ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы по дополнительному образованию «WayAhead» (Только вперед!) для 11 класса заключается в том, что совершенствуются основы для развития интереса к языковому и культурному многообразию мира. Дополнительная образовательная программа МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3 г. Улан-Удэ» для учащихся 11 класса разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ: - с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196; - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533; - с уставом образовательного учреждения; - с лицензией № 3116 от 10 августа 2018 г. с приложениями; - с положением об объединении дополнительного образования в ОУ. Основное направление программы дополнительного образования в гимназии - это удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Под иными образовательными потребностями в данном образовательном учреждении понимается удовлетворениеиндивидуальных потребностей обучающихся в языковом развитии; обеспечение учащихся углубленным изучением английского языка. Целью данной программы является развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции во всей совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, развитие способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать английский язык, коммуникативных потребностей в открытии мира зарубежных сверстников и использование английского языка для этих целей. Для выполнения программы необходимо решить следующие задачи: 1. Повысить мотивацию к изучению английского языка. 2. Расширить и углубить знания учащихся во всех видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо). 3. Расширить лексический запас. 4. Способствовать развитию творческого потенциала учащегося. 2 5. Совершенствовать навыки работы в группе. Работа основывается на следующих принципах: - сбалансированный подход к развитию всех видов деятельности; каждый урок содержит упражнения, направленные на развитие всех видов речевой деятельности; - использование принципа «от простого к сложному», формирование языковых навыков и речевых умений проходит в несколько этапов; - особое внимание уделяется развитию грамматических навыков и формированию техники письма; - материал для учащихся направлен на развитие у учащихся компенсаторных умений и навыков; - систематическое повторение и обобщение пройденного материала дают возможность учащимся с разными языковыми способностями хорошо усвоить изученный материал, а учителю проверить степень обученности учащихся; - регулярная проверка знаний учащихся при помощи тестов. В процессе изучения у учащихся развиваются следующие умения: - общеучебные умения: работа с дополнительными учебными пособиями, со словарем, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме; - специальные учебные умения: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме, пользоваться двуязычным словарем; - собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение. Контроль и оценка знаний предполагает степень достижений учащихся в решении поставленных целей и задач обучения. Цель оценки заключается в формировании у школьника уважительного отношения к себе; в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях); в создании у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения. Контроль уровня усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой четверти. Он проводится при помощи письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер. Тестовая форма контроля с заданиями множественного выбора позволяет за короткий период времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам. Использование электронных учебных пособий значительно облегчает отслеживание индивидуальной траектории учащихся. В программе курса дополнительного образования отражены современные педагогические технологии изучения иностранных языков, такие как проектная методика, разность информационных потенциалов, кейс-метод, модульно-блочная организация процесса. Программа 3 дополнительного образования дает возможность учащимся широко использовать Интернет технологии. При создании программы учитывались психологические особенности возрастных групп учащихся, что нашло отражение в выборе учебных тем, содержании текстов, форме заданий, видов работы, учебных технологий, организации учебного процесса, выборе приемов и способов работы. Данная программа базируется на учебно-методическом пособии TeamUp 11, авторы Мишин А. В., Громова И. А., Ёлкина К. И. и другие. Представленные в учебном пособии материалы дают возможность учащимся овладеть основами работы с различными типами аутентичных материалов, формируют языковые навыки и развивают речевые умения, необходимые для общения в реальных жизненных ситуациях. Материал социокультурного плана, представленный в различных компонентах учебного пособия, способствует формированию у учащихся социокультурной компетенции. В основу программы “WayAhead” положен сбалансированный подход к развитию всех видов деятельности. Именно поэтому каждый урок включает в себя работу не только над формированием языковых навыков, но и над развитием всех речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма. Говорение Все упражнения способствуют созданию ситуаций, стимулирующих