ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ» Республики Бурятия для обучающихся разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ: - с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196; - с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 533; - с уставом образовательного учреждения; - с лицензией № 3116 от 10 августа 2018 г. с приложениями; - с положением об объединении дополнительного образования в ОУ. Дополнительная образовательная программа разработана Бобковой Н.Г. для 9 классов филологического профиля МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. УланУдэ». Основное «Путешествие в направление страну программы французского дополнительного языка» это образования удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству федеральных Российской государственных Федерации, осуществляемых требований. Под иными за пределами образовательными потребностями в данном образовательном учреждении понимается удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в языковом развитии; обеспечение учащихся углубленным изучением французского языка на базовом уровне. Программа рассчитана на два учебных часа в неделю. Всего 68 учебных часов: 34 учебные недели. Особенность данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования французского языка в развитии индивидуальности школьника. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Программа направлена индивидуальности компетенции в на реализацию школьников; совокупности развитие ее следующей иноязычной составляющих - цели: развитие коммуникативной речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной; дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка в область изучения второго иностранного языка; способность понимать различия и общность своей культуры, культуры народов, чей язык изучался первым, и культуры франкоязычных стран. Задачи, решаемые в курсе обучения французскому языку на начальном этапе, направлены на формирование и развитие у учащихся следующих навыков и умений: - углубить знания по предмету, - развить речевые навыки, - расширить лексический запас, - получить дополнительную лингвострановедческую информацию о стране изучаемого языка, - навык правильного, нормативного произношения, четкой артикуляции всех звуков французского языка; - навык и умение правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах; - умение объясняться (устно и письменно) с носителями языка в ограниченном числе стандартных и наиболее типичных для подростков 13-16 лет ситуаций общения; - умение воспринимать на слух и зрительно несложные тексты и понимать с разной степенью глубины заложенную в них информацию; - умение соотносить задачи общения с социокультурным контекстом, что предполагает усвоение учащимися некоторых поведенческих характеристик и овладение определенным объемом страноведческих фоновых знаний, которыми располагают представители страны изучаемого языка. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Раздел 1. Je suis francophone! Тема 1. Lesfrancophones.Знакомство (через Интернет-форумы и блоги) с представителями франкофонногосообщества. Франция и другие франкоязычные государства (Бельгия, Швейцария, Канада):основные сведения. Тема 2. Lalanguefrançaise. Французский язык в мире. Франкофония. Тема 3. IvesDuteuil –poète, musician etinterprètefrançais. Блог как средство интерактивного общения. Раздел 2. Jevoyage! Тема 4. Le voyage à l`étranger.Путешествие за границу (организованное, индивидуальное). Первая поездка во Францию. Как подготовиться к путешествию (заказ билетов, бронирование номера в отеле и т.д.). Самые популярные туристические направления для французов и россиян. Популярность Франции среди иностранных туристов. Тема 5. Bretagne –la régionfrançaise.Основные достопримечательности. Программа путешествия. Тема 6.JacquesDutronc –chanteur, compositeuretacteurfrançais. ТомаДютрон – французскиймузыкант, певециактер. Раздел 3. CommentsedéplacerenFrance? Тема 7.Letransport.Виды транспорта (самолет, теплоход, машина, велосипед…). Лучший способ передвижения для путешествия по Франции (возможные варианты и разные точки зрения). Переправа через Ла-Манш на пароме. Тема 8. L`Eurostar. Евростар (скоростной поезд Париж-Лондон). Тема 9.CharlesTrenet–auteuretchanteurfrançais, легендафранцузскогошансона. Эрик Тули – французский певец и автор песен (факультативно). Раздел 4.Bellespagesdel`histoiredeFrance. Тема 10. L`Histoire de France.Некоторые страницы французской истории. История Железной Маски (гипотезы). Тема 11. LadynastiedesBourbons. Династия Бурбонов от Генриха IVдо Карла X (генеалогическая ветвь, основные представители). Людовик XIII(краткая история жизни и правления). История Жанны д`Арк и французского короля Карла VII. Тема 12. ChâteauHenriIV. Посещение замка По – замка Генриха IV в регионе Аквитания и замка Сен-Жермэн-ан-Лэ, где родился и часто бывал Людовик XIV, - в регионе Иль-де Франс. Тема 13. Le château de Monte-Cristo. Тема 14.Pierre-JeandeBéranger– французский поэт и сочинитель песен. На занятиях кружка «Путешествие в страну французского языка» идет целенаправленное использование национально-регионального компонента, что стимулирует интеллектуальную учащихся.Интеграция культуры и края эмоциональную с изучением сферы личности иностранного языка осуществляется по двум направлениям.Включение краеведческой информации из разных предметных областей (Истории, географии, литературы, искусства, а также истории науки и философии) в программу изучения иностранного языка.