Пояснительная записка Рабочая программа по информатика и ИКТ соответствует: Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе основного общего образования; авторской программе по предмету информатика и ИКТ Семакин основной образовательной программе основного общего образования И.Г.; (5-9 классы) МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; учебному плану МАОУ «Лингвистическая гимназия №3»; федеральному перечню учебников; программе воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ», которая разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020 г.; положению о рабочей программе учителя МАОУ Лингвистической гимназии №3 Рабочая программа разработана Алагуевой Н.С. для учащихся 9–х классов. Планируемые предметные результаты В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом данная рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса по математике, алгебре, геометрии и информатике и реализацию модуля «Школьный урок» программы воспитания основного общего образования. Личностные, содержания курса. Личностные: метапредметные и предметные результаты освоения у учащихся будут сформированы: умение понимать сущность понятия «информация», еѐ основные умение распознавать виды информационных процессов; примеры виды: источников и приемников информации; знать особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком; умение пользоваться единицами измерения количества и скорости передачи информации; умение владеть программным принципом работы компьютера: начальные навыки владения основными видами программного обеспечения компьютера и их назначение; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; назначение и принципы работы компьютерных сетей; владеть основными свойствами алгоритмов, типами алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; знать программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; Предметные результаты обучения: у учащихся могут быть сформированы: навыки использования возможностей локальной и глобальной сетей для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам; навыки представления чисел в различных системах счисления; исполнение и умение строить простые алгоритмы; использование готовых информационных модели, оценивание их соответствие реальному объекту и целям моделирования; умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; умение оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации; начальные навыки создания информационных объектов, в том числе: структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки; умение проводить проверку правописания; умение использовать в тексте таблицы, изображения; навыки создания и использования различных форм представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем); создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; владеть технологиями удаленного обучения. Метапредметные результаты изучения информатики в основной школе выражаются в следующем: систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными прикладными пакетами; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий; сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования. Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Содержание программы. 68 часов, 2 часа в неделю. 1. Управление и алгоритмы – 18 час. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. 2. Программное управление работой компьютера – 34 час. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. 3. Информационные технологии и общество - 6 час. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере. 4. Электронные таблицы – 10 часов. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса № урока 68 часов (2 часа в неделю) Наименование разделов и тем Домашнее задание 1.Управление и алгоритмы – 18ч., 2 часа в неделю 1 2 3 4 5 6 7 8 Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Управление с обратной связью Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Языки для записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. ПР 1 «Графический учебный исполнитель Кузнечик.» ПР 2 «Графический учебный исполнитель Водолей.» ПР 3 «Графический учебный исполнитель Черепаха.» ПР 4 «Графический учебный исполнитель Робот» Вспомогательный алгоритм 10 ПР 5 «Решение задач со вспомогательным алгоритмом» Циклический алгоритм. Структура цикл. 11 Решение задач по теме «Циклы» 12 ПР№6 «Циклы» 13 Линейный алгоритм. Структура следование. Разветвляющийся алгоритм. Структура ветвление. Работа с учебным исполнителем алгоритмов, составление линейных, ветвящихся, циклических алгоритмов управления исполнителем. Метод пошаговой детализации ПР№7 «Составление алгоритмов со сложной структурой. Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм)». 9 14 15 16 §1, №5,6 §2, №5-8 §3, №6 сообщение §4, сообщение §4, скачать среду §4 §5, №7 в тетради §6 §6 в тетрадях §7 §7, №5 сообщение в тетради 17 Автоматизированные и автоматические системы управления 18 Использование рекурсивных процедур Доп. к главе I подготовка к зачету 18 часов Итого I четверть Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию 4 часа 2.Программное управление работой компьютера – 34ч., 2 часа в неделю 19 Что такое программирование? 20 Моя первая программа 21 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура паскаль-программы. Типы данных. Представление данных в программе. Линейные вычислительные алгоритмы. 22 23 24 §8, сообщение В тетрадях §9 В тетрадях §9, №8 §10, №6 сообщение 27 Правила записи основных операторов языка Паскаль. Знакомство с языком Паскаль. Пр№8 «Знакомство с системой языка Паскаль. Разработка и исполнение линейных программ». Лабораторная работа №1 28 Лабораторная работа №2 в тетрадях 29 30 31 Алгоритмы с ветвящейся структурой. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация. Решение задач на ветвление. Программирование ветвлений на Паскале. 32 Программирование диалога с ПК. 33 Лабораторная работа №5 в тетрадях 34 Лабораторная работа №5 35 Итого II четверть Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию Оператор выбора Case подготовка к зачету 16 часов 3 часа 36 Решение задач с оператором Case 25 26 §11, №3 в тетрадях §12, №4 §12, №7 §13, №5, 6 §14, №4 в тетрадях в тетрадях 37 Лабораторная работа №6 38 39 Программирование циклов. Оператор повтора While. Лабораторная работа №4 40 Алгоритм Евклида 41 Пр №9 «Разработка и исполнение программы обработки массивов». Оператор Repeat. Таблицы и массивы. Решение задач по теме массивы. Массивы в Паскале. Оператор повтора For. в тетрадях Пр№10 «Решение задач различными операторами повтора While, Repeat, For» Лабораторная работа №7. в тетрадях Лабораторная работа №8. Решение задач по теме «Строковые величины». Одна задача обработки массива. в тетрадях 42 43 44 45 46 47 48 49 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Сортировка массива. в тетрадях §15, №7 в тетрадях §16, №2 §17, №2 §18, 1 в тетрадях §19, №6 §20, №1 §21, №3 Доп. к главе II 51 Программирование перевода чисел из одной системы счисления О языках программирования и трансляторах 52 История языков программирования Доп. к главе II 50 Итого по теме Доп. к главе II 34 часа 3.Информационные технологии и общество – 6ч., 2 часа в неделю 53 54 55 56 57 Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Итого III четверть Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию История ПО и ИКТ Информационные ресурсы современного общества Понятие об информационном обществе. §22, №8 §23, №16 20 часов 4 часа §24, №8 §25, сообщение §26, №3 58 Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. §27, №7 4. Электронные таблицы 12 часов, 2 часа в неделю. 59 Структура электронных таблиц. 60 ПР№11 «Электронные таблицы Excel». 61 Типы и формат данных. 62 64 Относительные и абсолютные ссылки. ПР№12 «Абсолютная и относительная адресация в Excel». Встроенные функции. 65 ПР№13 «Работа с функциями» в тетрадях 66 Сортировка и поиск данных. сообщение 67 Построение диаграмм и графиков. сообщение 68 Исследование информационных моделей. Итого IV четверть Из них на реализацию рабочей программы по воспитанию Всего сообщение 14 часов 63 сообщение назначение Excel типы данных в тетрадях сообщение выучить формулы 3 часа 68 часов