
2. использовать
средства
устного
общения
для
решения
коммуникативных задач.
3. корректно формулировать свою точку зрения;
4. проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
5. контролировать
свои
действия
в
коллективной
работе;
осуществлять взаимный контроль.
Предметные:
учащиеся научатся:
1. работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение
необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной
и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику,
использовать различные языки математики (словесный, символический,
графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2. владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о
числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная,
угол, многоугольник, круг, окружность);
3. измерять длины отрезков, величины углов;
4. владеть
навыками
устных,
письменных,
инструментальных
вычислений;
5. пользоваться изученными геометрическими формулами;
6. пользоваться
предметным
указателем
энциклопедий
и
справочников для нахождения информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1. выполнять арифметические преобразования выражений, применять
их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных
учебных предметах;
2. применять изученные понятия, результаты и методы при решении
задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к
непосредственному применению известных алгоритмов;
6
3. самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при
решении
актуальных
для
них
проблем,
а
также
самостоятельно
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений,
связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
основным способам представления и анализа статистических данных; решать
задачи с помощью перебора возможных вариантов;
4. владеть технологиями удаленного обучения.
Место учебного предмета - базисный учебный (образовательный) и
школьный учебный план на изучение геометрии в 7 классе отводит 2 часа в
инвариантной части учебного плана;
- количество часов внеделю–2;
- количество часов на учебныйгод–70;
- 35 учебных недель.
Преподавание ведется по учебно-методическому комплекту Атанасян
Л.С., М.:, «Просвещение», 2017г., содержание которого соответствует
федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
общего образования.
2. Содержание учебного предмета «Геометрия»
Начальные геометрические сведения (11 ч.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.
Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов. Градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники (21 ч.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к
прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный
7
треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и
линейки.
Параллельные прямые (12 ч.)
Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых.
Практические
способы
построения
параллельных
прямых.
Аксиома
параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч.)
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами
треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их
свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние
между параллельными прямыми. Построение треугольника по трѐм
элементам.
Повторение геометрии 7 класса (8 ч.)
Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные
прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение
задач по готовым чертежам.
3. Календарно-тематическое планирование по геометрии
Тема урока
Количество часов
I четверть
Глава I. Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок
1
Луч и угол
1
Сравнение отрезков и углов
1
Измерение отрезков
1
8
Решение задач по теме «Измерение отрезков»
1
Измерение углов
1
Смежные и вертикальные углы
1
Перпендикулярные прямые
1
Решение задач по теме «Перпендикулярные прямые»
1
Контрольная работа №1
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Глава II. Треугольники
Треугольник
1
Первый признак равенства треугольников
1
Решение задач на применение первого признака 3
равенства треугольников
Контрольная работа №2
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Итого часов за Iчетверть
18
Из них на реализацию рабочей программы по 4
воспитанию
II четверть
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и 2
высоты треугольника
9
Свойства равнобедренного треугольника
1
Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» 1
Второй признак равенства треугольников
1
Решение задач на применение второго признака 1
равенства треугольников
Третий признак равенства треугольников
1
Решение задач
2
Окружность
1
Решение задач на построение
2
Контрольная работа №3
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Итого часов за IIчетверть
14
Из них на реализацию рабочей программы по 3
воспитанию
III четверть
Глава III. Параллельные прямые
Определение
параллельных
прямых.
Признаки 2
параллельности двух прямых
Практические
способы
построения
параллельных 1
прямых
Решение задач по теме «Признаки параллельности 1
10
прямых
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности 1
прямых
Свойства параллельных прямых
2
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
3
Контрольная работа №4
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника
Остроугольный,
1
прямоугольный
и
тупоугольный 1
треугольник
Соотношения между сторонами и углами треугольника
2
Неравенство треугольника
1
Решение задач по теме «Неравенства треугольника»
1
Контрольная работа №5
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Итого часов за IIIчетверть
20
Из них на реализацию рабочей программы по 4
воспитанию
IV четверть
11
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
1
Решение задач на применение свойствпрямоугольного 1
треугольника
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»
1
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между 1
параллельными прямыми
Построение треугольника по трем элементам
1
Решение задач. Задачи на построение
2
Контрольная работа №6
1
Рефлексивно-оценочный урок
1
Повторение
Начальные геометрические сведения
1
Признаки равенства треугольников. Равнобедренный 1
треугольник
Признаки равенства треугольников. Равнобедренный 1
треугольник
Параллельные прямые
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 1
Обобщение курса геометрии
1
12
Итоговая контрольная работа
1
Резерв
1
Итого часов за IVчетверть
18
Из них на реализацию рабочей программы по 3
воспитанию
Итого по всем разделам
Из
них
на реализацию
70
рабочей
воспитанию
13
программы
по 14