общение учащихся между собой, развитию речевой культуры школьников, формированию умений самостоятельного решения элементарных задач в устной речи. Письмо Развитие умения письменной речи включают в себя обучение технике письма как вида речевой деятельности. Обучение письму ведется поэтапно. Задания по обучению письменной речи отличаются большим разнообразием. В упражнениях по обучению письму находит отражение принцип постепенного и логичного нарастания сложности материала. Аудирование Тексты для аудирования содержат интересный и разнообразный материал, помогающий учащимся выработать стратегию понимания аудиотекста. Тексты построены на изучаемом грамматическом и лексическом материале, что дает возможность учителю более тщательно отрабатывать изучаемый материал, а учащимся успешно усваивать его. Они приобретают умение прогнозировать и понимать основное содержание аудиотекстов, извлекать необходимую информацию. Чтение Каждый урок, помимо работы над формированием языковых навыков, включает материал, направленный на развитие различных типов чтения. 4 Обучение в одиннадцатом классе ведется по следующим учебным темам: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. LookingGood (Забота о внешнем виде) TheDigitalMind (Цифровое поколение) ActiveandHealthy (Активный и здоровый образ жизни) TimetoMove (Время путешествовать) TheNextStep (Планы после окончания школы: экзамены, выбор профессии) DotheRightThing (Поступая правильно: общаемся, избегая конфликтных ситуаций) IntheSpotlight (В фокусе: современный мир СМИ, телевидения, искусства, книг и фильмов) Consumers’ World (Современный мир потребительского рынка) The Power of Nature (Силаприроды) ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Мишин А. В., Громова И. А., Ёлкина К. И. и др. TeamUp! 11 (Вместе). М., Просвещение, Pearson, 2020. 2. Мишин А. В., Громова И. А., Ёлкина К. И. и др. Английский язык. Методическое пособие для учителя к учебнику А. В. Мишина, И. А. громовой, К. И. Ёлкиной и др. М., Просвещение, 2020. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №№ 1 2 3 4 4 5 6 7 7 8 9 10 11 12 13 14 ИТОГО № тема 1 четверть 9 недель – 18 часов Module 1 Looking Good Module 2 The Digital Mind Module 3 Active and Healthy Revision 2 четверть 7 недель – 14 часов Module 3 Active and Healthy (ЕГЭ, задания 40.1, 40.2) Module 4 Time to Move Module 5 The Next Step Revision 3 четверть 10 недель – 20 часов Module 5 The Next Step Module 6 Do the Right Thing Module 7 In the Spotlight Revision 4 четверть 8 недель – 16 часов Module 8 Consumers’ World Revision Module 9 The Power of Nature Final test Темы Кол-во часов 6 5 5 2 1 8 3 2 4 7 7 2 6 2 6 2 68 Часы 5 1 ЧЕТВЕРТЬ (18) Module 1 LOOKING GOOD 1 Appearance, clothes, footwear and accessories, fashion 2 Facial features 3 Life skills. How to give a presentation 4 Present tenses 5 Articles 6 Writing an informal email (ЕГЭ) Module 2 THE DIGITAL MIND 7 Health and computers 8 Scientific research 9 Uses of drones 10 Non-finite verb forms 11 Writing a blog post Module 3 ACTIVE AND HEALTHY 12 Sports, activities, fitness and exercise 13 Injuries, accidents and emergencies 14 Diet and nutrition. Eating habits 15 Sports collocations; extreme sports 16 Past tenses; past habits and routines 17-18 Revision 1 (ЕГЭ) 2 ЧЕТВЕРТЬ (14) Module 3 ACTIVE AND HEALTHY 19 Writinganessay(ЕГЭTask 40.1/40.2) [ознакомление с форматом] Module 4 TIME TO MOVE 20 Urban and rural life; urban transport 21 Air travel 22 Travel essentials. Websites/apps which help travellers 23 An ideal town/city 24 Life skills. How to take part in a debate 25 Modal verbs 26 Defining and non-defining relative clauses 27 Writing an informal email (ЕГЭ) Module 5 THE NEXT STEP 28 Personal characteristics 29 Education 30 University ‘open day’ 31-32 Revision 2 (ЕГЭ) 3 ЧЕТВЕРТЬ (20) Module 5 THE NEXT STEP 33 Future jobs 34 Job interview 35 Personal statements 36 Talking about future events and situations Module 6 DO THE RIGHT THING 37 Truth and lies. Emotions 38 Communicating. Body language 39 Relationships, conflicts and problems 40 Honesty is the best policy 41 Life skills. How to set SMART goals 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 42 Zero, First and second conditionals 43 Writing an essay (ЕГЭTask 40.1/40.2) Module 7 IN THE SPOTLIGHT 44 TV news 45 Viewing habits 46 Success and failure. Promotion through social media 47 Interviews with celebrities 48 Describing art, films, books and plays. My favourite piece of art 49 A book/film review 50 Reported speech 51-52 Revision 3 (ЕГЭ) 4 ЧЕТВЕРТЬ (16) Module 8 CONSUMERS’ WORLD 53 Advertising 54 Money. Spending habits. Money tips/quotes/memes 55 Payments, trading and banking. Services we use regularly 56 Life skills. How to be more creative 57 Passive voice. Causative 58 Writing an essay (ЕГЭTask 40.1/40.2) 59-60 Revision 4 (ЕГЭ) Module 9 THE POWER OF NATURE 61 Water and the ocean 62 Natural disasters and dealing with them 63 Environmental responsibility.Sustainable homes. My (green)home 64 Life skills. How to identify fake news 65 Third conditional. I wish…/If only… 66 Writing an essay (ЕГЭTask 40.1/40.1) 67-68 Final test (ЕГЭ) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 dream 1 1 1 1 2 7