Методика изучения родной культуры младшими подростками на занятиях кружка французского языка обусловлена их возрастной спецификой. Они подвержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет педагогу широко использовать народные сказки, песни о родном крае и городе. В связи с этим данная рабочая программа предполагает изучение темыБурятия – регион в России. Основные достопримечательности. Программа путешествия (2 урока). В системе обучения французскому языку используются и дистанционные образовательные технологии. Например, образовательная платформа «Российская электронная школа». Уроки французского языка на данной платформе строятся на видео уроке с лекцией учителя. Кроме этого предлагаются тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз. При выполнении проверочных заданий результаты фиксируются и формируется статистика успеваемости ученика. Заметим, что образовательный ресурс «Российской электронной школы» используется не только как дополнительный материал при организации занятий в классе, но и как способ перенять опыт и наработки коллег. Рекомендую ученикам посещение интерактивных уроков и дополнительные материалы электронной школы для повышения качества их знаний. Кроме того, предусмотрены занятия по французскому языку в онлайн режиме на учебной платформе Discord. Для обеспечения эффективной работы во время таких занятий задействованы следующие методы дистанционного образования: Чатзанятие, самостоятельная работа, исследовательский способ обучения, электронный журнал «Сетевой город», метод «Один к многим». Во время онлайн занятий используются такие приемы обучения как объяснение, рассказ, беседа, выполнение тренировочных упражнений, заучивание учебного материала, письменные работы, повторение. В качестве форм подведения итогов обучения французскому языку используются: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита творческого проекта, защита социального проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, выступление на концертах, фестивалях, творческих конкурсах. Данная система дополнительного языкового образования в гимназии спешно функционирует длительное время и дает положительные результаты. У учащихся углубляется позитивное отношение к процессу учения и самообразования, формируется устойчивый интерес к изучению иноязычной культуры, развивается творческий потенциал, совершенствуется уровень ключевых предметных компетенций и метапредметных умений. Данный вывод подтверждается следующими показателями. Учащиеся, посещающие кружок французского языка принимают активное участие и занимают призовые места: - в ежегодном городском фестивале иностранных языков; - в Неделе французского языка ИФМК БГУ; - в ежегодном городском конкурсе сочинений на иностранных языках; - в городском конкурсе «Лингвист»; - в Дне Франкофонии ИФИЯМК БГУ; - в городской олимпиаде «Первоцвет»; - во Всероссийском конкурсе «Мои литературные открытия» ИИЯ РУДН; -воВсероссийскомэтапеConcours des cartes de voeux; - в научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»; - в республиканской научно-практической конференции учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». В качестве форм подведения итогов обучения французскому языку используются: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита творческого проекта, защита социального проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, выступление на концертах, фестивалях, творческих конкурсах. Данная система дополнительного языкового образования в гимназии спешно функционирует длительное время и дает положительные результаты. У учащихся углубляется позитивное отношение к процессу учения и самообразования, формируется устойчивый интерес к изучению иноязычной культуры, развивается творческий потенциал, совершенствуется уровень ключевых предметных компетенций и метапредметных умений. Данный вывод подтверждается следующими показателями. Учащиеся, посещающие кружок французского языка принимают активное участие и занимают призовые места: - в ежегодном городском фестивале иностранных языков; - в Неделе французского языка ИФМК БГУ; - в ежегодном городском конкурсе сочинений на иностранных языках; - в городском конкурсе «Лингвист»; - в Дне Франкофонии ИФИЯМК БГУ; - в городской олимпиаде «Первоцвет»; - во Всероссийском конкурсе «Мои литературные открытия» ИИЯ РУДН; -воВсероссийскомэтапеConcours des cartes de voeux; - в научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее»; - в республиканской научно-практической конференции учащихся по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна». Учебно-методический комплекс: 1. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Французский язык: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: третий год обучения / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2020. 2. Селиванова упражнений: Н.А., учебное Шашурина пособие для А.Ю. Французский общеобразовательных язык. Сборник учреждений с приложением на электронном носителе: третий год обучения / Н.А. Селиванова М.: Просвещение. – 2020. 3. Селиванова Н.А. Аудиокурс с записью диалогов и текстов к учебнику «Французский язык. Встречи» / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2020. 4. Селиванова Н.А. Французский язык. Второй иностранный язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Встречи». 7-9 классы. / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2020. 5. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю., книга для учителя к УМК «Французский язык. Второй иностранный язык для 7-9 классов / Н.А. Селиванова - М.: Просвещение. – 2020. 6. Агеева Е.В. Французский язык. Тесты. 7-9 классы. Учебно-методическое пособие / Е.В. Агеева - М.: Дрофа, 2003. 7. Васильева Т.И. «Французский язык: сборник типовых тестов для подготовки к тестированию и экзамену / Т.И. Васильева – Минск, 2009. 8. Французский глагол. Грамматические таблицы / под ред. РайнераФоллата. – М.: Астрель: АСТ. – 2005. 9. http://www.parismatch.com 10. http://www.tv5.org. 11. rfi.fr. 12. http://www.francparler.org. 13. francomania.ru. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ЧАСОВ) Учебная Тема Кол-вочасов четверть 1 Раздел 1. Je suis francophone! четверть Тема 1. Les francophones. 8 Тема 2.Lalanguefrançaise. 7 Тема 3. IvesDuteuil. 1 Лексический диктант. 1 Контрольное упражнение. 1 Итого часов за 1 четверть 18 2 Раздел 2. Jevoyage! четверть Тема4. Levoyage à l`étranger. 6 Тема 5. Bretagne - larégionfrançaise. 6 Тема 6. Jacques Dutronc – chanteur, compositeur et acteurfrançais. 1 Зачет. 2 Контрольное упражнение. 1 Итого часов за 2 четверть 16 3четверть Раздел 3.Comment se déplacer en France? Тема7. Le transport. 8 Тема 8. L`Eurostar. 8 Тема 9. Charles Trenet-auteur et chanteurfrançais. 1 Лексико-грамматический тест. 1 Итого часов за 3 четверть 18 4 Раздел 4.Belles pages de l`histoire de четверть France. Тема 10. L`histoire de France. 4 Тема 11. La dynastie des Bourbons. 4 Тема 12.Château HenriIV. 2 Тема 13. Le château de Monte-Cristo. 1 Тема 14.Pierre-Jean de Béranger – poète et chansonnierfrançais. 1 Лексическийдиктант. 1 Контрольное упражнение. 1 Защита творческого проекта. 2 Итогоза 4 четверть 16 Итого: 68